|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Terra Incognita | Велические соляные копи


Когда-то я начинал публиковать фотографии со своих зарубежных поездок (см. предыдущие серии о Кракове: раз и два), но на том почему-то все и заглохло. Сегодня попытаюсь исправиться и покажу некоторые фотографии одной из околокраковских достопримечательностей - соляных копей в Величке.


Велические соляные копи - месторождение каменной соли в польском городе Величка, разработки в котором велись с XIII по XX вв. Уже в XV в. внутрь начали водить первых туристов и на сегодняшний день Величка стала огромным подземным музеем, в котором на основе старых выработок веками обустраивали туристический маршрут (но не только экспонатами, а и разными туристическими фишками типа кафе, сувениров и пр.). В обустроенных для туристов выработках можно ознакомиться с методами и технологиями добычи соли, которые существовали на протяжении семи столетий. Кроме туристического маршрута, есть еще огромная часть выработок, которые туристам либо не показывают вообще, либо показывают в индивидуальном порядке. Впрочем, в тот день, когда я был в Величке, в планах был только туристический маршрут, оттуда и будут фотографии.


Краткая историческая справка


Месторождение соли в Величке образовалось около 15 млн. лет назад. Оно представляет из себя полосу длиной 10 км и шириной 0,5-1,5 км, протянувшуюся с востока на запад вдоль северной границы Карпат.


Издавна соль в Польше имела особый статус и составляла основу экономики. В древние времена на польских землях она использовалась как платёжное средство, заменяя металлические деньги. На момент зарождения соледобычи в Величке добыча соли и ее подземная транспортировка выполнялись вручную, а подъем соли из шахты - при помощи специальных валов. В XIV в. валы сменил ворот - горизонтальный барабан, толкаемый по кругу людьми, а затем лошадьми. Даже такая простейшая оптимизация процесса увеличила объемы добычи и в это время началось углубление выработок.


В 1772 г. Величка перешла во власть австрийцев, которые существенно механизировали подземные работы: ручной инструмент заменили на пневматический, построили соляную мельницу и паровую подъемную машину. В 1912 г. была построена механизированная солеварня. Во время фашистской оккупации на базе копей были попытки строительства подземного завода по производству военной техники.


Работы по добыче соли были прекращены во второй половине XX в., когда разработка новых пластов вблизи исторических выработок стала причиной начавшегося их разрушения.


В XV веке соляные копи начали показывать привилегированным особам в познавательных целях. До конца XVI века такой туризм оставался исключительно элитарным, посетить горные выработки можно было только с разрешения короля. В XVIII веке в стволе шахты появилось лестничное отделение, что значительно упростило условия осмотра копей. В конце XVIII века выработки ежемесячно посещало несколько десятков человек, а в начале XIX века число туристов достигло нескольких сотен. К началу XX в. появились определённые условия по количеству принимаемых туристов — не более 100 человек одновременно. В послевоенные годы количество туристов продолжало расти. В середине 1950-х годов шахту посещало около 200 тыс. человек ежегодно, в первой половине 1970-х — 750 тыс. человек. В течение второй половины XX в. были отремонтированы выработки и туристические камеры, построены центры по продаже сувениров и прочая музейная атрибутика. Сейчас по подземному туристическому маршруту ежегодно проходит около 800 тысяч туристов.


В 1978 году соляные копи в Величке были внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.


1. Начало и конец туристического маршрута находятся у шахтного ствола Даниловича. Шахтный ствол был пройден в 1635-1640 гг., когда управляющим соляными копями был Николай Данилович. Ствол соединяет дневную поверхность с 6-ю уровнями копей, самый глубокий из которых находится на глубине 243 м. Изначально ствол выполнял только транспортную функцию и через него извлекали на поверхность соль. С XIX в. через ствол начали доставлять вниз работников соляных копей, а также все более многочисленных туристов. Надшахтное строение вначале было деревянным с конным приводом для подъемника. В 1874 г. в нем была установлена паровая машина и сооружено существующее и по сей день каменное здание. После Второй мировой войны подъемник был электрифицирован.



Схема туристического маршрута с сайта http://www.activeclub.com.ua:



2. Спуск вниз происходит через лестничное отделение ствола:



3. Осмотр старинных выработок начинается на I уровне околоствольного двора шахты Даниловича, расположенного на глубине 64 м.



4. Камера Урсула. Выдолблена в верхней части большой глыбы зеленой соли. Работы здесь велись в 1649 г.



5.



6. В выработке реконструировано надшурфовое устройство, применявшееся для вертикального подъема соли:



7. Камера Николая Коперника. Эта камера возникла в 1785 г. В первой половине XIX в. здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (сохранились только следы) для транспортировки соли с нижних уровней на первый. Считается, что Николай Коперник был одним из первых туристов, посетивших копи, поэтому этой выработке было присвоено его имя. В 1973 г. в честь 500-летней годовщины со дня рождения астронома в выработке установлен его памятник, созданный из глыбы соли:



8. Камера Яновице. Выдолблена в глыбе зеленой соли в первой половине XVII в. Здесь в 1967 г. были установлены соляные фигуры, иллюстрирующие легенду об открытии месторождения соли: шахтёр подает княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным кольцом; при этом присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль. Легенда гласит, что венгерская королевна Кинга, обвенчаная с польским князем Болеславом Стыдливым (имя-то какое :) ), перед тем как выйти замуж бросила свое обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. Кольцо королевны вместе с залежами соли внезапно перенеслось в Величку и было найдено в первой глыбе соли, извлеченной из велической земли. С тех пор Кинга считается покровительницей шахтеров-солекопов.



9. Двигаемся дальше. Соляные своды и стены выработок с различными соляными отложениями смотрятся шикарно.



10. Сгоревшая камера. Выдолблена в XVII и XVIII вв. в пластовой залежи. Как сейчас, так и в древние времена, большую опасность в себе таил скапливающийся в выработках метан. Чтобы снизить риск взрыва, газ выжигался опытными горняками, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажную одежду, они ползали по подошве пласта, выжигая метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты.



11.



12. Старая крепь:



13. Камера Селец. Выдолблена в складке пластовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 г. и продолжалась в течение 60 лет. Здесь собрана коллекция оригинальных механизмов, которыми соль транспортировали по выработкам. Древние горняки использовали деревянные тележки, которые назывались "венгерскими псами", ящиками и салазками. Мелкая соль упаковывалась в бочки, крупные глыбы просто перекатывались по выработке.



14. С XVI в. при транспортировке соли начали использовать лошадей.



15. Камера Казимира Великого. Выработка пройдена в первой половине XVIII в. С 1968 г. камера носит имя польского короля Казимира Великого, который в 1368 г. дал копям устав, определяющий горное право, порядок трудоустройства в копях, регулировал добычу и торговлю солью (все это неспроста, ведь в XIV в. соляные копи в Величке и Бохне приносили в казну третью часть доходов). В камере находится конный привод, с помощью которого можно было поднимать соляные глыбы весом до 2 т.



16. Бюст Казимира Великого:



17. Продольный штрек Кунегунда:



18. В нише продольного штрека находится макет деревни эпохи неолита (5,5-3,5 тыс. лет до н.э.). Она построена на основе исследований, проводимых на территории Велички. Уже тогда люди занимались производством соли из поверхностных соляных источников.



19. Камера Пескова скала. Выдолблена в складке пластовой соли. Соль в камере добывалась в XVII в.; после завершения соледобычи камера объединила первый и второй уровень копей (высота камеры 35 м). В камере сохранились фрагменты оригинальных лестниц, выдолбленных в соли в XVII столетии. Все лестницы в камере освещены ярким желтым светом - зрелище очень красивое, скажу я вам.



20. В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест - старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли.



21.



22.



23.



24. Нижняя часть камеры расположена на глубине 90 м.



25. Поперечный штрек Кунегунда. Здесь можно увидеть оригинальные деревянные желоба, предназначенные для отвода грунтовых вод. Вода сначала попадала в локальные резервуары (как на фото), а затем сливалась в главный резервуар, расположенный у шахтного ствола, откуда извлекалась на поверхность.



26. Часовня св. Креста. Часовня построена в знак признательности за спасение копей от катастрофического затопления подземными водами во второй половине XIX века.



27. Где-то поблизости на глубине 101 м располагается часовня св. Кинги. Пожалуй, именно ее чаще всего можно встретить на фотографиях, связанных с Величкой. Архитектурный декор часовни начал создаваться более 100 лет назад и продолжает обновляться и сегодня.



28. Скульптурные работы, украшающие стены часовни, иллюстрируют сцены из Нового завета. Ближе всего к лестнице, с правой стороны, находятся барельефы Приговор Ирода и Избиение младенцев, выше – сцены кукольной рождественской мистерии в Вифлееме.



29. Немного дальше часовня Матери Божьей с младенцем, увенчанная изображением Бога Отца, барельеф Бегство в Египет, а над ним Падающий Христос под крестом.



30. Главный алтарь:



31. Слева от алтаря находится барельеф, представляющий Тайную вечерю. Вблизи Тайной вечери расположена часовня Воскресения Господнего.



32. Все барельефы и скульптуры в часовне сделаны из соли.



33.



34. Камера Эразма Баронча. В ней находится подземное озеро из рассола глубиной около 9 метров. Камера разрабатывалась в XIX в. в глыбе зеленой соли и была названа по имени управляющего соляными копями в 1917-1918 гг.



35. Деревянная галерея под кровлей камеры предназначена для контроля состояния соляных стен.



36. Выработки поблизости камеры:



37.



38.



39. Попутчицы :)



40. Еще ниже на глубине 110 м располагается камера Дроздовице. Выработка осталась после разработки в XVII-XVIII вв. вертикально залегающей глыбы зеленой соли. В начале XX в. камера была дополнительно укреплена в т.ч. и при помощи двухярусной деревянной конструкции, с помостами и галереями. В настоящее время здесь часто проходят выставки, концерты и банкеты.



41. В одной из крепей установлены таблички с текстами древних шахтерских песен:



42. Камера Веймар. Возникла в начале XX века после завершения разработки глыбы зеленой соли механизированным методом. В 60-е годы нижнюю часть камеры затопило рассолом и образовалось небольшое озеро. Отснять в "туристическом режиме" камеру очень сложно - там постоянно происходит светомузыкальное представление и освещенность как всей камеры, так и отдельных объектов постоянно меняется.



43. По мере прохождения маршрута туристы постепенно спускаются на 71 м вниз.



44. Камера Юзефа Пилсудского. Камера образована из двух соседних выработок соли; нижний уровень располагается на глубине 130 м.



45. Когда в 30-е годы XIX в. организовывалась трасса для туристов, две выработки соединили 10-метровым туннелем, построили деревянные лестницы и помосты, а нижнюю часть камеры наполнили рассолом.



46. Особым развлечением для посещающих были переправы на плоту через тоннель, которые сопровождались показами фейерверков и музыкой духового оркестра соляных копей.



47. Перекресток продольного штрека Казанув и поперечного штрека Понятовский. В XVIII в. разработка выработок была систематизирована в соответствии с расположением соляных пластов. Выработки, шедшие с востока на запад (вдоль месторождения) назывались продольными штреками, с севера на юг - поперечными.



48. В перекрестке демонстрируется более современное горное оборудование: слева - современный электровоз Ldag 05, справа - аккумуляторный электровоз типа «карлик» 50-х годов XX в.



49. Камера Станислава Сташица. Камера названа в честь выдающегося польского геолога, который посещал копи в конце XVIII века. Соль в камере добывалась на рубеже XIX и XX столетий. Это самая высокая выработка, доступная для осмотра туристов. Изначальная высота камеры составляла 50 м, после засыпки нижней части - 36 м. В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов.



50.



51. Скарбник (Хранитель сокровищ). В месте, образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Горняки на протяжении столетий верили в доброго духа копей, который предостерегал их перед опасностью: пожаром, обвалом или взрывом. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.



52. Несколько последних выработок сплошь и рядом заставлены столами и стульями ресторанов, поэтому фотографировать их интереса не было.



53. Наверх с глубины 135 м туристов доставляют в четырехуровневом подъемнике (на каждом уровне помещается 9 человек) ствола Даниловича. Подъемник передвигается со скоростью 4 м/сек.



P.S. Описание выработок взято с сайтов http://kopalnia.pl и http://wieliczka.krakow.ru.


Использованы материалы: http://tov-tob.livejournal.com/62474.html#cutid1