"> Опыт плавания на плотах типа Честер | История Русское Географическое Общество | Новосибирское отделение
Все реки ГлавнаяКосмос Кругозор Наше НаследиеИсследователи природыПолевые рецепты АрхитектураКарта сайта
Новости

Опыт плавания на плотах типа Честер


Честер на реке Верхнй Онот
Восточный Саян
1987 год.


Наша группа обычно ходила на плотах, и мы считаем себя плотовиками. Однако плоты при всех своих достоинствах имеют серьезные недостатки, трудоемкость при изготовлении и сложности при обносах, которых в современном сложном походе становится немало. Видимо, поэтому очень популярным средством сплава стал катамаран, но техника хождения на этом судне иная. Комбинация плота и катамарана дает третий тип судна - «честер». При таких или почти таких же весовых характеристиках, что и катамараны, «честеры» имеют? многие положительные качества плотов.


Мы сели на «честеры» три года назад. Прошли на них реки: Усу, Урсул-Катунь, Катунь, Шорский Казыр, Верхний и Нижний Онот. Использовали 2, 3 и 4-гондольные суда. Гондолы расположены поперек потока и группируются у носа и кормы. Размер рамы «честера» 4,5Х X 2,2 м. Размер гондолы: диаметр 0,8Х X 3,2 м. Габариты судна 5Х 3,2 м. Большой диаметр гондолы позволяет легко глотать камни и узости, а запас плавучести, проходить пенные ямы и крутые сливы. Рама может быть дюралевая или деревянная. Для деревянной рамы мы использовали такой лес:


продолины 2 шт. Материал: сырая ель;

диагонали 2 шт. Материал: сырая ель;

поперечины 8 шт. Материал: сухой лес.

Все узлы выполнены капроновыми скрутками.

Весла с Т-образными насадками на ручках.


Гондолы: чехлы комбинированные. Верхняя часть тонкий брезент, нижняя толстый брезент (или шахтная труба). Выкройка чехлов прямоугольная. По торцам делаются затяжки, определяющие форму накачанной гондолы.


Материал оболочки - двойная полиэтиленовая труба (приобретается в магазинах хоз. товаров по 70-90 коп. за метр) с полупериметром 1,3-1,5 м, завязанная с перегибом с двух сторон с помощью резинового жгута или резиновой трубки. Штуцер дюралевый без клапанов, диаметром под велосипедную камеру, крепится винтами через резиновые прокладки в любом удобном месте. Накачка гондол - мешком.


Вес чехла 5 кг, оболочки (двойной) 3-3,5 кг. Для 4 человек вполне достаточно 3 гондол, но 4 конечно же лучше. Двух гондольный «честер» идет очень жестко, вписываясь в каждую волну. Четверка - наиболее мягкая и надежная. Можно взять 1-2 пассажиров.




Достоинства «Честеров» - простота в изготовлении (с момента прибытия на ;сто стройки и до отплытия проходит полдня). Конструкция судна значительно легче плотовой схемы. Разгруженный «честер» просто управляется одним человеком - выполняются зацепы подтягивания. Корму легко забросить в тень. Высота рамы позволяет пропускать камни, если идти лагом. Запас плавучести и расположение гребцов по углам обеспечивают хорошую остойчивость.


Недостатки «Честеров» - низкая обигаемость (выше, чем у катамаранов и байдарок, но ниже, чем у плотов с палубой); незащищенность гребцов при хождении в каменных коридорах; отсутствие собственной скорости (хотя можно, развернув его лагом, работать в режиме катамарана, но здесь другие пропорции, и это положение неестественно в потоке);


необходимость более четкой и слаженной работы гребцов, чем при путешествий на плоту; в противном случае в пороге они могут компенсировать усилия друг друга вместо того, чтобы работать в одну сторону.


Давая общую оценку «честеру», можно сказать, что это хорошее и надежное судно. На реках малой и средней водности, в особенности на очень каменистых и техничных маршрутах, каким является Верхний Онот, «честер» имеет неоспоримые преимущества перед плотами и катамаранами. Среди участников похода по Оноту были сторонники катамаранов, но и они отдали предпочтение «честеру». Большой диаметр гондол дает возможность выйти сухим из воды, мы не пользовались гидрокостюмами даже в майских походах по Катуни, Урсулу, Казыру.



Рама «честера» должна быть жесткой. Это дает возможность проходить крутые сливы и делает уверенной посадку гребцов. Жесткость достигается двумя диагоналями через всю раму, которые связаны крестом.


Гребцы сидят свободно; упор только ногами в жесткие педали, выполненные из сухого материала. Изготовление каких-либо спинок можно расценивать как преступление против позвоночника гребца, так как, во-первых, от выпадения одна спинка не спасет, если ноги в сложной ситуации окажутся вне педалей, и, во-вторых, спинка ограничивает зону работы гребца.


Пользуясь случаем, хочу разрекламировать полиэтиленовые гондолы.


Не тратьте время и деньги на поиски и приобретение дорогих и дефицитных материалов, пойдите в магазин и купите полиэтилен, только не давайте продавцам измерять его стальным метром, они сделают из полиэтилена решето. Купите сразу рулон - 100 м. На одну гондолу уходит 9-10 м (2Х4,5 м). На 4-гондоль-ный «честер» понадобится всего 36 м, плюс одна запасная, т. е. 45 м. Этого комплекта хватает на два похода. Затем он используется на накидки, подкладки, тент для бани и пр.


Доступность и дешевизна, не единственные достоинства полиэтиленовых оболочек. Многого стоит в походных условиях простота ремонта: заклеить липкой лентой каждый слой полиэтилена не составляет труда, а участники похода избавляются от необходимости брать с собой запас клея, бензина и пр.


В походе по реке Онот (6к.с. Восточный Саян) наши гондолы завалило камнями по 20-30 кг, после чего на каждой оболочке мы насчитали до 200 дыр. Будь оболочки из престижного «дождя», их пришлось бы выбросить, а полиэтилен мы заклеили лентой, затратив на ремонт целый день, но продолжили плавание.


Статья: Сажнев А.М.


Фото :Зюзюк В.В.


Публикация для альманаха "Ветер Странствий" № 25.







Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий