Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Этнография

На курьих ножках 2


Владимир Орлов


Мои постоянные читатели, если таковые имеются, не могли не обратить внимания, что в своих работах, затрагивающих тему Бабы-Яги, я постоянно озвучиваю версию, что наиболее вероятным прообразом её жилища могли стать капища сарматских колдуний, исповедовавших изуверский культ с детскими жертвоприношениями.


За спиной у Василисы обитель Бабы-Яги…
За спиной у Василисы обитель Бабы-Яги…


Про сарматов исторических – чем они знамениты и куда подевались – писал я в IV части «Долгой дороги домой» [1]. А в статье «Дурак и царевич» [2], помнится, даже сделал смелое предположение, что «…по национальности все эти сказочные богатырки Синеглазки, богатырши Поляницы, грозные Марьи-королевны и даже старухи с разбитыми корытами – скорее всего, сарматки».

А вот в статье «На курьих ножках» [3] никаких этнических мотивов я не затрагивал, поскольку опрометчиво решил, что они столь далеки от рассматриваемой астрономической тематики, что никакой явной связи обнаружиться не может. И это уже само по себе было моей ошибкой, поскольку сделанный там вывод, о том, что обитель Бабы-Яги представляет собой пригоризонтную обсерваторию, требовалось увязать с постулатом о том, что прототипом её жилища были сарматские капища. Проще говоря, потребовалось ответить на вопрос, а были ли вообще у сарматов астрономические знания?

Греко-римские современники сарматов изобразили полными дикарями, далёкими не только от астрономии, но и от человеческого облика. Их «жёлтые» репортажи акцентируются на том, что у сарматов даже женщины носят штаны и наряду с мужчинами являются военнообязанными. В глазах греков, ходивших в простыню обёрнутыми и державших женщин взаперти на соответствующей половине дома – гинекуме, подобное было верхом варварства! В принципе, «цивилизованной» публике дальше можно было ничего уже и не рассказывать, но геродоты и страбоны старательно тужились дополнительными страшилками – что, дескать, сарматские девушки не выходят замуж пока не убьют человека; что молодой воин должен выпить крови – вариант: съесть печень – первого поверженного врага; что в плен к сарматам лучше не попадать, поскольку пленники у них подлежат обязательной и поголовной кастрации и тому подобное…

Мало того, что античные корреспонденты изоврались в описании сарматов, так ещё нравы одного-единственного племени – савроматов – они приписали всем родственным народам. Вот у савроматов как раз и царил, чуть ли, не матриархат – их женщины были воительницами, правительницами и жрицами. В их захоронениях даже у маленьких девочек находят наряду с игрушками миниатюрное, но вполне боевое оружие. И это именно они стали прототипами необоримых богатырш-поляниц из русских былин и сказок. А, допустим, у таких тоже сарматских племён, как языги и роксоланы женщины, хотя при необходимости и могли встать в строй плечом к плечу с мужчинами, место своё – возле очага – знали и доминирующей роли в обществе не играли.

Но греко-римским «учёным мужам» разбираться в сортах каких-то там варваров было ниже собственного достоинства, а потому, романизовав этноним савроматы, всех, кто кочевал к северу от Крыма, они стали звать сарматами. Термин этот жив и поныне и современная историческая наука обозначает им ираноязычные племена, контролировавшие с IV века до нашей эры по IV век нашей эры гигантские пространства Великой Степи от Тобола до Дуная.


Клавдий Птолемей тоже некритично относился к получаемой информации, поэтому Сарматия на его карте Европы простирается от Чёрного моря до Балтийского.
[4]
Клавдий Птолемей тоже некритично относился к получаемой информации, поэтому Сарматия на его карте Европы простирается от Чёрного моря до Балтийского (последнее даже названо Сарматским морем).


Надо сказать, что не только этноним, но и вообще все «официальные точки зрения» современной «исторической науки» произрастают из упомянутых очернительских источников, имевших некогда хождение в древних Греции и Риме в качестве бульварной прессы. Разумеется, и выводы о сарматских народах до сих пор делаются соответствующие: людишки тёмные, нравы жестокие… как сказал по аналогичному поводу один живой классик из числа форумчан: «смесь людоедов с идиотами» (с)aaye. Им бы лишь кровцы испить или сырой человеченки отведать – какая, уж, тут астрономия!


Благодаря сарматам «цивилизованная» Европа узнала, что такое тяжёлая кавалерия – из сарматских катафрактариев родится впоследствии всё западно-европейское рыцарство.
Благодаря сарматам «цивилизованная» Европа узнала, что такое тяжёлая кавалерия – из сарматских катафрактариев родится впоследствии всё западно-европейское рыцарство.


И вот эту задачу мне предстояло решить. Иначе светило оказаться перед нелицеприятным выбором: или Баба-Яга не сарматка, или её избушка не обсерватория. Как бы то ни было, отказ от любого из утверждений выставил бы меня в глазах уважаемой публики безответственным человеком, противоречащим самому себе. А в научной среде с такими дискутировать не принято, дабы не терять драгоценное время на пустопорожних демагогов.

Задачку, согласитесь, поставил я себе не из лёгких – весом где-то на кандидатскую. Но так я оказался увлечён астрономией и подсчётом столбов и кольев на дворе у Бабы-Яги, что даже не заметил, что ответ у меня уже есть! Прямо в статье!

Иллюстрируя концептуальное сходство «обсерватории на курьих ножках» с аналогичными строениями, разместил я в статье в качестве иллюстрации реконструкцию «большого круглого святилища» из столицы Дакии Сармизегетузы, выполненную румынским учёным Адрианом Диаковичиу (заимствовано из «2 Templo-Calendario Dacio di Sarmizegutusa» ). Надо отдать должное румынам, «большое круглое святилище» (ещё его называют «Черноморский Стоунхендж», что лично мне нравится гораздо больше) они не только реанимировали теоретически на бумаге, но и воссоздали в натуральную величину на родном его месте. С одной стороны, конечно, надо осознавать, что мы имеем не аутентичное сооружение, а современный новодел, но, с другой, любого, кто испытывает скепсис относительно календарно-астрономического его предназначения, можно притащить за шкирку и ткнуть носом в реально действующий объект.


«Черноморский Стоунхендж» (на переднем плане каменный диск-календарь)
«Черноморский Стоунхендж» (на переднем плане каменный диск-календарь).


Тут позволю себе сделать отступление. «Святилищ» или «храмов-календарей» в столице Дакии было пять: два в плане представляли собой прямоугольники и три – окружности. «Копал» их, кстати, плодовитый Александр Львович Монгайт – тот самый, что работал у нас на Старой Рязани – поэтому достоверность полученного материала удостоверяется его авторитетом.


Карта Сармизегетузы по А.Л. Монгайту (1974 г.). [5]
Карта Сармизегетузы по А.Л. Монгайту (1974 г.).


Прямоугольные «святилища» к нашей теме относятся вскользь, поэтому просто констатируем факт, что они имели место быть. Построены они оба были по одному и тому же принципу и представляли собой каменные цилиндры внутри небольшой ограды. Цилиндров в обоих «святилищах» было по 60 и отличались они только расположением. В так называемом «большом старом святилище» они были сгруппированы в 4 ряда по 15 штук, а в «большом новом святилище» - в 6 рядов по 10 цилиндров.

Самое маленькое «святилище» из округлых представляет собой огромный каменный диск, разделённый на 10 равных частей. Каждый из 10 секторов имеет специальные пазы, куда вставлены маленькие камешки – по 6 штук на сектор и не сложно сосчитать, что всего камешков 60. Принцип работы каменного дискового календаря до конца не понятен, но в том, что это именно календарь сомнений ни у кого не имеется.

Вторую концентрическую структуру называют в профессиональной литературе «малым круглым святилищем». В плане – это идеальная окружность, образованная тщательно обработанными камнями. Эти камни были сгруппированы в 13 групп: 11 групп по восемь камней, 1 группа из семи камней и ещё 1 группа из шести камней. В качестве разделителей между этими группами использовались 13 камней покрупнее, но обработанных тем же способом. Внутри окружности располагались столбы или колонны, игравшие роль визирных приспособлений при астрономических наблюдениях, но их точное место расположения восстановить не удалось. В принципе, это не страшно – можно пойти от обратного и рассчитать их положение исходя из положения светил, законы движения которых за прошедшие 2000 лет не изменились.

Наиболее масштабным был третий концентрический храм-календарь – «большое круглое святилище». Он состоял уже из трёх окружностей. Внешняя и средняя были замкнуты в полное кольцо, а внутренняя имела подковообразную форму, точно копирующую аналогичную часть британского Стоунхенджа.


План «большого круглого святилища» Сармизегетузы.
План «большого круглого святилища» Сармизегетузы.


Диаметр внешнего кольца превышал 29 метров (96 английских футов). Оно состояло из 104 отшлифованных андезитовых блоков и 180 андезитовых же столбиков. Столбики были обработаны ещё тщательнее и имели на верхушке шип, предназначенный, по-видимому, для насаживания переносного маркёра. Здесь, давайте, вновь вспомним Бабу-Ягу и 12 столбов вокруг её избушки – одиннадцать из них были увенчаны черепами и один показательно оставлен свободным; ныне считается, что это она делала для устрашения бродячих искателей приключений, а, оказывается, на самом-то деле Яга всего лишь визировала астрономически значимые события. Андезитовые столбики, понятно, были установлены вертикально и сгруппированы по шесть штук; каждая группа отделялась от соседней горизонтальной плитой.

Среднее кольцо «большого круглого святилища» было образовано уже не андезитовыми столбиками, а деревянными столбами высотой под 3 метра. Сами столбы, разумеется, не сохранились, но лунки из-под них были раскопаны. Их оказалось 68 и они так же горизонтальными плитами делились на четыре группы. Расположение горизонтальных плит формировало главную ось всего сооружения. Она была направлена с северо-запада на юго-восток. Даже наших познаний в пригоризонтной астрономии достаточно, чтобы сразу резюмировать: «большое круглое святилище» Сармизегетузы было выставлено на точку восхода в день зимнего солнцестояния!

Ну, и, наконец, внутренняя подковообразная часть строения так же была раскопана в виде 21 лунки, расположенной по эллипсу. «Подкова» обращена на юго-восток, что полностью исключает всякие сомнения, если у кого таковые были, в том, что всё святилище ориентировано на точку восхода в зимнее солнцестояние. Лунки внутреннего эллипса так же являют собой лишь следы установки столбовых конструкций. Причём, каждый деревянный столб был покрыт оболочкой из терракоты и имел в основании массивный блок из известняка. Сербан Бонакчу (Национальная академия Румынии) вполне резонно предположил в связи с этим, что строители, возводившие «Черноморский Стоунхендж», «рассчитывали, что их сооружение простоит века и даже тысячелетия». А мы сделаем вытекающий из этого вывод: астрономию в Дакии знали, понимали, любили и придавали ей архиважное значение, раз, не жалели сил и средств на постройку столь сложных и затратных сооружений.


А это каменные «карманные» календарики, которыми пользовались рядовые жители Сармизегетузы.
А это каменные «карманные» календарики, которыми пользовались рядовые жители Сармизегетузы.


И какая же связь между астрономически ориентированными постройками столицы Дакии, сарматами и Бабой-Ягой? Вот и я так думал, когда вставлял изображение «большого круглого святилища» в качестве иллюстрации в статью «На курьих ножках». Вернее, совсем не думал, поскольку даже не задумывался…

И лишь, когда статья была отправлена в редакцию сайта, в голове моей что-то громко щёлкнуло и у меня случилось то, что называется озарениями – ларчик не только просто открывается, но и уже давно распахнут передо мною настежь!

Сармизегетуза-то переводится как «Город сарматов и гетов».

У любого, не скажу, умного, а просто внимательного человека в этом месте должны возникнуть обоснованные подозрения. Судите сами: мы говорим, что Сармизегетуза – это столица Дакии. Дакия, понятно, населена даками. При чём здесь сарматы и геты?!

А это уже причуды этногенеза и дело было так.

Более пятисот лет хозяевами Северного Причерноморья были скифы. Восточнее их, в Приазовье, кочевали родственные скифам савроматы, которые внешне от скифов ничем не отличались, разве что говорили «по-скифски, но исстари неправильно» (Геродот) и на все руководящие должности назначали женщин. Идиллия эта могла продлиться, наверно, ещё лет пятьсот, если бы черноморское побережье не накрыло «цунами», родившееся на берегах совсем другого моря – Аральского.

На восточном берегу Арала пассионарный вождь Аршак железной своей волей сплотил несколько кочевых племён в народ парфян и начал сколачивать собственную империю. Процесс этот пошёл более чем успешно, поскольку для реализации своих геополитических амбиций парфяне совершили переворот в военном деле и изобрели тяжёлую кавалерию. Парфянские катафрактарии попросту смели на своем пути всё, что могли выставить против них потенциальные противники; Парфянская империя была создана…

Племя, к которому принадлежал сам Аршак называлось парны. Оно входило в союз племён скифского происхождения, который по тотемному животному именовал себя дахами (волками). Понятно, что возвышение парнов понравилось далеко не всем дахам, но поскольку противопоставить этому процессу им было нечего, недовольным пришлось откочевать подальше и от греха, и от нового бурлящего очага этногенеза.

Часть дахов вышла к Каспию и, при помощи перенятой у парфян тактики лобовых атак плотным строем тяжёлой кавалерии, принялась активно расчищать себе место под Солнцем. На этом этапе в контакт с дахами вступили савроматы.

Оценив (возможно на шкуре своей попробовав) эффективность нового рода войск, савроматы предложили пришельцам союз. Дружить решили против Скифии.

В 190-180 годах до нашей эры в Причерноморских степях разыгралась скифо-сарматская война. Ударов закованных в железо сарматских всадников скифская кавалерия, защищённая в лучшем случае сыромятными панцирями и вооружённая луками, акинаками и дротиками, выдержать не смогла. К тому же, война сразу пошла с крайним ожесточением и, фактически, против скифов был развязан форменный геноцид: «[сарматы] сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побеждённых, превратили большую часть страны в пустыню» (Страбон).

Но уничтожение Скифии на пользу ни савроматам, ни дахам не пошло – их самих скоро разгромили и вытеснили из Северного Причерноморья более зубастые хищники с востока языги и роксоланы. Бывшим участникам антискифской коалиции пришлось отступать на запад.

Поток вынужденных переселенцев докатился до Карпат. Здесь жили воинственные племена фракийского происхождения бессы, трибаллы, дентелеты, одрисы, далматы, дарданы, геты. И не известно ещё как пошло бы дело, появись савроматы в здешних краях на пару лет раньше, но их приход случился очень своевременно – накануне фракийцев крепко потрепали римляне и ввязываться в новую войну, не зализав прежних ран, те не имели ни сил, ни желания. К тому же, заполучить бронированный сарматский кулак тогда означало примерно то же, что в наш злой век значит заиметь ядерное оружие.

Наиболее оперативно подсуетилась дипломатия гетов – пришельцам был предложен союз. А тем, не пришедшим ещё в себя после разгрома на родине, совсем не светило ввязываться в конфликт с аборигенами на их территории – как мы помним, в невыгодных для себя условиях савроматы умели быть покладистыми и сговорчивыми. Предложение союза было принято – так завязался новый очаг этногенеза.

Фракийская кровь гетов, сарматская кровь савроматов и скифская кровь дахов смешалась в жилах нового народа. Самоназвание у него осталось прежним – геты, но к нему на равных добавилось второе имя, происходящее от нового, принесённого ещё с берегов Арала тотема – волки или, на языке оригинала, даки. Вот так «Город сарматов и гетов» стал столицей Дакии.

Даки! Одно это слово должно заставить сердца моих ровесников мужского пола забиться чаще! Вспомнили, как штурмовали мы кассы кинотеатров, когда там шёл одноимённый франко-румынский исторический боевик?! Сейчас не скажу сколько раз я его смотрел – много. А потом шёл тренироваться, как главный герой, с бешеной скоростью бить ножом между растопыренными пальцами руки – шрамы от тех тренировок сохранились у меня поныне. Тот, кто в год Московской Олимпиады закончил первый класс, поймёт, о чём я…


Дакия в фильме показана не на пике своего могущества, а накануне гибели, но это только предаёт интриге дополнительного трагизма.
Дакия в фильме показана не на пике своего могущества, а накануне гибели, но это только предаёт интриге дополнительного трагизма.


Итак, даки и геты на самом деле были одним и тем же народом: «…побережье занимают разные народы: …геты, которых римляне называют даками» (Плиний Старший «Естественная история» гл. 25). Менее информированные, чем Плиний греко-латинские корреспонденты откровенно путались в этих равнозначных этнонимах и, в конце концов, изобрели составной неологизм гето-даки. Задним числом, чтобы затушевать некомпетентность своих кумиров, современные профессиональные хранители исторического знания высосали из пальца теорию, что деление такое обусловилось превратностями ландшафта: якобы, та часть племени, которая жила на территории нынешней Трансильвании стала зваться даками, а другая его же часть, занимавшая земли от южных предгорий Карпат до Дуная – гетами. Оценку вменяемости этой теории оставляю на суд любезных читателей, а мы двинемся дальше.

Союз с сарматами не просто пошёл Дакии на пользу, а сделал её сильнейшей державой региона. Не виданный доселе в Европе сарматский род войск – тяжёлая кавалерия – легко ставил на поле боя шах и мат любому агрессору. Потенциал этого симбиоза оказался таким, что его хватило на пятьдесят лет победоносных войн против Римской империи. И лишь в 105-106 годах ценой невероятных усилий императору Траяну удалось разгромить Дакию и сделать её римской провинцией. Впрочем, это вы и без меня знаете – в школе, поди, все учились…

Сарматы обогатили у даков не только военное дело, но и духовную сферу. Была даже проведена какая-то масштабная религиозная реформа, в результате которой даки даже бросили пить (правда, ненадолго!). Религиозным центром нового вероисповедания и стала Сармизегетуза. И астрономически ориентированные святилища стали строиться в столице Дакии только после того, как она стала совместным «городом сарматов и гетов». Не хочу сказать, что в Дакии об астрономии не имели никакого понятия, но астрономические знания такого уровня, для которого требуется возведение в культовом центре пяти(!) «храмов-календарей», принесли в Дакию сарматы.

Вижу как по-боевому вспотели очёчки у многочисленных духовных потомков «отца истории». Предчувствую даже с точностью до запятой их контраргумент. С небольшими вариациями звучать он будет так: а не исключаете ли Вы, автор, что дикие сарматские племена, придя в Европу и соприкоснувшись с высокой культурой Древнего Рима, приобрели облик человеческий, взглянули на звёзды и бросились строить храмы-обсерватории? Другими словами, уж, не у цивилизованных ли римлян, переняли свои уникальные познания сарматские людоеды?

Исключаю! Полностью и бесповоротно! Во-первых, хвалёные римляне ничего подобного не возводили – где аналоги? А, во-вторых, после того как Дакия из независимого государства превратилась в провинцию Римской империи, храмы её столицы сразу пришли в запустение. Римские «цивилизаторы», взяв штурмом Сармизегетузу (остатки обороняющихся горожан, видя своё отчаянное положение, подожгли свой город и совершили массовое самоубийство), даже не поняли что лежит перед ними. И стали храмы-календари использовать в качестве каменоломен. А добытый камень использовать на возведение собственных «культурных» объектов – казарм и бань. Что ж, у каждого, как говорится, своё понятие о прекрасном: для кого-то цивилизация это обсерватория, для кого-то – цирк для гладиаторских боёв…

Держитесь покрепче, сейчас будет резкий поворот!

Давайте-ка вернёмся к мемуарам праведного Еноха. Его, как мы помним, похитили некие высокоразвитые существа под руководством «ангела Уриила», доставили куда-то на север и долго втолковывали ему устройство пригоризонтной обсерватории. Не до конца понимая принцип её работы, но, осознавая, что втолковывают ему что-то крайне важное, Енох педантично законспектировал всё, что ему говорили. И, сам того не ведая, дал нам подсказку относительно локализации «машины Уриила».

Вот, что пишет он про день летнего солнцестояния:

…И в тот день, день становится длиннее ночи настолько, что заключает двойное число частей ночи, - именно двенадцать частей, и ночь делается короче и заключает шесть частей. («Книга Еноха», гл. 13; цитирую по А.В. Смирнов «Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической книги Еноха», Казань, 1888 г.).

Летнее солнцестояние, как известно, сопровождается самым длинным в году днём и самой короткой ночью. Для северного полушария – это аксиома! Однако, пропорции дня и ночи вариабельны и зависят от географической широты – чем севернее, тем продолжительность дня больше. Так, у нас в Рязани продолжительность дня 21 июня составляет 17 часов 17 минут; в Питере – 18 часов 51 минута и наблюдаются «белые ночи», а на Полярном круге и выше Солнце вообще не садится и ходит на небе по кругу, наступает «полярный день».

Таким образом, рассчитать географическую широту, зная продолжительность дня и ночи в день летнего солнцестояния (да, и в любой другой день тоже, но это к нашей теме не относится) – плёвое дело.

Итак, в том месте, где находился Енох и стояла «машина Уриила» 21 июня соотношение дня и ночи составляло 12 к 6. В часах это 16 часов дня и 8 часов ночи. Такую пропорцию день и ночь имеют в районе 45 градуса северной широты. Можете посчитать это сами, воспользовавшись, например, вот этим калькулятором http://planetcalc.ru/300/ [6].

А я с того времени, как работал над «Кодом Петра Великого» [7], имею страсть к географическим координатам и любой объект первым делом пробиваю на широту и долготу. Не стала исключением и Сармизегетуза. Её координаты оказались 45(!) градусов 37 минут 27 секунд северной широты и 23 градуса 18 минут 36 секунд восточной долготы.

Не берусь утверждать, что Енох бывал в Сармизегетузе – такое не возможно просто по датам, но и простой случайностью объяснить это совпадение координат не могу. «Случайность» вообще слово не из нашего лексикона – оставим этот термин представителям «официальной истории». А мы чем глубже копаем, тем меньше остаётся у нас «случайностей».

Мы не докажем, что Баба-Яга была сарматкой. Это и не так, поскольку Баба-Яга – собирательный образ, произрастающий из славяно-языческих верований; это десакрализованная Макошь. Но на этот образ по ходу времени наслаивались вполне реальные детали. Так в русские сказки вплелись воспоминания о сарматских святилищах, в которых служили Матери-земле и Отцу-небу безжалостные, но мудрые жрицы, умевшие читать язык звёзд и светил. Поэтому нет, во-первых, ничего удивительного, а, во-вторых, ничего невозможного в том, что под видом описания избушки на курьих ножках до нас дошла инструкция по устройству сарматской пригоризонтной обсерватории.

Какие сделаем выводы? Пока только такой: сказки кончились!

Орлов Владимир



Материал:   http://history-ryazan.ru/print/13213




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий