|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Вести от друзей | Курс на Арктику

Метель 2014: Курс на Арктику (часть3)


24.02.2014 г.


Ранний подъем около 7 утра. Фотографируемся у мамонта, прощаемся с Салехардом, отмечаемся в МЧС и вперёд на Воркуту.



28.02.2014 г.


Каратайка произвела очень приятное впечатление. В своих путешествиях мы бывали в совершенно разных населенных пунктах, но обычно российская глубинка производит тягостное впечатление, на Севере мы ждали что-то совсем мрачное, но нет, Каратайка очень аккуратная и ухоженная. На улице с нами все здороваются, никто не называет друг друга по отчеству как это часто бывает (например Петровна, Иваныч), называют своих соседей по имени отчеству. Хорошая чистая столовая, аккуратный магазин, совсем не мрачные лица жителей. Нам кажется, что такое благоденствие Каратайки, это в первую очередь заслуга её главы.



Мы с Ирой пошли к умельцам купить мне унты из оленьего камуса и встретили очень колоритную швею. Бабушка, лет семидесяти в цветастом переднике и повязанном как у Солохи синем платке с цветами и заткнутой за отворот платка иглой, а на столе лежало не законченное рукоделие с золотым напёрстком. По дому развешаны семейные фотографии, с которых смотрят бравые военные и красивые женщины. В общем мы впечатлились.


Пока искали унты, ребята нашли начало гусеничного следа, который оставили МТЛБ занимающиеся заводом продуктов в Амдерму. По различным данным они прошли или перед новым годом или 2 недели назад.


В Каратайке нас пугают тем, что мы не сможем пройти каньон реки Великой, как говорят местные «Великая вас не пустит». Посмотрели на карте еще один вариант: спуститься по реке Коротаиха до побережья Баренцова моря, а там по припаю попробовать выйти на Амдерму, но начать всё-таки решили с гусеничного следа через тундру. Движение начнем как стемнеет, потому что при свете дня разглядеть заметенный след просто не возможно.


Попрощались с Дмитрием Валентиновичем, сфотографировались на память и поехали дальше искать приключений на свои ж..., вернее продолжили движение по маршруту.



Дмитрий Валентинович, глава Юшарского сельсовета


На след встали в сумерках и пришлось ходить пешком, ощупывая ногами твёрдые брустверы снега, остающиеся по краям гусениц при движении. От напряжения глаз уже всё плывет, но буквально через 20 минут освещение меняется и след становится видно в свете фар. Так и поехали по следу.




Движение осложняется тем, что след местами сильно переметён и его не видно или начинает появляться несколько следов, из которых сложно выбрать нужный.



По пути попадаются небольшие каньоны от ручьев. Первые 10 километров прошли за два с половиной часа, вторые десять километров прошли за полтора часа. Поднялся сильный порывистый ветер. Периодически машины соскакивают с колеи и приходится выруливать обратно. При таком очередном сходе разбортовался Рэм. Ветер перешел в настоящую сильную метель, снег летит горизонтально к земле и заметает и без того плохо видимый след. Несколько раз теряли след от гусениц, а когда возвращались назад, на место с которого сбились, не могли найти уже и собственный след - он был заметен.




Дорога идёт более менее также как трек Димы Скитальца, но к сожалению количество снега не позволяет также легко преодолевать эти расстояния, как это было возможно в прошлом году. Возможно, если бы было холодно и был бы твёрдый наст, то получалось бы лучше, но есть только снежная, липка после оттепели тундра, по которой машины вообще не идут, если бы не след от гусянки, мы не смогли бы сюда сунуться. К сожалению, как не готовься к маршруту, а Его Величество Случай, всё же многое решает.


Гусяночный след, благодаря той же оттепели спресовался и держит наши машинки чуть лучше, чем окружающие снежные поля. В общем ходовой день двадцать восьмого февраля перешел в первое марта.


01.03.2014 г.


Упёрлись в брод через реку Талата. В этот сезона на многих реках образуется наледь - когда из-за оттепели из-подо льда выдавливает воду, она разливается по льду и сверху снова застывает, но из-за того что уже тепло, до конца вода не промерзает и получается такой бутерброд: лёд-вода-лёд, при этом глубина воды может быть совершенно разной. Что там у тебя под колёсами, можно определить только эмпирическим методом. Вот Рэм, так как стоял первый и опробовал ледовую переправу, но всё прошло благополучно.


По-прежнему сильно метёт, по-прежнему тяжело ехать. После брода через реку Большая Талата дорога явно пошла на метеостанцию «Белый нос», к тому же начало светать. Пытались найти отворот на Амдерму, но безуспешно, видно только одну колею, но метёт так, что остальные могло уже запросто засыпать. Так как стала пропадать видимость, решили лечь спать, а вечером позвонить со спутникового телефона вездеходчикам. С тем и легли.


Встали около четырех часов дня, позвонили в Воркуту, где нам сказали, что колея одна, что она сначала идёт в сторону метеостанции, но потом плавно заворачивает к Амдерме. Чтож, продолжаем штурм дальше.


За 4 часа прошли около четырёх километров, но всё это расстояние проходилось исключительно машинами, без штурманской поддержки, так как перестало мести и немного понизилась температура.


Хорошо, что сегодня не требуется работа штурманов, потому что на две машины у нас фактически один полноценный штурман - Илья. Мы с Ирой копать можем, но не очень долго, Максим и Стас за рулём, а Илья и две машины через Эстато провёл и вчера в метель с улицы не возвращался, откапывал машины, искал исчезающий след. Не смотря на то, что мы пока в пути полноценно отдыхаем (спим весь световой день, так как ехать не можем), усталость конечно накапливается.


Только написала, что удается идти без штурманской поддержки, как попали в зону перемётов. Зато мы ещё раз увидели северное сияние. Потом Ира показала мне его фотографии, на фотографиях этот смарагдовый факел на всё небо смотрится конечно потрясающе, но в реальности он не такой яркий, просто бледно-зелёный. По-настоящему красивое Северное Сияние бывает не так уж и часто.



Есть много красивых и романтических описаний этого природного явления, а мне оно напомнило старую заставку в виндовс, когда светло-зеленая полоса, постоянно меняющая свою форму, передвигается по небу. Необычно. А еще на небе очень яркие звезды, обниматься под ними одно удовольствие, но больше приходится обниматься с рулём и лопатой.


Два спящих штурмана очень сильно повышают мастерство водителя (новая джиперская мудрость). Дорога, хоть и трудная - приходится часто качаться, но без штурманского участия и мы смогли вздремнуть.


Вызывал опасения хребет Пай-Хой (на старых картах обозначен как Ямблэ), так как в снежную горку машины идут очень тяжело, но максимальная высота 235 метров была благополучно преодолена. Встали на сон за два километра до реки Большая Нгою (Великая).


02.03.2014 г.


Пока спали, мело так, что я сначала подумала что проехала гусянка (у них звук похож на снижающийся вертолёт). Когда проснулись, смогли с трудом разглядеть рядом стоящий Рэм, снега нет, но вокруг стоит марево в котором ничего не видно и дует пронизывающий ветер. Стас решил сходить на разведку, но из-за отсутствия видимости ушел не туда, куда хотел и найти нас смог только по миганию люстры (хорошо, что в разведку всегда берём носимую рацию).



Подъехали к Великой. На выезде из поймы реки стоит сломанная гусянка. Объехали её и начался достаточно пологий спуск в каньон. Жаль, что мы едем в ночь, днём здесь должны быть очень красивые виды.



В лоб нам упираются отвесные скалы, но след от гусянки и трек Скитальца уходят на лево по руслу реки, а потом метров через шестьсот появляется выезд из каньона, тоже достаточно пологий, но на подъеме Прадик опять начал подрезать межколейное пространство от Рэма и нагребать себе снежную колёю под задние колёса и вязнуть в ней. Вышли из машины и пошли рядом с ней, чтобы облегчить её и помогая кое-где, отгребая снег из-под колёс. Если еще каждый вышедший штурман возьмет в каждую руку по канистре с топливом, то вообще шикарно будет :)


Сменила Стаса за рулём. Вообще в этой поездке если мне и достается руль, то в самую волчью вахту, под утро. Пригодилась моя очень аккуратная манера вождения. Я могу постоянно ехать на 1100 об/мин, благодаря чему АрктикТраксы аккуратно уминают под собой снег, чуть больше дал газу и сразу зарылся. Но понимание того, как надо ехать по этому снегу пришло после того, как мы с Ильей вели машину и видели снаружи как машина реагирует на разные движения и что при этом происходит под колёсами. Рэм еще раз разбортовался, но ребята уже ставят рекорды по скорости бортовки 39,5 колёс - 5 минут. Профессионалы однако!


Топчу снег за Рэмом, навигатор даже отказывается показывать такую скорость, но расстояние до Амдермы, пусть и медленно, но сокращается.


При подходе к озеру Бол. Тоенату увидели в дали электрические огни, сначала малодушно решили, что это уже Амдерма, но потом стало понятно, что и рано ещё и направление не то. Когда подъехали, поняли, что это насосная станция.


За пять часов такой езды стало плохо даже мне и я уползла обратно на спальник, но Стас после отдыха взбодрился и дальше повёл машину уже спокойно – до Амдермы оставалось десять километров.


03.03.2014 г.


Въезд в Амдерму – главную цель нашей поездки, я благополучно проспала. Растолкали меня, когда к машинам подошел пограничник – показала наш пропуск, полученный в Нарьян-Маре. Проверку мы успешно прошли, пограничники потом жаловались, что с нами скучно, потому что у нас все документы оформлены, даже протокол не составить. Мы их успокоили, что сюда идёт ещё несколько экспедиций, так что будет у кого документы проверять.



По приезду созвонились с Алексеем, с которым я познакомилась по интернету (великий контактик), расспрашивая его об Амдерме и Югорском полуострове. Алексей нам очень помог как при подготовке экспедиции, так и по приезду. Он про всех и про всё здесь знает, к тому же сам ездит на снегоходе и вездеходе и хорошо знает интересующие нас направления на Югорский шар и на Усть-Кару.



По предварительной информации на Юшар мы будем идти долго и упорно – похолодания не ожидается, поэтому по тундре мы сможем пройти только «на лопате», но у нас нет ни времени, ни людского ресурса, наша главная лопата с моторчиком – Илья сейчас отдыхает и даже на Амдерму смотреть не хочет, хот мы столько сил потратили, чтобы сюда доехать.


На Усть-Кару нас тоже ждёт 160 километров тундры даже без гусеничного следа, зато потом, вроде как, чуть ли не асфальт до самой Воркуты по газовой дороге. Всё бы хорошо, но время уже поджимает, отпуск на исходе.


Алексей сам живёт в Амдерме уже 31 год, рассказал нам много интересного про времена расцвета посёлка, когда здесь жило десять тысяч человек, только аэропорт обслуживало триста сотрудников, а сейчас всё население посёлка – триста человек. Здесь были морской порт, институт исследования вечной мерзлоты, очень крупная метеостанция. Сейчас здесь есть кучи металлолома - старые вышки, техника, оборудование. Очень много брошенных домов – если из дома съезжают все жильцы, что уже через год в этом климате он уже становится непригодным для проживания и не подлежит восстановлению. С советских времён в посёлке осталось централизованное водо- и тепло- снабжение.


Заправились мы как дизелем так и бензином в МУП «Амдермасервис», предприятии, обслуживающем всю Амдерму в сфере ЖКХ. Я перед поездкой созванивалась с директором МУП «Амдермасервис» и с ним была достигнута предварительная договоренность о нашей заправке, но на неё даже не пришлось ссылаться – топливо нам отпустили без проблем и по вполне сходной для этих мест цене.


В хлебном магазине нам подарили по кристаллику флюорита, ребята съездили с Алексеем на начало дороги на Усть-Кару – не понравилось. Ещё раз посмотрели трек Скитальца, он с Амдермы уходил на Усть-Кару по тундре, но нас она не пустит.


Вечером устроили праздничное застолье с жареной навагой, которой нас угостил Алексей, готовил её Максим.



На память о посещении Амдермы Алексей подарил мне и Ирине книги об Амдерме. Моя книга посвящена семидесятилетию посёлка. Вечером я начала её читать и во всех вступительных словах к книге написано, что Россия обязательно будет развивать Северный морской путь, что обязательно восстановят обороноспособность арктических рубежей, что будут развивать добычу ресурсов континентального шельфа Северного ледовитого океана и что тогда у Амдермы есть будущее. Книга 2003 года издания, с тех пор прошло 11 лет, а никакую Русскую Арктику никто не развивает, лежит она не нужная своей стране, приходи и бери, кто хочет.


Лежит она брошенная, загаженная сотнями тонн металлолома и ядерными отходами, с никому не нужными поселениями и людьми в них. Может так и должно быть, когда спивается до чёртиков старуха ненка и при этом голодает, когда пьяный пинает собаку, так что она оглушительно воет от боли, когда разваливается последняя жизнеобеспечивающая инфраструктура и самолёты, завозящие еду и топливо не могут приземляться в полярную ночь потому, что нет нужного посадочного оборудования и вся жизнь посёлка зависит от частников-вездеходчиков. Если мир состоит из такого большого числа несправедливостей, может это уже норма. Но может ещё и не норма, пока есть такие люди, как Алексей, который даст хлеба старухе, накормит всех кошек в округе рыбой, будет исправно ходить на работу и любить свою Амдерму и не бросит её.





04.02.2014 г.


Решили попробовать попасть на Югорский шар… ну насколько сможем. Выехали на прибрежную полосу между Карским морем и Амдерминской лагуной. В ста метрах от берега начинается первая полоса торошения, торосы не большие, не выше моего роста, а за ними простирается Карское море, мрачное, могущественное, северное, покрытое льдом, впечатляющее даже в оковах сна.


Начали движение по наметённому со снегом песку. Под ногами твёрдый наст, проваливаться вроде нечему, но машины не едут. Сдулись сколько смогли до самого минимума. Решили попробовать доехать хотя бы до мыса Скалистый. Рэм закопался в фирн. Откопали Рэма, подумали и повернули назад. В том году с такой погодой нам на Юшар не проехать. Увы.



панорама Карского моря



первая полоса торошения



Флюоритовый рудник


Решили поехать в обратную сторону по своим следам на Каратайку и не нашли их – всё наглухо замело, проехали мимо свертка на свой зимник, долго его искали даже при наличии трека. Местами остаток нашей колеи немного видно, местами приходится идти пешком перед машиной нащупывая колею ногами – то есть, топая по колено в снегу.


В общем зимник до Амдермы мы в этом году накатали :) Обратно идти легче, в первую очередь у нас есть свой трек, поэтому дорогу мы ищем только в пределах трека, меньше блужданий, во вторых наша колея стала твёрже. Но заметенных участков очень много и вновь приходится ехать по свежему снегу, хотя был небольшой участок, где ветром вымело весь снег и мы летели со скоростью 25 км/ч. Немножко провалились в броду через малую Талату. За сутки мы проехали то, что шли в ту сторону два дня.


05.03.2014 г.


Проснулись в три дня. Обнаружили, что рядом с нами, посреди тундры, большая стоянка нарт (около пятнадцати штук) и ни одной души рядом. Так и не смогли придумать объяснения этому явлению.


Пока завтракали, на горизонте появились две гусянки. Допросили водителей с пристрастием о дорогах на Каратайку с Воркуты. Дорог на Каратайку в этом году три: одна, по который мы шли, одна по которой ходят вездеходы и газовая дорога.


Пока была возможность выйти в интернет, прочитали, что дорога вдоль газовой трубы Ухта-Бованенково закрыта на несколько недель, пока идёт опресовка трубы и испытания. Можно доехать до Сейды, а затем сорок километров дороги закрыто, примерно тоже самое мы слышали, когда были в Воркуте. Зато говорят, что по этой дороге прошел бульдозер – вот бы мы по ней полетели бы.


Пока вырисовывается печальная картина: из Воркуты два известных нам выхода, на Салехард, опять через Эстато (в прошлый раз это два дня заняло) и через Инту вдоль газовой трубы, которая оказалась закрыта. Перспектива печальна.


Максиму в Амдерме сказали, что одна из сейсмических партий в районе Каратайки пробила зимник на Нарьян-Мар, но надежда призрачная и в любом случае, нам надо сначала ехать в Воркуту, потому что там была оставлена часть вещей и запчастей, чтобы облегчить машины.



Только тронулись в путь и поняли, что груженые под завязку вездеходы разбили всю дорогу, машины в свежей взрыхленной колее вообще никак не идут – устроили соревнования арктических черепах. До одиннадцати вечера нам надо было попасть в Каратайку, чтобы заправить Рэма. Решили, что мы поедем вперёд, чтобы успеть выкупить топливо.


После базы сейсмологов колея от всего подряд превратилась в одну колею от Уралов – глубиной в две трети от нашего колеса. Раздолье для Рэма с его раллийной подвеской и испытание для нас. Прадика или кидает по ней в разные стороны, либо кладёт на один бок и приходится ехать под напрягающим уклоном. По очереди посидели в наледи реки Хальмеръю.


Проехали заброшенный п. Хальмер-Ю, ох и ужасное зрелище эти белые разрушенные дома, вот где надо снимать фильмы про ядерную зиму.



В этот раз решили идти обратно не по старой насыпи, как шли сюда, а вышли на дорогу КС-Ярынская-КС Воркутинская, по которой благополучно доехали до Воркуты, где нас уже встретили Саша и Саша, воркутинские джиперы. Устроили праздничный ужин по поводу удачного завершения категорийной части маршрута.


07.03.2014 г. Попрощавшись со всеми выехали из Воркуты в сторону Инты, идём всё по той же газовой дороге. После поворота на д. Сивомаскино мы упёрлись в КПП, а дорога для надёжности была перегорожена Уралом.


Дорога как шелк, решили обратно накачать колёса и отключить полный привод и через двести метров после этого действа провалились в размытую ручьем дорогу. Поупирались колёсами в ледяной бортик промоины и зацепились за Максима на лебедке. Всё что происходит, происходит не зря. Пока мы упражнялись в луже, к ней подъехал УАЗ Патриот и тоже в ней застрял. Пошли помогать ему. Было ещё несколько таких неприятных луж и в одной из них подтянули ещё один уазик.


Дорогу отсыпают и трамбуют прямо на наших глазах, работы ведутся круглосуточно, так что скоро, по-видимому, она станет круглогодичной.


На въезде на одну из таких еще не укатанных насыпей, с колеёй от гоняющих туда-сюда груженых грузовиков, мы встретили две машины из Москвы, Мицубиси Л200 и УАЗ Патриот, к которым по пути присоединился воркутинский KIA Sportage в полном стоке.


Как они нам рассказали, поехали из Москвы в Воркуту, познакомились в дороге с водителем Кии и поехали все вместе. До Воркуты не доехали километров 20, так как кто-то из встречных авто сказал им что дальше только ураловские колеи и они поняли, что по этому участку не смогут протащить корейца, а бросать его был уже не вариант.


Застали мы их, как я начала писать, в начале глубокой колеи, которой ещё не было когда они ехали в ту сторону, размышляющих о том, как тащить Кию. Рэм протащил его на галстуке, заодно освободив проезд собравшейся очереди грузовиков.


Проехали Инту – жаль что ночью и мимоходом – там столько красивых деревянных домов!


Около пяти утра встали перед КПП одного из подрядчиков Газпрома, на котором не пропускали никого кроме машин самого Газпрома. Перед КПП уже собралась очередь негодующих водителей других подрядчиков, которые собирались брать КПП штурмом.


Мой всем совет – оформляйте пропуска на все ведомственные дороги, по которым собираетесь ехать. Именно на это КПП этого подрядчика пропуска у нас не было, так как я не знала о его существовании, но нам очень сильно помог человек, который оформлял пропуска на другой участок, он попросил своего начальника, договориться с другим начальником и нас пропустили. На вором КПП про нас уже были наслышаны, фотографировали и ждали звонка от начальства, чтобы пропустить.


Дальнейшая дорога до Печоры была ничем не примечательна. Зато в Печоре нас встретил Сергей и устроил великолепную экскурсию по Печоре и рассказал столько всего интересного, что ни один экскурсовод не расскажет.


В Печоре мы расстались с Максимом и Ирой, так как у нас было впереди 2,5 дня и 3600 км до дома. Я уверена, что это наша не последняя совместная поездка.


Вобщем-то на этом рассказ можно заканчивать. Трофи окончено. Оставшиеся километры мы доехали в круглосуточном темпе и к вечеру 10 марта были в Новосибирске.



В заключение хочу сказать, что, не смотря на мои графоманские наклонности, ни одним отчетом не передать всё, что происходит с тобой в экспедиции, чувства, эмоции, разговоры, шутки, ощущения – это надо пережить. Так что поехали с нами в следующий раз, мы по-прежнему держим курс на Арктику.


Задорожная Юлия

Новосибирск.



ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий