|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Философия Культуры


Елена Калашникова.

«Северная Азия – Терра инкогнито».

НОВОСИБИРСК- 2012, 52ст. цв.  ил.


Преподобный Зосима, основатель Соловецкого  монастыря в 1471 г. пророчествовал: «… далеко от сюда за седыми северо-восточными горами, лежат удивительно богатые, невообразимые, но полудикие пространства, которые покорятся силе русского оружия и войдут в состав будущей могучей державы. Русские люди дойдут и до лежащих в стороне восхода бескрайних морей-океанов, и до жарких полуденных стран, создадут государство, какого еще не видел мир со времен своего сотворения. Во истину здесь будет место Третьему Риму, который затмит два первых, а четвертому не бывать…»


«Великая книга Пророков» М.,2006, стр. 99.


1581 г. «…не прошло и ста лет, как лихой казачий атаман Ермак Тимофеевич покорил Сибирь и поклонился царю Ивану Грозному, подарив России необозримые, удивительно богатые пространства… Казаки дошли на Востоке до Тихого океана и Приамурья, освоили Забайкалье и весь дальний Восток. Россия становилась огромной державой…»


«Великая книга Пророков» М.,2006, стр.100.


Однако и в ХХI веке Азиатская Россия или Северная Азия (11,8 мил. кв.км) остается «землей неизвестной», как для современных россиян, так и для всей планеты.


«Северная Азия – Терра инкогнито» - научно-практическая программа к каждому, как к первооткрывателю ее природы, археологии, этнографии и главное – жизни ее коренных, древних народов и пришедших, переселившихся народов из европейской России. 


Издается при содействии:   Сибирская академия традиционной народной культуры.

Международный Фонд «РУСЬ ЗОЛОТОЙ ВЕК»

Региональная группа сотрудничества «ЕВРО-АЗИЯ»

Ресурсный Центр общественных объединений

Заельцовского района.

Региональная общественная организация

«Союз пенсионеров России»

Новосибирской области (Заельцовское отделение).


Елена Калашникова

Северная  Азия – Терра инкогнито.


Астро-экологические

Мето-исторические

Этнокультурные

Научно-фантастические

Размышления…

НОВОСИБИРСК-2012



Северная Азия – терра инкогнито


Известная и не известная и ее народы.


Сегодня широко известным и любимым стал проект теле –шоу 1-го канала – «Неизвестный остров» и «Последний герой» в жанре реального шоу.


Участниками этого теле-шоу стали добровольцы, собранные со всей страны или «звезды» современного кино и эстрады.


События шоу происходят на Неизвестном острове в Южном полушарии, в условиях приближенных к реальной «робинзонаде». Участники проходят настоящую игровую школу выживания. По мере жизненных событий и игровых испытаний они «съеденные» своими сотоварищами – конкурентами, выбывают из игры. Заветный приз в три миллиона рублей получает «Последний Герой».


Последние десятилетия популярнейшей теле-игрой является игра «Что? Где? Когда?» или «Клуб знатоков»,  и телезрители соревнуются в своих интеллектуальных познаниях. В этой интеллектуальной игре побеждает эрудиция, начитанность, знание современной литературы, наук, хорошая память и способность вспоминать, вытащить из памяти нужную страницу прочитанной литературы. Это великолепная демонстрация книжного ума и книжного знания, как ценности ХХ века.


Предлагается альтернативный проект этим популярным и любимым шоу-программам ХХ века.


«Северная Евро-Азия – терра инкогнито» - Страна Неизвестная.



Северная Азия или Сибирь, Север и Дальний Восток – это огромная «терра инкогнито» - волею истории до ХХ века относительно слабо изученная и в силу информационной особенности Х1Х века, мало известна мировой общественности. В ХХ веке эти пространства, закрытые «железным занавесом» и грифами «совершенно секретно» так же не способствовали как мировой информационной арене, так и информационным потокам  и знанию внутри этой части планеты.


Предлагается все материалы по программе «Традиционные культуры Северной Азии» выстраивать по принципам «открытый диалог» или «вопрос – ответ». Или «Всенародное исследование традиционной жизни народов Северной Азии».


Северная Азия – это экстремальное  геофизическое пространство. Это – суровый климат. Это великое, множество разнообразных экологических, ландшафтных и этнологических регионов.


Северная Азия – по международным нормам «незаселенная территория» где на 1 кв. км. приходится 1,8 человека. Практически все населенные пункты, кроме больших городов, это «неизвестные острова», где повседневная жизнь – «робинзонада» ХХ – ХХ1 веков.


Каждый живущий в Северной Азии, от пола, возраста и национальности – это первый герой и бессменный.


Северная Азия – это «терра инкогнито» история которой ждет своего написания устами народа о великом жизненном повседневном подвиге.


В Северной Азии, на начало третьего тысячелетия, проживало более 30 коренных аборигенных народов. В памяти ныне живущих поколений хранятся мифы, легенды, древнейший эпос , отражающий древнейшую культуру этих народов.


Традиционная, национальная культура этих народов, сохраненная в тысячелетней истории, требует поддержки и внимания современного общества.


Предлагается обращение ко всем слоям населения, ко всем, кто знает, помнит и любит культуру своего народа, принять участие в работе этой программы, с рассказами, воспоминаниями и другими свидетельствами , помогающими реконструировать и воссоздать утерянное, забытое и разрушенное в экстремальном ХХ веке.



В Северной Азии ныне живут и успешно работают многие народы, пришедшие на эти пространства в последние пятьсот лет. Это, историческое, планетарное взаимодействие культур, требует достойного освещения в памяти ныне живущих поколений.


Предлагается самое активное участие этой части современного населения в возвращении к древнейшим корням своей культуры и исторической памяти дружественных контактов культур и поистине планетарного их взаимодействия.


В ходе исполнения этого инновационного проекта по взаимодействию и взаимовлиянию культур народов Северной Азии возможны:


- Конкурсы на разнообразные темы.

- Праздники и фестивали.

- издания присланных важных культурных, исторических документальных свидетельств. «История народа устами народа».


В работе научно-практического и научно-исследовательского проекта - «Традиционные культуры народов, живущих в Северной Азии», могут принять участие все желающие, вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения и отдаленности места жительства.


- участие в проекте не ограничивается ни временными рамками, ни типом предоставления документальных свидетельств истории и культуры.


- первостепенной ценностью будут пользоваться документальные свидетельства записанные со слов старшего поколения еще хранящего память предыдущих поколений.


- живая память ныне живущих поколений – самая большая ценность: «Бабушка мне рассказывала…», «Мой дедушка помнил…»


- важна ссылка на литературные источники, но памятуя, что их очень мало, относительно всего потока исторической памяти.


Автор проекта: Зверева Р. П.



«Всякая голова, подобна желудку:

одна переварит все, что в нее входит,

а другая –засоряется тем, что    попадает.»    

Козьма Прутков


В современной кибернетике есть понятие «Черный ящик».


В нашей программе будет свой «Черный ящик».


В строгом или, подчас, хаотическом порядке будут предлагаться самые разнообразные задания, информационные потоки, свидетельства, исторические факты, диалоги, размышления и так далее и тому подобное…


А потом, из этого потока жизни, будут выходить строгие версии и названия в зависимости от их убедительности – гипотезой, концепцией, или теорией.


Наш «Черный ящик» не создается для поиска Истины, в таком сложнейшем космическом потоке жизни, как поток жизни народов и их традиционных культур, проживающих на территории Северной Азии.


Великий   открыватель  этногенеза Лев Гумилев писал:   «К счастью, истины встречаются только в спекулятивной /умозрительной/ науке – математике, которая оперирует не явлениями природы, а числами – созданиями нашего мозга.


В природоведении же, как и в истории мы находим только феномены, явления отнюдь не рациональные, но требующие понимания еще в большей степени, нежели извлечения квадратного корня из шестизначного числа.»


Лев Гумилев, поясняя этот свой парадоксальный вывод пишет: что «…за 75 лет своей жизни работая в геологии, археологии, географии» он во всех этих науках встречал только феномен /явление/, который можно описать словами, а измерить либо простыми цифрами, либо понятиями «больше-меньше», «дальше-ближе», «древнее-новее» - практически невозможно.


К своему естественнонаучному подходу автор привык настолько, что даже историю, казалось бы, вполне гуманитарную науку, он стал изучать, руководствуясь натуралистическими принципами. За это имел много неприятностей и обид, но теория этногенеза была создана…


Так как теория этногенеза принята авторами проекта то предлагаемая программа будет своеобразным диалогом по освещению проблем жизни и культуры народов, живущих на территории Северной Азии в новом тысячелетии.



Что  такое  культура?


Культура играет большую роль в историческом развитии каждого народа. Культура формирует его этническое самосознание.


Культурные особенности в совокупности с языком, посредством которого она выражается и рассматривается главным критерием отличия одной этнической общности от другой.


Культура с самых древнейших времен до наших дней включает понятия хозяйственной, общественной, политической и идеологической жизни.


Культура означает «возделывание, обрабатывание». Потому под словами культура понимают все что создано людьми физическим и умственным путем для удовлетворения материальных и духовных потребностей.


Культура в некотором понимании противостоит «Натуре», т.е. всему естественному, природному началу, существующему вне людей и возникшему задолго до появления человека.


Культура – это то, что создал человек в течении своей жизни в географическом пространстве, в астрономическом и историческом времени.


Современная этнология выделяет три части культуры:


- первая находится в общественном сознании людей.

- вторая проявляется в поведении и действиях.

- третья – в материальных результатах их деятельности.


Культура имеет свою древность, как и само человечество.


Каждый народ имеет свою, собственную культуру, экологически оптимальную в географическом пространстве, астрономическом и историческом времени.


Традиционная культура каждого народа – это его гениальное открытие и изобретение.


Традиционная культура каждого народа – экологически оптимальная основа духовного душевного и физического здоровья каждого народа в географическом пространстве и астрономическом времени.


Современная этнология и этнография делит традиционную культуру на духовную и материальную.


В современной этнологии и этнографии принято делить культуру на современную и традиционную.


Современная культура – это такой тип культуры, который имеет место в ХХ веке, когда произошла европеизация культурных  ценностей цивилизованного, так называемого урбанистического мира.


Эта культура, по-своему агрессивна и нетерпима в отношении  исторического опыта жизни каждого народа, называя   его    «отсталым,  некультурным,  не  прогрессивным и т.д.


Традиционная  национальная  культура каждого народа в ХХ веке, претерпела значительные трансформации, изменения и вызвала, несомненно, изменения, требующие своего исследования.



Современная национальная культура каждого народа, в  современной этнологии, этнографии и антропологии, делится на : а) духовную; б) материальную.


1. Духовная культура включает в себя Знания и Представления существующие объективно в коллективной живой памяти народа, и любой человеческой популяции, которая передается из поколенье изустно, проявленная в этнодинамических типах поведения и инстинктивных формах коллективного сознания, подсознания и надсознания,  типах летоисчисления и календарного счета времени.


Культура включает в  себя систему религиозных верований и культов, религии всех народов и типов.


Духовная культура включает этнодинамические типы трудового поведения, особенно традиционных национальных занятий, по своему, феноменальных и уникальных для каждого народа.


К духовной культуре следует отнести национальный язык, устную речь, устное народное творчество, все виды народного искусства, в том числе прикладного и орнаментального, как особого типа космическую память и письменность.


2.  включает в себя материальное воплощение интеллектуального знания народа в географическом пространстве и историческом времени.


Орудия традиционного труда, приспособления для добывания огня, национальное оружие защиты и охоты, национальные виды транспорта, передвижения и переноски тяжестей – это гениальные открытия /технические/ и изобретения.


Национальное традиционное жилище и иные традиционные строения – это гениальные технические открытия и изобретения.


Национальные традиционные предметы быта / мебель,  посуда, прочая утварь/ - это гениальные технические и технологические изобретения.


Национальная традиционная пища, питание, кухня – это гениальные изобретения и открытия.


Национальная традиционная косметика и парфюмерия, татуировка, прически – это гениальные изобретения и открытия.


Национальные, традиционные способы одомашнивания животных, окультуривания растений – это гениальные открытия и изобретения в географическом  пространстве и астрономическом и историческом времени.



«Традиционные культуры народов северной Азии  –  экологически  оптимальная  основа сохранения здоровья.»


На пороге третьего тысячелетия актуально решение экологических проблем и задач сохранения здоровья населения через активный интерес и внимание к национальным традиционным культурам и тем древним знаниям природопользования и сохранения жизни «родной земли», накоплены каждым народом за свою историю и выработавшим правила поведения и жизни на ней.


Народы Северной Азии, населяли эту часть планеты десятки тысяч лет. Древние традиционные культуры этих народов могут быть интересными не только для археологов, этнографов, этнологов и фольклористов, они важны и интересны для настоящего и будущего. Ныне живущие народы Северной Азии хранят в живой памяти богатейшие знания природы этого края и народного опыта жизни в экстремальных условиях не утратит своего значения в третьем тысячелетии.


Исторически каждый народ имеет древний ареал расселения, географические, климатические, экологические особенности которого формировали генетический, антропологический, биологический и психосоматическийтип. Этот комплекс определял особенности традиционных национальных занятий, жилища, одежды, речи, пластики, музыкальных и танцевальных ритмов, тем более особенности здоровья, врачевания и целительства. Особое внимание составляет национальное питание, как тип биохимических контактов со средой.


Традиционные культуры народов Северной Азии синкретичны, целостны, экологически оптимальны и как бы в «свернутом генетическом коде» хранят косморитмические, биологические, экологические, физиологические и энергетические законы жизни этих народов на земле предков.


Традиционные культуры имеют высокую инертность, консервативность, так как в естественных природных ритмах оценка надежности и ценности факторов, гарантирующих жизнь и воспроизведение народа измеряется временем жизни стен поколений.


Огромное разнообразие этнических групп, народов и национальностей, а следовательно и разнообразие родовых и семейных коллективов обеспечивает гармоническое равновесие, экологический оптимум с окружающей природой и социальным устройством.


Когда в середине ХХ века активные урбанистические процессы разрушили традиционный быт, национальное поведение, нивелировали и игнорировали особенности национальных жизненных ритмов; особенности семейного поведения, системы традиционных праздников и буден, косморитмических ритмов национальной семейной и родовой жизни, то обострились проблемы национальной семьи, отношения поколений, рождаемости, разводов, а следовательно духовного и физического здоровья семьи.



«… Каждый народ, в следствии неприложного закона  провидения, должен   выражать своею жизнью одну какую-нибудь жизни целого человечества…»

 Виссарион Белинский


Северная Азия – это почти космическая панорама, измеряемая в 12,8 млн. кв. км. Расстояния от Тихого океана до Уральского хребта измеряется в тысячи километрах, так же как от Ледовитого океана до Великой китайской стены и южных Саян.


Европейская история и государственность оперирует хронологией в 4 – 5 тысяч лет. Это скромная территория /равная шестой части Азии/ с благоприятным мягким климатом, с хорошими дорогами, уютными городами и блестящими журналистами описывающими эти величественные территории в самых суровых эпитетах.


Северная Азия – это древняя родина, древних народов, которые живут на этих богатейших землях последние 40 – 50 тысяч лет. Они идеально приспособлены к экстремальным условиям, для жизни в этих географических широтах и долготах. Большая часть этой территории – вечная мерзлота, плоскогорья и горы, тундра и бескрайняя тайга.


В этих краях жили, живут и жить будут в будущем якуты, ханты, манси, эвенки, коряки, чукчи, эскимосы, инельмены, юкагиры, эвены, долганы, кеты, алеуты, нанайцы, нивхи, ульчи, негидальцы, удэгейцы, ороки, орочи, еуванцы, энцы. Это гордые и отважные люди, которые знают свою тайгу и тундру едва ли не лучше, чем европейцы свои комфортабельные квартиры. Это народы идеально вписанные во все природные биоты и биоценозы. Это непревзойденные охотники и рыболовы, оленеводы и скотоводы, крайне неприхотливые в бытовой жизни.


Северная Азия уже более четырехсот лет стала любимой родной землей для пришедших сюда русских, украинцев, белорусов и еще многих иных народов, пришедших из более теплых стран с мягкими нравами и климатом.


Народы прошедшие в Северную Азию живут с аборигенами, коренными народами в четырехсотлетней дружбе. История освоения этих территорий – полна многочисленными примерами доброй воли народов и великих древних традиций народного гостеприимства и народной дипломатии.


Антропологическая наука определила, что каждый народ отличается от другого строгими антропологическими параметрами которые не изменяются в течении тридцати тысяч лет.


Каждый народ имеет свое национальное Лицо,  свою осанку, цвет глаз, структуру волос и еще тысячу отличий. Люди каждого народа безошибочно узнают друг друга в суете городов и в безлюдной тундре. Юкагирыотличали кости юванцев и чукчей по запаху. Вспомним знаменитое восклицание Бабы-Яги «Фу! Фу! Русским духом пахнет!»


Народы, как деревья, имеют свою крону – свое лицо.


Народы как таежное зверье тоже имеют свое лицо, свой нрав и норов.


Предлагается : создать фотогаллереи «Лицо моего народа».


Создать портретную галерею «Это люди моего народа».



В ряд размышлений о судьбах традиционных культур, ныне     живущих, народов Северной Азии, считаем необходимым поставить статью, АМАДУ-МАХТАР М,БОУ генерального директора ЮНЕСКО, «У ИСТОКОВ БУДУЩЕГО» опубликованную в феврале 1983 года в журнале «Курьер ЮНЕСКО».


Прошло почти полвека, но общее положение проблем жизни народов на планете Земля, не изменилось принципиально. Проблемы в масштабе планеты «посеянные» в ХХ веке практически неизменно перекочевали в век ХХ1.


Жизнь человечества и его многочисленных народов рассматривается с философии европейской концепции прогрессивного, линейного развития, господства человека над природой, и потребности выбрать асе ее богатства на жизни нескольких поколений.


Такое неравенство, когда европейские экономические системы лидируют, не принимая права многих народов на свою национальную самобытность и сохранения традиционных культур как системы сохранения жизни и здоровья ныне живущих и будущих поколений.


Господин Амаду-Махтар М,БОУ констатирует, что все усилия экономических и научных успехов, промышленного и научно-технического прогресса, создали, породили картину «РУИНЫ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР».


«Возрастающее однообразие, которое ведет к унификации мира на основе единственной модели, может создать ситуацию, при которой все человечество останется безоружным перед лицом неизвестных или новых опасностей.


Кто может сказать, что какая-то культура или какой-то генетический фактор, ныне погребенный в руинах традиционных обществ, не являлись в свое время составной частью наследия, которое, возможно, необходимо, для дальнейшего развития человечества? Мы не можем исключить гибель глобального технократического общества от энтропии из-за отсутствия достаточной дифференциации между культурами.


Знаменательно, что требование культурной самобытности впервые прозвучало еще в Х1Х веке во многих странах Европы. Это требование зазвучало в голосе освободившихся от колониальной зависимости народов. Символ свободы для них: возрождение и возвращение  к ценностям своей искалеченной культуры.


Потребность сохранить свою самобытную национальную культуру остро встает во многих промышленно развитых странах.



«… Иди…но помни, что заходить

слишком далеко, не должно.» Козьма  Прутков


Жизнь человека начинается с детства. С первых лет жизни человек более всего погружен в стихию своей национальной культуры. Ведь материнский инстинкт выпестывания младенца, баюканье, вскармливание, и многое другое, также инстинктивно, национально, в лучших народных традициях.


Приходят школьные годы. Это жестокое испытание для любого национального характера. Преподавание современной науки, вернее основ физики, химии, математики, называемыми «школьными предметами». Все эти школьные предметы интернациональны и не содержат в себе даже элементов национальной культуры.


Идеологическая политика последнего столетия была такова, что ученику могли поставить плохую оценку за незнание таблицы умножения, теоремы Пифагора или за химическую формулу, но незнание древних традиций своего народа не только не порицалось, но и приветствовалось как избавление от предрассудков и суеверий темного неграмотного прошлого.


В дореволюционной гимназии историческая жизнь человека начиналась Древней Грецией, Древним Римом, Востоком, средневековой Европой и Россией. Хроники событий в Индии, Китае и Америке ограничивались хронологией перемен династий, восстаний и многолетних войн.


Великая степь Евразии, тундра и тайга Северной Азии были тогда Терра инкогнито, каковыми остаются до сих пор. Преподается география и экономика, но как и прежде ничего не говорится о древнейших традиционных культурах Северной Азии.


В дореволюционных библиотеках всегда можно было найти книги Стивенсона, Ф. Купера, Д. Лондона, Дюма, Вальтера Скотта. Эти книги воспевающие авантюристов, корсаров и флибустьеров, покорителей племен Африки, Америки и Юго-Восточной Азии. 


Современные библиотеки во многом отличны. В последние годы изданы великолепные книги по истории культуры очень многих азиатских народов и их древних культур.


НО… сохраняется противостояние: умные-ученые европейской школы изучают прочие не цивилизованные культуры и пишут свои умные выводы, как господь бог, про все и вся. Да! Появились и свои национальные авроры,  рассказывающие о национальных культурах, но это требует еще новых усилий.


«Чукча не читатель – чукча – писатель» - такая ироническая формула стала модной, когда появились книги Юрия Рэтхэу.


В новом столетии и тысячелетии у каждого народа должно быть право рассказать «Историю народа устами народа», поведать «Историю культуры народов устами самих народов».


Ваше мнение по этой проблеме???


Призываем вспомнить историю каждого человека, каждой семьи, каждого рода. ведь их судьба, судьба каждого человека, есть судба целого народа!



«У всякого портного,

Свой взгляд на искусство…»

Козьма Прутков


Расскажем притчу о том, как в одном из королевств средневековой Европы …


«… жил-был король. И при его дворе жил астроном-звездочет. Однажды звездочет открыл новую звезду. Он пришел к королю и доложил об этом важном открытии. Король был восхищен и полюбопытствовал какое жалование звездочета: «Как можно открывать новые звезды за такое жалование??? Непременно прибавить! Непременно прибавить как можно больше!» - воскликнул король.


Звездочет упал на колени перед королем умоляя – «Ни в коем случае не прибавляйте. Тогда придут другие, кому интересно жалование, а не звезды. На этом и кончится звездознание!!!»


В мировой современной науке есть понятие о «невидимом колледже» объединяющих всех чудоков-звездочетов, всех первооткрывателей-чудаков с безумными идеями, всех Дон Кихотов всех современных и будущих научных направлений. История знает что в своих истоках все научные направления имеют таких феноменальных «отцов» зачинателей двигающих человеческую научную мысль по «реке времени и истории».


Но… как только государство решило финансировать новое научное направление, предоставило здание, назначило директора… вахтера и техничку… новое научное направление… ушло в песок.


Лев Гумилев: «… да не может быть научной идеи бес персоны автора, ибо для мысли нужна голова, а она у человека всегда одна…у каждого ученого есть личная жизнь, школьные годы, семейные осложнения и служебные неприятности…


Но вместе с этим  у него есть бескорыстный интерес к предмету исследования, частным сюжетам и эмпирическим обобщениям.


Желание понять три вещи: «как?», «что?», «посему?» и «что к чему?» представляется ему самоцелью.


Если же оный товарищ, занимается научной работой для радости познания, то ему незачем тратить силы на изучения своего предмета. Пусть становится директором института. Это пойдет на пользу и ему и науке…»


«Наука есть лучший современный спрсоб удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства» - говорил известный физик академик Л.А. Арцимович.


В прошедшем ХХ веке в чести и почете математики, физики, химики да кибернетики. Все науки о человеке, тем более о традиционных национальных культурах не были в чести и почти не финансировались. Ближайшее будущее таково, что космическая стихия народной культурной жизни не может быть изучена академической официальной наукой.


Мы обращаемся ко всем, кому важна, интересна, любима, ценна жизнь своего народа и его древняя традиционная культура отзовитись! народная наука – вот будущее для открытий.



Руки  мастеров и  мастериц


Некогда, миллионы лет назад, конечность обезьяны в процессе эволюции превратилась в человеческую руку. С тех пор человек имеет в своем распоряжении сложнейший по своему устройству инструмент, творческие возможности которого безграничны.


Чем бы не были заняты руки – жонглируют ли, месят тесто, чистят картошку или вышивают орнамент – движения их точны и совершенны. Секрет человеческой руки заключен в его мозги, управляющем механизмами моторики, обрабатывающим одновременно данные органов зрения и осязания.


Биологи и физиологи знают, что мозг имеет правое и левое полушария, отвечающие за «ум – логику» и «сердце – чувства». Современные исследования свидетельствуют, о связи полушарий с левой и правой рукой.Еще наука определила, что эти два типа рук и полушарий строго распределены в географическом пространстве.


Европа – левополушарная и праворукая. Азия –правополушарная и леворукая. Подумайте, что из этого следует?


Антрополог Т.И. Алексеева, работая с корякскими, нанайскими мастерицами, наблюдая как рисуют их дети, и вообще многие годы исследуя антропологические особенности этих народов пишет о том, что коренные народы Северной Азии имеют плотность кожи значительно превышающую плотность кожи европейцев, а их руки выполняют любую работу в 4 раза быстрее, чем руки европейцев, а ноги оленеводов кочевников в день проходят до 150 километров.


О золотых руках народных мастеров и мастериц Северной Азии пришло время заговорить во весь голос.


Северная национальная одежда – гениальна по своему крою, орнаментальной вышивки, украшенная бисером и стеклярусом, цветными нитками, не только шедевр народного искусства но и древнейший сакральный образец оздоровительной магии.


Этим искусством владела каждая женщина, обученная этому великому древнейшему искусству, буквально с рождения. Это особое, феноменальное и уникальное письмо еще не разгаданное яркое и красочная летопись жизни каждого народа.


Чудаки-ученые разгадывают древни иероглифы давно ушедших древних майя, инков и перуанцев. Их цивилизации были уничтожены завоевателями-европейцами.


Коренные народы Северной Азии  до наших дней донесли живую память десятков тысячелетий. Золотые руки мужчин из самых отдаленных сел многое помнят, рассказывают и творят. Ведь север также суров и требует древнего искусства для сохранения жизни ныне живущих поколений.


Золотые руки северных мужчин знают, помнят многие древни ремесла. Ведь эта живая память тысячелетий залог будущей жизни в тайге и тундре.


Северная Азия на своих бесконечных просторах сохранила память золотым рукам русских умельцев, ибо здесь сохранены многие старинные искусства и ремесла, давно забытые в России.


Феноминальная и удивительная память хранится в руках мастеров и мастериц народов живущих в северной азии.


Давайте раскажем о них и их замечательных творениях.


Если это великое умение и знание хранили народы даже последние тысячелетие, как великую память поколений.



«… Любовь  к  родному  краю

Меня  томила,  мучила  и  жгла…»

Сергей  Есенин


«В эпоху ледникового периода – 12-20 тысяч лет назад – Сибирь, примыкающая к закраине ледника, была цветущей степью, над которой сияло вечно голубое небо, никогда не закрывающиеся тучами…


В степи осадков было мало, но снег выпадал, а растения сухих степей, пропитанные солнцем, калорийнее влаголюбивых, и стада мамонтов, быков, лошадей и газелей паслись, давая, в свою очередь, пищу хищникам, среди которым первое место занимал человек» - это страница из книги Льва Гумилева «Этносфера. История людей и история природы».


Но … потом что то случилось в природе. Мамонты вымерли, вернее вымерзли. «На месте степей выросла тайга, а травоядные животные отошли на юг, где еще сохранились сухие степи. За ними ушли хищники и большая часть людей, а оставшиеся ютились по берегам великих рек, питаясь рыбой и водоплавающей птицей».


Географические и климатические условия Северной Азии крайне разнообразны. Географические ландшафты входят в повседневную жизнь народов – этносов, как важнейшие элементы.


Леса, степи, горы, речные долины кормя не только животных, приспособившихся к ним, но и людей, какое бы хозяйство они не вели, на каком бы языке не говорили, каким бы божествам не поклонялись.


«Физическая география смыкается с историей, ибо изменение ландшафтов столь же закономерны, сколь и старение этносов» - продолжает размышлять Лев Гумилев о роли земной поверхности в жизни народа и в жизни человека.


Археологические, исторические и этнографические исследования ХХ века располагают данными о том, что на территории Северной Азии обитал человек от 26 до 50 тысяч лет назад.


В современной науке есть понятие об ареале расселения древних народов, который обуславливает антропологические особенности: цвет кожи, цвет глаз, традиционные занятия, тип жилища, национальную одежду, народную речь и еще много-много того, что отличало один народ от другого, как в древности, так и в наше время.


Родная земля! Родина! – эти понятия знакомы каждому современному человеку. В сознании каждого человека присутствует все многомерное и многовременное пространство, что в доли секунды в образе многомерных панорам возникает в самый «лучший и самый страшный час жизни».


Раскажите о своей любви к родной земле предков!


В каких образах и цвете, в каких словах и звуках ваша душа поведает себе и миру об этом великом чувстве, что бережет память каждого человека!



«Земля – это тоже олень» - говорили лопари.

«Земля – это тоже люди» - говорил Дерсу Узала


Все народы Северной Азии хранили знания о Земле, как о живом существе, подобном человеческому. Эти знания-представления особенно ярко запечатлены и сохранены в образной народной речи. Оленеводы арктической тундры говорили, что живая земля имеет шкуру, подобной звериной. Они считали траву и деревья такими «шерстинками»а люди, по их мнению подобно вошкам, что копошатся на ее поверхности.


Знания и представления о Земле у североазиатских народов выражены в многочисленных мифах, сказках, легендах, пословицах, поговорках, изобразительных традициях и оборотах народной речи.


Во многих мифах Представления о Земле тесно связано с космогоническими вселенскими мотивами, где прямо и косвенно звучат сведения о том что люди, в далеком времени жили на других звездах и прилетели наЗемлю, которая их приняла как гостеприимная хозяйка.


Так некоторые роды из горной Тувы до наших дней хранят предания о своем приходе-прилете на землю со звезд Большой Медведицы и хранят ритуалы моления и поклонения им.


Многие народы живущие в тайге и тундре хранят мифы о тех временах когда Земля была покрыта мировым океаном и ее творила маленькая уточка Люля, которую до сих пор почитают.


В материалистическом, научном, технократическом прогрессивном ХХ веке многие мифы и легенды оказались забыты, так как были подвергнуты беспощадной научной критике, как суеверные предрассудки, как наследие темного неграмотного прошлого.


В системе летоисчислений и календарных обрядовых комплексах особенно ярко представлена родная земля и великая любовь к ней народа в ее красе во все времена года, во все месяцы и дни и часы суток.


Только любящая, нежная душа человека может увидеть родную землю во всем ее многоцветие, многообразии.


В народной традиции хранились сложные ритуалы бережного обращения с каждой пядью родной земли. В каждом народе хранились предания о добрых духах – хозяевах долин, гор, холмов, соток, о злых болотных демонах и о злой силе, хранящих перевалы и горные пики.


В памяти ныне живущих поколений, несомненно, хранятся древние предания о добрых и не добрых духах-хранителях вашей родной земли. О них боялись говорить десятилетиями. Но сила этих духов сохраняется в том, что им поклоняются. Родная земля всегда добра к тем, кто ее почитает и любит и поет о ней гимны всему доброму миру.



«… Звездное небо над нами –

Нравственные законы внутри нас…»

Эммануил Кант


Родная земля предков и звездное небо над головою


Они всегда были единым целым в знании, сознании, подсознании, надсознании народов Северной Азии. Ведь они всегда жили под открытым небом. Ибо никогда не жили в бетонированных многоэтажках, в шумных многоэтажных городах, где не видно даже неба.


Многие древние арктические народа живут тысячелетия там, где солнце медленно по небу двигается. Они живут там, где половину года – день, а другая половина – ночь.


Представьте фантастическую картину – полгода созерцания звездного северного неба с миллиардами северных звезд. Северные народы, так же как и южные древние греки знали их по именам как людей и хранили древнейшие знания о их характерах и способности влиять на судьбы людей и народов.


«Нет ничего изумительнее, ничего прекраснее полярной ночи! Сказочная картина, разрисованная красками нежнейших оттенков… Твердых очертаний нет, все мерцает, переливается тихой, дремлющей музыкой красок, далекой бесконечной мелодией невидимых струн» - написал известный полярник Ф.Нансен.


Все северные народы почитали и покланялись величайшим небесным светилам Солнцу и Луне. Знания об этих небесных измерителях времени, накопленные в тысячелетиях и переданные из устно из поколения в поколение породили самые разнообразные календарные системы.


Велика площадь Северной Азии. Она составляет пятую часть земной суши. Это 13, 8 милионов кв. км. Это только земная поверхность без морей и океанов, водные акватории, которые не даны ни в одном географическом справочном издании.


Звездное небо над Северной Азией – это тоже родное небо, которое любят так же, как любят землю. По небу также тоскуют, когда уезжают даже в командировку, даже горожане ХХ века.


«В северном безоблачном небе единственный хозяин – солнце. Оно встает из морской пучины чистое, большое, красное» - пишет о родном Солнце, встающем в родном чукотском небе чукотский писатель Юрий Рэтхэу.


Ученый ХХ век, надменный рационалистичный и материалистичный отказал небу звездному и дневному голубому в его живой душе и вечно живой силе. Удивительные, феноменальные знания о небесном своде хранит память, ныне живущих поколений. Как важно сегодня вернуться к этим великим тысячелетним знаниям-наблюдениям над небом северного полушария.


Ученые ХХ1 века, вероятно будут внимательны и доверительны к народной памяти и знанию.


В памяти ныне живуших поколений народов северной азии, несомненно сохранены древнейшие знания о звездном небе северного полушария. Они записаны, отражены, в мифах, сказках, календарях, приметах природыи погоды. Родное небо над родной землей всегда добро к своим земным детям. Оно бережно хранит, тех кто знает и помнит его древний язык и передает его песни-гимны другим народам.



«Тундра кормит оленей, олени кормят нас»

Чукотская поговорка


Десятки тысячелетий существует на планете под северными звездами реальная и сказочная страна Оленья. Она еще терра инкогнито для всей мировой общественности. Еще практически не изучена и не описана в современной науке и ждет своего открытия.


Дикий северный олень – это первобытный миф, героический эпос, сказка, легенда, самая древняя песня народов Северной Азии. Олень это сокровище природы северного полушария нашей планеты.


Несметные стада северных оленей встретил человек, пришедший на эти арктические пространства сотни тысяч лет назад, о чем поведали археологи. Первые сибиряки были охотниками за оленями, мамонтами, и множества другого зверья, которыми буквально кишела северная тайга и тундра.


Олени – великие кочевники. Миллионы лет были они полноправными хозяевами Северной Азии. Их стада стремительно кочевали по просторам тундры от Чукотки до сказочной Лапландии, от горной тайги Восточной Сибири до таежных дебрей и болот Приобъя. Олени-дикари царствовали на Сахалине и Камчатке, на Алтае и в предгорьях Саян. Велик древний ареал расселения диких оленей.


Ритмы северной природы определяли численность оленьих стад, то возрастающих до астрономических размеров, то резко убывающих через каждые 28-30 лет. Какие силы двигали этими гигантскими маятниками жизни? в памятинародов Северной Азии хранятся воспоминания об этих приливах и отливах жизни оленей, ведь от них зависела жизнь и благополучие людей.


Современному человеку, вооруженному мощной техникой и идеей борьбы с природой, кажется, что древние люди были слабыми и покорными силам и законам природы. Да древние сибиряки не могли управлять увеличениями и спадами численности оленьих стад и их миграционными потоками, но сделали гениальный шаг в своей жизни.


Народы Северной Азии приручили оленя, одомашнили его. Они изобрели домашние оленеводство.


Эвенки, тофалары, ненцы, чукчи, эвены, коряки, саамы, ханты, - это оленеводческие народы. Они не только приручили и одомашнили северного оленя, но и сделали это трудовое занятие высоким искусством, символом единства человека и природы.


Домашний олень невысок. Огромные ветвистые рога венчают его голову и даже кажутся чрезмерными и обременительными. У оленя большие, темные блестящие глаза и мягкий и кроткий взгляд. Непосвященному человеку олень кажется слабым, нежным и хрупким. Каждый оленевод знает, что северный домашний олень – сильный, выносливый и своенравный. Домашний, прирученный олень всегда напоминает своим хозяевам, что был диким и свободным.


Северный олень – главный герой древних наскальных рисунков и многочисленных рисунков детей современных оленеводов. Так через тысячелетия твердая, знающая и умелая рука мальчишек одним росчерком выводит силуэт оленя, как эхо тысячелетий и вечно живая память.


В памяти и жизни ныне живущих оленеводов хранятся знания и опыт сотен тысячелетий великой оленеводческой цивилизации как сокровища эволюции человека в северной азии. Эти знания должны достойно войти в жизнь человека третьего тысячелетия.



«А какой он, этот человек – оленевод?

Не из камня ли вытесан, не из льда ли

слеплен, не северными ли ветрами рожден?

Юван  Шесталов


На древней каменной писанице высечены олени. Их много оленей и рядом с ними маленький схематический человечек. Это – оленевод. Оленевод-художник с великой любовью камнем выбивал своих любимых оленей. Им уделено больше места и внимания, чем своей собственной персоне.


Как и в глубокой древности по-прежнему пасутся в тайге и тундре и бродят тысячные стада оленей. «Пасет оленей не луна – холодная, скупая, и не солнце – оно жаркое, комариное! Пасет оленей оленевод!» - восклицаетпоэт Юван Шесталов.


Главной пищей оленей всегда был ягель. Северная Азия богата ягелевыми пастбищами. Олений мох – замечательное явление в природе, но растет он очень медленно. Для восстановления ягельного пастбища необходимо 25-30лет. Олени знают это и каждый день переходят на новое пастбище. За ними идут оленеводы. Так и ходят по тундре: олень за ягелем, а человек за оленем.


Богаты ягелем и благодатны для оленеводов пастбища на Таймыре, Камчатки, Чукотке, в эвенкийской тайге и на Ямале. Оленеводы делят пастбища в зависимости от времени года. Каждый месяц важен в этом годовом ритме вэтом круговороте времени и пространства. В реальной практики оленевода значим каждый день на круге годового кочевья. Год оленевода делится даже не на недели, а на дни и часы. Только успевай поворачивайся..


Оленевод должен держать в памяти все кочевые маршруты своего стада как географическую карту, точнее топографическую карту, помнить каждую лиственницу, ручеек и даже камень. У каждого оленевода врожденная феноменальная память. И такая же память должна быть на все звуки, запахи, на ощущения себя в пространстве, на все тончайшие оттенки, на все перемены в погоде в природе. Кроме того, оленеводы должны знать «в лицо» всех оленей своего стада и всех оленей своих соседей, их привычки, повадки и прочие «фокусы».


От этой универсальной синкретической памяти зависит жизнь оленеводов и оленей. Оленевод должен обладать врожденным чувством единства пространства и времени. Это дает ему возможность правильно ориентироваться по звездам, траве, застругам снега и тысячам других примет, понятных только оленеводам. Это «дар божий», особый талант, высший гений, данный оленеводу природой, без которого, как певцу без голоса на сцене, делать в оленеводстве нечего.


Оленевод – это день и ночь забота. Постоянная опасность. Погода – ее не закажешь. Знать, понимать, чувствовать, видеть и предвидеть – это искусство без которого нет оленевода.


Оленеводы северной азии раскажите о свое гениальности, без которой в тундре и тайге делать нечего.


Все, кто солидарен с нами раскажите миру об этих гениально скромных оленеводах, наследниках древнейшего великого наследия оленеводческих народов Северной Азии.



«Это все наши родители думали: где сколько

оленей можно держать, где и когда ходить и

сколько времени стадо пасти на одном месте…

Мы только от них все знаем…

Из рассказов оленеводов Чукотки


По древней традиции оленеводов Северной Азии обучение искусству оленеводства начиналось задолго до рождения ребенка.


У оленевода должны быть сыновья. Отец готовил для сына игрушки. В специальной сумке хранили оленьи, лосиные бабки. Когда мальчик подрастает, то эти бабки превращались в оленьи упряжки, и играет  в кочевье. «Пусть приучается с детства водить аргиш по тайге» - думал отец. С сыновьями оленеводы смело кочуют по тундре и тайге, с ними груз легче и тропа прямее.


Матери будущих оленеводов следовали традиции воспитания в любви и строгости. От их ласковых колыбельных , от их ухода и заботы зависела судьба как людей так и древних традиций.


В семье оленевода желанна и дочь. Ведь женщины хранят огонь очага и рода, готовят пищу, шьют теплую одежду, их трудами и заботами держится жилище оленевода. Жены оленеводов подстать им, своим мужчинам.С ними будет удача на охоте, с ними не страшен самый длинный и трудный аргиш. В их умных и сильных руках жизнь и спокойствие оленевода.


Родился будущий оленевод, и в нем уже видели помощника и наследника традиций. Отец видел его рядом с собою у оленьего стада, в схватке с пургою и жизнью.


Ухо горожанина привыкло слышать о ребенке, как о нежном, хрупком цветке, который надо лелеять и оберегать от всего на свете и даже от самой жизни. Иначе росли дети оленеводов. Пройдя школу искусства жить в тайге и тундре вырастали люди удивительной работоспособности, жизнестойкости, выносливости и удивительной житейской гениальности.


Каждый мальчик к 15 годам становился опытным оленеводом, отважным охотником и следопытом, более выносливым и искусным чем дети лесных индейцев Северной Америки. Суровая школа воспитывала высокие моральные качества, благородство и щедрость души, самоотверженность и альтруизм, мужественность и высокие идеалы.


Каждая девочка к 15 годам уже умела делать все, что положено делать женщине: ставить чум, пасти оленей, ходить на охоту, настораживать капканы, аргишить, шить одежду, держать в порядке кочевое хозяйство… Она знала все обычаи предков. Верность, преданность, самоотверженность, выносливость и феноменальное трудолюбие она наследовала от матери и бабушки, выносивших на плечах все превратности жизни оленеводов-кочевников.


Хранят ли в своей памяти дети оленеводов древни традиции? Помнят ли заветы дедов и прадедов? Готовы ли стать оленеводами? Ведь Север не становится теплее, а тысячные стада олений, как и прежде кочуют по тайге и тундре.


«Это было, но ушло в прошлое» - так принято говорить сегодня. Плохо, когда забывают таблицу умножения, правила грамматики, теорему Пифагора, тем более плохо, когда дети забывают древнейшие традиции своего народа, родной язык или искусство оленеводов.


Расскажите о своих детях и о том, как их память хранит многое из того, что знали они задолго до своего рождения. Ведь эта врожденная национальная память – основа их здоровья и будущего



«… Прежде волшебным миром была мне тайга,

каждое дерево казалось живым. В одном мне

чудился добрый дух, в другом – коварный и

злой. У каждого дерева своя история и

тайна…»

Юван  Шесталов


Тайга и тундра – это родной дом для эвенков, удэгейцев, нганасан, юкагиров и чукчей. Они хозяевами шли по родной земле. Они знали характер деревьев, кустарников, трав и цветов, и умели применять их в повседневной жизни. тайга для них всегда живая, а деревья, как люди имели свою судьбу и характер.


Десятками тысячелетий накапливали азиатские народы знания о деревьях, что растут в тайге и в тундре. Эти знания передавали из поколения в поколение. Запечатленные в сказках, мифах, легендах, пословицах, поговорках, приметах и календарных циклах, эти знания легко усваивались даже детьми и запоминались на всю жизнь.


Коренные народы, живущие в Северной Азии знали о законах равновесия в растительном царстве и не нарушали их. Идеальная экологическая интуиция, присущая этим народам помогала им знать полезное и вредное в природеи применять в своей жизни. Этим они сохраняли экологическое равновесие в природе. Ведь их жизнь зависела от жизни и благополучия лесных и таежных массивов.   Для этих народов не существует разделения на живую и не живую природу. Для них все сущее в природе наделено душой и разумом. Растительное царство тайги и тундры окружено особым почтением и поклонением, ведь его жизнь аналогична человеческой. В представлениях многих народов деревья  были покровителями и охранителями человека. Отсюда особое отношение у эвенков к лиственнице и ягелю, у амурских народов к сосне, ели, березе, у хантов и  манси к кедру.


«… Там стоял кедр. Издали он напоминал лицо великана из сказки… В деревне даже в пургу было тихо. Могучи кедры и ели закрывают своей грудью домики и в древней деревне тепло…» - рассказывает мансийский поэт Юван Шесталов.


«… Предки мои были язычники. Они верили в переселение душ. Они уверены были, что нет на земле ни березки, ни травинки, ни камня, в которых бы не жила чья либо душа. В детстве мы обходили стороной лиственницу, в которой считалось обитает живая душа…» «…Умирая моя бабушка говорила: «Закопайте меня в землю, не забывайте обо мне. Знайте, что моя душа хочет стать травою зеленой. Она во чтобы то ни стало прорастает. Вспоминайте обо мне когда лошадь щиплет траву…»


Знания о жизни деревьев тесно переплетены с представлениями о жизни и смерти, о вечном круговороте в природе, основанном на опыте и наблюдениях многих тысяч поколений.


Законы природы мудры и неизменны. Эти древние знания сохранены в памяти и сознании ныне живущих поколений.


Вспомним древние сказания о деревьях охраняющих нашу жизнь. Вспомним святые рассказы наших бабушек и дедушек о могучей волшебной силе деревьев родной земли.


Вспомним, как в нашей жизни приходило к нам знание и, понимание, и помощь от священных деревьев нашего народа.



Тайга  в  знании  и  сознании…


«…Деревья, которые шептали

Колыбельные песни,

Разве можно их забыть…»

Юван Шесталов


«У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…»


Александр Пушкин


Все народы мира глубоко почитают деревья, растущие на их родной земле. С глубокой древности люди понимали могучую охранительную силу живой природы и связи ее с жизнью человека. Деревья, в их представлении были подобны людям и богам, потому самые первые религиозные верования относились к символу-образу могучего дерева.


Священное древо жизни непременно в изобразительном искусстве и в народном прикладном искусстве времен и народов. Этот символ украшал ткани перуанских властителей и присутствует в орнаментики древних ацтеков и мексиканцев.


Священное древо жизни важное место занимает в народном искусстве всех народов Евроазиатского материка. Этот символ украшал стены дворцов Вавилона, Ассирии, Древней Греции, Великого Рима, Индии, Китая… символ священного дерева Жизни украшал кожаные одежды североамериканских индейцев и эскимосов.


Это сходство символа дерева у всех народов разных континентов было отмечено и описано в трудах этнографов и этнологов ХХ века. Священное древо изображали на свадебных одеждах и в связи с похоронными обрядами.Символ священного древа жизни человек перенес в космические масштабы и положил в основу модели мироздания, ставшего главной темой мирового искусства  и получившего название МИРОВОГО или КОСМИЧЕСКОГО ДЕРЕВА.


Концепция «МИРОВОГО ДЕРЕВА» организует  микрокосм и макрокосмические пространства в монументальную динамическую систему, осмысливающие вечные и всеобъемлющие категории жизни, такие как РОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СМЕРТЬ.


Человек в течении своей жизни пытается понять взаимосвязь своей жизни и жизни природы, жизни Вселенной и обращается к образу – символу растущего дерева. Это достижение коллективной мысли оказалось столь устойчивым, что этой идеей питало христианское искусство Запада, буддийское искусство Востока и положено в основу культурных традиций многих современных народов мира.


«МИРОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ» изображались в индийской, иранской традиции, украшали дворцы и хижины Японии и Китая, пронизывают всю традиционную жизнь древних славян и русское крестьянское женское рукоделье.


Вселенная, символизированная в виде дерева представала перед взорами всех народов с ее Верхним, Средним и Нижним Мирами.


В памяти каждого народа жило, живет и будет жить священное «Древо Жизни». Таковы законы природы человеческой памяти. В образной памяти каждого человека хранится этот символ, а рука всегда может его нарисовоть.


В каком образе и цвете вы видете священное древо своего народа.



Трава , цветы – в  знании  и  представлениях


«… умирая моя бабушка говорила: «Закопайте

Меня в землю, не забывайте обо мне. Знайте,

Что моя душа хочет стать зеленой травою. Она

Во что бы то ни стало прорастает. Вспоминайте

Обо мне, когда лошадь щиплет траву…»

Юван Шесталов


Северная Азия – это страна великолепных лугов, высоких трав и экзотических цветов.


Северная природа, как сказочная спящая царица прибывающая в ледяном и снежном плену Злого ледяного духа, или Кощея бессмертного, вырывается из его ледовых оков и в считанные дни, как по мановению волшебной палочки расцветает необыкновенной красотой, мощью и могуществом. Тающие снега и льды – это живая вода земли дает травам и цветам особую живительную силу.


Весенняя цветущая земля Северной Азии так прекрасна и могуча, что десятками тысячелетий сюда летят птицы. Они знают о волшебной силе этой земли и прилетают с далеких Южных земель, чтобы здесь вывести свое потомство, поднять на крыло, а потом снова вернуться на цветущую северную землю.


Амурские народы не пахали земли, не нарушали покров из трав и цветов, считая его «шкурой земли». Айны, ульчи и нивхи запрещали своим детям рвать даже маленькую травинку, дабы не разгневать духов земли и не навлечь беду на свой род. Ненцы ямальской тундры свято берегли травяной, цветочный и ягелевый покров своей родной тундры и ставили свои чумы при перекочевках в одних и тех же местах, где было место для очага.


Эскимосы и чукчи разговаривали с травами и цветами, как с живыми существами. Они знали о духах хранителях родной тундры и жили с ними в мире и согласии. Ведь сохранность этой вечной «шкуры земли» определяло здоровье оленей и жизнь малого и старого.


Были такие времена и в жизни европейских народов, когда почитали они могучую силу трав и цветов и бережно хранили их на родной земле и до сих пор помнят эти знания, и по тому каждую весну  газоны в европейских городах покрываются цветущими фиалками и нарциссами.


Русские крестьяне не позволяли своим детям бегать по лугам и мять траву и без дела рвать цветы. В народной речи сохранены до наших дней такие обороты родного языка, которые как эхо доносят до нас знания наших предков о живой душе трав и цветов, подобных человеческой.


В памяти ныне живущих русичей, украинцев, белорусов хранятся знания о том, что цветы и травы – это хранители жизни малых детей и юных девушек. Потому и живет древняя традиция плетения весенних венков игадания на будущего суженого-ряженого, на продолжение жизни рода, народа.


С глубокой древности хранили все народы знания о целительской силе трав и цветов, что живы и сегодня в принципах народной медицины и фототерапии.


Родная земля каждого народа богата травами и цветами. В памяти ныне живущих поколений сохранены многие древние знания жизни травянного и цветочного царства.


Вспомним рассказы бабушек и дедушеу. Вспомним о том что знали задолго до своего рождения. Эти знания должны



Животный  мир


«Тигр – амба – тоже люди.

Только рубашка другой…

Все люди – только рубашка другой…»

Дерсу Узала


Северная Азия – это колоссальная территория в 13,8 миллионов кв. км. Включающая в себя самые разнообразные  климатические и ландшафтные панорамы, всегда была богатейшей частью планеты, земным раем для самых разнообразных зверей и птиц.


Полярная тундра буквально кишела птичьими базарами. Вероятно последние полмиллиона лет они прилетали сюда выводить птенцов. Миллионные стада дикого и одомашненного оленя – этого сокровища природы, паслись на лучших ягелевых пастбищах.


В таежных чащах водилось такое количество зверья, что хватало всем североазиатским народам на пищу, одежду и жилища. Это была поистине кладовая «мягкого золота». Она казалась неисчерпаемой даже всем русским царям. Берега этого великого материка окаймляли моря и океаны, воды которых  переполнены китами, рыбами моржами прочей живностью. Великие азиатские реки и воды Байкала сливались самой лучшей рыбой в мире.


Якутский археолог Молчанов доказал, что люди пришли сюда миллион лет назад. Можно назвать и друге сроки, но главное люди заселяли эти богатые зверьем и рыбой райские земли. Важно понять, что человек не только жил в единстве и гармонии с природой, мирно и в великой дружбе с медведями, соболями, оленями горностаями, воронами, орлами моржами.


Люди внимательно наблюдали за зверем родной земли и во многом учились у него жить и ладить с бурями, морозами, доброй и недоброй погодой. Это были холодные земли и долгие зимы. А у людей не было шкур теплых как у зверей и не было перьев для тепла, как у птиц.


Эвенкийская сказка начинается так: «Когда медведь был человеком и собака была человеком тоже…» Во многих сказках, мифах, сновидениях камланиях танцах и древних обрядах человек представлял себя зверем и был им. По пути исторического шествия люди и звери самоотверженно помогали и спасали друг друга в самые трудные и горькие часы, и годы жизни.


Ученые этнографы и этнологи с немецкой дотошностью и английской логичностью попытались ввести в систему и квалифицировать эти волшебные отношения людей и зверей, и выразить в мудреной научной терминологии.


Тотемами – так называл антрополог Мак-Леннон такое единение и почитание животных и растений и представление о том, что люди могут вести свое родство от зверей, птиц и рыб.


Якуты вели свой род от девицы-лебедя и от орла. Обские Угры вели свой род от медведя, а нанайцы от тигра, эскимосы от моржа. Русские называют девушек лебедушками, утицами, а мужиков – медведями, а юношей ясными соколами.


Народная речь каждого народабогата сравнениями могучими и великодушными зверями, птицами, рыбами родной земли. Наши воспоминания, сновидения и видения уносят каждого в те счястливые времена, когда мы были легкими как птицы, ловкими как рыси, быстрыми как дельфины.


Поведаем миру о том что знали наши предки и мы о царстве зверей задолго до своего рождения в XXI веке.




«Охотником, как и поэтом, надо родится»

Этнограф  В.А. Туголуков


«Человек – охотник и художник – до тонкостей знал все повадки и особенности зверей, все оттенки их поведения. Именно поэтому он сумел так убедительно показать интересующие его образы. Из под его руки они выходили наполненные жизненной правдой. При этом человек на протяжении целых тысячелетий с поразительным упорством отражал в своих произведениях ту часть окружающей его действительности, которая была для него всего важнее – мир зверей.» - эти строки написаны академиком А.П. Окладниковым и относятся к палеолитическому искусству древних обитателей Северной Азии.


Однако, если перед вами будут рисунки современных северян, особенно детские, то эти слова будут абсолютно правомерны для каждого из них.


Охота! Это прекрасное слово краше любой песни звучит для всего мужского населения Северной Азии. Самая главная охота начинается с первой порошей. В нартах, запряженных оленями отправлялись на охоту лесные ненцы,ханты, манси, тофалары и нганасаны. Эвенки вьючили оленей, якуты мохнатых лошадок.


Начало охоты всегда было великим праздником для русских, пришедших на эти богатые зверьем и птицей земли. Каждое таежное русское село приходило в движение. Женщины готовили провизию и одежду для мужей и сыновей.Собаки охотников задолго до похода визжат и трутся около своих хозяев. Вся жизнь в сибирских селах приходит в счастливое ожидание удачи.


Искуснейшие охотники Северной Азии сотни лет добывали знаменитое на весь мир «мягкое золото», привозили на Сибирские ярмарки и обменивали на нужный им в тайге и тундре товар. На всю Азию были известны Ирбитские и Кяхтинские ярмарки мехов.


Охотники Северной Азии знали о живой силе тайги и всего его населения. Они знали о живой душе каждого зверя, птицы и даже маленького комарика. Они знали о Лесном и Таежном хозяине всего живого зверья и прежде чем поднять оружие, они просили разрешения Хозяев – Духов покровителей и, просили прощения и разрешения у  зверя взять у него мясо для еды, и шкуры для одежды.


Охотники Северной Азии знали о видимом и невидимом мире природы и на охоте, забрав у зверя его тело, торопились нарисовать не снегу, камне или дереве образ этого зверя, чтобы для его души было вместилище, и душаубитого зверя не преследовало охотника и, разгневанная, не приходила во сне.


«Всё – люди – только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай! Все равно люди…» - рассуждал Дерсу Узала, гениальный охотник и проводник  тридцатилетнего В.К. Арсеньева, известного исследователя Приморского края.


Знания о природе и животном мире, накопленные коренными народами  Северной Азии, столь обширны, глубоки и необычайны, что рядом с ними меркнут даже научно-фантастические романы и научные исследования европейцев ХХ столетия.


Традиции древнейшего искуства охоты сохранены ли у вашего народа для третьего тысячелетия ? Расскажите, поведайте о них всему другому миру, ибо они еще хранят свои



Вода в традиционном знании


«…опять вода журчала, звенела,

Смеялась, пенилась… качала меня

Река, такая же живая и кипучая,

Как люди и жизнь…»

Юван  Шесталов


Знания и представления о воде и естественных образованиях в виде океанов, морей, рек больших и малых, озер, ручейков и болот формировались у каждого народа постепенно, через реальные соприкосновения с этими феноменами природы, украшающими родную землю. 


Родная земля и родная река на этой земле.


«С чего начинается Родина?» - риторически и патетически задал Е.  Евтушенко вопрос в ставшей культовой песне.


Родина начинается и символизируется как для народа, так и для каждого человека самой важной рекой, морем, озером, текущей по его родной земле.


Вода относится к тем феноменальным явлениям состоянием природы, что вызывает крайнее удивление, восхищение. Вода окружена таинственностью и загадочностью. Однако, вода относится к такой составной природы, что рассматривается как само собой разумеющиеся, не вызывающих никаких вопросов.


Вода – древнейший космический символ, связанный в своей основе с идеей плодородия, круговорота жизни и смерти. Одним из самых древних, первичных, космогонических мифов, известных у всех народов мира, является миф о мировом океане и сотворения из него земли.


Практически у всех народов Северной Азии вода выступает в образе огромного змея или в образах и символах водоплавающих птиц и всех кто живет в воде. У эскимосов сохранился миф о владычице воды, связанный с культом луны и чадородия.


Вода – это рыбы. Рыбы символизируют счастье, мир в семье, плодородие. Ибо рыбы мечут икру в таком изобилии. Все водные водоемы были плотно заселены самыми фантастическими и разнообразными духами, божествами и богами.


В более поздних анимистических верованиях, не знающих разделения на живую и не живую природу, реки, озера и моря наделялись индивидуальностью, неумирающей душой, разумом и волей, подобно человеческой.


Буряты всегда знали, что реки строптивы, добры или коварны и могут враждовать, капризничать, сорится и кипеть от страстей. Всем известны легенды об Ангаре, Селенге, Иркуте, и Байкале. Якуты и Буряты, Алтайцы и Тувинцы хранят легенды о превращении богатырей в реки и рек в богатырей и богатыршь.


Мансийский поэт Юван Шесталов, раскрывая древнейшие знания о воде и связи с традициями своего народа пишет: «Двери домов распахнуты к речке, которая струится рядом… потому что по ней лишь приезжают гости…потому что лишь по ней приходят вести…потому что лишь она дарит людям жизнь. Теперь то я знаю почему ханты и манси по берегам рек селились. Вода – рыба. Вода – дорога. Вода – жизнь.»


Священная вода рек, озер и морей родной земли живет в памяти ныне живущих поколений. Таков закон природы.


В каком образе и цвете вы видете реку своего детства?


Вспомните мифы, легенды, сказки о реках текущих по земле вашего народа.



«Но разве человечество забудут про свое

прошлое? Разве в наших потомках

не шевельнется душа рыбака и охотника,

брата природы?»

Юван  Шесталов


Все народы, живущие в Северной Азии должны быть искусными рыболовами и охотниками в том числе. Ведь эта шестая часть планеты, эта великая территория, эта живая часть планеты пронизана реками, речками, речушками и ручейками. Здесь природа щедро разлила свои малые, большие и великие озера.


Рыбаку здесь – раздолье. Обилие всевозможной рыбы – очень важная составляющая национального питания и национальной кухни всех живущих здесь малых и больших народов, аборигенных и пришлых в последние столетия.


Рыбалка здесь и традиционное занятие и великое жизненное искусство. Рыбачат все от мала до велика. Этим древним замечательным искусством начинают обучать чуть ли не с колыбели, и с меховых пеленок. Главные учителя у малышни – это дедушки и бабушки, братья и сестры. Северяне обладают врожденным гением ловить рыбу. Мальчики здесь ловят рыбу на палец или бьют камнем, как делали их далекие предки в палеолите.


Главная рыбалка начинается весной, когда рыба идет на нерест. Богаты Чукотка, Камчатка и Амур лососевыми. Здесь ловят кету, горбушу, нерку, чавычу, кижуча. Весной заготавливаю на весь год юколу – вяленную, копченную и сушенную рыбу. На великих азиатских реках Лене, Енисее, Оби, Иртыше, Амуре – с давнейших пор осетровые и бесчисленное множество прочей малой и большой рыбы.


Свято верили эти древние народы в духов –хранителей этих водных ипостасей природы. Поклонялись древним хозяевам больших и малых рек, озер и болот. Испрашивали у них разрешения на ловлю всякой живности в воде. Задабривали водных хозяев, хранителей-духов щедрыми подарками, подаяниями и жертвами.


Идеальная и гениальная природная интуиция этих древних знатоков родной природы помогала им видеть единство природы человека и водной стихии. Водная нива не только поила, но и кормила рыбою человека вселето и даже в жестокие холода умели ловить рыбу и кормить людей и собак.


Рыболовные снасти были просты и также древни как само занятие. Однако за простотой снастей стояло великое тайн и секретов ловли рыбы, что передавали из поколенье в поколенье, от дедов к внукам. Щедрые северяне учили своим приемам и пришлых. Потому русские, придя на эти земли, на берега этих вод, освоили повадки рыб, примы ловли и никогда не голодали этом благодатном , богатом, но суровом краю.


Рыбу поймать можно. Но вот разделать ее! Это еще одно не менее великое и гениальное искусство. Здесь не было равных женам этих северных рыболовов. Главное – свежая рыба всегда была на столе, а мужчина северянин сыт и почитаем


ТРадтции древнейшего искуства рыбной ловли сохранены ли у вашего  народа ? Раскажите, поведайте о них другим людям, другим народам. Несомнено это будет такой поток буквально сказочных  и фантастических, романтических расказов, что ни в сазке сказать, ни пером описать.




Национальное  питание


«Человек  живет, чтобы есть,

А ест для того, чтобы жить…»

Философия древних греков


«То что ты ешь определяет,

Кто ты сам» - утверждают биологи.


«Если хочешь знать, как живут эти люди, узнай, как и что они едят» - так советовали древние.


Понимание жизни народа, особенностей его национального характера тесно связано с его национальным типом питания, с национальной кухней и любимыми блюдами и лакомствами.


Чтоб понять жизнь оленевода, Северной Азии, земледельца коренной Руси, скотовода бурятских степей, обитателей с берегов больших и малых рек, и аборигенов Океании надо бы знать что и как они едят, чем предпочитают кормить своих детей.


В традиционных культурах, народов населяющих Северную Азию как и другие материки планеты представление о еде, ее приготовление и употреблении, о ее пользе и вреде совсем иные, не такие как приняты сегодня в так называемых цивилизованном европейском обществе. 


С глубочайшей древности знания и представления о пищи складывались в процессе ее создания. Крестьянин пахал землю, сеял зерно и великий труд в длинном времени только позволял ему съесть кусок свежего хлеба. Оленевод шел за олененком , пока он превращался в большого вкусного оленя, они дружно проходили тысячи километров, гигантский труд, и сердце складывались в созидание пищи. Это деяние пищи стало одним из главных смыслов жизни народа.


Все человечество в своей истории относилось к еде, как к великому священному событию в жизни одного человека, рода и народа. Поэтому такими прекрасными, сложными были древние трапезы.


Современное европеизированное и американизированное потребительское общество не утруждает себя добыванием пищи тяжелым трудом. Массовое производство пищевых продуктов уже обернулось обратной стороной медали – неменее великими и грандиозными заболеваниями  желудочно-кишечного тракта. О чем даже не догадывались наши трудолюбивые предки. Небрежение и высокомерие к прошлым национальным традициям питания оплачивается ценой здоровья а под час и жизни от многих новомодных болезней.


Знания и представления о пищи народов Северной Азии теснейшим образом связаны с представлениями о природе, животном и растительном мире и человеке, как части этого мира. Знание и понимание этого единства создавало философию бытия, традиций охоты, рыбной ловли, оленеводства, скотоводства, землепашества. Отсюда и особое отношение к еде, пище, национальной кухне.


Пища – биохимический контакт со средой. Так утверждают современные биологи. Эту закономерность проверяли тысячелетиями североазиатские народы. Они ели то, что водилось в тайге и тундре. Пили воду из больших и малых рек. Жизнь – это еда, а еда – это жизнь. Нашим предкам было не до споров пустых и схоластических. Жизненная философия их разумна и оптимальна. Именно она сохранила жизнь и обеспечило продолжение рода в десятках тысячелетий.


Традиции национального питания и национальной кухни хранятся ли в нашей памяти ? И в реальной повседневной жизни ?


Раскажите, поведайте об этом всему  белому свету эти замечательные знания.



Материал:   

ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий