Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Экзопутешествия | Налегке | Путешествие в мото рай.

По Монгольскому Алтаю. Путешествие в мото рай, версия для эндуро.


05.07. день 1. (460км.) Старт в 8 утра из Новосибирска. Провожают нас из мотопартизан: Данила и «Уча». Пилим неспешно на Алтай, до Манжерка, и встаем на Эндуро базе Володи Попова из Алтай-мото. Слушаем весь вечер аппетитные эндуро-байки и прочие истории, очень душевно.



06.07. день 2. (470км.) Едем по замечательному своими видами Чуйскому тракту, и встаем на ночевку перед границей, традиционно ставим палатку на хребте перед Ташантой (Жана-аул).



07.07. день 3. (190км.) День перехода границ. Встречаем рассвет, глядя с горы на Кош-Агачскую степь и Ледники Актру, собираем лагерь и подтягиваемся к 8 часам к гос.границе. Стоит большая очередь, много машин из Казахстана и Киргизии, все едут на праздники к своим монгольским родственникам. Иду выяснять, есть ли лазейки вокруг этого праздника-сабантуя. Погранцы-молодцы ставят нас первыми на проход границы (как граждан России) и в 10.50 мы уже катим по Монголии в ближайший ГУАНЗ, есть вкуснющие буузы. Буузы везде первейшее обиходное блюдо. Они в каждом месте разного вкуса, но неизменно радуют, потому, что свежие. Картошку к мясу подают как приправу, совсем чуточку. Зато выращивают ее во множестве, для экспорта в Россию.


Экономя время, едем по Федеральной трассе в Баян Ульгий. Асфальт положили уже почти до Ульгия. На въезде в Монголию, от тряски клинит мой старенький фотик, никакие пассы не помогают его оживить. Меняем Рубли на тугрики, курс очень даже радует : 1 рубль= 54 тугра. (на границе предлагают 1:45). В Ульгие есть международный Юртовый (Гэр) лагерь, Blue Wolf Travel, там даже есть столь вожделенный урбанофилами полухалявный WiFi.


Направляемся в сторону Сагсая, на границе нам доброжелатель со своим интересом сказал, что там эпидемия ящура и карантин, оказалось – подгон для разворота. Встаем в 15ти км. В сторону Буянта, на речке и наши рыбаки тут же закидывают спиннинг на ветку большого дерева, на этом рыбалка заканчивается, отбой.



08.07. день 4. (127км.) Встали не спеша, Саня снял с дерева спиннинг, забросил пару раз, и оторвал уже с лески полностью оснащенную балду со всеми прчандалами. В рыбалке опять настала пауза. Проехали Буянт и Алтай, где отобедали буузами, за Алтаем долго искали мосты и броды в нужную долину. Встали на ночлег не доезжая озера Тал, предварительно поднявшись в радиалку на карровые озера.


09.07. день 5. (195км.) Едем в сторону озера Тал. Саня резво форсирует речку и заваливается на больших камнях на броде, сливаем воду, меняем фильтр и можно двигать дальше. На повороте в нужную долину, местные монголы из юрт заворачивают нас, говоря, что эта дорога плохая, в результате, приезжаем к совершенно другому озеру, от которого озеро Тал лежит через перевал с неслабой морреной. Местечко Улаанхад с полуразобранными ржавыми грузовиками (УралВагонЗавод) Прыгаем по камням моренной стенки, пытаясь найти проезд на высоте 2650м. В результате насобачиваемся скакать по камням. У меня от этого променада вытекает задний амортизатор. Теперь мои ноги выполняют его функцию методом присел-привстал. В результате наматываем лишку 50 км, и возвращаемся к первоначальному плану перевала с «плохой дорогой». Просто перевал оказывается с жидкой размешенной грязью и колеями. Не принципиально. Лишь я разик заваливаюсь, пытаясь соскочить с глубокой, как оказалось, жесткой колеи. Возле озера Тал, большущая лохматая собака, охраняющая скот возле юрт, погоняла хорошо и весело Саню по солончаковым кочкарям. После озера, гоним 80 км/ч. По ровным степным колейкам. Обедаем в Делууне. Въезжаем в солончак, мечемся в поиске дороги, и в конце концов , встаем лагерем.


10.07. день 6. (160км.)


Заехали нечаянно на погран. Заставу Ганцмод. Погранцы монгольские проверили наши паспорта, объяснили, что нужна бумага из Ульгия в погранзону (с КНР), помурыжили нас чуток и завернули назад, объяснив, ка объехать другие заставы. Выбираем внутреннюю дорогу в Булган(1) через два перевала и внушительный красный каньон. Перевал с многочисленными серпантинами, усеян весь огромнывми валунами, дорога местами идет прямо по ним. Эдакая мостовая из двухметровых плиток. На привале у речки провел зарядку для навигатора и Гоу-прошки. У Дэна от тряскиотвернулся фланец глушителя, потерялись гайки. У меня потерялась накладка с глушителя. В Булгане купили болтиков, гаек, еды, Собрав вокруг мотоциклов тесное кольцо из полсотни любопытных местных, закусили в Гуанзе и встали на ночь у реки Булган гол. Кругом стада верблюдов, чувствуется приближение пустыни.


11.07. день 7. (160км.) Каньон реки Булган гол , можно сказать, изюминка маршрута. Монголы в национальных халатах угощают нас нюхательным табаком из старинной нефритовой табакерки, Дэн втягивает порцайку, которая буквально выносит голову, к веселью искреннему монголов. На склоне нахожу метеорит диаметром сферы метра четыре, целую малую планетку, тут же взбираюсь на нее и прогуливаюсь- представьте себе! По другой планете! Откалываю по камушку на экспертизу, и Дэну на память.





За выходом из каньона, раллийные песчаные треки по заросшей пустыне , заехал на дюны крутанул песок, ощущение как будто на лодке плывешь, с водометом (пескометом). До Булгана(2) 30 км., выскочили на асфальт, на заправку и на обед. Душевный городишко, в кафе нам сделали хушууров (чебуреков) и шашлычки, дали о чудо! арбуз. Затовариваясь в местных делуурах, мы периодически шокировали местных продавцов покупкой дамских колготок 40Д, их Дэн предпочитает обрезать и надевать под наколенники, де еще на фильтр перед особо злыми песками. Двинули еще 45 км по асфальту до Уенча. Встали у речки.



12.07. день 8. (280км.) Уенч- Манхан. На выезде из лагеря Саня словил кочку и упал на плечо, по пути слегка встряхнув еще и «лампочку». Пока, выпив обезболивающего, Саня отсиживался поливая голову и плечо у речки, я поехал искать аптеку. В одной юрте вызвали девушку, та в другой вызвала тетеньку, тетенька позвала еще одну тетеньку, и мы поехали открывать аптеку, где продали мне эластичных бинтов. Мазь и спирт. Сане полегчало. Купили и съели прямо на ШТС арбузик. Дальше оттянулись, закладываясь в сопряженных поворотах на совершенно свежем асфальте в каньоне на очень длинный перевал. Кругом горы и полупустыня. Встали на речке перед Манханом. Перед сном скандально делили единственную розетку на моем мотоцикле.


13.07. день 9. (275км.) Санина рука болит (Гонза-Кайфоломщик) вместо дюн решаем ехать на озеро Толбо. Отличная дорога до Ховда. В Ховде, на заправке, Саня пытаясь поймать шлем, падаем с больной рукой и мотиком опять. Смех и слезы одновременно. Ховд самый большой город на нашем маршруте. Зашли в ресторан, заказали по картинкам нечто и сидим ждем из последних сил. Принесли большие пайки. Мясо с мясом. Втроем с трудом наели на 500рублей.


Едем через четыре перевала на озеро Толбо. Временами идет дождь. Дорога то песок. То гравий, то мылкий солончак с неожиданными заносами. Показалось озеро, Саня заглядевшись. Словил средний бруствер, цепанул гравия и враскачку улетел на пятой примерно фрикции. Хорошо, что приземлил в мягкий сугроб из того же гравия, почти не ободравшись. Мотоцикл тоже жив. Минус одно зеркало всего. Не доехал всего каких то 100 метров до асфальта! Сидим смеемся. Встали на берегу озера под скалой. Радуга выползла из озера двойная, упирается всеми рогами в озеро, от такой красотищи даже мой сломанный фотик заработал опять, консервируя в недрах микросхем призрачные танцы пост дождевых фотонов.




14.07. день 10. (105км.) Радиалка вокруг озера. Наконец- то налегке, без груза. С Дэном гоним по заливным лугам, воде и траве. С визгом и смехом хлюпаюсь прямо в залитую траву, почва мылкая, солончак. Гоним по воде озера. Фотографируемся с монгольскими туристами и поднимаемся на хребет, окружающий озеро, переезжая с вершины на вершину. За день аккурат проезжаем вокруг озера. Весь вечер варим монгольский рис быстрого приготовления из пакетиков. (Монгол БОРЦ)












15.07. день 11. (111км.) Очень неспешные сборы. Наблюдаем, как Дэн моет и полирует свои мисочки около получаса. Сегодня День Покупки Сувениров. Медленно едем в Ульгий и безуспешно бродим по сувенирным лавкам в поисках вожделенных магнитиков. Есть войлочные тапки, шапки-малахаи, плетки камча, только магнитиков все нет. В результате покупаем сувенирной монгольской водки и спичек. Саня Гонза притих и едет непривычно тихо, наверно замышляет очередной стремительный выпад. Встречаем Австралийца, Голландца и Ирландца на Больших эндуро. Они едут стандартно-пыльно скучный маршрут по южной дороге в Уланбатор. Спрашивали про мото магазины, ищут батарею на ТрансАльп. У парней проблемы уже на въезде в Монголию. Мы же встали в 40км. От границы на озере Дунд Нуур.












16.07. день 12. (540км.) На границе с утра уже большая очередь из казахских гостевых машин. Спасибо Российским рыбакам, занявшим очередь с вечера, проходим границу опять вместе с ними, в первых рядах. В Кош-Агаче начинается пыльная буря, валит на ходу вместе с мотоциклами. Доезжаем до Манжерка и ночуем на Эндуро базе.








17.07. день 13. Манжерок-Новосибирск. Перед городом Саня (он же гонза, он же пыга-торопыга) не выдерживает и уносится вперед, слегка смазывая наше триумфальное мотопартизанское вступление в родной город. Триумфально въезжаем в итоге вдвоем с Дэном. Ура мы дома. А в дюны мы еще намылимся в следующий раз.


Мотопартизаны участвующие в этом душевном мероприятии:


Дэн Honda XLR250


Саня (Гонза) Honda XL250 Degree


Zuk (Зюк) Honda XL250 Degree



текст и фото: Валентин Зюзюк,


Новосибирск.




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий