ГлавнаяКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше НаследиеИсследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Вести от друзей | Графен в Сибирских технологиях

Технологии СНБ, Академгородок Нск.
Графен в Сибирских технологиях.
Вопросы и Ответы. Вести от друзей.


Приветствую всех снегозависимых!



(Михаил Ядренкин:) Я представляю компанию Phantom Equipment.


Начну отвечать на возникшие и возможные вопросы:


1. Да, это не Коруа. Вообще дизайн появился чуть раньше, чем Коруа, но пока он воплотился в реальном изделии, появилось не мало досок с брутальными очертаниями. Я собственно конструктор этих досок. При создании формы меня вдохновляла самолётная тема (окончил Факультет летательных аппаратов - это диагноз))). Талантливый дизайнер Андрей Дронов разработал название и дизайн будущего бренда, дизайн топшитов. Юрий — наш главный технолог. Мы с ним с нуля разработали всю технологию. У него богатый опыт работы с материалами и композитами, может сделать что угодно из чего угодно. В команде, конечно, не только мы, но именно мы начали это дело более 6 лет назад на голом энтузазизме и без гроша в кармане.

2. Про талию. Есть, на мой взгляд, золотой стандарт, эталон, который можно поставить в палату мер и весов сноубординга — Burton. У бёртона все доски, которые 258 мм в ширину и больше, вайдовые. Можете проверить на сайте burton.com

3. Тяжелые? Нет, нормальные. Около 3 кг. Зависит от ростовки. В досках многоклинные сердечники из канадского клёна, ясеня и липы, скользяк не утончённый — 1,3 мм, канты полноценные, плотная триаксиальная стеклоткань, карбоновые усилители, прочный топшит из СВМПЭ, сайдволы тоже из СВМПЭ. В общем особо сэкономить на весе было не на чем, только немного за счёт карбона и лёгкой липы. Но гораздо легче приоров, если уж на то пошло )

4. Геометрия и жесткость досок больше подходят для уровня продвинутый и про. Доска Phantom T для бэккантри-фристайла самая мягкая — это примерно 5-6 из 10 сферических бёртонов в вакууме. Phantom U — универсалка, жесткость 6-7. Phantom F — это сибирский осётр, имеет жесткость 7-8, на нём можно как взрывать пухляк, так и карвить по жёсткой трассе (можно посмотреть у zuk), хорошо рубит бугры и перемёты — просто прокладывает направление, никаких вибраций. Во всех досках между креплениями карбоновый усилитель, подобранный под задачу и вес райдера.

5. Торсионка. Во всех досках карбоновые V-образные вилки в носу и хвосте. Фристайл после тестов продвинутыми райдерами сделали менее жесткий в торсионке. Универсал и фиш торсионно более жесткие. На торсионку также сильно влияет наша авторская технология KEEN System — шнуровка кантов кевларовыми нитями. Канты связаны между собой нитью, как ботинок шнурками. Во-первых, кант вырвать об острый камень стало намного сложнее, а во-вторых, увеличилась торсионная жесткость и жесткость на поперечный изгиб, что очень чувствуется при перекантовке. Поэтому доски отлично кантуются на жестком склоне и прекрасно держат дугу.

6. Жесткость носа. Как я уже писал, доски для продвинутого уровня катания, доски для поработать, а не расслабиться на скорости 15 км/ч. Поэтому нос сознательно НЕ мягкий. Есть рокер — рокер работает. На фише можно полностью встать на переднюю ногу в пухляке — доска выпрыгнет из сугроба за счёт рокера. По моему опыту мягкий нос всегда в глубоком снегу сильно тормозит доску излишне сгибаясь — физика.

7. Раз уж заговорили о геометрии, то расскажу о нашей философии. По моему глубокому убеждению есть работающие технологии (кэмбер, рокер, банан), есть условно работающие (прогрессивный радиус, например), есть костыли для тех, кто не хочет учиться (магнетрекшны всякие), и есть маркетинг (всевозможные гибридные прогибы волной — моё личное мнение). Если бы это было не так, то все бы эти "улучшающие" технологии мы видели на спортивных досках, но там тупо кембер и никаких магнетрекшнов. Фрирайдная классика — это камрок. Именно она даёт отличный контроль на жестком склоне и не тонет в пухляке. Радиус не прогрессивный, абсолютно интуитивно понятный — едет не доска, а ноги. Магнетрекшна нет — доска для тех, кто умеет кантоваться. Магнетрекшн, из личного опыта, жрёт скорость.

8. Топшит из питекса (СВМПЭ), к нему ничего не липнет, он абсолютно устойчив к низким температурам и палкам лыжников.

9. Почему-то никого не волнует вопрос, а скользский ли скользяк)) У нас стоит спеченный Durasurf 4001 с молекулярным весом 8,1 млн — короче прочный и скоростной. Требует ухода, держать лучше в парафине, но зато большинство друзей будут от вас очень заметно отставать. Да, доска сразу идёт с гоночной текстурой, базовым парафином из под утюга, а не автомата и с тюнингом канта. Мало кто из производителей так заморачивается.

10. Нанотрубки. Состав эпоксидки мы разрабатывали совместно с компанией OCSiAl, которая сделала самый производительный в мире плазмохимический реактор для производства одностенных углеродных нанотрубок высокой чистоты. Прочностные характеристики увеличиваются не сильно, а вот трещиностойкость материала растёт. Дело в том, что в композите присутствуют центры напряжений, которые при сильных нагрузках превращаются в микротрещины. Это в любой доске так. Микротрещины со временем растут и в итоге через несколько лет использования сноуборд теряет свои характеристики, он становится мягче, материал устаёт. Если в смолу добавить нанотрубки, то микротрещины будут в них упираться и искать обходные пути — доска будет медленнее "стареть". Сами по себе трубки не дорогие, а вот технология, обеспечивающая их равномерное распределение, не простая. Если тупо засыпете трубки в эпоксидку, то они не размешаются никаким миксером))

11. Сплит-версия появится, если эти доски будут пользоваться успехом. Принципиальных проблем сделать сплит нет.

12. О нас можно узнать в ВК id:phantom.equipment, в инстограме @phantom_snowboards и совсем скоро анонсируем сайт .


Шейп мы напротив НЕ игнорим! Шейп обеспечивает половину катальных возможностей доски. Именно по-этому мы не стали заниматься введением клиентов в заблуждение, как это делают некоторые именитые бренды. Есть определённые физические основы поведения доски при том или ином шейпе, которые обеспечивают её наилучшие ходовые качества в целевых условиях. Как бы вы не хотели, но для лучшего контроля доски на жестком склоне нужен кембер, а для создания подъёмной силы в пухляке нужен рокер или мягкий нос. Мой скромный опыт и разум говорят, что гибридные прогибы, которые якобы хорошо ведут себя и на склоне, и в пухляке, на самом деле ведут себя недостаточно хорошо и там, и там. Это как если лифтануть ламборджини и поставить на неё шипастые покрышки, а потом утверждать, что она отлично ведёт себя и на трассе, и на бездорожье. А всякие костыли типа магнетрекшн может и компенсируют недостатки техники, но в конечном счёте ухудшают ходовые качества сноуборда. Поэтому мы сознательно ушли от этих технологий (прототипы с гибридным прогибом мы тоже делали). Кембер-рокер — это рабочая фрирайдная классика.


Zuk:есть достаточно много людей (в том числе и большого роста), которые психологически не готовы катать на 156 доске, даже в случае фиша, у которого нос утопить сильно проблематично. Думаю, что большая ростовка на великоросликов больше, чем для тяжей.


Действительно, есть такой психологический барьер Но мировая практика показывает, что доски фиш-геометрии в последние годы становятся всё короче и всё шире. Я считаю, это естественная эволюция, если мы говорим о сёрфинге, в котором доски также прошли долгий путь эволюции от 10-футовых лонгов, до 5-футовых шортов. Что-то мне подсказывает, что гаваец конца 19-го века с его "скромным" опытом, мягко говоря, высмеял бы сёрферов 21-го века с этим "детскими" досочками.


Phantom F 156. Кембер около 10 мм. Вершина кембера строго между закладными. Кембер радиусный с небольшим участком выполаживания. Рокеры начинаются на расстоянии около 100 мм от крайних закладных, рокеры не сильно выраженные. Высота носа около 80 мм, хвоста — 30. От закладных к вершинам бокового выреза идут карбоновые вилки. Помимо увеличенной торсионки это добавляет жесткости и рокерам. В носу (~125 мм) и хвосте мягкие вставки.


Phantom U 161. Кембер около 10 мм. Вершина кембера строго между закладными. Кембер радиусный с небольшим участком выполаживания. Рокеры начинаются на расстоянии около 100 мм от крайних закладных, рокеры не сильно выраженные. Высота носа около 75 мм, хвоста — 60. От закладных к вершинам бокового выреза идут карбоновые вилки. Помимо увеличенной торсионки это добавляет жесткости и рокерам. В носу (~60 мм) и хвосте мягкие вставки.


Phantom T 155. Симметричный твинтип. Кембер около 8,5 мм. Вершина кембера строго между закладными. Кембер радиусный с коротким участком выполаживания. Рокеры начинаются на расстоянии около 150 мм от крайних закладных, рокеры слабо выраженные. Высота носа около 65 мм, хвоста — 65. От закладных к вершинам бокового выреза идут слабые карбоновые вилки. Помимо увеличенной торсионки это добавляет жесткости и рокерам. В носу и хвосте мягкие вставки (~55 мм).


Про жесткость досок и носа писал раньше. Ничего не дребезжит. Доски уверенно проглатывают неровности, бугры. Протестировать можно в Шерегеше.


Подъёмная сила доски Fy=Cy*ro*v2/2*S,


где Cy=f(a) - коэффициент подъемной силы, a - угол атаки, ro - плотность среды, v - скорость перемещения, S - площадь поверхности.


Сила лобового сопротивления доски Fx=Cx*ro*v2/2*S,


где Cx=f(a) - коэффициент силы сопротивления, a - угол атаки, ro - плотность среды, v - скорость перемещения, S - площадь поверхности.


Как мы видим, силы растут в квадратичной зависимости от скорости и лишь прямопропорциональны площади! Именно поэтому на коротких досках с меньшей S достаточно держать чуть более высокую скорость v, чтобы не утонуть в пухляке. Конечно, её ещё нужно набрать.


Чем выше у нас угол атаки поверхности (рокер), тем больше подъёмная сила, но и больше сопротивление. Но сильно выраженный рокер вкупе с высоким носом обладает слишком большим сопротивлением, что не даёт набрать вам необходимую скорость в начале, чтобы всплыть и сильно сжирает скорость при погружении в пух. Исходя из этого сильно выраженный рокер и сильно плюшевый нос — вселенское зло, доски для новичков, которые не умеют работать с продольным балансом. Кроме того мягкие носы больше подвержены коллебаниям, которые передаются остальной части доски и ухудшает её сцепление на жёсткой поверхности. Мы старались найти золотую середину между мягкостью носа, его высотой и выраженностью рокера.


PS Помимо гидродинамических принципов работы рокера есть ещё и чисто механические, связанные с переносом места изгиба профиля доски ближе к передней ноге и увеличением плеча, на котором гнётся передняя часть борда о снег. Но это уже другой урок)


Когда мы начинали делать доски, осваивать технологии с нуля, разрабатывать и изготавливать оборудование, вводить новые технологии, мы не планировали заниматься ширпотребом и голым маркетингом, мы хотели сделать серьёзные доски для серьёзных райдеров. Создать в России завод по производству дешевых досок практически невозможно: отсутствие заводов по производству основных компонент (нормальне материалы все зарубежные, кроме леса и то, половина импорт, договориться с нашими заводами сделать нормальный скользяк или кант невозможно, речь сразу заходит о тоннах), дорогая и долгая логистика (широка страна моя родная), сильное влияние климата (цех надо топить, рабочим надо больше платить, чтобы они топили квартиры и покупали теплые вещи, бензина тратится тоже больше). Поэтому когда вам продают "русский" сноуборд за 12-15 тыс. руб., он 100% произведён не у нас. У нас сидят разработчики, дизайнеры, а специальный человек живёт в Китае и следит, чтобы эти халтурщики не выдавали брак и соблюдали технологию. Это нормальный процесс. Возможно, кого-то этот путь устраивает - мы уважаем их выбор. С экономической точки зрения они рискуют меньше нас и делают правильно. Но вот только нами движет желание создавать что-то новое и непременно собственными руками. Рисковано? Да, очень. Сноубординг и риск не отделимы друг от друга )))









Михаил Ядренкин. команда Phantom Equipment






Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий