|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


РГО

Статуи пошли.


Экспедиция на остров Пасхи 1986-88



Тур Хейердал прославил остров Пасхи на весь мир. Он занимался здесь археологическими исследованиями в 1950-е и через 30 лет он вернулся сюда, чтобы их продолжить.


Несмотря на все результаты прошлых экспедиций, оставался нерешенным целый ряд важных вопросов: еще было неясно, когда на этом острове впервые поселились люди, когда и для чего были созданы монументальные скульптуры. Никто не знал, каким образом их переместили туда, где они находятся сейчас. На эти вопросы экспедиция и пыталась ответить. Экспедиция полностью финансировалась музеем «Кон–Тики» («Кон–Тики» - самофинансируемая организация, что для Норвегии, да и для Северной Европы является уникальным, правда, в таких же условиях существует и норвежский музей «Фрам»).



Экспедиция на остров Пасхи, продлившаяся почти три года, в научном плане была весьма успешной. Перед началом экспедиции 1986 года Тур получил письмо от чешского инженера Павела Павела, утверждавшего, что он нашел ответ на вопрос, как статуи могли передвигаться. Тур пригласил его в экспедицию. То, что статуи двигались сами, естественно, не следовало воспринимать буквально, однако Павел показал, как их можно перемещать в вертикальном положении. Способ был гениален и прост - примерно так же, как сегодня мы бы в одиночку передвигали холодильник по полу. В этом случае вес передвигаемых предметов уменьшается за счет того, что какой–то из углов постоянно находится на земле. Для этого способа перемещения статуи требовалось четыре веревки, бригада в 15–20 человек и немного опыта. Две веревки крепились к голове статуи, а две вокруг основания. Дальше оставалось только тянуть за эти веревки – верхнюю вправо, нижнюю влево, потом наоборот. И так статуя «шла», покачиваясь, как человек в состоянии опьянения. Так Павел разгадал загадку «ходячих» статуй, а Тур убедился, что рассказы аборигенов были вполне правдивыми. Благодаря проведенному эксперименту стало ясно, что 15 крепких мужчин могли заставить 20 – тонную каменную статую «прошагать» минимум сто метров в день. Времени у людей было более чем достаточно. К тому же остров Пасхи не очень велик – примерно 20 на 10 километров. То есть в течение нескольких недель «ходячая» статуя могла достичь самых отдаленных его уголков. Если внимательно приглядеться к основаниям статуй, можно увидеть, что они выпуклые. У статуй, находящихся дальше всего от каменоломни , наиболее округлые основания. В то же время у статуй, оставшихся на месте, где их изготовили, основания совершенно плоские. Это может означать одно: статуи передвигали вертикально . Чем дальше их двигали, тем больше округлялось основание.



Многие археологические результаты этой экспедиции указывали на то, что первые поселенцы прибыли с Маркизских островов примерно в 700 – 900 годах, то есть позже, чем предполагал Тур, и с другой стороны Тихого океана, но были найдены факты, которые указывали на связи с Южной Америкой. Физико–антропологическое исследование человеческих костей показало, что в них присутствовали черты, не характерные для полинезийцев. Была обнаружена древняя каменная стена, изящно сделанная из ровных каменных блоков, типичная для мегалитических сооружений Южной Америки, весла с двойными лопастями, какие были найдены еще только в Перу. Таким образом, связи между Перу и островом Пасхи должны были существовать.



Мотунуи – скалистый островок «птицечеловеков», расположенный против самого высокого из береговых обрывов Пасхи, на гребне которого находились развалины святилища Оронго. Скалы за развалинами были сплошь покрыты барельефами, изображающими скорченные человеческие фигуры с длинным кривым клювом. Легенды повествуют, что еще в 19 веке пасхальцы неделями сидели в наполовину врытых в землю каменных коробках на острове над обрывом, ожидая, когда на скалистом островке Мотунуи приземлится первая в году стайка морских ласточек. После этого ежегодно происходило состязание аборигенов, кто скорее одолеет на камышовом поплавке два километра до островка и найдет первое яйцо. Победитель возводился в ранг божества и получал звание «птицечеловека». Его брили наголо, окрашивали голову в красный цвет и затем торжественно сопровождали в священную обитель среди статуй у подножия вулкана Рано Рараку, где он год проводил взаперти, ни с кем не соприкасаясь. Особые служители приносили ему еду. В 20 веке птицы переселились на другой обрывистый островок поодаль. После постройки на острове аэродрома и развития туризма этот ритуал стал представлениям для туристов.




Тур не был археологом, и не привлекался к практической работе во время раскопок. На острове Пасхи он сочетал писательский труд с обязанностями руководителя экспедиции. Иногда по вечерам он участвовал в закрытых собраниях глав семейств («Совет старейшин»). Его знакомство со старейшинами привело к тому, что в 1987 году его избрали первым почетным вождем острова. Тур это очень ценил, и это было вполне заслуженно. Никто в мире не сделал для этого островка столько, сколько он.



Источники: http://www.norge.ru/paaskeoya_1986/