Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Вести от друзей | Налегке | Эндуро на Патын.

Эндуро на Патын

Не лезь в болото не зная гати, или исповедь годовалого эндуриста.



Место действия: Предгорья горы Патын, в пятидесяти километрах от поселка Усть-Кабырза, в ста километрах от города Таштагол, в двухстах пятидесяти километрах от города Новокузнецк и наконец в шестистах километрах от родного Новосибирска.


Дорога: Новосибирск – Таштагол, федеральная трасса. Таштагол – Усть-Кабырза, разбитая и размытая грунтовка. Усть-Кабырза – г.Патын, …эээ, ну в общем с 30-ых до 60-ых годов здесь зэки валили лес. Сейчас здесь ездят только уралы, да некоторые трактора. Пробивают дорогу до брошенных лесоповалов и вывозят брошенные трактора, бочки и т.д. на металлолом. В общем, не дорога, направление в болоте.


Действующие лица: Я, он же Стас, на эндуре Хонда XLR Baja. Димка, он же «Урал», на энДуре NX650 Dominator.Трехмостовый бортовой урал с толпой спелеологов и туристов. Природа-мать, в виде болот, грязи в человеческий рост, бродов, дождей… Человеческая глупость.


Предыстория без мотоциклов: Началась вся эта история еще ранней осенью 2004г, когда группа спелеологов в составе которой был и я пыталась пробиться на двух подготовленных уазиках до пещер в предгорьях горы Патын. За световой день мы должны были пройти пятьдесят километров, прошли около сорока, посадили намертво флагманский уазик. Настолько хорошо посадили, что у него отвалился кардан, заклинило рулевое и выдернуть его мы не могли ни лебедками ни вторым уазиком. Далее грустная история как мы в течении трех дней ремонтировались и выносили наши вездеходы назад практически на руках. Я тогда умудрился влюбиться в эти негостеприимные места. В эту тайгу, густую настолько, что иногда кажется между стволов и веток и палец не засунешь. В это болото, где гать прогнила уже практически на всем своем протяжении. Наверное я мазохист, но уже тогда решил что обязательно проеду здесь на мотоцикле.


Предыстория с мотоциклами: Когда узнал, что в конце августа народ собирается туда же, только уже не на уазиках, а на арендованном военном урале, первая мысль была: «Урраа!! Есть шанс заиспользовать урал как техничку и эвакуатор!». После переговоров с организаторами все решилось положительно и я стал подыскивать кого бы еще соблазнить на эту авантюру. После длительных переговоров с Димкой «Уралом», было решено, едем! Хоть и дураки..



Собственно история, в хронологическом порядке:

День первый.


Стартуем в обед в сторону Таштагола, к вечеру пьем кофе с супом в кафушке на посту около Новокузнецка. Буквально за полчаса пока перекусывали, зверски похолодало, стемнело и упал туман. Весь набор. Утепляемся по полной, стартуем дальше. До новокузнецкого поста трасса шла по равнине, теперь же начались перевалы, серпантины, резкие горные повороты… да еще этот дурацкий туман. Скорость временами падала километров до сорока в час. Преодолели сто километров до Таштагола, замерзли и устали невероятно. Последняя заправка, немного едет крыша, такое ощущение что эта заправка последний островок жизни в этом туманном море. Собираемся, делаем последний рывок в пятьдесят километров до Усть-Кабырзы. Четыре утра. Мост через речку, поляна, ставим рядом мотоциклы, между ними кладем коврики со спальниками, принимаем по пятьдесят коньяка с салом, накрываемся полиэтиленом. То ли уснули, то ли просто выключились.


День второй.


Проспав аж целых четыре часа, просыпаемся, вскакиваем, начинаем срочно бортоваться на внедорожную зацепистую резину, которую везли с собой. Торопимся, так как вот-вот должен подъехать урал с народом. Все равно немного не успеваем, причина – дебильнейшая… Мы, зная что будем перебортовываться, не взяли с собой запасных камер. Ну хоть клей с заплатками взяли и то хорошо. Я сижу, вывороченный сосок вклеиваю, Димка – дырку пробитую монтажкой заклеивает. В общем, когда приехала машина оба наших моцика стояли ещё без задних колес.


А вот теперь поведаю о двух нюансах, без которых наш пробег не превратился бы в борьбу за выживание. Нюанс первый: машина в первую очередь должна была забросить людей к пещере, и лишь во вторую – служить нам техничкой. Нюанс второй: мы отдали на урал все вещи.. Одежду, еду, коврики со спальниками. Себе оставили только мотоциклы и инструмент. Мы планировали сразу нагнать машину и идти вместе с ней. Меж тем, пока доклеились и забортовались, пока собрались и навьючились, прошло часа полтора. Стартанули. Первый брод, который нам предстояло проехать, носит название Мельничный. Это из-за того, что когда-то здесь был мост, а под мостом водяная мельница. Первым же весенним паводком мост вместе с мельницей смыло к чертям. Потом мост строили еще несколько раз, но по весне его всегда гарантированно смывало. Последний раз его смыло коду этак в семидесятом, посему нам даже остатки того моста были неинтересны. Мы, два доблестных эндуриста, не избежали участи моста и были так же смыты. Я с полным погружением мотоцикла, Димка с частичным. Причина – неправильная тактика прохождения бродов. Надо было забираться выше по течению и переезжать реку наискосок, по течению. А мы, просто походили, нашли самое мелкое место, и перпендикулярно поехали. В общем с учетом сушки воздушного фильтра, выжимания одежды и сливания воды из карбюратора, у нас на первый брод ушло около часа. Дальше дорога шла более-менее, хотя и брода присутствовали и просто коварные полутораметровые промоины поперек дороги. Все это было пройдено без особых проблем.


Следующее приключение ждало нас на берегу длинного и глубокого брода. На Димкином Доминаторе случился прокол переднего колеса, а у меня случилось неудачное падение неудачно поставленного мотоцикла. Дима клеился, а я рассматривал поломанную ручку сцепления. Даже не спрашивайте, была-ли у меня запасная. Так и ехал дальше, придерживая ручку тремя пальцами. Выехали на Патынский перевал. Вид – фантастический! Понимаешь, что все что преодолел было не зря… Можно уже здесь ложиться и умирать, от счастья. Позади осталась и куча бродов, и сгнившая деревянная дорога, где булыжники диаметром с полметра соседствуют с остатками досок и толстенных бревен. Осталось – километров пятнадцать. Правда, по прошлогодним воспоминаниям, самых сложных. Именно после перевала начинаются болота и очень крутые земляные спуски. Пройдено около десяти километров за два часа. Развилка. Следы урала уходят в сторону и сразу забирают круто в гору. Интрига разворачивается. Других машин здесь быть не может, значит это наш урал. НО! Я точно помню что в прошлом году, на уазиках, мы пытались проехать именно по той дороге, на которой стоим мы, которая продолжается без резкого набора высоты. Мои мысли тогда: «Значит эти две дороги сходятся позже. А раз сходятся, значит нам проще продолжать ехать без резкого набора высоты»


Принимаю решение продолжать движение по НАШЕЙ дороге. За следующие три с половиной часа мы прошли не больше двух километров. Я так в жизни еще не уставал никогда. Дорога стало представлять из себя все что угодно, только не дорогу. Тайга очень густая, объехать по краю не удается практически ни где. Помню незабываемые ощущения, когда во время въезда в очередную лужу в колее, переднее колесо идет почти вертикально вниз, руль ложится на края колеи. По одному уже не можем вытаскивать мотоциклы, по очереди тягаем то один, то другой… Продолжаем пробиваться вперед, ожидая что: «..ну вот за этим-то поворотом уже точно лагерь будет.. мля». Начинает темнеть, становится холодно, время около восьми вечера, двенадцать часов за рулем. Силы на исходе, как физические так и моральные. Мне немного полегче, поскольку Baja нетяжела, а вот Димка со своим тяжелым Dominator’ом воюет уже не по детски. Предлагаю вариант: «я пробиваюсь уже один, насколько могу, бросаю мотоцикл там где уже засяду намертво, ухожу по дороге пешком в сторону лагеря. Дохожу до лагеря, возвращаюсь с людьми, толпой вытаскиваем оба мотоцикла.» Дима Соглашается, я уезжаю.


Пробиваюсь еще где-то метров пятьсот, закапываюсь так, что мотоцикл стоит вертикально без всякой подножки и помощи с моей стороны. Бросаю родимого, которого уже хочется пристрелить и ухожу по дороге. Проходу около пяти километров, даже намека на лагерь нет, дорога растворяется в тайге. Возвращаюсь назад к мотоциклу. Прыти добавляет свежайший медвежий след и не менее свежая медвежья кучка. Рядом с моим мотоциклом, в соседней луже стоит Dominator. Так же вертикально и без посторонней помощи… Окончательно стемнело. Очень холодно. Решаем бросить мотоциклы, возвращаться к развилке и идти по ураловским следам в лагерь. Как дошли до развилки помню смутно, сил идти куда-то дальше уже нет совсем. Начинаем весьма качественно дохнуть от холода, голода, усталости и полнейшего морально истощения. В итоге имеем классическую холодную ночевку у костра, когда один бок обгорает, а другой обмораживается. Когда пытаешься уснуть, а вместо сна просто кружится голова от переутомления. И когда для того, чтобы встать, пойти в лес и найти еще дров, надо призвать всю оставшуюся волю к жизни…


День третий.


На рассвете, часов в пять утра, мы за час небыстрого хода дошли до лагеря по ураловским следам. Я есть толком не смог, уснул тоже только после ста грамм. Димка говорят еще бродил около часа, выжрал бутыль вина и тоже уснул. Позже мне объяснили, что во-первых, в прошлом году на уазиках мы пытались проехать неправильно – дороги там сейчас нет, а во-вторых, я не дошел ночью до лагеря похоже меньше километра..



День четвертый.


Дима меня будит, я просыпаюсь и с ужасом понимаю что идет дождь. Представляю что стало с дорогой, мне плохеет. Как представлю, что до этого мы ехали типа ПО СУХОМУ. Ну а в общем делать нечего, не бросать же коней, взяли еще мужика одного в помощь и поперлись к мотоциклам. Когда подошли и я увидел что они так и стоят болезные каждый посреди своей лужи, у меня аж слеза навернулась..



Дни пятый, шестой и седьмой заключительный.


Все было нормально, вернулись в родной Новосибирск целые и невредимые, только голодные и уставшие. И в пещеру сходили и на обратном пути на внедорожном отрезке накувыркались, задолбались клеить Димкино колесо, чуть не позасыпали на трассе, заезжали в Шерегеш переночевать. Да много всего еще было, но про главное написано выше. Я уверен, что таких ошибок в подготовке, тактике, снаряжении я больше не допущу. Опыт такой поездки он очень дорог. Такие шишки долго заживают - мы с Димкой довольно серьезно переохладились. Я знаю, что еще раз поеду туда. Знаю, что соберу людей, может уже в следующем году.


Статья: Сталкер 2005.





ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий