|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Этнография

Монгольские шаманы


Шаман называется по Монгольски Бугой, по Тунгузски Саман(ъ), а Шаманка по Монгольски Удаган(ъ). Шаманство составляет одно из главнейших суеверий непросвещенных народов и к которому издревле прилеплены были Монголы и Тунгусы. Надлежит думать, что последователи Шигемония, будучи искусные в распространении народного суеверия, нежели Шаманы, не имевшие ни грамоты, ни большой опытности, вмешались в их дела и дали другой толк о духах, призываемых Шаманами: в чем они должны уступить знанию просвещенных Лам.



Духи покровительствующие Шаманам называются Онготы. Они подчинены некоторому божку называемому Бегдзе, которого одна столица, по мнению их лежит в неприступной цепи гор, потягивающихся по реке Иркуту и вверх по реке Тунке в оную впадающей, расстоянием от Байкала в 30 верстах. Сии горы почитаемые от Монголов за неприступные для смертных называют они Мондоргон-Ола. Онготы летают по вселенной и стараются участвовать во всех действиях человеческих. Они не благоприятствуют тварям одушевленным и почитаются очень корыстолюбивыми. В угождение сей склонности их приносят им жертвы знатной цены, как-то: всякий скот, хорошее платье и военные орудия, кои все берут себе Шаманы, открываясь без зазрения совести, что будто Онготы вместо себя приказывают им тебе вещи брать, как понравившиеся им; но неприличные и вредные благополучию ……. оные, хотя и справедливо.


Другое местопребывание Бегдзея на острове Ольхон или как Монголы выговаривают Ойхон, на Байкале, где так как и на Мондоргон-ола приносятся жертвы от Шигемониан и от Бугоев, с тем только различием, что первые молятся Бегдзею, а последние подчиненным ему Онготам: ибо Шигемониане за стыд почитают просить о сем духов, кои будучи столько несправедливы против человеческого рода, могут быть укрощаемы своим повелителем, коего Бугои незнающие по надлежащему обрядов службы, не смеют ни о чем просить, признавая однако-же владычество его, как Шигемонианцы научили их об нем разуметь.


Байкал озеро Монголы называют Байгал от Китайского слова Бный-Хай, что значит северное море. Китайцы поныне считают свое Государство средисветным и принимают Байкал за север оного рубежа, полагая искони, что окрест Китая находятся четыре моря.


При выходе из Байкала Ангары, что называется устьем ее, возвышающиеся над водою камень почитается как Шигемонианами, так и от самих Шаманов обиталищем духа Эмник-Цаган-Ноёна, что значит слово в слово: неукротимый белый господин. Мнимое праводушие сего духа, присвоенное ему от Шаманов, дало повод Шигемонианам причислить его в число достойных почитания духов.


Между Монголами существует еще особенный род служения духам избавителям, отправляемого на открытых вершинах гор, где из камней делается жертвенник, называемый Обо. В древности производилось оно одними Шаманами, коими сожигаемы и развешиваемы были в честь сих духов разные жертвы и домашние животные; но ныне Шигемонианские проповедники присвоили уже таковое служение себе под предлогом жертвования Бурхану Бегдзею. При сих Обо учреждаются также игры подобные тем, какие бывают на Хан-Оле, но в меньшем виде. Сей праздник обыкновенно совершается около июля месяца, когда степной скот питающийся травою получает тучность.


Впрочем Шаманство столько ослабело уже между Монголами, что одни почти имена Онготов остались доныне в памяти и никто из них не может без призрения вспомнить о суетности своих праотцов, непросвещенных по мнению их, истинным законом. Буряты, не имеющие у себя Лам, доселе почитают Онготов; но где только появятся ламы: сии грамотные провозвестники нелепостей, то там истребляются ощутительно Бугои, как невежды, поработившиеся духам зависящим от высшей власти и которые не в силах благодетельствовать людям столько, сколько требуется для их благополучия.


Набожность Монголов простирается до того, что отец, имеющих трех сынов, непременно одного из них должен сделать Хуараком и почитает сие таким благочестивым делом, какое только в жизни произвести может. Сии Хуараки посвящаются с отрочества в первую степень Банда, после во вторую Гыцул(ъ) и напоследок при довольной старости, по знаниям и искусству их в Гылуны. Сие звание в таком уважении у Монголов, как бы некоторое Епископское.


Монголы, остающиеся в состоянии женатом, могут только достигать звания Обушия. Будучи же в нем, они отрекаются убивать всякое животное, обязываются наблюдать посты и проводить время своей жизни в молитвах. В ознаменование такого своего состояния носят красный пояс. Монголки также вступают в монашество под именем Чибаганца и обривши волосы, также одевшись в красное платье служат и сотрудничествуют в обителях вместе с Хуараками. Соответсвенно же состоянию Обушиев в мужском поле находятся и в женском Обусунцы, которые отличаются красною неширокою перевязью, носимую чрез плечо и называемою оркимджи. Они могут входить в известные места храма преимущественно пред другими женщинами и должны наблюдать добропорядочное поведение.


Из «Сибирского вестника, издаваемого Григорием Спасским» 1819 год



Материал:   http://mustagclub.ru/blog/waman_mongoli/