Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Философия Культуры

«…Маленькие – все волшебники…».



«… Маленькие – все волшебники…»

Новосибирск- 2012

Зверева Римма.

Этносоциологическое размышление о рисунках детей коренных народов Сибири.


«…Маленькие – все волшебники…» - это строка из книги мансийского поэта Ювана Шесталова «Когда качало меня солнце» наиболее точно передает, буквально сказочный мир, который видят и рисуют дети-северяне. Еще первые исследователи сибирских коренных народов сталкивались с их феноменальной художественной одаренностью. Этносоциологические исследования 60 – 70 годов ХХ века показали, что новое время открыло новые горизонты. Автор считает актуальным напомнить о этих исследованиях уже как о исторических документах, как о свидетельствах высокой и глубокой духовной жизни и культуры маленьких художников-сибиряков.  


Издается по инициативе: Сибирская Академия традиционной народной культуры.

Международный Фонд «РУСЬ ЗОЛОТОЙ ВЕК»

Региональная группа сотрудничества «ЕВРО-АЗИЯ»

Ресурсный Центр общественных объединений Заельцовского района

Региональная общественная организация «Союз пенсионеров России» Новосибирской области (Заельцовское отделение)


Римма Зверева

«… Маленькие – все волшебники…»

Этносоциологическое размышление о рисунках детей коренных народов сибири

Новосибирск-2012



Римма Зверева

«… Маленькие – все волшебники…»


«…Маленькие – все волшебники…» - это строчка из книги мансийского поэта Ювана Шесталова точно и ярко передает особый, красочный мир рисунков детей коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Их деды и прадеды были оленеводами, охотниками и рыбаками, этим же, в основном, занимаются их отцы. Детство этих ребят проходит лицом к лицу с суровой величественной природой, а первые представления о мире складываются из древних мифов, сказок и легенд, которые хранят в памяти и рассказывают их бабушки и дедушки длинными, зимними вечерами.Сибирь – это своеобразный континент от Урала до Тихого океана, от Великой Китайской стены до Великого Ледовитого океана. История ее коренных народов начинается в каменном веке. Народы Сибири на протяжении тысячелетий создавали и сохраняли свои уникальные, богатые культуры, поражавшие всех путешественников всех времен, своей идеальной приспособленностью к исключительно суровым экологическим условиям. уникальные сведения о материальной и духовной культуре этих народов сохранили для науке и культуры путешественники, археологи, этнографы. В сравнении с этим наследием меркнут страницы научно-фантастических книг. Социалистическое общество начала ХХ века, активизирует и разнообразит связи между малыми и большими народами, а единство идеалов и мировоззрения создает основу для интеграции национальных культур. Сложился единый ценностный фонд, единые ценностные ориентации, что создало предпосылки для возникновения и развития новой исторической общности – советского народа. Отсюда актуальность обстоятельного и детального изучения соотношения традиционного и нового в духовной жизни разных народов.



Как родилась идея…


Неисчерпаемо, для исследователя, художественное творчество народов Сибири, сохранившее в своей основе традиции древнего искусства. В условиях научно-технической революции почти нивелируются национальные особенности в материальной культуре, они перемещаются в духовную жизнь народа.  Одной из важных составных духовной жизни можно назвать художественное творчество, в частности – изобразительное искусство. Было выделено спонтанное изобразительное творчество детей народов Сибири, детство которых проходит на границе перехода от традиционной древней культуры, к новой, формируемой условиями ХХ века. Более десяти лет я изучаю рисунки детей народов Сибири и детей русских, живущих рядом. О том, как родилась идея исследования, как воплощалась в повседневной работе, как собирался научный материал, где собирался, как и по каким принципам обрабатывался и описывался, будет рассказано в этой книге.  


Дети и их рисунки были выбраны для исследования, потому что детство является важным периодом в формировании личности. «Детство – это горы, с которых начинается человек», - писал Лев Толстой. Известный ученый этнолог Лоренц констатирует, что детство – это «фаза повышенной возбудимости». Академик Н.Н. Дубинин так пишет о значении этого периода в жизни человека: «… социальный прогресс основан на смене социальных программ. Для восприятия новых программ огромное значение имеет период детского и юношеского восприятия мира. Новые поколения творчески воспринимают факел прошлого, они не просто несут его в перед, но развивают содержание социальной и духовной программы человечества… детство должно прерывать ход социальной эволюции человека, ибо оно необходимо для восприятия во всей полноте все новых и новых форм социальной программы».  Социологи поставили задачу через содержание рисунков детей народов Сибири понять их мировосприятие, миропонимание и духовные ценности.



С самого начала имелось в виду, что дети разных этнических общностей должны отражать в своем творчестве нечто особенное и неповторимое, присущее их древним, самобытным культурам, а также – то новое, что было привнесено взаимодействием культур больших и малых народов. Кроме того, была поставлена задача, проследить в рисунках современных детей связи с древними представлениями, сюжетами, образами и орнаментикой, бытовавших десятками тысячелетий.  Известный исследователь древнего искусства аборигенов Сибири, академик Алексей Павлович Окладников, писал: «Связь времен не прервалась… жизненная сила искусства такова, что не только уцелело, не только прошло сквозь века, но и вошло как составной элемент в новую, социальную культуру нашего времени». Эта мысль стала отправной точкой и эпиграфом к исследованию по детскому рисунку.


…Воплощение идеи… 


Основным источником стали рисунки детей, собранных в социологических экспедициях в 70-е годы. Это были дети нивхов, нанайцев, эвенков, якутов и русских Хабаровского края и Амурской области, живущих в отдаленных селах, поселках городского типа и городах. Основная часть рисунков была собранна в школах, во время уроков. Рисовали все ребята от нулевого до выпускного класса.  Для работы со школьниками был взят игровой тест. Каждому предлагался лист бумаги, разделенный на шесть квадратов с включенными в них графическими элементами. Надо было нарисовать шесть рисунков на свободную тему цветными карандашами. Количество рисунков в задании исключало случайность выбора сюжета, давало свободу фантазии ребенка, а исследователю достаточный материал, чтобы вывести некоторый инвариант систем ценностей, сформированный в сознании под влиянием традиционной культуры и новых социальных условий на момент исследования. Работа строилась по типу игры, что создавало приподнятый, радостный эмоциональный настрой, необходимый для успешной работы со школьниками всех возрастов. Дети с большим вниманием и интересом относились к работе, каждая встреча социолога с ребятами превращалась в своеобразный «праздник рисования».



Были собраны шесть тысяч рисунков. Половина из них – рисунки детей народов Сибири, а другая половина – рисунки русских детей. Рисунки анализировались, прежде всего, по национальности детей, что позволило выявить черты сходства и различия по основным показателям. Так как детские рисунки стали изучать социологи, то рисунок рассматривался как источник социологической информации. Была разработана методика обработки рисунков на ЭВМ.


Судьбы рисунков детей Севера…


У рисунков нанайских, эвенкийских, якутских и русских детей сложилась своя интересная судьба. Большая часть периодически показывается на тематических выставках в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР, в Новосибирском Академгородке. Лучшие из лучших рисунков постоянно включаются в экспозицию «Сибирь научная» и вместе с археологическими и этнографическими экспонатами побывали в Японии, Италии, Венгрии, ФРГ и других странах. Там, за рубежом, рисунки детей народов Сибири вызвали большой интерес, как у взрослых, так и у детей. Язык детского рисунка не требует перевода, он понятен всем.


Эхо тысячелетий…


Искусство, в том числе и графический рисунок, народов Сибири формировалось и развивалось тысячелетиями, на основании опыта многих поколений. Понимание особенностей творчества детей этих народов возможно при внимательном прочтении страниц истории традиционных культур, особенностей психологии, традиционного образа жизни и занятий.  «История, в том числе и древнейшая, - не давно прошедшее вчера, но важнейшее звено живой связи времен; тронь в одном месте , как отзовется вся цепь», - писал великий русский поэт А.С. Пушкин. Таким «звеном в цепи» взят рисунок ребенка, в фокусе которого отразилась и замкнулась «связь времен». А ключ к нему в истории. Перелистаем некоторые из ее страниц…



«Чтобы в полной мере понять и оценить творчество создателей этого искусства, нужно вспомнить, когда и как он жил…» - так начинает свой рассказ академик А.П. Окладников о древних художниках Сибири, авторов уникальных писаниц по берегам Лены, Ангары, Амура, Енисея и мало кому известной маленькой речки Нюкжи.  Аборигены Сибири, затерянные в бескрайней сибирской тайге, вели беспрерывную и беспримерную суровую, борьбу за жизнь. Их благополучие было непрочно и недолговечно. Удачная охота дарила недели сытой жизни, которые сменялись месяцами голода и поисков добычи в тайге. Лютая стужа зимой сменялась летними тяжкими «сражениями» с комарами, мошкой и полчищами других насекомых. Суровая природа как бы выковывала, испытывала во времени и пространстве особый тип «человеческой цивилизации», выстоявший с честью в «неоптимальных, для проживания человека, условиях», по определению академика В.П. Казначеева.  Человек оказался сильнее всех преград природы, а его воля и любовь к жизни стали фундаментом для «изумительного по реалистичности стиле, графической лаконичности, жизнеутверждающего искусства» (А.П. Окладников).


Каждый народ выдвинул замечательных мастеров-художников. Они украсили суровую жизнь аборигенов и возвысили их жизнь до сказочно-реальных образов-символов, преданий, сказок и легенд.  Выдающееся место в традиционном искусстве народов Сибири всегда принадлежало женщине. До наших дней дошли настоящие шедевры прикладного искусства – одежда, расцвеченная изысканными по цвету и технике выполнения, узорами и орнаментами. Древние письмена тайги и тундры – орнаментика национальной, традиционной одежды и утвари еще ждет своего исследователя и тайны ее можно сравнить с тайнами древних письменностей народов других континентов.  «…Изобразительное искусство многих сибирских народов сохранило непрерывно и в наименее искаженных формах традиции палеолита», - продолжает А.П. Окладников в книге «Олень золотые рога». Исследования археологов тесно переплетаются с работами замечательных русских исследователей-этнографов и подтверждают эту мысль.



… от поколения к поколению…


Искусство народов Сибири носило массовый характер. Все от мало до велико были заняты в изготовлении предметов материальной культуры и их украшением. Каждый народ выработал свою народную педагогику. По традиции старшие обучали младших всем секретам и приемам народного искусства. Матери учили дочерей, бабушки – внучек, отцы и деды – сыновей и внуков. «Это поистине традиция – передача традиционного опыта, приобретенных знаний от поколения к поколению», - утверждает Конрад Лоренц, основоположник современной этологии.  Накоплен обширный материал, рассказывающий о высоком уровне художественной культуры народов Сибири, особенно ярко представленный в декоративном и графическом искусстве.  Известный ученый-сибиривед В.Г. Тан-Богораз писал в 1913 году: «Туземцы Севера отличаются художественными способностями. Они рисуют с большим мастерством на дереве, на коже, охрой и сажей. Режут по кости, изящно вышивают».


Этнограф И.А. Лопатин в 20-х годах изучал традиционные культуры амурских народов, он писал так: «В отношении к графическому искусству гольды – удивительный народ. Почти каждый из них свободно изображает на плоскости всевозможные предметы и даже компонует целые картины. При этом рисунок у гольдов хотя и примитивный, но вполне реальный и обладает большим сходством с оригиналом, что говорит о тонкой наблюдательности и хорошей зрительной памяти. Женщины рисуют несравненно лучше мужчин… им, как рукодельницам часто приходится иметь дело с рисунком, особенно при изготовлении трафаретов для узоров и вышивки».  Однако все работы по искусству народов Сибири, относящиеся к дореволюционному периоду, почти не содержат сведения по детскому рисунку. В основном это отрывочные сведения, связанные с изготовлением детских игрушек.…На грани времен…  Советское правительство много сделало, приобщая детей народов Сибири к новому образу жизни, к новому для них мировосприятию и миропониманию. Были открыты школы-интернаты.  Первые студенты-северяне приехали учиться



в Ленинградский институт народов Севера. Педагоги сразу же обратили внимание на особую талантливость этой молодежи, их исключительные способности к рисованию. О «природной талантливости северян» писал А.В. Луначарский. Академик О.Ю. Шмидт высоко ценил искусство народов Севера и писал о студентах-северянах: «… когда этих сто студентов попросили нарисовать, или что-нибудь вылепить из глины, или вырезать из дерева, то оказалось, что… более половины их – выдающиеся художники». Много внимания рисункам детей-северян уделял А.М. Горький, поощряя издание книг, иллюстрированных детьми. Он писал: «В детских рисунках вложена большая идея, фантазия ребенка, в рисунках отражается жизнь окружающей среды. Глядя на рисунки, можно прочесть без слов, что хотел выразить автор».  В 20-е годы были проведены и опубликованы первые исследования по детскому рисунку интересными этнографами-энтузиастами. В 1925 году в журнале «Живая старина» была опубликована работа П.П. Хороших «Об изучении детских рисунков туземных племен Сибири». Впервые были сформулированы цели и задачи такого типа исследования, обоснована острая необходимость подобной работы, представляющей большой интерес для этнографов, педагогов и психологов. Год спустя в Иркутске была издана книга П.Ф. Требуховского «Детский рисунок туземных народов Сибири», значение которой трудно переоценить даже для современного исследователя. Эта работа дает обширный материал для сравнения, позволяет сопоставить тот материал с рисунками современных детей и отметить перемены в графике и тематике рисунков. В 30-е годы были организованны выставки детей-северян в Москве и Ленинграде. Это привлекло внимание ученых, художников, искусствоведов, писателей и педагогов. Были написаны и опубликованы статьи и книги, высоко оценивающие удивительные способности детей-северян е рисованию, их своеобразное видение мира, поэтическое мироощущение, в основе которого лежит тесная связь с природой и глубокое понимание ее.



… На пороге новых времен…


В 70-е годы было проведено социологическое исследование рисунков детей народов Сибири. Задачей, которого было проникновение в духовный мир маленьких сибиряков, отцы и деды которых осваивали грамоту в первых школах-интернатах и ликбезах. Их рисунки стали предметом исследования в первые десятилетия ХХ века. В эти годы произошли значительные изменения, связанные с интенсивным освоением Сибири, строительством Байкало-Амурской магистрали и строительством ТПК.  Восточная мудрость гласит: «Капелька утренней росы – это, конечно, не весь мир. Но она способна отразить весь мир». В такой метафорической форме, вероятно, можно наиболее кратко и объемно выразить и задачи научного исследования: как в рисунке ребенка, в тысячах рисунков отражена современная жизнь, новая эпоха, в которую народы Сибири сделали «шаг через тысячелетия».  Все рисунки были распределены по темам и сделан обзор представлений народов Сибири о природе, о солнце, о луне, звездах, вселенной, о земле и воде, о растительности и животном мире, человеке и его руками созданной «второй природе», то есть о домах и сооружениях, о машинах и мире вещей.  Рисунки детей своеобразны, они привлекают поэтичностью и мягкостью цветовых решений, особой манерой рисования, своеобразным графическим подчерком. Умение видеть и понимать мир по-своему выражается в своеобразной композиции, в умении отобразить не только внешний облик предметов, но и их сущность. Дети могут простыми графическими средствами передать безграничность пространства и расположить предметы в рисунке так, что они живут своею реальной, естественной жизнью. Для этих рисунков типично глубинное чувство ритма. В рисунках почти всегда есть обобщение и особое чувство цвета, своеобразные цветовые сочетания и разнообразие цветовой гаммы.  Дети, еще отцы которых не могли воспроизвести перспективу, делают это с легкостью, не отставая от русских. Каждый второй рисунок выполнен по правилам линейной перспективы. Семь из десяти рисунков – сюжетные, то есть, как бы содержат маленький рассказ из жизни или о мечтах юного



художника. Большая часть сюжетов – это самостоятельное, творческое видение мира, меньшая часть рисунков – это иллюстрации к сказкам, прочитанной книги и очень редко – копии с подвернувшейся под руку книги или открытки.  В своих рисунках дети часто обращаются к традиционным темам. Такой традиционной темой всегда была природа и человек с его материальной культурой. В рисунках преобладает живой, динамический реализм, основой которого всегда было мировосприятие и мировоззрение охотников и рыболовов, кочевников-оленеводов, предков современных детей. Однако как художественная традиция, так и традиционная тематика не остались неизменными и застывшими. Новое время, новые темы, сюжеты и графические приемы. Эти изменения, в значительной степени, связаны с изменениями в мировоззрении и культуре, которые произошли в «эпоху научно-технического прогресса».


«Моя любимая природа»


«Моя любимая природа» - так был подписан рисунок нанайской девочки из села Кондон. Родная, любимая природа – вот одна из ведущих тем в рисунках детей, как народов Сибири, так и русских.  Семь из десяти рисунков содержат образы природы. В четырех из десяти рисунков природа сохраняет свою вечную автономию, а в трех из десяти рисунков с изображением природы ребята включают человека и производное его труда: дома, машины, предметы быта и т.д.  Широко известно, что мировоззрение народов Сибири не сводилось к одним лишь религиозным представлениям, как пытались доказать это многие ученые. Если бы в своей повседневной практике таежные обитатели Сибири руководствовались только религиозными, иррациональными представлениями о природе, то они не только бы достигли определенных ступеней своего развития, но и поставили бы под угрозу само свое существование.  Их представление о природе и ее явлениях были наивно-материалистическими.



«… Горы, деревья – все люди, только рубашка другой…»


Дерсу Узала У народов Сибири широко было распространено анимистическое восприятие природы. Для анимиста не существует мертвой, неразумной природы, а вся природа одарена жизнью и разумом. В их представлениях основой ее является сам человек, как существо наиболее известное и понятное, а следовательно, все видимое и невидимое в природе облекается в образ человеческий, или образ божества человека. В представлении анимистов живым было все – горы, море, камни, деревья, травы и т. д. Гольды, Айны, нивхи, удэгейцы, эвенки, срубая дерево и боясь загубить его душу ставили на пне его изображение, по их представлениям, возвращающее душу и жизнь дерева. Они знали и верили, что все животные, даже самые маленькие, обладают разумом большим, нежили человек. Знали, что человек может родиться от дерева, от горы, тигра, кита и т. д. Знали, что срубленное дерево может ожить, а душа убитого зверя будет преследовать охотника и от нее надо откупиться жертвой или «вселить» ее в изображение, сделав рисунок на дереве или даже на снегу. Они знали и верили, что вещи и предметы, сделанные человеком, хранят его «жизненную силу», имеют душу и должны следовать за ним в потусторонний мир.  Вождь индейского племени капилано Дан Джордж в своем открытом письме «Я родился тысячу лет назад», опубликованном в журнале «Курьер ЮНЕСКО», так сформулировал свое восприятие природы6 «Я родился во времена, когда люди с любовью относились ко всему, что их окружало, когда они давали прекрасные имена окружавшим их предметам и вещам… Я родился в те времена, когда люди любили природу и разговаривали с ней, как с живым существом».



… археологи, историки, этнографы…


Письменные свидетельства древней истории человечества, дошедшие до нашего времени, поэтическое творчество всех народов, свидетельства этнографов о народах и племенах, не имевших письменности, показывает сходство представлений о природе. Обращение к археологическим и этнографическим источникам интересно и ценно тем, что позволяет исторически подойти к рисункам детей народов Сибири. Это  делает возможным не только понять мировосприятие этих народов, не только обнаружить отдельные черты, сохранившиеся с глубокой древности, но и проследить перемены, происшедшие в воззрениях на природу с усвоением основ материалистического мировоззрения.


… Глазами детей-северян…


Современные дети в школе основные знания о природе, выработанные современной наукой. Однако психологи говорят, что в детском сознании, определенное время, сохраняются представления о «неживом» как о «живом». Эти отголоски прошлого присутствуют в рисунках сказочных, где дети рисуют солнце и луну с лицом человека, а звери и люди дружно держатся за руки. Со временем эта сказочная «путаница» пропадает, уступая место реалистическому пейзажу. Для детей народов Сибири, детство которых начинается в тайге и тундре, природа не просто объект созерцания на прогулке. Отношение к ней носит иной характер, чем у детей с урбанистическим образом жизни, редко встречающихся с явлениями живой, «нецивилизованной», природы. Для детей народов Сибири многообразная и многоликая природа еще остается тем миром, с которым тесно связана жизнь человека, его труд, опыт, мышление. Еще сохранены нити родства с естественной средой. В этом основное отличие от городской культуры, долгое время призывающей к борьбе с природой, а не к дружбе и единству с ней. Все рисунки детей изображающие природу реалистичны. Такое обращение к реалистическому стилю обогатило рисунки новыми образами, новой тематикой. Заметно повысился интерес к пейзажу, который часто развернут в виде панорамы,



что чрезвычайно редко встречалось прежде. Элемент рассказа-повествования, характерный для сюжетного рисунка народов Сибири, еще более усилился. Картинки природы, выполненные детьми, - это своеобразные миниатюры, новеллы, маленькие стихотворения… Для детей изображения родной природы – не механическое рисование знакомых предметов и не процесс развлекательного времяпрепровождения. Все что нарисовано детьми, почерпнуто ими из живой действительности, из собственного опыта и наблюдений вызывает цепную реакцию воспоминаний, впечатлений непосредственного общения с натурой. Она в их рисунках не безучастна к людям, дети в ней не случайные, иноязычные гости. По этому в рисунках природа добрая, она чем-то похожа на дом без стен и крыши, всегда готова служить охотнику и рыбаку, как всякое обжитое сознанием и опытом место. Картины природы любят рисовать почти в одинаковой степени нанайские, якутские, эвенкийские и русские дети. Однако в рисунках детей народов Сибири все выше перечисленные достоинства выражены в яркой форме, рисунки же русских ребят менее выразительны и содержательны, хотя дети и живут в тех же условиях небольшого сельского поселения.


… Из чего только сделаны мальчики и, … девочки?..


Мальчики в большей степени верны традициям своих предков охотников-следопытов: реже рисуют фрагменты природы, но чаще всего – панорамы с птичьего полета, или такие картины, которые можно увидеть с самой горы или сопки. У девочек иной «горизонт», он более ограничен, их видение природы созерцательно и в то же время практично. Девочки редко рисуют дикую, первозданную природу, у них она более «цивилизованна», организованна в садики-огородики, в украшения для дома и быта. Даже дикие звери приручены, зайцы послушны, а медведи держат в лапах розы. Вероятно, можно сказать, что девочки продолжают древнейшие традиции, несколько противоположные мужским, включая в многообразную композицию элементы и человека, предметы дома и быта. Цветы ставятся в вазы или заплетаются в венки



и растительные орнаменты, звери «приручаются», изображаются таежные ягоды и грибы. Но есть в рисунках, особенно эвенкийских девочек, панорамные картины суровой родной природы, промысловые звери и орлы с царственным размахом крыльев. Эвенкийские женщины были еще и смелыми охотницами, отважными дочерьми народа, названного «всадниками на оленях». Эта традиция жива в их рисунках.


«Солнечный круг…»


«Солнечный круг, - небо вокруг» - строчки из популярной песни стали своеобразным символом и паролем мира на планете. Идея чистого, голубого неба и солнца над головой ребенка пришла в песню из детских рисунков, типичных для всех детей планеты. Она эхом отозвалась в рисунках нанайских, эвенкийских тувинских… и русских детей. Этот символ детства всегда и во все времена будет любимым детским сюжетом. Голубое, синее, солнечное, звездное небо над головой… Как его видят и рисуют дети наших народов? Как его рисуют совсем маленькие? Или те кто познакомился с астрономией на школьных уроках? Какого цвета солнце у маленьких нанайцев, эвенков, якутов… русских? Как часто рисуют дети полеты в космос и на другие планеты? Вселенная! Как ее представляют и рисуют дети? Много вопросов возникает, когда сталкиваешься с тысячами детских рисунков, где одним из основных образов-символов является небо и солнце, тщательно раскрашенное ребятами всех возрастов из самых отдаленных уголков Сибири. Космические мотивы занимают значительное место в рисунках детей народов Сибири. Размышляя о работах на эту тему, необходимо вспомнить и рассказать о представлениях Сибирских народов о Вселенной, небе, солнце, звездах, луне, бытовавших издревле, хранившихся в народной памяти еще в начале ХХ века и сохранившихся по сей день в сказках, преданиях, мифах, легендах… и сознании.



Культурологи  Основные представления и знания о космических символах у народов Сибири были выражены в мифах. Культурологи указывали на то , что мифология в древности была почвой и арсеналом искусства. Космическая символика, у этих народов, сформировалась еще в палеолите, входила в магические обряды сезонных празднеств, как бы создавая желательные равновесия в природе.  Археология и этнография позволяют проследить эволюцию этих представлений, их связи с астрономическими и биологическими познаниями аборигенов Сибири, служащих им для решения практических задач. Солнце никогда не было богом у народов тайги и тундры, оно было «небесным костром», оленем золотые рога… «Солнце самый главный люди… его пропади – все кругом пропади», - говорил Дерсу Узала. Но кеты считали, что солнце – это «небесный костер», а долганы думали, что солнце – это олень.  Солнце в рисунках современных детей народов Сибири есть составная часть пейзажа или космической панорамы. Солнце в их рисунках не олицетворяет и не символизирует мифического лося, оленя с золотыми рогами или богатырского коня. Современные дети не обращаются, бытовавшей тысячелетия, их рисунки ближе к неолитическим традициям, когда «господствовал наивный рационализм» (А.П. Окладников) и на священных скалах солярные знаки изображались отдельно от оленей и лосей.  В каждом ли рисунке солнце? Был поставлен и такой вопрос, несколько с иной интонацией, чем звучит популярная детская телевизионная передача.  Солнце есть только в двух рисунках из десяти, в пейзажных картинках и космических панорамах. Солнце для детей – это еще и измеритель времени. Дети любят утро и рисуют восходящее солнце. Четвертая часть всех «солнечных рисунков» - это солнышко, встающее из-за гор, сопок и лесов. Восходящее солнце в рисунках детей, может, и являет этот прекрасный символ начала, утра жизни. дети предпочитают рисовать день. Днем солнце высоко над головой, оно круглое и красное, желтое или оранжевое. Очень редко дети не раскрашивают солнце ярким цветом. В сознании детей с солнцем связан и годовой ход времени. Они любят рисовать весеннее солнце, согревающее  поляны  с цветами.



Очень редко дети рисуют зиму и осень, вечер и ночь. Маленькие дети рисуют «живое» солнце с добрым лицом, а старшие обращаются к реалистическому «солнечному кругу». Нанайские дети чаще других рисуют солнце, а нанайские девочки делают четыре «солнечных» рисунка из десяти, т. е. в два раза больше, чем все дети, вместе взятые.


«С чего начинается Родина?» 


Родина, земля … «С чего начинается Родина?» - этот далеко не риторический вопрос был поставлен в исследовании. Правда, он в иных словах формулируется в научной терминологии, но более точно и ярко все-таки звучит в поэтической строчке. В каких образах и сюжетах наиболее ярко выражена любовь маленького гражданина к Родине?  «Земля – это тоже олень» - говорили лопари. Земля – это тоже люди», - говорил Дерсу Узала. Сегодня дети не рисуют землю в образе оленя и человека, но для них родная земля, ее ландшафт, ее контур, ее «лик» - это непременный образ в пятой части всех рисунков. Эвенки из Буреинской тайги рисуют острые, снежные пики родных ими Буреинских гор. Нанайские дети чаще рисуют плавную линию сопок. Дети нганасан и долган с Таймыра рисуют слегка всхолмленную тундру, эвенки из Тынды – родные сопки поросшие лиственницей, а русские ребята из всех уголков Сибири все-таки чаще рисуют равнину, чем сопки и горы. Маленькие – едва намечают контур поверхности родной земли, а подрастая, начинают рисовать панорамы до горизонта. Такие картины более характерны для мальчиков, а девочки ограничивают свой горизонт «усадьбой» с грядками и цветниками вокруг маленького, ухоженного домика.


«Качала меня река – живая и кипучая» 


Где земля, там и вода. Вода всегда была и будет интересна детям. Они живут по берегам больших рек и небольших речек и любя их рисовать. Море и океан тоже есть в рисунках этих «континентальных» детей. Мальчики в своих рисунках более активны и отважны, они чаще рисуют море-океан, раздвигая границы своей Родины до «самого синего моря…» Девочки рисуют берега речек, хотя эвенкийские



девочки не уступают мальчикам в освоении «морских» сюжетов. Мужественный дух мальчиков ищет в водной стихии бури и рисует их, а девочки любят изображать водную поверхность спокойной. Путешествие в морские глубины всегда было уделом сказочных героев и легендарных богатырей в эпосе народов Сибири. Сказка стала былью, и для современных детей «подводные» сюжеты рассматриваются как отражающие современную жизнь. Маленькие любят рисовать рыбок в аквариуме, а постарше рисуют морские глубины, водолазов в скафандрах или подводные лодки. Эти сюжеты хорошо освоены мальчиками, девочки же чрезвычайно редко обращаются к такому сюжету. «Качала меня река, такая же живая и кипучая, как люди и жизнь… Речка, в которой плескалось детство, разве можно ее забыть!» - вспоминает мансийский поэт Юван Шесталов. О родной земле и родной реке рассказывают дети народов Сибири в своих рисунках.


Звери и травы…


Животный и растительный мир тайги и тундры занимал главное место, как в сознании народов Сибири, так и в искусстве. Еще в палеолите были заложены основные знания и представления о живой природе. В неизменном виде они бытовали здесь до начала ХХ века. В своей основе знания о фауне и флоре были наивно-материалистическими и имели практический характер. У каждого народа было и свое особенное знание, связанное географией расселения. Знания и представления о зверях, птицах, рыбах, о деревьях, цветах и травах хранились в сказках, легендах, притчах, песнях и передавались из поколения в поколение. Длинными зимними вечерами старшие рассказывали младшим, а те, вырастая, передавали услышанные предания своим детям и внукам. Так велось «преподавание» народного опыта и знания. Все сущее в тайге и тундре было наделено душою и разумом, по аналогии с человеком. Звери и растения действовали в сказках, как люди, и разговаривали «человечьими» голосами. Представления и знания о животном и растительном мире у детей формируется в первые годы жизни и прежде всего связывается с флорой и фауной места, где проходит его раннее



детство. Дети народов Сибири узнают жизнь тайги и тундры с первых дней появления на свет. Это непосредственное соприкосновение с травами и оленями, с птицами и деревьями, а не изучение их по картинкам в книжках и экскурсиям в зоопарк, ярко проявляется в их рисунках. Богата и разнообразна флора и фауна сибирской тайги. Мир ее хорошо знаком маленьким эвенкам, якутам, нанайцам, нивхам… У предков не было разделения на живую и неживую природу. Особым вниманием и почтением были окружены большие и малые деревья, каждая травинка и цветок. Их считали равными человеку. Знакомство современных детей с жизнью тайги рождает желание рисовать увиденное. Маленькие и большие девочки любят рисовать цветы, а мальчики предпочитают рисовать деревья. С возрастом рисунки усложняются, к одному цветку прибавляется несколько, и получается цветочная поляна, клумба, букет в вазе или орнаментальный мотив. К одному дереву прибавляется много деревьев и получается сад, лес, тайга. Взрослеет ребенок, поднимается по ступеням жизни, чем выше, тем плотнее его рисунок «зарастает» цветами, травами, деревьями. Растительный мотив есть в каждом четвертом рисунке, вне зависимости от национальности детей.


«Прежде волшебным миром была мне тайга»


«Прежде волшебным миром была мне тайга, каждое дерево казалось живым. В одном мне чудился добрый дух, в другом – коварный и злой. У каждого дерева своя судьба и своя тайна», - вспоминает о своем детстве поэт народа манси Юван Шесталов. Животный мир тайги – это всегда была главная тема в искусстве народов Сибири. Традиции изображения оленей, лосей и других таежных обитателей начинаются от неолитических художников. Но сегодня дети народов Сибири значительно реже, чем их деды и прадеды, обращаются к изображению животного мира тайги. Хотя доля этой темы очень значительна, в рисунках якутских и эвенкийских мальчиков представлены почти все промысловые животные горной тайги. Они рисуют соболей, оленей, лосей, белок, из птиц любят рисовать коршунов, орлов. Эвенкийские мальчики из Тынды и



Усть-Нюкжи выполнили целую галерею рисунков, где главный герой – олень. Рисунки эвенкийских девочек отличаются от рисунков всех других девочек. Они рисуют, как и мальчики, промысловых животных, любят рисовать орлов с царственным размахом крыльев. Прекрасны рисунки оленей, выполненные Людой Соловьевой и Женей Андреевой из села Усть-Нюкжи Амурской области. Животные есть только в пятой части всех рисунков. Эвенкийские ребята рисуют их чаще, чем все другие, например нанайские или русские. В «оленьих рисунках», особенно в профильных портретах оленей, сохраняется традиция неолитических художников. Социальные перемены в жизни народов Сибири значительно повлияли на интересы детей и мир их ценностных ориентаций. Сегодня дети значительно реже рисуют животных, чем их предки, но чаще рисуют деревья, траву и цветы. В их рисунках сохранена традиция реалистического изображения животных и почти нет фантастических и символических образов, порожденных более поздними традициями культового искусства.


«… Вот и вышел человечек…»


Представления и знания о человеке у народов Сибири теснейшим образом были связанны с представлениями и знаниями о природе, и о животном мире в частности. В основу его положены наивно-материалистические воззрения, как о человеке, так и о его взаимосвязях в природе. «Изображению самого себя неолитический человек придавал гораздо меньше значения, чем рисункам животных», - писал академик О.П. Окладников. Эта традиция сохранилась почти до нашего времени. Человек в искусстве народов Сибири был на втором месте, после животных. Большой интерес представляют сведения археологов и этнографов, они отмечали, что изображение человека было разработано слабо, в основном это были схематические человечки или только намеченные по контуру фигуры. Традиция изображать человека схематично начинается в глубокой древности. Схематические человечки – герои всех писаниц, только в неолите их рисовали в фас, а в эпоху бронзы – в профиль. На одних писаницах лица динамичны, на других – статичны. Портрет в изобразительном



искусстве не был разработан совсем, тем более на том уровне, на каком он был разработан в европейском искусстве. У многих народов Сибири бытовало представление о человеке как части Вселенной, поэтому образ человека трактовался и изображался обобщенно и был разработан значительно слабее, чем образы животных. У каждого народа были свои графические традиции. На новом историческом этапе произошли значительные перемены в восприятии и изображении человека, эти изменения убедительно и наглядно можно проследить на примере изображения человека в рисунках детей народов Сибири. Исследователи детского рисунка считают, что дети уделяют большое внимание своей персоне и изображению человека в том числе. Анализ же рисунков детей показал, что дети рисуют человека примерно в двух рисунках из десяти. Дети не уделяют столько внимания человеку, как это кажется на первый взгляд. Они чаще рисуют животных, чем себе подобных. Рисование фигуры человека сложно для ребенка, и они стараются избегать этой трудной графической задачи. Человек присутствует в шестой части всех рисунках. Четвертая часть рисунков на эту тему – это схематические «танцующие» человечки. Дети любят рисовать таких человечков. Такие человечки заполняют и неолитические писаницы. Можно только удивляться устойчивости графической традиции и «живучести» этих смешных человечков. И в рисунках современных детей всех народов они изображаются в статике и динамике, в вас, в профиль и со спины. Якутские дети чаще, чем все другие, рисуют схематических человечков, хотя нанайские, эвенкийские и русские дети также любят «населять» ими свои рисунки. Детализация фигуры человека была слабо разработана в графике народов Сибири начала ХХ века. Таежные художники рисовали сначала по контуру фигуру человека, а потом на нее «одевали одежду». Современные дети хорошо освоили такой тип изображения человека и не рисуют абстрактных «неодетых» фигур человека. Этот этап они минуют, не фиксируя на нем внимания. Кто же герой такого типа рисунков? Это их ровесники в современной одежде. Девочки сосредоточивают свое внимание на модных деталях одежды или рисуют сказочных принцесс в пышных нарядах. Мальчики рисуют космонавтов, военных или сказочных персонажей мужского пола. Очень редко дети рисуют человека в национальной одежде.



… Личина… Лик… Лицо…


Самым первым портретом была «личина». Неолитический художник только в чрезвычайных случаях сосредоточивал свое внимание на «лице-личине», при этом, как писал А.П. Окладников: «… допускал большую свободу творчества и фантазии». В графическом рисунке народов Сибири лицо человека избегали рисовать, и эта традиция была сохранена до начала ХХ века. Этнографы связывали это с представлениями о вредоносной магии, поэтому «портрет» почти совсем не был разработан. В русском искусстве жанр портрета был прекрасно разработан, но русские дети не часто обращаются к изображению лица своих ровесников, еще реже они рисуют портреты исторических персон. Нанайские дети редко рисуют человека «крупным планом». Они чаще рисуют сказочных персонажей, литературных героев, чем своих ровесников. Большой интерес к портрету у эвенкийских ребят. Половина всех рисунков с изображением человека – это портреты. С любовью выполнены портреты ровесников. Но большую часть составляют портреты русских и зарубежных писателей. Можно только удивляться широте интересов эвенкийских ребят. Портрет Кола Брульона соседствует с лермонтовским Мцыри и с целой галерей русских поэтов. Среди них портреты Пушкина, Лермонтова, Маяковского и др. Портрет великого русского поэта А.С Пушкина, сделанный эвенком Мишей Кононовым из села Средний Ургал, как бы подтверждает пророческие слова о том, что его имя будут знать «… и ныне дикой тунгус…» В основной части рисунков изображение человека не присутствует, однако в таком случае нельзя говорить, что современные дети не рисуют человека, потому что это не имеет для них ценности. Рассматривая каждый рисунок, всегда можно сказать, что главное в нем – это человек. Панорамные и фрагментарные картины природы повествуют о человеческом отношении и чувстве к миру природы. Дети рисуют животных, они знают их и любят, в этом случае отражено опосредованное видение человека. Национальные, декоративные орнаменты тоже возвращают человека к миру растений, цветов, птиц, в котором он живет и способен его воспринимать, любоваться и восхищаться им. Когда дети рисуют дома, маленькие и большие, затейливые терема и дворцы, машины, танки и ракеты то они отражают свое восхищение перед умом человека, сделавшего их.



«Связь времен не прервалась…»«Так из глубины веков, когда создавались наскальные росписи и рисунки, мы вышли в живую действительность нашего времени, в мир живых национальных традиций…» (А.П. Окладников). Видим, что предмет художественного творчества современных детей народов Сибири остался неизменным: это – человек, его отношение к самому себе, к обществу, в котором он живет, к тайге, к реке, к небу и солнцу, к миру его окружающему.  


«Мир материальный…»


Материальный мир, созданный человеком, был определен и назван, Европейской наукой «второй природой». О значении этой «второй природы» писал М. Горький, указывая на древность ее происхождения, на указания и мифа, сказках и легендах, «в которых мы слышим отзвуки работы» над изобретениями орудий труда. Сибирь заселялась человеком десятки тысячелетий, и для него небыли препятствиями ни длинные, полярные ночи, ни суровые морозы, ни буреломы, ни полноводные реки. Человек, обживая эту часть планеты, создал свою «удивительно рациональную культуру во всех звеньях производства и быта» (Вдовин И.С.) Материальную культуру народов Сибири значительно обогатила материальная культура русского народа. Произошли сложные процессы взаимодействия и взаимопроникновения материальных культур. Коренным населением были освоены новые занятия, типы строений и жилищ, одежда и новые орудия труда. Однако материальная культура народов Сибири была лучше приспособлена, более оптимальна и совершенна в условиях Сибири, и русские тоже заимствовали многое.


Чум. Яранга. Юрта…


Родной дом! Это место где протекают первые дни, годы жизни ребенка. Но для ребенка из тайги и тундры может быть не только дом, как понимаем его мы, но и юрта, чум, яранга. «Дом, единственный в мире дом… разве может сын забыть…» (Ю. Шесталов).



В представлениях народов Сибири жилище человека, его «дом» воспринималось как живое существо, имеющее душу и духа-покровителя. Каждая составная часть дома считалась аналогичной какой-либо части человеческого тела. Всякий наносящий вред дому считался наносящим вред его хозяину. Трудно говорить о сохранении этих представлений о доме-жилище у современных детей по их рисункам. Рисунки детей с изобретением домиков, домов, дворцов, замков и сооружений знакомит с детским творческим восприятием архитектуры, от ее истоков (землянка, чум, шалаш, избушка на курьих ножках, юрта) до последних достижений урбанистической архитектуры. За этими рисунками можно увидеть весь путь, пройденный человечеством в его вечном поиске оптимального для жизни жилища, осознаваемый детьми всех народов. Архитектурный облик жилищ и других сооружений всегда был обусловлен экономическими и социальными условиями жизни общества, включая географические и климатические особенности. Все это в разной степени осознается детьми и воспроизводится в их рисунках. Дети рисуют дома и другие сооружения в шестой части всех рисунках. Они любят рисовать маленькие домики. Есть в рисунках и сказочные домики-теремки, избушки на курьих ножках, дворцы, мосты и телебашни. Нанайские дети из села Кондон любят рисовать Московский Кремль, который ассоциируется у них с праздником, а значит, с цветами, с флагами и салютом. Дети сравнительно редко рисуют традиционный тип жилища: чум, ярангу, юрту. Но это связанно с тем, где живут родители: в городе, селе или кочуют в тайге с оленями. Так, чум и палатку часто рисуют дети оленеводов из Амурской области, эвенкийские ребята из села Жиганское в Якутии и дети нганасан и долган с Таймыра.


«Самолет – хорошо! Пароход – хорошо! А олени лучше!»


Современная техника, стремительно проникая во все уголки Сибири, наложила отпечаток и на детское сознание. Ребята любят рисовать различные машины, однако чаще всего изображают лодки и корабли, самолеты-вертолеты и ракеты, редко рисуют автомашины, тракторы и танки.



Самый популярный мотив в детских рисунках – это лодки и корабли. Маленькие рисуют маленькие лодочки, а большие – огромные океанские лайнеры. Самолеты стали настолько привычными, что их почти не рисуют, чаще рисуются вертолеты. Оленья упряжка и вертолет. Сегодня не экзотика, а обычная для Севера сцена, ведь там авиация и олени – единственные самые удобные способы передвижения. Ракеты рисуют чаще, чем самолеты, начиная от межпланетных кораблей будущего до монументов космонавтам в форме ракеты. Из всех машин дети чаще рисуют мирные грузовики, лесовозы, автобусы или маленькие «легковушки». Мальчики редко рисуют танки и пушки, к тому же они у них удивительно мирные, почти не включены в батальные сцены, которые так любят рисовать городские мальчишки. Дети народов Сибири восприняли многие технические новинки и органично включают их в картины природы. То, что было уделом богатырей и сказочных героев, а совсем недавно удивлением для взрослых, стало привычным, сегодняшним мальчишкам и девчонкам из самых отдаленных поселков и стойбищ. Об этом рассказывают в своих рисунках нанайские, якутские, эвенкийские дети, маленькие и большие, мальчики и девочки. Однако все технические чудеса не смогли вытеснить из рисунков звериное население тайги и тундры, и своих любимых оленей маленькие художники рисуют чаще, чем ракеты, самолеты и вертолеты. Почти как И поется в популярной песенке: «Пароход – хорошо! Самолет – хорошо! А олени лучше!»


«Я раскрашу целый свет…»


«Чувство цвета у туземных детей выражается очень сильно. Рисуют преимущественно яркими красками: желтой, синей, красной…», - так писал П.Ф. Требуховский, изучавший рисунки детей в 20-х годах. Об этом же писали искусствоведы и педагоги в 30-е годы. Этнографы и художники говорили об особой интуиции на цветовую гамму у народных мастеров. Одежда народов Сибири удивительна по многоцветности и колориту. Она выполняла не только практические, но и эстетические функции. Рисунки современных детей также отличает ярко выраженное чувство  цвета и богатой цветовой гаммы.



Дети разных национальностей предпочитают цвета, традиционные в их одежде и орнаментике. Так, нанайские дети из села, Кондон раскрашивают свои рисунки всеми оттенками желто-зеленого и сине-голубого. Солнце они рисуют только желтым, оно у них золотое. У русских и якутов – «красное солнышко», а эвенкийские дети видят «оранжевое солнце». Детский глаз различает многообразную игру красок в природе, все резкие и плавные цветовые переходы, а рука с легкостью рисует их на бумаге.  Оранжевый цвет любят дети эвенков и нганасан, но красный, зеленый, золотой, голубой тоже не менее любимы нанайскими, якутскими, долганскими, эвенкийскими и русскими девочками и мальчиками. В цвет северного сияния раскрашивают свой сказочно-реальный таежный и тундровый «свет».  Психологи утверждают, что цвет есть барометр эмоционального состояния человека. Основные любимые цвета почти не меняются у детей с возрастом. Основные любимые цвета мальчиков почти не отличаются от цвета в рисунках девочек, только у мальчиков они строже, а у девочек мягче по колориту. Об этом и многом другом интересном рассказывает цветовая палитра детских рисунков народов Сибири.


«Детский рисунок –… документ эпохи» 


«Детский рисунок – это подлинный документ эпохи» - такой вывод сделан доктором психологических наук Валерией Сергеевной Мухиной, много лет изучавшей рисунки русских, болгарских, монгольских, японских детей. Этот вывод также правомерен и для рисунков детей народов Сибири, в разной степени отразивших традиции графического рисунка, бытовавшего в тысячелетиях.  «Детство и юность даются человеку для формирования социальных программ…» - так определила важность начала жизни человека известный генетик Н.Н. Дубинин. Детские рисунки, о которых рассказывается, это, прежде всего свидетельство нового времени. О чем бы не рисовали дети в своих рисунках: космических полетах, солнце, луне, звездах, о «своей любимой природе», о родных сопках, горах, о речке и озере, о деревьях, цветах и оленях, о человеке, самолете. Это все имеет точный адрес во времени и пространстве.



Пройдут годы, десятилетия… Эти рисунки станут историей. Да они уже сегодня – история, но останутся во времени рисунки нанайских, эвенкийских, якутских и русских детей, своеобразные материальные свидетельства «эпохи до БАМа» и «эпохи строительства БАМа». Вырастут дети. Сегодня они учатся, а многие уже работают. О чем расскажут рисунки их детей в 90-е годы ХХ века? О чем будут мечтать самые маленькие? Какие планы будут строить старшеклассники? В каком доме будут жить девочки? Какие планеты осваивать мальчики? Какого цвета будет в их рисунках солнце и северное сияние? И еще много, много новых, простых и сложных вопросов поставит жизнь и время…  Дорогие читатели, уважаемые учителя школ, где учатся дети народов Сибири, учителя всех ребят всех народов нашей огромной страны. Смотрите внимательно, что и как рисуют дети. Берегите их рисунки – ведь это подлинные документы эпохи.


Послесловие: «Связь времен не прервалась…» - эта идея, высказанная археологом, академиком Алексеем Павловичем Окладниковым стала «нитью Ариадны» в этносоциологическом исследовании художественного творчества детей коренных народов Сибири, начатого в 60-е годы ХХ века. Сегодня это уже история.  В начале 60-х годов ХХ века в Новосибирском Академгородке был создан Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР.  За Уралом начиналась Азиатская Россия площадью в 118 мил. кв. км. Здесь жили более 30 коренных народов. Их тысячелетнюю историю изучали археологи, историки и этнографы. Современную жизнь этих народов было поручено изучать отделу социологии. Для тех времен это была новая наука, и каждый новый шаг ее был открытием.  «Все, что делают наши социологи – это подвиг в науке…» - сказал, директор Института, академик А.П. Окладников подводя итоги первых лет исследований по жизни коренных народов, живущих на берегах великого Амура. В поселениях, издревле стоящих по берегам великой азиатской реки Амур, жили нанайцы, нивхи, ульчи и мн.др. По улочкам, и по берегу Амура бегали бритоголовые ребятишки.



Они ловили рыбу, играли, смеялись… и перекликались на родном языке. Это было так похоже на щебет птиц, летающих рядом… Археологи работали здесь же, на этих берегах и открывали древние цивилизации, о которых свидетельствовали древние сосуды с удивительными личинами, и спиралями древних орнаментов…  Вспоминались суждения древних греков о том, что душа ребенка помнит многое из того, что знала задолго до своего рождения…  Нанайские ребятишки из села Болонь оказались на редкость понятливыми, дисциплинированными и удивительно талантливыми художниками.  Да! В их рисунках волны Амура сплетались в древний орнамент, солнышко смотрело с высокого неба, и … спираль с древних сосудов перекочевала на листочки детских рисунков и украшала нанайские халаты, в коих ходили бабушки по улицам нанайских селений.  Так началось этносоциологическое исследование, отечески благословленное патриархом сибирской археологии академиком А.П. Окладниковым. «Дети севера: жизнь и творчество» - так была сформулирована научно-практическая программа в отделе социологии Института истории, филологии и философии СО АН СССР. (зав. отдела чл. корр. В. И. Бойко, научный руководитель). Благодаря его мудрой, отеческой поддержке и заботе эта научно-практическая программа успешно воплощалась в 60-х – 90-х годах. А потом были выставки детских рисунков за рубежом, в контексте международных выставок «Сибирь научная». …Более 300 художественных работ ребят-северян в рамках выставки «Рисуют дети-северяне» были представлены в выставочном зале на «Крымском Валу» в г. Москве. Более 2000 работ: рисунки, игрушки, костюмы… практически весь мир национальной культуры своих народов представлялись в Государственном музее этнографии СССР в Ленинграде, это были 80-е годы ХХ века.  Уникальными по своей культурной ценности были «Школы народной культуры» во Всесоюзном пионерском лагере «Океан» во Владивостоке…  «Связь времен не прервалась…» - эти пророческие слова академика А.П. Окладникова подтвердили тысячи ребят из самых разных и отдаленных национальных поселений.



Вместе со своими бабушками и дедушками, своими педагогами, руководителями национальных коллективов они воссоздали народные, национальные танцы, игры, древние обряды, национальную одежду…  Хроники событий, сотни фотографий, рисунков – как исторических документов о подвиге детей-северян хранящих традиционную культуру в экстремальном ХХ веке.



Материал:   






ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий