|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Философия Культуры

Франческо Петрарка о язвах духа общества… ХХI века


«Следить за мыслью великого человека

наука самая занимательная».

От автора.


Со времён, когда писались «Старческие письма» Петрарки минуло 700 лет,то есть 35 поколений людей прошли по миру. И что же? Человек стал лучше?Умнее, честнее, трудолюбивее, гуманнее, сострадательнее? Вчитаемся висповедальные письма Петрарки…Они, написаны, словно вчера и словно по«поводу современной жизни». И мы приходим к печальному выводу: человекза 700 лет, наверняка, изменился внешне (рост, вес, облик, походка), новнутренне не изменился ничуть. Как и во времена Петрарки, человека ХХвека гложет зависть, корысть, самомнение, самолюбие и прочие «язвыдуха».


Таковым ли останется человек и через 700 лет, к 2800 году? Это вопрос! Есть надежда, что к тому времени человек эволюционно подвергнется значительным духовным изменениям.


На чём основаны предположения? На том, что 700 лет, что пролегли междуПетраркой и людьми ХХ века , прошли под воздействием из Космоса на Землюэнергии «Рыб», несущей человечеству «лишения и страдания» ( на чём ивзросло Христианство).


Но через 700 лет воздействие космической энергии на Землю окажетсякачественно иным, обретёт устойчивое влияние энергии «Водолея», отчеговолей-неволей изменится и человечество: оно по-настоящему станет«свободным», его составляющие «равными » друг другу, и каждый человек всебе подобном увидит «брата». Но каким же тяжёлым, изнурительным, но ижеланным представляется путь человечеству…


Однако, дадим слово гению Петрарки, чтобы в суждениях поэта и человека, как в зеркале, увидеть день сегодняшний…


Из «Старческих писем»


- «Вздорно доверять только старине: тогда сочинители тоже были людьми. Если мы отшатываемся, заметив следы опередивших нас мужей, да будут нам стыдно: первая слава принадлежитжёнам, женщина была изобретательницей самих букв, которыми мы пишем. Ипусть нас не тревожит та избитая и общеизвестная истина, что нельзя нисделать, ни сказать ничего нового… Как для больного наслаждениеподняться с постели, и расправить члены, так для сильного и здоровогодуха питание - труд».


- «Ведь как знать, не попадут ли твои поделки в руки врагов! Каких,скажешь, врагов? Завистников, объявивших добродетели непримиримую войну.Всякий начавший тянуться чуточку ввысь найдёт множество врагов нетолько из числа стремящихся к тому же, но и из костенеющих и - чудносказать - даже из валяющихся на самой земле, причём из них- то как раз ибольше всего».


- «Здесь всего строже надо следить за тем, чтобы не обмануться блескомтого или иного слова, не увлечься потоком своей или чужой речи. Пишущиестремятся к гладкости речи и боятся шероховатостей. Чтобы всегданравиться смотри на мысль и на суждения. Будут они уместны, благородны,изящны и собой увлекут и легко оденутся в слово. Всего этого достигнешьсам или вращаясь в небольшом кругу близких.


- «Потом приобрети побольше непредвзятых судей, друзей не столько тебе,сколько истине, хотя если друзья привязаны действительно к тебе, а не ктвоей фортуне, тоже можешь смело довериться их совету. Тебя, мой друг,себя самого учу: обращаясь к тебе, наставляю себя и поучаюсь отсобственных слов».


- «Куда только жгучая и неутомимая жажда обладания не увлекаетчеловеческие умы! Признаться, я пожалел их и подумал, что не зря поэтызовут моряков несчастными. Когда во мраке уже нельзя было следить заними глазами, я вернулся к перу с потрясённой душой, одно толькоперебирая про себя в уме: увы, как драгоценна и вместе с тем как дешевадля людей жизнь».


- «Тем временем, - для пишущего это самое скверное, о и неизбежное, -вокруг будут шуметь толпа низменных умов, ты, помня, о каких великихвещах идёт дело, пренебрежёшь пустой болтовнёй и рано или поздно угасишьнедоброжелательство добродетелью, знанием и трудом».


- «Ты написал, что у вас нашлись люди, берущиеся судить не только отебе, но и обо мне и моём таланте. Ради Бога не вздумай возмущаться илипротиводействовать, не трать понапрасну сил: себе заведёшь врагов, ичисло моих не уменьшишь, а только больше их раздражишь и распалишь. Этомоя роковая, так сказать, и давняя чума».


- «Обо мне судят многие, кого я не знаю, не хотел знать и достойнымизнакомства не считаю. Честно признаться не перестаю гадать, кто ихпоставил судьями надо мной. Но у этой породы есть неведомо какприобретенное неотъемлемое свойство: каждый тем смелей и скорее судит,чем невежественнее. То ли потому, что немногознание мешает им многовидеть, а пустота душ придаёт лёгкости…


Обычная повторяется в человеческом мире история: всегда на грабёж иразорение другого скорее тот, у кого нет ничего собственного, что стоилобы труда разграбить и разорить».


- «А вообще , надо со спокойной душой сносить все суждения всех людей,ведь как отвергать справедливые - гордыня, так бояться несправедливых -малодушие. Ложь обычно недолговечна, а тщательно составленноеопровержение часто оборачивается большой известностью дляопровергаемого, и позором для опровергающего. Можно скрыть свет истины,но нельзя угасить…».


- «Хорошо устроенный ум всегда мирен в своей непоколебимойбезмятежности и спокоен: он знает, чего хочет, и чего однажды хотел,хотеть не перестаёт».


- «Слово - первое зеркало духа, и дух - не последний водитель слова».


- «Многие благородные умы больше всего задушены двойным злом -привычкой к наслаждениям и извращенными мнениями толпы… Первое оседаетвнутри, второе наседает извне, дух вянет и далеко отстаёт от познаниясамой истины».


Цитаты из «Моей тайны»


- «Авторитет часто принимают взамен доказательств».


- «На нас оправдываются слова апостола: «Тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум».


- Цицерон говорит где-то: «Они ничего не умели видеть душою и всёсводили к чувственному зрению. Но задача всякого сильного духа -отвлекать мысль от чувственных впечатлений и мышление - от привычки».


- «Но опять же как я могу называть что-то чужим, пусть оно и придуманодругими, когда тот же Сенека буквально пересказывает суждение Эпикура,что всё хорошо сказанное кем бы то ни было - не чужое, а наше?»


- «Не все мы рождены под одной звездой - надо довольствоватьсяпределами, которые Бог и природа назначили нашим талантам, без этого мыникогда не избавимся от душевной тревоги : продвигаясь в познании вещей,а мы не должны прерывать этот путь до последнего дыхания,- мыкаждодневно будем открывать новые недоступные нашему невежеству тайники,откуда и тоска, и негодование, и презрение к себе».


- «У кого нет таланта, будь богат душевным покоем, у кого есть - имей иуравновешивающую всё скромность, чтобы беспристрастно оценить свои силыи случайно не отяготиться, льстя себе и самообманываясь, неподъёмнойношей».


- «Разумеется, если над кем-то звёзды мерцают настольно благосклонно,что ему довольно себя без опоры на помощь извне, и он сам собой способенпорождать великолепные мысли, ему поистине есть что приписать дарунебесной благодати, пусть только остерегается заносчивости и с великимсмирением наслаждается божьей милостью, оставив пчёлам их обычай. Но мы,кому не так посчастливилось, не будем стыдиться подражать пчёлам».


- « Пусть пройдёт ещё десять тысяч лет и к векам прибавятся века -никогда не будет довольно славить добродетель, никогда не хватитьнаставлений любить бога и ненавидеть сластолюбие, ни когда для глубокихумов не закроется путь к открытию нового».


- « И отправляются люди дивиться и высоте гор, и громадности морскихвалов, и широте речных просторов, и необъятности океана, и круговращениюсозвездий - и оставляют сами себя. Но нет ничего дивного, кроме души,рядом с величием, которой ничто не велико».


- «Истинную славу рождают дела, а не слова - истинную славу, не ту,которую провозглашает толпа и увенчаться которой для великих душ почтиотвратительно, а ту, которая живёт и питается трезвенной и радостнойпамятью о доблестных деяниях в сердцах выдающихся людей , и о которойбез театрального шума, без пошлых рукоплесканий свидетельствуют Бог исовесть».


Франче́ско Петра́рка (итал. Francesco Petrarca, 1304—1374) —итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один извеличайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик ВарлаамаКалабрийского.


АВТОР: Александр Херсонов


Источник: http://www.lomonosov.org/