Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Наука | Философия Культуры


Изменение парадигмы образования через расширение сознания


Сегодня уже многие люди понимают, что человечество подошло к критической точке своего развития. Пожалуйста, представьте на минутку, что на Землю прилетел космический корабль с какой-то высокоразвитой, удалённой от нас планеты, обитателям которой известны многие секреты природы. Они используют некую энергию, неизвестную землянам, но самое замечательное в их мире – вовсе не технология высочайшего уровня, а высокие нравственные принципы, согласно которым живет их общество. Для получения информации о землянах они решили просмотреть программы средств массовой информации Земли, включая телевизионные программы, печать, кино и радио. Какую же ужасающую картину о человечестве они бы получили из этих программ! К какому выводу об уровне нашей цивилизации они бы пришли?! За редким исключением они бы увидели общество лгунов, бандитов, людей, у которых отсутствуют простые человеческие ценности. Именно такой образ действительности показывают и навязывают нам средства массовой информации. Они наполняют атмосферу разлагающей ненавистью и насилием, приводящими даже нормальных людей к состоянию депрессии и апатии, но я уверена, что мы не настолько плохи, как «нас малюют». По всей планете есть много людей, которые задумываются и ясно видят, что происходит в мире, и которые своей жизнью, своей деятельностью несут свет. Будда сказал: « Вместо того, чтобы проклинать тьму,- зажги свой, пусть даже маленький, свет». Вот это нам и следует делать: зажечь свой внутренний свет и поддерживать его, чтобы он мог проявляться что - бы мы ни делали и куда - бы мы ни шли.


Будучи школьным преподавателем в течение многих лет, я пришла к заключению, что без изменения парадигмы образования, мы, как человечество, не сможем достичь процветания, к которому стремимся уже много тысячелетий. При этом приоритет должен быть за нравственным процветанием, процветанием души человека, и только тогда возможно и материальное процветание. Говоря об образовании, конечно же нам следует иметь ввиду не только образование молодёжи, но очень важно, что всё человеческое общество должно наконец осознать необходимость изменения отношения к восприятию идей о «вечных ценностях». К сожалению, сегодня сознание многих людей сузилось до уровня потребителя и эгоиста. Воистину справедливы слова, что «невежество, - вот худший грех». Все мы грешим этим в той или иной степени; вспоминаю, что в ранней молодости, услышав высказывание: « познай себя, и ты познаешь весь мир», я, в своем юношеском невежестве, искренне удивилась, что же это я не знаю о себе? Прочитала так много книг, и круг моих интересов был довольно широк по тем временам. И только несколько лет спустя, начав читать философскую, эзотерическую литературу наряду с некоторыми древними рукописями Востока и Запада, запрещёнными в Советское время, я испытала своего рода культурный шок. Оказалось, что я почти ничего не знаю об окружающем меня мире, не говоря уже о внутреннем. В своей деятельности иногда прибегаю к высказываниям мировых светочей, которые были пылающими факелами, чей свет не позволил нам совсем свалиться во тьму невежества. Лично для меня их опыт стал бесценным, я много раздумывала над их правдивой мудростью, и медленно, очень медленно, но их правда стала более очевидной и для меня тоже. Вот, например, всем известное высказывание Сократа: « Я знаю, что я ничего не знаю…». С юных лет я чувствовала, что фраза неполная, чего-то в ней не хватает. Однажды на семинаре в Москве один известный профессор прояснил ситуацию. Оказывается, что самое главное в этом высказывании было преднамеренно вымарано, и вся фраза Сократа звучит так: « Я знаю, что я ничего не знаю, не знаю и того, что знаю все»! Моя радость была искренней, и мир стал более цельным для меня. Да, мы все обладаем знанием о мире, окружающем и внутреннем, и это знание живет в нас, только оно спрятано где-то в глубине души, и нам всем предстоит открыть в себе эти знания. Как это сделать? Конечно, это большой труд, но душа ведь «обязана трудиться, и день, и ночь, и день и ночь…». Мудрость находится в древних рукописях, и сегодня они более доступны для всех. Если мы с открытым сердцем и без предубеждения прочитаем древние манускрипты, Святые Писания истинных религий, то обнаружим, что изобретать нечто новое и сверх-мудрое вовсе не надо. Мудрость в простоте, и принципы счастливой жизни были уже давно записаны, а многие из них известны всем. Осталось только самое главное, осознать их и жить согласно этим правилам. Они были выработаны и даны через религию, культурные ценности всех народов, включая обычаи и обряды.


Ни в коем случае я не призываю всех стройными рядами примкнуть к религии, не считаю себя религиозным человеком в традиционном сегодня понимании этого слова. Для меня духовность – это целостное понятие, намного шире, чем просто религия, как мы ее сегодня понимаем. Хотя само слово «религия» значит « соединение с высшим». Я - за это «соединение с Высшим» на всех уровнях бытия. Многое изменилось в мире за последние столетия, но Истина не меняется. Сегодня люди предлагают новые пути развития общества в зависимости от современной ситуации в мире, при этом часто забывая, что Истина вечна, и основы всех решений уже давно были даны человечеству. Откроем Священные Книги мировых религий, и мы обнаружим, что суть Заповедей Бога везде одна и та же, только они были даны в разное время разным нациям и через разных пророков. О Боге трудно говорить и невозможно Его увидеть. Но все же вполне возможно почувствовать присутствие Высшей силы в жизни каждого дня. Нередко можно услышать такое: « Если Бог или некое Всемирное Высокое Сознание существует, то почему же Они не обеспечат нам процветание и счастье? Почему Бог не остановит войны и страдания, не накормит всех голодных?»


Хорошие вопросы, но давайте представим, что Бог пришел на землю, Он всемогущ и потому дал пищу всем жаждущим, остановил войны, установил мир и порядок, покрыл пустыни прекрасными садами. Земля превратилась в рай, каким мы его представляем себе. Но как долго этот рай продержится? Прекрасные сады люди испортят, будет съедена вся еда, где же ее взять потом?


Почему бы ни взять у соседа, у которого она все еще есть? И снова закрутится колесо страданий... На материальном уровне люди получили все, что им было нужно, но счастье длилось недолго. Простите меня за такой простой ход воображения, но часто именно в простоте находится истина. Получается, что материальное изобилие не решает проблем человечества и не приносит счастья, если с изменением материального уровня не меняется сознание людей. Процесс изменения сознания – это долгий процесс, и начался он давно, а те, кто принесли нам высшие знания о Вечной Вселенной говорили, что искать эти знания следует и в себе, и вовне.


С чего же начать этот долгий процесс? Начнем с себя, с познавания своего внутреннего мира, с осознания своих несовершенств и с попытки измениться к лучшему. У каждого человека есть душа, и в каждом из нас пребывает Святой дух, но многие из нас забыли об этом. Пришло время вспомнить о нем и пробудить его в своем сердце. И делать это нужно не сидя в глубокой медитации где-то высоко в горах Алтая или Гималаях, а в жизни каждого дня, так как это завоевание духа возможно обрести лишь « руками и ногами человеческими».


В течение последних нескольких лет моя жизнь и общественная деятельность во многом связаны с Гобинд Саданом - общиной великого святого Индии Баба Вирса Сингха, который на самом деле принадлежит не только Индии, но и всему миру. С большой теплотой и любовью он относится к России. В ранней юности у него было видение о том, что в будущем Россия станет духовным лидером людей всей земли, и он, Вирса Сингх, будет иметь тесную связь с этой страной и ее людьми. И это время пришло; в Гобинд Садан постоянно приезжают русские люди со всей России и стран СНГ, здесь они находят то, чего жаждет их душа: внутреннюю гармонию и благословение великого святого. Люди разного общественного положения посещают Общину Бабаджи (так с любовью в Индии называют особо уважаемых, старших по возрасту, людей), а он сам дважды приезжал в Россию. Последний незабываемый приезд состоялся в мае 2004 года.


Баба Вирса Сингх ушёл с земного плана в декабре 2007 года, но его Община по- прежнему является духовным магнитом для людей всего мира, и его помощь идёт к людям теперь уже с другого плана. Я много раз присутствовала при встрече Бабаджи с представителями всевозможных общественных групп из разных стран, в том числе и из России. Случалось, что они просили Бабаджи благословить их глобальные проекты или даже стать духовным покровителем этих проектов, которые в качестве цели ставят, если не спасение всего мира, то, по крайней мере, решение всех проблем образования, культуры, экономики. Они были уверены, что, если им удастся получить благословение великого святого, то все проблемы и препятствия будут легко устранены. Бабаджи никогда не говорил людям «нет», он старался вдохновить их на то, чтобы они сами добивались изменения ситуации. Он говорил: « Помните, в каждом из вас есть свет, начинайте работать не во имя свое, а ради людей; возможности и деньги придут, если дело, которое вы начнёте, действительно важное. Начните работать, и чем больше вы работаете для блага людей, тем ярче будет ваш внутренний свет, и вы станете все более и более успешными».


Ничего стоящего нельзя достичь без собственных усилий, и, если мы будем работать над очищением себя, очищением своих мыслей, то постепенно мы начнем замечать изменения в себе и окружающем нас мире. Отрадно, что пришло время, когда идея о важности очищения мысли стала привычной, и прогрессивные ученые признают материальность мысли и ответственность за те мысли, которыми мы наполняем пространство ежедневно и ежеминутно. Идея глобализации стала одной из наиболее популярных тем обсуждения в обществе, и отношение к ней резко противоположное у людей разного общественного статуса и мировоззрения. В различных обществах и группах духовного направления звучит идея о том, что жизненно необходимо создание некоего Мирового Правительства, состоящего из людей, наиболее интеллектуально и духовно развитых и образованных. Под их мудрым водительством мировое сообщество придет в золотой век, о котором так много мечталось. Но не будем забывать уроки истории и религий. Даже ангелы падают со своих духовных высот, не выдержав испытаний. Сегодняшние, прогрессивные во многих отношениях лидеры, завтра могут превратиться в жестоких, эгоистичных тиранов, и это может стать наихудшим проявлением глобализации.


Человечество выйдет на более высокую ступень своего развития только тогда, когда большая часть населения земли (некая критическая масса, необходимая для перехода в новое качество) осознает важность и необходимость смены парадигмы мышления и мировоззрения от потребительского к созидательному. Есть много путей для привнесения изменений в наше общество, и образование является одним из наиболее важных, причем, изменения должны начаться не только в сфере образования молодежи, но очень важно, чтобы новые подходы были во всех сферах жизни и деятельности человека: в культуре, духовности, экономике. Необходимо образование нового времени с воспитанием расширенного сознания всех людей. Если же изменения коснутся только школьного образования, то это вряд ли принесет существенные изменения, так как молодежь живет в социуме и не может быть свободной от закономерностей его развития.


Сегодня в школьном образовании стало популярным говорить об инновационных программах, подразумевающих привнесение частичного изменения той или иной сферы образования или отдельно взятого школьного предмета. Наверное, эти начинания тоже неплохи, но очень часто они происходят из коньюктурных соображений тех, кто их проводит. Это полумеры, которые в целом ничего не решают в образовании и воспитании человека нового образа мышления. В то время как применение синтеза изучаемых предметов и обучающих методов в школьном образовании принесет получение интегрированных знаний и поможет создать картину единого мира в мировоззрении ребёнка. Синтез при получении научных знаний подразумевает преподавание не отдельно взятых школьных предметов, а подачу знаний, осознанных ребенком в их взаимосвязи. Человечество начало процесс расчленения знаний о мире на отдельно взятые предметы и части со времён Аристотеля, этот процесс продолжается и поныне. Мы даже не задумываемся, что были рождены в мире, где всё взаимосвязано. Давайте будем учиться у природы, в которой все феномены развиваются по определённым, взаимозависимым законам до тех пор, пока не происходит очень грубое вмешательство человека, вносящее хаос в существующий порядок. Каждое существо животного и растительного мира имеет своё предназначение, и в этом общем сосуществовании они создают условия для выживания планеты Земля. Только хомо-сапиенс, т.е. «человек разумный» не вписывается в гармонию природы, отделив себя от нее завесой невежества и эгоизма. Ещё совсем недавно мы с гордостью произносили лозунги с призывами покорить природу для удовлетворения потребностей человека. И это казалось нормальным для большинства людей. Сегодня подобный лозунг уже неуместен, и может вызвать бурю негодования со стороны людей разных профессий и разного общественного положения, хотя именно сегодня в нашей стране человек является завоевателем по отношению к природе и ее ресурсам. Сменились лозунги, но коренного изменения в сознании людей не произошло, и это чревато серьёзными последствиями. Пора нам всем обратиться к природе, изучая законы её развития с новых позиций признания нашей матери планеты Земля живым организмом, таким же живым, как и мы сами, но только большего размера. Земля – это не просто огромный космический объект с разными видами жизни на её поверхности, это-живая сущность со своими законами и принципами развития. С нами или без нас, если мы станем совсем невмоготу системе её жизнедеятельности, планета земля продолжит свою эволюцию в пространстве и времени. Будет лучше, если всё-таки с нами.


Прогрессивно мыслящие учёные разных стран непредвзято изучают полевые структуры и удивительные феномены, происходящие в космосе и на нашей планете. Известны результаты исследования структуры воды, реагирующей на качество посылаемой мысли. Года два назад в Интернете прошел материал об американском учёном-физике, который после многолетних исследований тонких структур человека буквально с восторгом восклицал, что мы - люди, оказывается, светящиеся существа. Открытия ученых так же носят разрозненный, случайный характер, многие фундаментальные открытия в области новых технологий и источников энергии опасны для человечества. Сегодня сообщается о различных методах получения таких источников энергии, которые не наносят вреда природе, но нравственный уровень тех, кто стоит у экономического руля не позволяет внедрение энергосберегающих систем в жизнь. Кроме того, даже самые передовые технологии служат не делу созидания, а делу разрушения. Природа щедра и терпелива, но и ее ресурсы могут быть исчерпаны, и тогда она должна будет применить самозащиту, которая для нас проявится в виде природных катастроф, что и происходит сегодня в убыстрённом темпе. Если начнутся глобальные изменения в природе, тогда и богатые, и бедные, и умные, и не очень умные- все могут стать жертвами природных катаклизмов. Ни шикарно отстроенные замки, ни охрана - никто и ничто не поможет спастись, если разрушительный процесс начнётся в полную силу. Только осознав причину бедствия и объединившись, человечество способно спасти себя и жизнь на земле в целом. Но, чтобы прийти к осознанию необходимости мирного объединения усилий человечества, нам предстоит долгий путь. Этот путь не нов, не надо изобретать новых теорий выхода из кризиса, нам нужно обратиться к источникам мудрости, известным уже многие тысячелетия. Каждый христианин читал, а многие знают наизусть Заповеди Христа, но почему же мы не живем согласно мудрым святым Писаниям!? Пришло время непредвзято обратиться к святым Писаниям разных религий и попробовать пересмотреть свою жизнь с позиций святых книг, данных из Высшего источника и записанных мудрыми людьми.


Наш современник, Святой человек- Баба Вирса Сингх сказал на встрече с учёными в Москве в мае 2004 года: « Если бы только духовные лидеры мира собрались за одним столом с учёными для серьезного разговора, то последние бы с удивлением обнаружили, что решения многих научных неразрешимых сегодня задач, уже давно были описаны в святых писаниях». Внимательно читая святые писания разных религий, можно обнаружить «между строк» удивительные вещи, в сущности описывающие сложные процессы, происходящие в космосе и на нашей планете. Считаю неправильным в наше время вводить в школе преподавание Закона Божьего(такие предложения неоднократно возникают), а вот историю мировых религий в рамках культурологии давать детям было бы очень полезно. В этом случае осуществлялся бы демократический закон свободной воли духовного выбора для каждого молодого человека. Говорим ли мы о школьном или о высшем образовании, важно не забывать, что образование предполагает не выдачу хаотического набора информации, а прежде всего, воспитание гармонично развитого человека общества. Методы образования разных возрастных групп во многом разнятся, но принципы должны быть едины. С какого возраста начинается воспитание ребенка? Эта тема стала популярной в образовании, и многие педагоги склонны считать, что воспитание ребенка начинается с того времени, когда он еще находится в утробе матери. А еще до того, как ребенок родится, его мать должна будет получить соответственное воспитание в семье и учебном заведении. Получается взаимосвязанный общественный круг, в котором образование каждого члена общества становится насущной задачей. Роль родителей, а особенно матери, необычайно важна. Все, что мать делает, думает или чувствует передаётся еще нерождённому ребёнку. Человечеством накоплен большой опыт в вопросе образования родителей, думается, что этот опыт следует распространять более широко, и для этого имеется множество средств распространения информации.


Искренне жаль детей - сегодняшних учеников, у многих из них школа отнимает ощущение детства, потому что дети сильно перегружены и физически, и умственно. Каждый учитель считает своим долгом дать как можно больше знаний по предмету, (фактически это просто информация, зачастую, совершенно ненужная). Ребёнок обязан всю эту информацию запомнить, часто не понимая, что это он учит. А ведь ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить информацией, это – цветок, которому нужно помочь расцвести в своей собственной неповторимости. Таким образом, задачей современного учителя является подача таких знаний, которые помогут в развитии естественных, Богом данных каждому из нас, талантов. Задача усвоения детьми научных знаний исключительно важна, но приоритет должен принадлежать целостному духовному развитию человека. Духовное развитие вовсе не предполагает занятие практикой религиозных ритуалов, но, прежде всего, это – ведение образа жизни каждого дня согласно духовным ценностям и принципам.


Моя практическая деятельность в качестве школьного учителя иностранного языка позволила познакомиться со многими передовыми методами образования разных стран.


В 2003 году я принимала участие в Международной Конференции по вопросам образования в штате Раджастан (Индия). Участники Конференции познакомились с опытом успешной работы школы, известной, как « Балодья Скул». Школа временного пребывания ребят работает по принципам Ахимсы- принцип ненасилия. Здесь дети воспитываются в духе целостного восприятия окружающего мира. Детям прививаются такие простые и важные качества личности, как сострадание, гордость за свою Родину, доброта и честность. Детям даются героические примеры поступков их соотечественников, а так же людей разных народов. Для того, чтобы привести ум в порядок и гармоничное состояние, с детьми проводят занятия на умение концентрировать мысли. Идея целостного образования интересует многих учителей- практиков в России. Самые выдающиеся имена известны во всем мире. Академики Ш. Амонашвили и М. Щетинин опубликовали много статей и книг о своем опыте работы с детьми. Все их методы основаны на целостном подходе к изучению окружающего нас мира, и они включают применение принципов синтеза разных ветвей знания.


Школа-интернат, возглавляемая академиком М.Щетининым, расположена в сельской местности на Юге России. В этой школе некоторые лекции читаются профессорами университетов согласно специально составленному плану. Результаты, достигнутые ребятами, получающими знания в стенах этой школы просто потрясающие. Здесь преподают не только взрослые преподаватели и профессора, но и некоторые ребята, являющиеся одновременно студентами вузов заочного обучения. Они делятся со сверстниками знаниями по предмету, который сами знают очень хорошо. Главный принцип обучения в этой школе заключается не в передаче формул или информации по предмету; здесь стараются подвигнуть каждого ученика к стремлению самому добыть знания. Ребятам здесь помогают мыслить нетрадиционно, творчески решать все поставленные задачи, будь то в учёбе или в повседневной жизни, которая проходит у них очень интересно и содержательно. Большое внимание уделяется развитию у ребят воображения и чувства прекрасного, что помогает расширению сознания человека и развитию нетрадиционного мышления. Ребята много времени уделяют творческому труду, выполняя всевозможные виды работ по благоустройству жилых помещений. мастерских и творческих студий. Удивительна та радость, с которой ребята и учатся, и работают все вместе. Главной целью Школы Щетинина является подготовка педагогических кадров для работы в школах России. Закончив такую школу и став взрослыми, ребята сами станут педагогами нового типа, людьми с расширенным сознанием и непредвзятым восприятием мира. Синтез науки, культуры и ценностей религии станут краеугольными камнями в обучении молодого поколения в школе будущего.


Тысячи книг по вопросам воспитания и обучения печатаются сегодня во всем мире, но большая часть этой литературы написана теми, для кого педагогика - просто специальность, но не призвание. Позитивный прорыв в области образования может произойти только тогда, когда всё общество будет готово для принятия нового, когда люди изменят парадигму мышления, существующую с античных времен. В этом процессе большую роль могут сыграть люди особого склада мышления. Русский историк-философ Лев Гумилев назвал таких людей « пассионариями», и у нас, в России было, будет и есть огромное количество людей - пассионариев, которые готовы посвятить всю свою жизнь высокой идее служения во имя блага и процветания Родины. Если люди объединятся в усилии делать добро не только для ближних своих, то Россия выполнит свое высокое предназначение.

Ермолина Галина


Материал:   




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий