Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Бордкультура | Налегке | Гренландский Хелибординг.


Заманчивое предложение закрыть катальный сезон при помощи хелибординга поступило как нельзя вовремя. Май в Новосибирске - довольно малопригодный для сноубординга месяц. И еще такой стресс фактор, как пропедаленные из-за сиденья в офисе все самые большие снегопады этой зимы. Закрывающий сезон хелиборд назначен в Гренландии, с купола тамошнего исполинского ледника, прямо в Атлантический океан. Условное название сего мероприятия - "Русский хелиборд десант", а конкретно поставленная передо мной задача - по возможности отснять эту героическую акцию на фото-видео.


В качестве дополнительных обязательных условий: быть веселу, бесшабашену, и само собой отжечь по полной по обильному гренландскому снежно-ледовому покрову. И так шесть дней, по шесть подъемов в день, если с погодой на месте договоримся. Перспективы обрисованы, слюна уже пошла, и ноги засучили, надо как-то делать Шенгенскую визу, а именно датскую, поскольку гренландские иннуиты до сих пор проживают под крышей славных потомков викингов. Датская анкета выглядит весьма сурово, особо напрягает один из пунктов про работу, звучащий примерно так: А ПУСТЬ ВАШ работодатель ПОБОЖИТСЯ, что НЕ УВОЛИТ ВАС, пока вы будете тусить в Дании. А если вы из нашей Дании вовремя не отчалите, то мы вас сначала посадим, а потом еще и разгрузим на предмет лишних денег. Серьезный подход чувствуется и детальная проработка вопроса. С работой, которую можно предъявить датскому посольству, откровенно негусто, приходится идти в "знакомое" тур. агентство, где я номинально тружусь и имею соответствующий шанс на анкеты со справками. В качестве менеджера по продажам отправляю документы в Москву. Погода в Гренландии стоит замечательная, принято решительное решение: Все на старт! Электронный билет до столицы вырубаю из интернета минут за десять и радостно же сам и распечатываю его на принтере. Российский паспорт у меня надорван и весьма занюхан во время предыдущих экспедиций, физиономия соответственно подозрительная, ну и до полного букета еще и собственноручно отпечатанный билет. Сомнения рассеиваются уже после прохождения паспортного контроля. Лечу и прилетаю таки в Москву. Рейс "Аэрофлота" в Копенгаген на следующее утро из Шеремеьево-2.


Копенгаген


До Дании долетели неожиданно быстро. Науке неизвестно, что этому более способствовало: то ли могучий попутный ветер, подгоняющий наш самолет, то ли добротные порцайки вискаря, периодически переправляемые нам из бизнесс-класса. И вот мы уже почти в Копенгагене. Граница чисто символическая. Румяный дедок-викинг без вопросов штампует паспорта. Сноуборды - в камеру хранения и вперед, искать заказанный до отеля автобус. С автобусом все в поряде, он во-первых, красный, а во-вторых, максимального размера, что при шестерых пассажирах довольно забавно. Отель наш называется "Адмирал", это один из старых средневековых пакгаузов, расположенных прямо на берегу пролива между островами. У самых дверей отеля пришвартованы две полновесные морские шхуны. Одна с классическим деревянным корпусом, вторая с металлическим, в стиле первых пароходов. В центральную части города еще в 18 веке прорыли каналы для того, чтобы оживить торговлю. Торговля процветает до сих пор, набережная буквально улеплена ресторанчиками, где орудуют хитроглазые и вальяжные афродатчане. Афродатчан, равно как и чайнодатчан, чуть ли не больше, чем обыденно белобрысых скандинавов. На следующий после нашего приезда день, во дворе датского парламента проводилась церемония выдачи паспортов многочисленным кандидатам в афродатчане. Датский паспорт теперь можно получить через семь лет разнообразных процедур и всевозможных кунштюков. Раньше, говорят, было проще.


Город малоэтажный, красивый, чистый и очень уютный. Возле парламента две стоянки для спецтранспорта - велосипедов. Местные министры, педалируя по утрам на работу по улицам Копенгагена, показывают пример здорового образа жизни для остальных датчан. Параллели с нашими российскими реалиями отсутствуют начисто. Автомобилей немного, так как налог при покупке машины составляет здесь 150% от цены аппарата. То есть умножаем ценник ровно на 2,5 и идем покупать велосипед. На работу все едут на великах, в офисе. принимают душ, меняют свои вело бриджи с вело памперсами на цивильный костюм и мантулят до конца рабочего дня. Зато пробок нет даже на самых "загруженных" улочках. В загородном парке аттракционов исправно функционируют целиком деревянные американские горки. Прокатившись на них, как-то по другому начинаешь смотреть на историю с дуборожденным гомункулом по имени пиноккио. В парке отдыхает после трудов праведных великое множество арабодатчан. Стайки умеренно запаранжеванных дам сопровождают спокойные и гордые сыны пустынь.


Местное метро работает на полной автоматике, без всяких там машинистов, но проверить это мы не успеваем, у нас запланированная русскоговорильная экскурсия. Узнаем от компетентного специалиста, что русские - неумелая и бестолковая нация. Соседним шведам достается еще больше - они здесь на положении "во всем виноватых", буквально... Если в кране нет воды, значит, дело не без шведов.... В быстром темпе осматриваем наиболее значимые архитектурные объекты, начиная с ларька с хот-догами и заканчивая королевской резиденцией. Причем именно в таком порядке. В промежутке забегаем в Музей древней скульптуры с настоящим греческим залом, проезжаем мимо Христиании, государства раста свобод внутри государства евро свобод. Там на днях свободолюбивые "Христиане" рванули гранату в местном кафе. За мир, наверное, боролись, только гранат не хватило. Не пустили нас в Христианию именно из-за этого печального инцидента.


Дома в Копенгагене дорогие, многие датчане снимают жилье в соседней Швеции, благо она простирается напротив. Каждые пол часа туда стартует электричка по замечательному гибриду моста и туннеля. Визуальный эффект потрясающий: весьма длинный мост обрывается у самого побережья Дании. Создается впечатление, что мост не достроен, но машины по нему почему-то идут. Центральная секция моста висит на внушительных вантовых опорах и может пропускать под собой морские суда. Пляж в Копенгагене песчаный, насыпной, длиной несколько километров. В воде только фридайверы в мокрых гидрокостюмах. К каждому прикреплен почти метровый буек с флажком наверху. Поскольку датчане очень водоплавающая нация, ныряльщика без буйка ожидает самая незавидная участь, примерно как у лягушки, беззаботно разгуливающей по МКАД. На суше праздно гуляющим сильно проще. Через весь центр идут кипящие уличной жизнью, пешеходные зоны. Между собой объясняемся примерно так: идем по мексиканской улице, потом на площадь барабанщиков, дальше, от "монумента Церителли" - направо...


Прогулки заканчиваются ирландским пабом уже за полночь, пора бы и баиньки, ведь утром мы вылетаем рейсом Air Greeland, ни за что не угадаете куда;))) На регистрации уже отираются эскимосского вида граждане в длиннополых жупанчиках и меховых сапогах. Сразу видно местные знают, чего ждать в плане погоды от своей Родины. Нашу неслабую гору чехлов принимают только по отдельности, больно устрашающе она выглядит. В самолете гренландских авиалиний наливают всякого разного. Причем весьма настойчиво. Стюардесса периодически весело роняет на пол какие-то тарелки и банки, повторяя каждый раз свою гренландскую мантру: Sorry! It's Monday! (извините, это все проклятущий понедельник!).


Однозначно, у эскимосов должны быть в языке термины, раскрывающие тему KOLOTUN'a & SUSHNYAK'a. По словам французских гидов, все дома в Гренландии покрашены в яркие цвета для того, чтобы сильно подгулявшего иннуита, можно было, СВЕРЯСЬ С ЦВЕТНЫМ БРАСЛЕТОМ НА РУКЕ, привезти и прислонить к домику того же цвета, что и браслет. Воистину получается общество с системой цветовой алко дифференциацией джедаев. Гуманно, практично и не грузит мозги (как и все красивые утопии, тема впоследствии оказалась лишь шуткой).


Гренландия




Атлантику пересекаем без особых проблем, переваливаем через Гренландию и садимся в Кангерлуусаке на западном побережье острова. Получаем багаж, сдаем багаж и, наконец, грузимся в чартер, маленький верхнеплан с неуберающимся шасси. Самолетик бодро отрывается от полосы, невзирая на значительный перевес. В начале салона гора лыжных и бордических чехлов. Практически все взяли с собой по 2-3 сноуборда, в расчете на целый букет снежных кондиций.


Летим вдоль фьорда на высоте три тысячи метров. Видимость потихоньку убывает по мере нашего продвижения к Маниитцогу и, соответственно тают шансы на сегодняшнее катание. Но скальники и кулуары внизу проплывают потрясные. Садимся вдоль скальника практически на береговую полосу. Местные таксисты похожи на индейцев из фильма про Чингачгука. Гоняют лихо, просто давя тапку в пол! Поселяемся в отеле Maniitsoq Hotel. Стоит он на верху скалы. Номера с замечательным видом на бухту, под окнами живут две весьма жирные и нахальные полярные утки.



Сегодня полетов не будет, облака практически лежат на воде. Гиды устраивают брифинг и демонстрацию снаряжения. Каждый получает рюкзачок с ABS, бипер, лавинный щуп, лопату, страховочную беседку и рацию. Инструктаж, равно как и все общение с гидами, на английском. Назначается время принятия решения о полетах - 10 утра. Теперь все зависит от погоды. Надо на всякий случай отоспаться. Разница во времени с Сибирью 9 часов. Утро двусмысленно облачное, но гиды говорят, что летим. Завтракаем на совесть, каталка предполагается без пауз, несмотря на то, что одна вертушка будет поднимать три группы по 4 человека. Первая группа летит на место катания на вертолете, две последующие, на катере. Облачность такая, что полеты могут завершиться в любой момент. Спуски соответственно короткие, снега маловато, под 15-20 сантиметрами свежего снега жесткий наст либо ледник. День начинается весело, Николя "удачно" поправляет чеку и у него срабатывает AIR BAG, а я наверху первой заброски с удивлением понимаю, что попутал левое и правое крепления. Как говорится, и на старуху бывает проруха... не при бабушках будет сказано;)


Спуски довольно короткие, зато подбор стабильно быстрый - порой вертушка садится раньше, чем мы успеваем спуститься вниз, и это, несмотря на то, что вертолет работает одновременно с тремя группами. Временами доезжаем до самой воды, и тогда вертушка садится прямо на пляж. Обедаем в эскимосском эквиваленте пионерлагеря, и снова пытаемся катануть, насколько позволяет заметно ухудшающаяся погода. Пилот творит свои маленькие воздушные чудеса, в условиях минимальной видимости вертикально "стреляет" вдоль скальных стен, с перегрузкой в добрую парочку Жэ и высаживает нас в микроскопические просветы. Гвоздем ужина становится необычайно вкусная и востребованная (хорошо идет под водочку Smirnoff) икра. После настойчивых расспросов всей кухонной братии, выясняем, что это икра "рыбы-лягушки-нежно-сосущей лампу".... кто бы мог подумать;) Выпитые за ужином две с половиной бутылки водки, погоду, увы, не поправили, и наутро, гиды с "постными физиономиями" начинают заводить разговоры о рыбалке.


Сегодня в программе гипотетический Моби Дик, и реальный погрузчик, гипнотически размеренно жонглирующий сорокафутовыми контейнерами прямо под окнами нашего отеля. Вот, похоже, и вся культурная программа на сегодня. Ну и еще местные магазинчики. После обеда решаем стартовать на катере в полной амуниции, если не полетаем, так хоть по бухте прогуляемся.




Погода тем временем потихоньку улучшается, и мы высаживаемся на берег острова Hamburger Land, загораем и ждем вертолет. Алексей и Николя крутят разные флипы со скальной стенки. Сегодня заброски уже повыше, катаемся по ледникам.


Нереально красивые панорамы с видом на фьорд, с противоположного берега которого в воду рушится ледник. Снега здесь поболее, ледяная подложка уже не напрягает, можно жечь, чем все и занимаются. Уклон весьма добрый, и скорость набирается "на раз".




Катаюсь с камерой без маски и соответственно рельефа почти не вижу, на чем и попадаю, довольно жестко, но без больших последствий. Первый раз, на полных ходах выезжаю к поперечной трещине, ширина метра три, на дне уже есть один влетевший сноубордер (КИЛ), пытаюсь пораньше оттолкнуться от загибающегося вниз края , но опоры уже нет, и пролетев над головой благоразумно пригнувшегося КИЛа, со всей дури врезаюсь в контр уклон. Складывает жестко, локтем руки, той, которая с камерой, приезжаю себе в колено. А через спуск и того веселее, перепрыгиваю камни на пятидесяти градусном крутяке, цепляю носком доски, и вот он амплитудный двойной фронт флип! Втыкаюсь в снег двадцатью метрами ниже. Состояние лампочки нормальное, но по дороге от меня отстрелилась камера. Кричу наверх, чтобы не проехали и не засыпали ее еще больше. Пока троплю по крутяку наверх, Эрик и Кил уже выкапывают изрядную траншею, я ползу и молюсь, чтобы нашли, на камере все наши съемки и еще куча фоток, все на ейном жестком диске, закопано посреди ледника. Подползаю, СУЮ РУКУ В СНЕГ И ДОСТАЮ камеру СРАЗУ!!!! Фигею и радуюсь, понимаю, что надо кончать с безбашеными прогонами.


Заканчиваем каталку в седьмом часу, наматывая за куцую половинку дня чуть более двух вертикальных километров. За что организаторы вечером получают честно заработанный пистон и пожелание заблаговременно строить вертолетчика.


Третий день катания. Старт в 9 утра, но тучки уже шалят и кучкуются по краям бухты, наползая на желанные вершины. Шуруем по бухте на катере, впереди наяривает пропистоненный вертолетчик, погода лукавит, облака идут то по самой воде, то прячутся совсем, открывая обширные языки ледников. Сегодня заброски повыше, с 1300м, и вот мы уже прокладываем маршруты с невероятно красивого ледового щита Гренландии, так сказать, центрального ее ледника. Сегодня мой девиз: Slowly, Softly, Safetly, ( в вольном переводе - не козлить!), по крайней мере, катаюсь только в маске и соответственно вижу рельеф. Сегодня дежурный по рубрике - Саня. Пропорция: три прыжка - три падения! Саня тянется за более прытким Алексеем и попадается раз за разом. Обедаем в горном цирке, в месте со сногсшибательным видом на ледник. Сэндвичи (их каждый вертит себе сам) и капельку белого вина, чтобы подчеркнуть прелесть момента. После обеда катаем чуть меньше, солнце садится, и склон заметно твердеет. На финише заключительного спуска Саня заряжает со скального уступа, чиркает доской по камню и в результате приземляет на свое оперированное плечо, чем окончательно закрепляет за собой титул героя дня, Rocket-Men'a, Человека ракеты и побивателя камней. За день накатываем семь вертикальных километров. Максимальный перепад 1150 метров. Всего 9 спусков.


1 мая, четвертый день катания, наверное, самый трудный день. Болят все мышцы, потянутые во время падений в первые дни. Видимость отвратительная, тучи идут полосами, рельеф не читается совсем, а это реальная перспектива загреметь с ледниковых сбросов. Плюс еще ко всему этому холодно, и как следствие, повышенная лавинная опасность. На лавиноопасных местах, держимся возле скальных стен и соблюдаем дистанцию. Один из гидов, тестируя склон перед проездом своей группы, подрезает довольно обширную лавину и съезжает на ней верхом. Наша группа наблюдает эту картину сверху, нарезая круги вокруг этого цирка. При попытке сесть впритык к верхнему гребню горы, вертушка заскребается в такую узкую расщелину, что создается впечатление, будто пилот каким-то образом поджимает лопасти винта. Вверху сухой паудер, правда, не сильно глубокий, сантиметров 30-40, но в сочетании с большой крутизной вполне и очень даже гуд. В средней части спуска снег потяжелее и с жесткой коркой, а выкат это почти голый ледник до самого фьорда. По фьорду плавает кит и брызгается своими фонтанами. Полновесный такой "Моби Дик", размерами по более нашего катера. Пока мы летаем над заливом, катер гоняется за китами, на предмет фотосессии, их, китов оказывается двое, целое семейство. Вскоре китовому родителю надоедает эта возня и суета, и он делает предупредительный круг вокруг катера. Торпед у кита не бывает, но он в легкую справится и так, если должным образом раздухарится. Предупреждение принято, и катер благоразумно сваливает от такой перспективы.



Катаемся только до обеда, и поскольку все опять затягивает, плывем на катере обратно в отель. Начинает валить снег... Тучи волочатся и скребут по самой воде, похоже на сегодня все, можно сушить весла и делать apreski местным Карлсбергом. За ночь ветер срывает обложившие залив тучи, и по утру все начинается сначала. Небо в 6 утра чистейшее, но к моменту старта уже подзатягивается, и катание начинается при весьма посредственной видимости. Субъективно очень холодно, особенно наверху. Пока стоишь и ждешь на фотосъемке, руки просто отваливаются. Выезжаем для прыжков и фотосъемки на глобальный карниз, здесь у Сани сама собой срабатывает ABS'ка, причем чека остается на месте, а за спиной таки разворачиваются ангельские крылья. Так же, в позиции La Angel, Саня и продолжает спуск, пока внизу не складывает "надувастики", а инструкторы тем временем добывают из вертолета запасной баллон и перезаряжают ABS. Лавинная опасность имеет место быть, поэтому часть маршрутов проходим по одному, сохраняя внушительную дистанцию, да еще и постоянно траверсим, уходя от ледниковых сбросов и мест с открытыми трещинами. Холод напоминает о себе все настойчивей, пора бы закинуть в организм немножко калорий.


Ланч запланирован на склоне посреди ледника, коробка с термосами заранее скинута туда с вертолета, только не совсем понятно где. Прочесывание местности силами инструкторского состава не приносит ощутимых результатов, наш восхитительно горячий и питательный "зуппе" таинственным образом сгинул в недрах ледника. На поиски исчезнувшей провизии отправляется вертушка, а мы уже основательно задубевшие, сооружаем ветрозащитную стенку и приступаем к поглощению промороженных сендвичей. Как только мы расправляемся с бутербродами, прилетает вертолет с пропавшим ланч боксом. Оказывается коробку присыпало обвалившимся снегом, и мы не заметили ее, проехав буквально в нескольких метрах.



Вся группа улетает греться на катер, остаюсь из русской группы один я и четыре французских инструктора. Первая мысль: Сейчас они покажут мне "кузькину мамку!", и точно, садимся над крутым кулуаром, под названием Пицца-1 или Pizza Deeds. Сначала неслабая стенка, на которой каким-то чудом держится пол метра целячка, затем постепенно выполаживающийся и идущий горбом язык ледника. Шаг влево, шаг вправо, и ты в трещине. Следом бомбим еще более крутой северный кулуар "Number One", открытые трещины и впечатляющий ледниковый сброс.


Пролетаем над гренландской рыболовной шхуной, Эрик открывает форточку и показывает морякам полноценный фак. Пантомима прямо как у нас в России где-нибудь на светофоре. Набор высоты, практически по вертикали. И, наконец, высаживаемся совсем уже в почти вертикальную скальную расщелину, падающую в супер заснеженный кулуар. Перед нами идет еще одна группа, там из русских тоже один Юрий. Ветер усиливается, с каталкой на сегодня все, надо валить вниз, на катер.



Пятый день катания оказался весьма суров, но при этом очень даже неплох. Идем обратно по усиливающейся волне, начинается шторм и снегопад. Программа на сегодня: купить коньяка и из номера не выходить:). С рыбалкой большой вопрос... в такую погоду рыба будет клевать разве что на динамит. Планируемая прогулка на Ski Doo, тоже вызывает большие сомнения. Все окрестности - это голые скалы, лишь чуток присыпанные снежком. Но план есть план. Время готовности 10-30. Сноуборды берем с собой. В назначенное время, позвякивая системами, появляемся на ресепшн только мы с Саней, оказывается все поездки отменили, гуляем по магазинам.


На следующее утро вылетаем в Кангерлуусак по расписанию, наблюдая, как раскачивает ветром наш зачехленный и заякоренный вертолет B-3 (Белка). Отрываемся от полосы в промежутке между обильными снежными зарядами. В Кангерлуусаке сразу лепим свои стикеры на стенку коридора прибытия. Здесь уже целая международная коллекция, есть все направления местного экстрима, от морозоустойчивых каякеров, до любителей "собачьих бегов". Теперь и "Русский Хелиборд Десант" имеет место быть. Мы завершили свою спортивную часть маршрута, а навстречу уже спешат вновь прибывшие нетерпеливые путешественники с жадными до приключений глазами.


Валентин Зюзюк.


Новосибирск.







ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий