Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Философия Культуры | Наука

Константин Философ — создатель славянской письменности

Часть 2

Ольга Судникович


Солунские братья Кирилл и Мефодий. Фото: sites.google.com


Солунские братья Кирилл и Мефодий. Фото: sites.google.com


Базиликасв. КлиментавРиме. Фото:disfrutaroma.com


Базилика св. Климента в Риме. Фото:disfrutaroma.com


Предполагаемая гробница Кирилла в базилике св. Климента. Фото:Wikipedia.org


Предполагаемая гробница Кирилла в базилике св. Климента. Фото: Wikipedia.org


Картина Клавдия Лебедева «Святослав встречается с Иоаном I Цимисхием, византийским императором с 969 по976 годы. Фото:Wikipedia.org


Картина Клавдия Лебедева «Святослав встречается с Иоаном I Цимисхием, византийским императором с 969 по976 годы. Фото:Wikipedia.org


Внутреннее убранство собора Св. Софии. Фото: works.tarefer.ru


Внутреннее убранство собора Св. Софии. Фото: works.tarefer.ru


В.С. Смирнов «Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков». Третьяковская галерея. Фото: liveinternet.ru


В.С. Смирнов «Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков». Третьяковская галерея. Фото: liveinternet.ru


Более тысячи лет прошло с тех пор, как Константин Философ, перед смертью — Кирилл, явил миру кириллицу — новый алфавит. С трудом прокладывал себе дорогу, этот алфавит в некоторых славянских странах забылся, зато в России мы пользуемся им до сих пор, с благодарностью вспоминая Солунских братьев.


Братья тем временем продолжили свое опасное путешествие к хазарам. Повелитель Хазарского каганата отличался веротерпимостью, сановники при дворе могли исповедовать и ислам, и иудаизм, и христианство, но у христиан не было богослова, который мог бы спорить с муллами и раввинами. Константин Философ произвел благоприятное впечатление на кагана, но все же их миссия не увенчалась успехом. Через 6 лет, надеясь на военную помощь Хив, хазары приняли мусульманство, но это не спасло их от разгрома дружинами киевского князя Святослава. Все же братьям удалось окрестить 200 хазар и увезти на родину пленных греков.


Вернувшись, братья обнаружили, что Константинополь осаждают братья-славяне, то ли Олег, то ли Аскольд. В то же время болгарский царь Богорис (Борис) просит составить славянский алфавит для нужд церкви и государства. Константин, вновь удалившись в монастырь Полихрон, взялся за работу, доводя до ума уже имеющуюся у него глаголицу — первый вариант славянской азбуки. Откуда взялась у него глаголица, учёным до сих пор неизвестно. Одни считают, что это преобразованное греческое письмо, другие сравнивают её с древнейшими письменами финикийцев и брахманов, а некоторые выдвигают гипотезу существования протоглаголицы, которая была в древности у предков славян, населявших Причерноморье. Опять всё тот же таинственный незнакомец и «русьские письмена»?


Наконец, новый алфавит готов, и его вместе с переведенными на славянский язык текстами Библии отправляют в Болгарию. Там новый алфавит быстро приживается —округлая болгарская глаголица. (Болгары до сих пор празднуют дни славянской письменности с большим размахом, и 24 мая — День Кирилла и Мефодия — у них нерабочий день).


Затем Великий моравский князь Ростислав также обратилсяв Византию по поводу письменности. Моравский князь решил, с одобрения Папы Римского, заменить немецких священников, которые вели службу на латыни, на греческих священников. При этом он хотел, чтобы греческие священники разработали славянский алфавит. Эту задачу Константин решил несколько иначе — сложные значки глаголицы переписал греческими литерами. При этом соблюдалось условие духовенства, которое требовало, чтобы все религиозные тексты писались только на трех языках: еврейском, латинском и греческом. Это было требование триязычников.


Константин и Мефодий создали новую азбуку, которую теперь называют кириллицей. Часть букв они взяли из коптского алфавита, часть — из славянского алфавита Вульфиллы, еще часть букв осталась такой, как в глаголице. Братья переводят церковные книги, пользуясь уже новой азбукой. С этими книгами Константин и Мефодий отправляются в славянские земли – Моравию (Чехию), Болгарию и Паннонию (Венгрию), чтобы создать независимую от германского духовенства славянскую церковь. «Когда молюсь на незнакомом языке, то дух мой молится, а разум мой остается бесплодным», – говорил Константин.


В славянских землях братья организуют школы, число их учеников неуклонно растет, они без устали переводят на местные языки церковные книги. Почти четыре года провели братья в Моравии и Венгрии, и решили, наконец, вернуться в Византию, но не тут-то было. В Болгарии шли междоусобные войны, и они были вынуждены задержаться в Венгрии у князя Коцела. Князь принял их очень радушно, сам выучился славянской грамоте и дал им 50 учеников. Здесь же они решили усовершенствовать обучение грамоте по своей азбуке и изобрели азбуку в картинках. Карточки-буквы превратились в людей, животных, обучение азбуке стало походить на игру, карточки-цифры служили для обучения счёту.


Братьям так и не суждено было вернуться на родину. Вместо этого они из Паннонии отправились в Венецию, где почти год дожидались аудиенции с Папой Римским Николаем I, участвуя при этом в философских диспутах и защищая славянское богослужение. Немецкое духовенство было недовольно просветительной деятельностью Солунских братьев и обратилось на них с жалобой к Папе Николаю I, из-за чего и возникла потребность в аудиенции.


В этот год (867) произошло много событий. В Византии был убит жестокий император Михаил III, его место на престоле занял его же соправитель и бывший постельничий Василий Македонец, основавший новую Македонскую династию, при которой Византия укрепилась и наконец-то снова начала процветать. При его правлении славянская азбука начала распространяться в Киевской Руси.


В этом же году был низложен патриарх Фотий, который крайне обострил отношения с престолом Папы Римского, умер и его непримиримый враг Папа Николай I, и новый Папа Андриан II пригласил братьев в Рим. (В то время ещё не было разделения на католическую и православную церковь, разделение было чисто территориальным, а раскол произошёл в 1054 году). Приняты братья были благосклонно, их перевод Священного писания был одобрен, одобрено и славянское богослужение, но при условии, что Апостол и Евангелие будут сначала читать на латыни, а затем по-славянски. В Соборе Святого Петра состоялась первая служба на славянском языке.


К этому времени здоровье Константина был подорвано. За 50 дней до своей кончины он принял схиму и новое имя — Кирилл. 14 февраля 869 года в Риме Константин Философ, Кирилл, умирает в возрасте 42 лет. Перед смертью Кирилл обратился к Мефодию со словами: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, а другой должен продолжить путь»… Константин просил похоронить его рядом с матерью, но Мефодий не смог выполнить его просьбу. Он был погребен здесь же, в Риме, в базилике Святого Климента, чьи мощи он доставил в Рим. В XIX веке, в годы первой римской республики, останки Кирилла были извлечены из базилики и на время затерялись, но часть его мощей монахи-доминиканцы обнаружили в 1960-е годы, и захоронение было восстановлено.


Кроме переводов священных текстов (которые в подлиннике до нас не дошли), Константин известен как автор стихов, речей, научных трудов, от которых до нашего времени практически ничего не сохранилось, хотя сохранились труды более ранних и менее талантливых деятелей. Возможно, его труды были позднее сознательно уничтожены деятелями церкви, так как Константин, несомненно, был знаком с наследием древнегреческих философов и учёных, и его взгляды во времена средневековья, скорее всего, были признаны еретическими.


После смерти брата Мефодий один продолжил нелегкое дело — распространение новой славянской азбуки кириллицы, испытывая гонения и трудности. В 870 году Мефодий был назначен архиепископом Сирмийского округа, в который входили Великоморавское (чешское) и Блатенское (венгерское) княжества. Там он продолжил распространение славянской письменности и перевод священных книг, но в том же году он был обвинен немецкими епископами в незаконном захвате областей, подчинённых баварскому духовенству, которые не могли смириться с его возрастающим влиянием на славянские народы. По решению собрания баварских епископов, Мефодий и его ближайшие ученики были заключены в тюрьму. В монастырской тюрьме в Южной Германии узников держали «под открытым небом в самую суровую зиму и во время сильных дождей». Два с половиной года тянулось страшное испытание, и только благодаря ходатайству князя Коцела и заступничеству Папы Римского Мефодий с учениками был освобождён, и ему возвратили епископскую кафедру, деятельность его была признана канонической.


6 апреля 885 года в Моравии, в сане епископа, Мефодийзакончил свой земной путь, избрав своим преемником ученика Горазда. Отпевали Мефодия на трёх языках: славянском, греческом и латинском. После его смерти его противники добились у Папы Стефана V запрещения славянского языка в богослужении, и в Моравии славянская азбука былазапрещена и забыта.Но ученики Кирилла и Мефодия направились на юг, к хорватам, и на юго-восток – к болгарам. Болгарский князь Борис создал все условия для развития славянской письменности, а при его преемнике – царе Симеоне, наступил Золотой век славянской литературы.


Ныне славянская письменность распространилась по всей Русской земле.


Молчат гробницы, мумии и кости —

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена…


И.А. Бунин


Автор: Ольга Судникович






ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий