|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Философия Культуры

Возрастающая актуальность прогрессорства.



Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914


Точкой выхода во внешнее, активное пространство моего сознания синтеза науки, религии и искусства наиболее отчетливо можно назвать творчество Ивана Антоновича Ефремова. Этому предшествовал процесс глубинного осмысления понятия Прогрессорства ( в значении осознанного и активного положительного преобразования реальности). Явные смысловые параллели этого понятия с методами Высшего Иерархического Руководства человеческой эволюцией собрали воедино немногие, оставшиеся разрозненными, звенья в целостной картине мира. Многие вопросы остаются открытыми только на уровне внешней реализации, но представляются разрешенными на уровне принципов и методов соотнесения Космических Законов и действий их сознательных проводников, то есть субъектов эволюции.


Часто одним из наиболее трудно разрешимых в этой области вопросов признается правомочность активного вмешательства более высокоорганизованной системы в развитие системы низшего уровня. И сложность возникает именно на уровне этического разрешения данного вопроса, так как здесь важную роль играет с одной стороны разумное воздействие на ускорение процесса адекватного восприятия реальности, а с другой — свобода волеизъявления человека как защитный механизм естественного темпа развития.


Когда вмешательство становится не только возможным, но и необходимым? В моменты явных и скрытых кризисов цивилизации. На примере Культурных Героев, Вождей и Правителей, Святых и Духовных Учителей, ученых и художников мы видим разнообразнейший спектр методов воздействия на человечество. Этот вид помощи усложняется по мере совершенствования уровня сознания человека и требует все более обоснованного подхода к выбору средств. Мотивация данного воздействия может особо не рассматриваться, так как она по определению должна быть нацелена на благо, а вот методы и, главное, декларация права на вмешательство должна быть понята и принята объектом. И это, на наш взгляд, является наиболее уязвимым звеном во внешнем проявлении прогрессорства, так как часто выступает удобным средством для спекуляций и прикрывания инерционного процесса сопротивления эволюции.


Рассмотрим некоторые классические примеры прогрессорства.


Самый оптимальный, гармоничный и невероятный пример — это подвиг Иисуса Христа. Здесь дан принцип наивысшего по гуманизму и ненарушению Законов вмешательства в ход эволюции с инициацией длинной волны причинно-следственных связей. Можно было бы даже предположить, что ввиду чистоты эксперимента степень вмешательства в данном случае исчезающе мала и по закону усреднения не должна рассматриваться (как и пример абсолютного антипрогрессорства в лице, допустим, Гитлера).


Как два противоположных вида прогрессорства с идентичной целью построения нового государства, могут быть рассмотрены исторические фигуры Сергия Радонежского и Ленина. В первом случае мы имеем проекцию метода Христа на конкретную страну и историческую эпоху, что в чистом виде проявлялось во внутреннем соблюдении и ненарушении Законов, однако во внешнем плане вылилось в ряд действий явно осознанного вмешательства. Результатом этого вмешательства (руководства, водительства) явилось спасение страны от духовного и физического уничтожения и породило, опять же, длинную волну причинно-следственных связей.


Во втором случае мы имеем активное, но ограниченное мировоззрением и атеизмом, вмешательство, результатом которого было появление страны с принципиально новым строем, однако с достаточной степенью заложенного в самом зерне компромисса с соответствующими следственными проявлениями.


Таких примеров, разбросанных по истории, можно найти немало. Сейчас нам необходимо сосредоточиться на решении вопроса о том, как прогрессор может оправдать и объяснить свое вмешательство, и возможно ли это донести до тех, чью жизнь он изменяет. То, что это объяснение очень часто (хотя и не всегда) бывает необходимо, пусть даже во времени — примем за аксиому, доказанную самой историей.


Здесь нам поможет один эпизод духовно-исторического плана — а именно, история устюжского святого Прокопия Праведного.


Нам известно, что юродствующий (высочайший уровень смирения как метод санкционированного права на вмешательство и высшую защиту) Прокопий часто призывал устюжан к покаянию личному и всеобщему, как способу очищения души и выравнивания хода судьбы. Отношение к нему было абсолютно такое же, как и в целом к юродствующим на Руси: снисходительно-осторожное. Все шло своим чередом до того момента, пока на горизонте не появилась реальная опасность в виде «тучи с каменным градом» (выяснять правдоподобность или символичность этого события в данном размышлении не является необходимым). Владея методом нейтрализации пространственных энергообразований (говоря современным языком), Прокопий дал единственно-возможное решение возникшей проблемы: искреннее массовое покаяние, на что теперь уже люди пошли охотно и, как мы знаем из истории — результативно. Туча на глазах у всех повернула в сторону, и град обрушился на лес невдалеке от города. Говорят, что некоторые люди до сих пор находят место, где видны следы этого «каменного дождя».


Мы не будем разбирать способ отведения беды-тучи: это можно назвать чудодейственным результатом искренней молитвы при святом посреднике и Божьим Заступничеством, а можно объяснить вполне современно — методом направленного взрыва или правильной нейтрализацией волны (здесь адресую нас к физикам!). Нам в данном случае интересно то, что согласие на воздействие (организацию и побуждение к искреннему массовому покаянию) было дано людьми только в момент проявленной опасности. Внесем это в наш аналитический список.


А теперь нам нужно экстраполировать (а может быть и интерполировать) это на нашу повседневную жизнь и деятельность в ней прогрессоров разной степени осознанности. Что может оправдать вмешательство одного человека в ход развития другого? Только ясное осознание опасности, которая может быть избегнута: как минимум тем, кто в данном случае выполняет роль прогрессора, но наиболее результативно также и объектом, подвергающимся воздействию. Этот момент является наиболее трудно-достижимым, и часто условия складываются благоприятно тогда, когда полностью исправить ситуацию уже невозможно. Превентивные меры здесь так же маловероятны, как и в медицине. Причина известна: своеволие человека и упорство в удобных заблуждениях.


Возможно, мы могли бы даже согласиться с распространенной декларацией типа «Моя жизнь — что хочу, то и ворочу!» и ответить почти вежливо «Хозяин-баран...» или даже правильно «Будет вопрос — будет ответ», понимая, что произойдет все только соответственно степени готовности человека измениться. Но существование самого по себе явления, которое здесь мы условно называем «прогрессорством» наводит нас на мысль, что абсолютное невмешательство, обеспеченное принципом свободной воли, имеет все-таки своеобразный коррелят во внешней жизни, отличающийся от нашего представления о невмешательстве. Не лишено смысла предположение, что это вызвано нашим заблуждением о правомочности нарушения любого закона по праву свободной воли. Рассуждение об этом выходит за рамки темы, поэтому ограничимся риторическим вопросом, рекомендуемым к размышлению: а свободна ли наша свободная воля?


Итак: у нас на одном полюсе - свободная воля и естественный, не стопроцентно-предсказуемый, сценарий эволюции, а на другом — Логос, Слово, Прообраз, Великая Заданность и т.д., и т.п. Где-то посередине находятся Исполнители Замысла (здесь читай Прогрессоры) всей бесконечной в своих градациях шкалы степеней сознательности. В свою очередь, прогрессоры делятся, используя терминологию С.Б. Переслегина, на время-ориентируемых и дао-ориентируемых. Мы попробуем предположить, что время-ориентированные субъекты истории — это те, кто идет по внешнему, цивилизационному пути взаимодействия с объектами преображения, а дао-ориентированные преобразователи, соответственно, действуют через внутреннее, духовное или культурное пространство. Мы также можем сравнить первый способ с маятником и спиралью (что является идентичным в силу наличия постоянной переполюсовки поступенного процесса движения — восхождения), а второй способ мы рискнем сравнить с принципом Прямого Луча, введенного в мысленный оборот Иваном Ефремовым и дающего картину либо туго скрученной спирали, либо движения, не разделенного на прохождение полюсов во времени (одновременное).


Попытаемся теперь уже это, совершенно гипотетическое предположение, экстраполировать на канву истории, как наиболее адекватной проекции Космических процессов на эволюцию человечества. Тогда любой активный деятель истории будет подпадать под первую категорию и может быть рассмотрен в своей деятельности как индивидуально, так и в контексте социально-общественного процесса своего времени. И это в целом всем понятно.


Сложнее со второй категорией. Если мы предположим, что деятельность так называемых духовных прогрессоров своей дао-ориентированностью коррелирует с принципом Прямого Луча, то есть смысл призвать на помощь описание этого принципа у ИАЕ:


«Еще шаг - и было понято нуль-пространство, как граница между миром и антимиром, между миром Шакти и Тамасом, где взаимно уравновешены и нейтрализованы полярные точки пространства, времени и энергии. Нуль-пространство тоже скручено в спираль соответственно обоим мирам, но...- Юноша запнулся.- Я еще не смог сообразить, как возникает возможность передвигаться в нем, почти мгновенно достигая любой точки нашей вселенной. Мне объяснили это приближенно, что звездолет прямого луча идет не по спиральному ходу света, а как бы поперек него, по продольной оси улитки, используя анизотропию пространства. Кроме того, звездолет в отношении времени как бы стоит на месте, а вся спираль мира вращается вокруг него...» "Час Быка"


Чтобы не уходить в размышление о «кротовых норах» или «квантовой запутанности», мы проведем некоторые аналогии и спроецируем это явление на область духа. Для этого аналогом мира и антимира мы возьмем дихотомии «очевидность-действительность», «цивилизация-культура» и «материя-дух», нуль-пространство — это пусть будут «пустоты» из притчи о поваре Дине из Чжуан-цзы, то есть зоны, свободные от препятствий, или проявленных во времени причинно-следственных связей (не забудем, что мы не ориентированы на время, а значит у нас исчезает потребность в дискретности любых понятий, в том числе и причины со следствием). Мы с вами мысленно перейдем в некое топологическое целостное пространство (под покровительство Лейбница) и перестанем вращаться от одного полюса к другому.


Понадобится ли нам в помощь неразделимость Наблюдателя и объекта — в нашем случае Пути и Путника? Возможно. Наша индивидуальность будет присутствовать только в момент необходимости персонификации и уточнения движения. Но в целом мы будем Единым Лучом Воздействия на реальность.


Теперь, пользуясь этой громоздкой и недоочерченной моделью, мы попытаемся нарисовать картину дао-прогрессорства. Поскольку время у нас представлено здесь своим абстрактным принципом длительности, мы не можем рассматривать действие конкретного человека на конкретный сектор истории. Длинна волны бесконечна и передается по эстафете от одной персонификации к другой. Действие, произведенное, например, Сергием Радонежским, длится бесконечно, передаваясь через память, молитвы, возрождение принципов, проявляясь в действиях других святых, появляясь в произведениях искусства, которые инициируют процесс с новой силой, трансформируясь в новые формы — и так в необозримое будущее. Время-ориентированный человек скажет — это все разные вещи, связанные лишь в сознании людей — и будет совершенно прав, хотя будет уверен, что опроверг непрерывность.


При известной степени развития мышления можно связать все со всем — и ни разу не обнаружить потребности разорвать цепь (луч). Вся дифференциация, как и интеграция, происходит в нашем сознании и совершенно не является необходимой на уровне самого процесса эволюции мира.


В духовном пространстве мы не будем нуждаться в линейном движении «из пункта А в пункт В», а значит развернутость во времени не будет нам мешать видеть нужные точки приложения сил. Мы также не будем спешить сделать все здесь и сейчас, так как продолжение процесса гарантировано самим его целостным существованием. Мы должны быть нацелены на оптимальную форму проявления данного процесса в своем сознании и в сознании окружающих нас людей, на установление нужного количества семантических (энергетических?) связей для наиболее явного отображения Целого в его части. Для этого нам необходимо ориентироваться в текущей символике мышления и в своем оптимально возможном инструментарии. Если мы выходим на активный, явный уровень прогрессорства — нам понадобится широкий спектр знаний и человеческих достоинств. Если наша деятельность будет в большей степени протекать во внутреннем пространстве — предпочтительней будет усиленная концентрация энергии в наиболее абстрактных (этических, духовных) категориях. Есть мощные фигуры, которые сочетают яркую внешнюю с глубочайшей внутренней деятельностью. Чаще всего такие Прогрессоры представляют собой комплекс сил и областей применения и отчетливо демонстрируют принцип Иерархии (связи с Высшим) в действии.


В качестве вывода данной части размышлений (здесь тоже налицо совершенно искусственно прерываемый единый процесс) можно сказать о том, что настоящее осознанное и «ненаказуемое» изменение реальности возможно только вторым способом. Задача любого прогрессора состоит в первую очередь в том, чтобы как можно точнее проявить в сознании окружающих «каменную тучу» с полным реестром параметров и организовать процесс «групповой медитации». Но дао-ориентированность дает надежду на то, что ты не обнаружишь себя в один прекрасный день должником нескольких банков.


Если мы подслушаем, что шепчут губы настоящих святого и ученого, художника и хирурга, президента и будущей матери — мы услышим одни и те же слова: Не моя, но Твоя Воля, Господи!


Пережиток, - скажет очевидность; Дерзай, чадо, — скажет действительность.


«Они говорят — нет. А Мы с тобой говорим — да. Подумай, кто сильнее?» «Живая Этика».


Материал: http://helenrokken.livejournal.com/21273.htm

ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий