ГлавнаяКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше НаследиеИсследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


История | Тайны Земляного холма

Тайны Земляного холма


Провожая каждый день, мы пополняем историю мира еще одним событием, еще одним мгновением жизни, которое уходит безвозвратно и никогда больше не повторится. И так день за днем, год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием!


Со временем забываются детали, имена, чувства, остаются факты в виде предметов быта, украшений, скульптур. То, что создано в более близкие к нам времена, хранится в частных коллекциях и музеях, стоит в виде домов и сооружений, которые, хоть и ветшают на глазах, но сами являются свидетелями истории. То, что сопутствовало человеку далеких времен, заметается пылью, покрывается землей, но оно есть и долгие годы ожидает воскрешения. Такие места археологи называют городищами. Сколько их раскидано по всей земле, в каких только странах их нет! Слой за слоем прячется история в их глиняных или каменных нагромождениях и также, слой за слоем, ученые вновь открывают миру ее странички!



Равнинные земли Средней Азии усыпаны разновеликими холмами, стоящими обособленно среди полей, или даже в городах, среди современных проспектов и коробок многоэтажек. Такие холмы называют "тепе" или "курганы". Многие из них хранят под своей толстой одежкой остатки древних городов, крепостей, отдельных усадеб. Названия большинства из них навсегда позабыты, но о некоторых, лишь стоит связать их с определенным историческим периодом, можно найти рассказы или хотя бы упоминания в древних книгах, заметках историков прошлого, документах письменности, случайно найденных в тайниках былых дворцов или храмов.


Одним из значимых исторических регионов Средней Азии является междуречье Сырдарьи и Амударьи. В исламский период это место называлось Мавераннахр, а до того, в более древние времена - Согд, Сугуд, Согдиана.



Самое первое упоминание о Согде встречается в священной книге зороастрийцев "Авеста": "...наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Гаву, заселенную согдийцами". (Видевдат, I, 4, в переводе С.П.Виноградовой). Это говорит о том, что Согд уже существовал по крайне мере во втором тысячелетии до н.э.


На Бехистунской скале, в надписях о завоеваниях ахеменидского царя Дария I также упоминается Согд: "Говорит Дарий-царь; вот страны, которые достались мне по милости Ахурамазды, над ними я - царь: Персия, Элам, Вавилония... Хорезм, Бактрия, Согдиана... - всего 23 страны". (I стобец, 12-13 строки, перевод М.А.Дандамаева). Надпись сделана в 521-520 гг до н.э. .


Древнегреческие историки, описывающие поход царя Александра Великого в Индию (327 г. до н.э.), уделили Согдиане (греческое название Согда) немало страниц!


Тем не менее, до недавнего времени о Согде было известно не так уж много. В своей работе "Нахшаб - тайны забытой цивилизации" профессор Сулейманов Р.Х. пишет: "... почти до середины XX века ни индивидуального облика искусства, ни особенностей материальной и духовной культуры населения Согда наука не знала. Особую роль в забвении культуры Согда сыграло арабское нашествие, когда под натиском новой религии произошло переименование страны в Мавераннахр и согдийский язык с VIII -IX вв. сменили фарси и тюрки.


Археологические памятники древней согдийской культуры долго оставались почти не изученными. Дело в том, что такие основные культурные центры согдийцев, как Самарканд и Бухара, обживались в течение тысячелетий, не меняя своего местонахождения. При интенсивном градостроительстве в эпоху средневековья это привело к уничтожению античных архитектурных сооружений и культурных слоев, залегавших внизу.


Лишь в отдельных периферийных городах Согдианы, таких, как Пенджикент и Варахша, были найдены образцы уникального монументального искусства согдийцев, которые по своей культурной значимости не уступали живописи Помпеи и Геркуланума в Италии... И лишь в последние годы в отдельных крупных центрах Древнего Согда удалось приоткрыть завесу неизвестности над культурой таинственной Согдианы. Одной из подобных удач была находка образцов живописи во дворце правителя Самарканда Вархумана, относящемся к VII-VIIIвв. Но впервые в науке более или менее всесторонние представления об особенностях культуры античной Согдианы были получены при изучении Еркургана".



Еркурган! Возвращаясь к написанному выше, вспомним, что древние города дошли до нас в виде холмов, или курганов, под верхним слоем земли которых сохранились остатки былых строений, целые города с дворцами, храмами, ремесленными кварталами, оборонительными стенами. Еркурган так и переводится - земляной холм. Но холм этот всегда поражал воображение путешественников, направляющихся от Карши в Бухару, своими размерами. Город занимал площадь в 150 га, а его руины не уступали по своим масштабам "Балху в древней Бактрии и Сузам в Месопотамии"!


Так что же за город был на Еркургане, в самом центре долины реки Кашкадарья? Судя по раскопанным сооружениям и находкам, это был первый столичный город области, известной как Никшапайя, Ксениппа или Нахшаб. Как укрепленный город он существовал с VI в. до н.э. до VI в. и был значимым пунктом на одной из трасс Великого Шелкового Пути. "В первой половине - середине I тысячелетия н.э. согдийцы - знаменитые купцы. Они держат в своих руках трансконтинентальную торговлю шелком. Их торговые фактории простираются от Кореи до Константинополя".


После разрушения персами, город был заброшен, а столица области возродилась на другом берегу Кашкадарьи под именем Насаф, а затем выше по течению реки возник город Карши, который по сей день является центром Каршинского оазиса. В черте города Карши, в районе железнодорожного вокзала сохранились руины еще одного древнего города - ровесника Еркургана - называемого Кат, ныне известного как городище Калаи-Захоки-Марон.



Первое упоминание о городище Еркурган содержится в отчетах об археологических разведках 1917, 1927 гг. Широкие раскопочные работы начались на Еркургане в 1973 году. Более двадцати пяти лет трудились археологи на Еркургане. За это время были раскопаны дворец правителя, городской храм, дахма, мавзолей, цитадель, квартал керамистов внутри города, квартал кузнецов за пределам внутренней стены. Город окружали три оборонительные стены. До нас дошли оплывшие валы внутренней стены. В ней было двое ворот: южные - через них можно было попасть в центр города, и северо-восточные, проход через которые вел к цитадели - особо укрепленному сооружению, представляющему собой фактически крепость. В восточном углу южной стены до сих пор возвышается башня, судя по размерам холма, настолько высокая, что с нее просматривалась вся дорога, ведущая к городу как с востока, так и с запада. До сих пор хорошо видна центральная улица города, идущая от ворот мимо квартала керамистов к площади перед городским храмом и царским дворцом.



Дворец был построен террасами, так, что его покои как бы спускались с запада на восток, при этом весь дворец был хорошо виден. В самой высокой его части располагался тронный зал и несколько помещений, которые могли быть особыми для членов царской семьи. Это алтарная комната, трапезная, соединенные друг с другом системой внутренних коридоров.




Справа от дворца находился городской храм. Весь комплекс храма был оформлен так, что, попадая сначала во дворик, посетитель или жрец уже ощущали особую торжественность атмосферы этого сооружения. Стены по периметру дворика были оформлены росписями, под ними сделаны суфы, а сверху, создавая тень и защищая стены от дождей и солнца, протянулись навесы, опирающиеся на колонны. По центру открытой части дворика от ворот и дальше проходила дорожка, обрамленная кирпичными полосами. Она вела в айванный портик, отделенный от дворика несколькими ступенями и стеной с проходом в святилище храма.


Айванный портик, видимо, предназначался только для избранных. Прямоугольный в плане он был закрыт навесом, который держался на стенах и четырех круглых колоннах, сложенных из треугольных кирпичей и покрашенных красной краской. В стенах портика оформлены разновеликие ниши, в свою очередь украшенные росписями, от которых до нас дошли отдельные фрагменты. Это рисунки из полукружий и крестиков, части лиц и одеяний изображенных в нишах богов или предков. Портреты были заключены в черные рамки, а среди красок преобладали белый, красный, синий, черный, охристый цвета.



В святая святых храма - в Святилище главного божества Нахшаба - вела крытая узкая галерея, отделенная от айванного портика несколькими ступенями. Стены галереи тоже были расписаны, а в просвет прохода можно было видеть центральную скульптуру божества, установленного в большой нише святилища. Само святилище - это закрытое со всех сторон небольшое помещение с двумя колоннами посередине и нишами в стенах. Надо сказать, что стены храма были белоснежными, а глиняный пол выкрашен охрой.


Представьте себе сочетание красок в лаконичных формах архитектуры, пронзительные взгляды предков на портретах, чьи глаза смотрят прямо в душу, ароматы благовоний, идущие от дымящихся курильниц, величественную статую богини - грациозную, с мягкой улыбкой, широко распахнутыми глазами, полными покоя и мудрости, и вы поймете, какой душевный трепет ощущали посетители храма!



Среди обломков скульптуры в святилище храма археологи нашли почти полный лик богини. Черные линии бровей, огромные глаза в черной и красной обводке, чуть приоткрытые алые губы в едва заметной улыбке, крупный прямой нос, черная прядь волос у левого уха - облик Речной богини Еркургана прекрасен правильностью черт и спокойным выражением лица. Центр лба и щеки богини украшены красными розетками в виде кругов и точек внутри и вокруг них. Точное значение этого символа неизвестно, но можно себе представить, что художник изобразил семена растений или поперечный срез маковой коробочки, или плод водного растения - лотоса или кувшинки.


О богине Еркургана не сохранилось никаких письменных упоминаний. Поэтому историки обратились к легендам и описаниям божеств известных религий и верований, сопоставили находки, сделанные в других регионах, с найденными на Еркургане подношениями богине, с рисункам в святилище храма и пришли к выводу, что богиня Еркургана имела отношение к водной стихии и вобрала в себя ипостаси нескольких божеств из разных пантеонов богов: Наны - богини плодородия в иранской мифологии; Ардви Суры Анахиты - богини воды и плодородия в зороастризме; Ардохш - кушанской богини, покровительницы царей, дарующей власть и силу; Афродиты - древнегреческой богини любви и красоты, плодородия и вечной жизни, браков и деторождения; Сарасвати - речной богини, "богатой водами", богини мудрости, знаний и красоты в индуизме.





В алтарной кладке Святилища храма археологи обнаружили небольшой клад из трех предметов: агатовую бусину в виде лягушки, золотой амулет в образе ежа, украшенный вставками из бирюзы и перламутровой раковиной-наутилусом, и агатовую фигурку силена - греческого духа реки. Каждый из предметов мог символизировать бога, которому поклонялся тот, кому они принадлежали. Лягушка - спутница богини плодородия и всех вод ведического происхождения. Еж, наряду с собакой и выдрой, - священное животное Авесты. Силен - персонаж греческой мифологии, старый сатир, сын Гермеса и нимфы.



Удивительно соседство таких предметов в одном месте. В доисламский период в Согде господствовала религия Заратуштры - зороастризм. Еж - одно из животных, упоминаемых в Авесте как полезное людям наряду с собакой и выдрой. Он мог символизировать самого бога Митру. Обрамленный иголками, этот маленький зверек напоминает диск солнца с расходящимися во все стороны лучами. А вот лягушка и змея - а в святилище была найдена фигурка змеи, отлитая из свинца, - считались порождениями темных сил. Это говорит о том, что в Нахшабе была своя форма зороастризма, что наряду с поклонением огню (археологами найден алтарь священного огня, хранилище золы), его жители боготворили воду, а богиня Еркургана - не иначе как богиня всех вод. Ведь для Средней Азии с жарким и засушливым летом вода имела и имеет огромное значение. Она есть сама жизнь, основа плодородия. Даже в названии страны Сугуд отражена суть плодородия, а именно: "сугути" с согдийского - это ложе реки, ил, который накапливается в нем и при обмелении используется для удобрения полей. Согласно О.И.Смирновой страна Сугуд - "Страна Плодородных Долин". И в то же время в Авесте она названа чистой, праведной, святой землей, очищенной огнем.





Многие находки с Еркургана несут в себе отголоски древнегреческой культуры. Достаточно посмотреть на керамические фигурки людей и божеств, во множестве найденные на раскопках городища, как сразу всплывают образы, знакомые нам по античным скульптурам, иллюстрациям к древнегреческим легендам и сказаниям. Почти все фигурки "одеты" в хитоны с характерными застежками на плечах или свободно струящиеся, густо драпированные платья. Высокие головные уборы женщин напоминают подобные на критских фигурках. А руки, сложенные под грудью - характерная поза греческих богинь плодородия.



Интересна одна находка, обнаруженная при раскопках дворца. Это овальный агатовый камень красно-коричневого цвета с широкой белой полосой в нижней части. Видимо, когда-то этот камень был вставлен в перстень и служил печатью. В длину он не больше фаланги пальца, но на нем вырезана гемма-инталия с сюжетом, вновь отсылающим нас к Древней Греции. Властитель Олимпа Зевс стоит полуобнаженный в полный рост и правой рукой держит высокий посох, на котором сидит сокол.


Задолго до того, как археологи нашли гемму-инталию (находка была сделана в 1980 году), в народе ходили легенды о чудодейственном перстне, принадлежавшем правителям Нахшаба. Считалось, что грозный бог Зевс хранит страну и народ Нахшаба от захватчиков. Может быть и так, ведь даже Александру Великому фактически не удалось поработить Согдиану - ее народ всегда отличался свободолюбием и непримиримостью к захватчикам, но умел избежать кровопролития на своей земле благодаря мудрости ее правителей.


Гемма-инталия по мнению историков была изготовлена в VI веке до н.э. этрусскими мастерами. А культура этрусков развивалась параллельно греческой и даже суть богов у них оказалась похожей. Верховные боги Олимпа - Зевс и его жена Гера - имели аналогов в пантеоне богов этрусков. Их называли Тин (Тиния) и Уни. Как и Зевс, Тин считался верховным божеством пантеона и был богом-громовержцем, а Уни, как и Гера, была покровительницей женщин, семьи и брака.




Сочетание образов из разных культур древности обнаруживается и в сохранившейся росписи одной из колонн святилища. Древо жизни, пагода, мойры, прядущие нити судеб - вновь сплетение образов, создающее представление об особой вере жителей Нахшаба.


"...В сюжет введена очень распространенная в древнем мире легенда о древе жизни, известном в зороастрийской мифологии как древо всех семян", - пишет профессор Сулейманов, анализируя роспись на колонне, в то же время отмечая: "...древние согдийцы Нахшаба имели свое изображение мифологического древа жизни. На его стволе изображены схематические крылья, в верхней части - орлиные головки, а основание напоминает оперение хвоста и одновременно мировую гору, на которой росло это дерево. Здесь в единой композиции, видимо, сочетаются мифические образы древа жизни и птицы Симург, которая, согласно зороастрийской мифологии, ударами своих крыльев рассеивает по земле семена жизни всех растений и животных, которые затем произрастают, орошенные живительной влагой".


Мойры - древнегреческие богини судьбы (римский аналог - парки). Атрибутами мойр являются предметы ткачества - клубок нитей и веретено, что и изображено на колонне в храме Еркургана. Образ мойр отсылает нас к легенде об Ариадне и Тесее. Клубок ниток, данный Тесею Ариадной, по сути - его нить судьбы. Она вывела его с товарищами из Лабиринта Минотавра.


"В этой легенде в поздней обработке сохранились архаические представления о нити человеческой судьбы, соединявшей мир живых и загробный мир. Согласно этим мифологическим сюжетам народов индоевропейской языковой группы, есть особые богини человеческих судеб, над которыми не властны даже великие божества. Это были божества всеобщей и непредсказуемой связи судеб людей, которые переплетаются благодаря воле или прихоти этих богинь. Их обычно было две или три. Такие же богини подземного царства, которые пряли нити судьбы, известны и в древнейшей мифологии хеттов. С прядением была связана богиня Макош в славянской мифологии".


Время стерло рисунки на второй колонне святилища храма Еркургана. И сегодня мы можем только предполагать, что на нем была изображена третья из мойр, как и то, что жители Нахшаба свято верили в предначертание судьбы и в пророчества Силена - наставника бога виноделия Диониса.


В руках мойр Еркургана также изображен цветок лотоса и царский венец. Первый вновь свидетельствует о водной стихии, а второй - о власти. В руках кушанской богини Ардохш тоже присутствует такой атрибут, как венец. Изображения этой богини вместе с ее супругом - богом огня Фарро, дошли до нас на монетах кушанских правителей.



Еще одна интересная находка имеет связь с Речной богиней Еркургана и тоже окутана легендами. Речь об оттиске печати, на которой изображен правитель с длинной плетью в руке, восседающий на драконе. Перед ним стоит богиня в платье с пышной драпировкой. Одной рукой она протягивает правителю чашу, а другой держит дракона за уздечку. Над головой правителя изображены луна и звезды. Местные жители до сих пор рассказывают легенду о блестящем чешуей, гривастом змее, живущем в одном из холмов поблизости от Еркургана. По ночам змей выходит из своего убежища и, если какой-то человек попадется ему на пути, то он его съест. Но человек, сильный верой и знающий заклинания, может приручить змея, и тогда он склонит перед ним голову, а человек может сесть на его спину.


"Архаический сюжет единения царя с драконом путем священного брака с богиней небесных и речных вод, согласно мифологическому мышлению древних обществ, имело целью регулирование потоков небесной и речной влаги и обеспечивало гармонию между небом и землей. Дракон в древности считался хранителем влаги и девы - владычицы небесных вод".


Не это ли хотел передать мастер, изготовивший печать? Владелец печати, будучи одновременно царем и Верховным жрецом, как это и бывало, вступает в мистический брак с Богиней Всех Вод ради благополучия своей страны и народа.


"В Согде почитался дракон Гандарва. Но главным драконом мифологии древнего Турана и Ирана был Аждар (Ажи-Дахак по Авесте, Захак по Шахнаме)". Вспомним, что руины древнего городища, расположенного внутри города Карши, в древности были городом. Калаи-Захоки-Марон можно перевести как Крепость змея Захака!


Богиня Еркургана остается для нас загадочной и непостижимой. Мы лишь прикоснулись к тайне, пытаясь по находкам и легендам, передаваемым от поколения к поколению, понять, во что верили жители Нахшаба. Главным в их жизни была и остается вода, которую до сих пор несет в долину с высокогрных ледников река Кашкадарья, в древности называемая Кашкашон, что означает "небосвод".


С рекой, но не земной, а небесной можно связать и название всего оазиса - Нахшаб. Оно переводится с согдийского, как "прекрасная ночь". Если хотя бы мысленно дойти до линии горизонта и подняться на такую высоту, с которой одинаково будет видно небо и землю, то можно было бы увидеть, что небесная река, называемая Млечный путь, с разбросанными вдоль нее крупными яркими звездами, так похожа на реку земную - с ее многочисленными каналами и арыками, с домами и городами на их берегах. Река небесная снисходит на землю, а люди, жившие еще до средневековья, оставили об этом напоминание, назвав благодатный оазис Никшапайя, где префикс "ни" как раз указывает направление сверху вниз. Край, оберегаемый небожителями, хранимый всеми богами!


Прекрасна ночь над Согдом, освещенным луной и звездами! Прекрасна река, дарующая жизнь всему живому на протяжении сотен лет!


История нашей страны полна интересных событий. Но в ней еще немало белых страниц, которые постепенно открываются благодаря работе археологов.


Сегодня раскопки на городище Еркурган приостановлены. Руины города вновь засыпаны землей для сохранности. Находки, сделанные археологами, хранятся в музеях. Исследования историков опубликованы в их трудах. Но многие тайны, оставленные нам предками, все еще ждут своего раскрытия.



В тексте приведены цитаты из книги Сулейманова Р.Х. "Нахшаб - тайны забытой цивилизации".







Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий