Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Terra Incognita | Загадки Дольменов

1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7

Вопрос 4 Как добивались сверхточной подгонки многотонных блоков по криволинейным стыкам?


Фронтальная и задняя плита плиточного дольмена как бы зажата в специальных пазах между боковых плит. Такие же пазы устроены в пяточном камне и на покровной плите. Сопряжение торцовых поверхностей плит и пазов идеальное и вовсе не прямолинейное. Особенно степень сопряжения поражает в хорошо сохранившихся составных дольменах (например дольмен на горе нэксис и на реке жанэ под геленджиком (см. Фото). Представить, что многотонные блоки постоянно поднимали и подтачивали невозможно, т.К. При этом происходило бы неизбежное смещение блоков относительно друг друга, и линия сопряжения не могла бы принять столь идеальную форму.


    
Задняя и боковые стенки составного дольмена на горе нэксис. Боковые блоки имеют г-образную форму и переходят с боковых стен на заднюю. На задней стенки блоки стыкуются по криволинейным линиям. Покровная плита без зазоров примыкает к блокам стен.      Дольмен на реке жанэ. Сопряжение плиты крыши с портальной плитой. Плита буквально прилеплена. Шов тллько угадывается.
 

Примером тому, что сопряжение блоков с такой точностью дело сложное и зачастую невыполнимое, может служить попытка перевезти отлично сохранившийся дольмен в эшери, описанная в книге "памятники первобытного искусства" а. Формозова. "В 1960 году решено было перевезти из эшери какой-нибудь дольмен в сухуми - во двор абхазского музея. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъемный кран. Как ни закрепляли петли стального троса к покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша эшери, дожидалась, когда в сухуми прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью этого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. Реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, нс смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор".


Не вполне удачной оказалась и попытка реконструкции круглого дольмена на реке жанэ. Несмотря на неоднократные попытки археологов составить готовые блоки разваленного составного дольмена так и не увенчались успехом. Между блоками остались зазоры в нескольок сантиметров.


А вот совсем свежий пример. В 2007 году в геленджике, в развлекательном парке на вершине хребта для привлечения туристов  решили соорудить дольмен. Были взяты несколько плит от реальных но давно разрушенных дольменов. Привезли недостающие плиты пяточного и покровного камня. Пригласили опытного археолога из новороссийска а.В.Дмитриева. В 2000 году под его руководством проводилась реконструкция группы дольменов в районе поселка васильевка под новороссийском. Плиты обробатывались и подгонялись специалистами с использованием современного строительного электроинструмента. При погрузке, транспортирове и сборке использовался подъемный кран и мощный грузовик который по лесовозной дороге поднял плиты на вершину хребта (более 700 м). По всем правилам и с соблюдением пропорций производилась разметка и подгонка  плит, будущих пазов и плоскостей сопряжения. На плитах видны следы подгонки под пазы. Но не смотря на это у вновь построенного дольмена нет даже намека на такое сопряжение плит какое мы видим в древних дольменах. Зазоры между плитами составляют по несколько сантиметров.


Дольмен 2007 года. Район геленджика. Крупно представлен верхний правый угол портальной плиты, покровная плита и боковая. На фотографии видно как не совпадает паз в покровной плите с торцом боковой и портальной плиты. И такие несовпадения по всем стыкам.


Сравните аналогичныей фрагмент дольмена на горе нэксис (фото ниже). На фото представлены те же конструктивные элементы - узел сопряжения покровной плиты с портальной плиты и правой боковой. Подгонка просто идеальна а ведь прошло не менее 3-4 тыс лет (может и больше) с момента строительства этого дольмена.


Плиточный дольмен на горе нэксис. Его возраст предположительно 3-4 тыс лет а возможно гораздо больше. На фотографии представлен верхний правый угол портальной плиты, покровная плита и боковая. На фотографии видно как идеально совпадают плиты в зазор нельзя вставить даже лист бумаги.


Внешне “дольмен-2007”  выглядит именно как типичный кавказский дольмен. Но технология его изготовления совершенно иная. Эти два дольмена не родственники. Возможно также ни что не связывает между собой и другие доольмены европы, индии, африки, израиля, кореи. А может напротив, кто-то из низ “родня”.&Nbsp;   


    


  Дольмен-2007 изготовлен под руководством археолога из новороссийска а.В.Дмитриевым


установлен в геленджике в "сафари-парке".

Плиточный дольмен на горе нэксис. Возраст примерно 3-4 тысячи лет.


Каким образом в начале бронзового века, в отсутствии специальной строительной техники (хотя и она, как мы видим на примере эшери и геленджика, не все решает) строители добивались сверхточной подгонки многотонных блоков? Вопрос, на который ответа на сегодня у ученых и специалистов изучающих дольмены нет.



1. Как и где строители добывали огромные блоки песчаника необходимого размера?

2. Как транспортировали многотонные блоки к месту возведения дольмена при полном отсутствии дорог в горной местности?

3. Как и какими инструментами обрабатывали каменные блоки?

4. Как добивались сверхточной подгонки многотонных блоков по криволинейным стыкам?

5. Как изготавливали выпуклые (барельефные) знаки на некоторых плитах?

6. Как возникла и почему, спустя почти полторы тысячи лет, исчезла эта грандиозная культура, оставившая нам в наследие тысячи дольменов на огромной территории Западного Кавказа?


На сегодня ни  на один вопрос нельзя дать исчерпывающий и логичный ответ.


Использованы материалы:  http://dolmen.ucoz.ru/publ/1-1-0-9






ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий