Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Вести от друзей | Построение песочной мандалы

Построение песочной мандалы в Новосибирске.

Тибетское искусство из первых рук.



Вот уже несколько лет монахи отправляются в длительные путешествия-туры по городам мира, чтобы дать возможность всем желающим познакомиться с тысячелетним наследием буддизма. Они проводят различные церемонии, посвящения, концерты традиционной духовной музыки на благо всех живых существ.



Главным событием «Дней Тибета в Новосибирске» стала церемония «Построения песочной Мандалы Будды Медицины» Эта удивительная мистерия позволила всем желающим соприкоснуться с бесценным опытом буддисткой традиции и познакомится ближе с самобытной культурой Тибета.



Не случайно местом проведения всех мероприятий стал отдел природы Новосибирского краеведческого музея. Благоприятное расположение залов, многолетняя культурно-просветительская работа сотрудников и расположение руководства стали решающими факторами при выборе места для фестиваля.



Монахи прибыли в наш город холодным ранним утром 10 мая. Новосибирск стал уже 5 городом, который они посетили. До этого они уже побывали в Элисте, Краснодаре, Перми и Омске. В каждом городе строились разные мандалы. В Новосибирске им предстояло построить мандалу Будды Медицины .



Накануне (9 мая) группа волонтеров готовилась к встрече делегации. Выставочные залы музея преобразились за несколько часов. Общими усилиями были задрапированы стены, появилась небольшая уютная комната для отдыха монахов, была украшена алтарная часть, изготовлен специальный стол (3х3 м.) для мандалы и многое другое.



Особым украшением фестиваля стала фотовыставка «Чистая страна», принять участие в которой выразили желание фотографы города.



Чистые Страны по представлениям буддистов - это мир, населенный исключительно просветленными Бодхисаттвами, которые продолжают учить для блага всех живых существ. Это поля сознания Будды, они не является местом, которое расположено где-либо географически - это пространства ума, и, будучи человеком, можно переживать их здесь и сейчас.



Достижение такого уровня осознавания возможно посредством практики определенных медитаций и сильных пожеланий. Когда вы спокойны, радостны и свободны, Сансара превращается в Чистую Страну, и Вам не надо никуда стремиться. Этот мир и есть Чистая Страна.



Построение мандалы Будды Медицины продолжалось в течение 6-ти дней. Каждый день начинался с совместной медитации с монахами. После чего четверо монахов приступали к строительству, а в соседнем зале проходили лекции по буддистской философии и медицины, пресс-конференции, показ видеофильмов, дружеские встречи.


Как в мандале с каждым часом появлялись новые прекрасные символы и детали, так каждый день происходили новые встречи, события, маленькие открытия и важные



Учение Гаутамы Будды ("будда" по-санскритски означает "пробужденный") сформировалось в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни.


В мандале врачевания огромное количество символов, и каждый воздействует на различные органы и системы, устраняя дисбаланс в организме. В центре мандалы помещено изображение книги — символ Знания, которое основано на гуманных и медицинских принципах.


На Тибете используются различные техники выполнения мандалы, но песочная — самая мощная по воздействию. Потому что каждая песчинка — это кристалл, который при медитации ламы наполняется энергией бодхисатв. А мандала в целом — это огромный дворец, куда Великих учителей приглашают прийти. Если дворец выстроен по всем канонам, Великие врачеватели посещают его и отвечают на просьбы больных.



Лама, создающий мандалу, должен обладать колоссальным терпением и часами сохранять высокую степень концентрации. Одно неверное движение — и все надо переделывать. Но это техническая сторона дела. А есть и сакральное содержание ритуала: посредством медитации лама обращается к восьми Великим учителям врачевания — бодхисатвам, которым Знание дал сам Будда, а также восьми их ученикам. Это 16 некогда реально существовавших личностей, которые достигли святости, всеведения и совершенства в любви и сострадании к людям. Великие учителя вышли за рамки времени, взяв на себя обязательство и после жизни помогать страждущим. На грубом, физическом уровне бодхисатв и их учеников давно нет, но на тонком плане их благословение обращается на всех просящих при сотворении мандалы.


На протяжении нескольких дней создается великолепный орнамент, каждый час дополняемый все новыми деталями, которые лама осыпает миллиметр за миллиметром разноцветным мраморным песком. Сверху картина похожа на искусную рельефную вышивку гладью, в которой использованы только яркие чистые цвета: красный, синий, желтый, зеленый и белый. Интересно наблюдать, с какой филигранной точностью ламы "прорисовывают" песчинками через медную трубочку сложнейшие и тончайшие узоры. Чтобы воспринять мощные вибрации мандалы, надо прийти на действо подготовленным: успокоить ум, освободить его от негативных мыслей, расслабиться. Если в умиротворенном состоянии провести в зале, где происходит таинство, не меньше двух часов, повторяя несложные мантры, то положительные перемены со здоровьем не заставят себя ждать. Уже прямо во время процесса может наступить облегчение. Но главное — потом ситуация будет складываться таким образом, что человек обязательно найдет именно то лекарство, метод лечения или именно того доктора, которые ему помогут.



Неотъемлемой частью любой тибетской буддийской церемонии является пение, которое исполняется голосом «Ямантаки», победителя бога смерти, одного из главных йидамов. В монастырских текстах этот голос сравнивается с "рокотом лавины, сходящей с заснеженных вершин" или "стремительной горной рекой, перекатывающей камни". Монахи подчеркивают, что действенность церемонии, прежде всего, объясняется тем, что они опираются на древние тексты и мантры, веками передававшиеся от учителя к ученику по непрерывной линии преемственности, а также на особый вид обертонного пения, способный передать гармонии высшего порядка.


После завершения строительства мандалы, ее разрушают. Это отельный ритуал, несущий так же глубокий и символический смысл: в мире нет ничего постоянного, мы не должны привязываться к чему бы то ни было. С точки зрения буддизма — это единственно правильное отношение к природе вещей, избавляющее человека от страданий.


Решение разрешить тибетским монахам строить песочные мандалы на Западе было принято Его Святейшеством Далай-ламой XIV, который преследовал одновременно несколько целей. С одной стороны, это был бесценный дар народам тех стран, которые, в силу своей открытости и сострадания, были готовы протянуть Тибету руку помощи. Ведь тантрические ритуалы, предусматривающие построение песочных дворцов и приглашение в них просветленных существ, достигших всеведения и раскрывших в себе все потенциальные возможности, очищают пространство, восстанавливают нарушенный баланс в природе и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Как бы мы ни относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или к священному объекту, достойному поклонения, она дарит нам столько благословений, сколько мельчайших песчинок уходит на ее построение. Она избавляет нас от болезней, омрачений, страхов и дурных помыслов. Зная это, тибетцы традиционно выражают мандале знаки почтения, чтобы усилить тот положительный эффект, который она способна оказать на их жизнь: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.


С другой стороны, строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи могли рассказать людям о своей уникальной культуре, оказавшейся в силу исторических причин на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы. Запад пытался рассматривать песочную живопись в контексте искусства, а особо рьяные педанты усматривали в этом дискредитацию тайных практик. У Тибета была своя точка зрения. "Некоторые люди в зале могут задаться вопросом, - заметил Его Святейшество Далай-лама XIV, когда впервые привез на Запад монахов тантрического монастыря Гьюто - разве можно демонстрировать тантрические ритуалы светской публике? Это же тайные учения, - скажут они, - разве можно показывать их для развлечения? Но ведь внутренние процессы, сопровождающие ритуалы, и озарения, получаемые в медитации, невозможно увидеть глазами. При этом наблюдать внешнюю сторону ритуала весьма благоприятно, ибо это рождает в уме связь с данными практиками и раскрывает заложенный в нас потенциал. Хотя крайне сложно практиковать и полностью постичь суть тантры, тибетцы всегда собирались, чтобы посмотреть на внешнюю сторону ритуалов".



В наш век упадка возможности заронить зерно Просветления в сердце человека далекого от буддизма ничтожны: одних отталкивает сложность терминологии, других экзотичность восточных религий. Тибетские монахи минуют эти барьеры совершенно непостижимым образом: с каждым, кто приходит к ним, они говорят на понятном ему языке. Поистине, у них есть ключ к сердцу каждого.


В составе делегации посетившей Новосибирск прибыли 5 монахов из монастыря Гоман (LAMA TENZIN CHOKLANG RINPOCHE, GESHI THUPTEN GYATSO, GESHI JIGME LODO, THUPTEN YARPHEL , JAYANG JIMPA) и один монах (GESHI TSEPHEL) из тантрического монастыря Гьюмед. Оба монастыря принадлежат к традиции Гелуг, возглавляемой Его Святейшеством Далай Ламой XIV.


Статья: Ивент Эксперт http://event-nsk.ru

Фото: Валентин Зюзюк.







ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий