Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Peпopтaжи | Обское море-2015. Вторая часть. С каждым днём всё интересней


1
2
3
4


Обское море-2015.

Вторая часть. С каждым днём всё интересней.


Ольга Дмитрук

Всемирный фестиваль МАРИНС по парусному туризму


"Обское море-2015"


Глава 4. Гонки капитанов


На острове жили бобры. Результаты их деятельности - погрызенные стволы осин - встречались на каждом шагу. А самих бобров мне так и не довелось увидеть, хотя я пару раз совершала утренние экскурсии. Зато встретила начинающую краснеть бруснику, всё ещё плодоносящую иргу с мелкими ягодами (в наших краях ирга более крупная и уже "отходит") и заросли гигантского хвоща. Хвощ уже достиг стадии палок - перед глазами представал доисторический лес, если лечь на землю и включить воображение.



Первобытные заросли хвоща. У нас в Донбассе таким огромным он никогда не вырастает.



Дикие гвоздики



Осина, погрызенная бобрами. Насколько знаю, бобры в Донбассе не водятся. У нас для них слишком мало воды.


С утра пораньше - гонка капитанов. Обязательное условие, отличающее подобную гонку от проводимой у нас - старт с берега, паруса опущены. Капитаны по сигналу поднимают самостоятельно паруса, стаскивают лодки на воду своими силами и выходят на дистанцию по треугольнику. В Украине старт всегда начинался в стартовом створе на воде. То есть новосибирцы значительно усложнили кэпам задачу. И правильно - раз такой умный командир, то вот и покажи всем, что ты на самом деле достоин командовать другими и сам справляешься не только со шкотами и румпелем, но и полностью с судном.


"Трикстер" - кораблик небольшой, паруса маленькие (7,7 м.кв), и Влад без труда совершил нужные манипуляции и вышел на воду. А ветерок - встречный и довольно слабый, а берег - мелкий довольно долго, шверт не опустить. Требовалось некое маcтерство, чтобы вывести судно против ветра через мель. Двоим капитанам так и не удалось это сделать. Да и Владу один из участников маленько подпортил результат - воткнулся носами своего катамарана "Трикстеру" в корму и развернул его с курса, тем самым отняв у Влада минут 5 на восстановление.


Одним из капитанов, так и не сумевшим вывести свой катамаран на дистанцию, оказалась Марина Климова на "Сарме" - корабле с очень красивого цвета парусами. Раз за разом женщина-капитан настойчиво пыталась выйти "в море", но раз за разом не менее настойчиво "Сарма" продолжала уваливать. Когда елозенья вдоль берега туда-сюда осточертели, я не выдержала и принялась умничать, подсказывая Марине её ошибки.


У "Сармы" всё было настроено на увал - и дифферент, и большой наполненный ветром стаксель, и совершенно не работающий из-за вывернутых в обоих направлениях лат грот, и погон грота, не позволяющий вывести парус в ДП, и ещё куча всяких мелочей.


Меня потрясло упорство, с которым Марина бесконечно и неутомимо спрыгивала с борта, вручную выводила катамаран на глубину, запрыгивала, а он, словно издеваясь, снова уваливал и возвращался в исходную точку на берегу.


К тому времени, как я влезла со своими советами, часть капитанов уже прошла дистанцию и финишировала. В том числе и Влад. Который умудрился в одиночку установить спинакер (а сколько стонов всегда было, что румпель нельзя бросать, что судно рыскает и в одиночку спинакер на "Трикстере" поставить невозможно!). Оказывается, всё можно - надо только сильно захотеть.



Флаг Донецкой области



Дан старт в гонку капитанов. Влад несётся поднимать паруса



Вышли на воду



Возвращаются



В одиночку на "Трикстере" под тремя парусами


Дело закончилось тем, что с разрешения Марины (гонку-то она всё равно уже прохлопала) мы с Владом забрались на "Сарму" - чтобы внятно осознать, чего же она так упорно не приводится к ветру. Нам тоже так и не удалось преодолеть упрямство катамарана и отвести его от берега. Помимо вышеперечисленных причин, требовалось ещё завалить немного мачту на корму, чтобы сцентровать судно. Ну и, конечно, что-то сделать с латами, которые даже после прослабления в лат-карманах продолжали растопыривать грот в разные стороны, полностью уничтожая хоть какой-либо профиль крыла.


Марина потом велела своим матросам по возможности учесть и исправить наши пожелания. И даже её судно впоследствии уверенно прошло все дистанции регаты - от "Треугольников" до "Полосы препятствий". Хоть и не в лидерах, но всё равно меня удивило самим фактом, что прошло. Видимо, матросы внесли корректировки в настройку "Сармы".


Влад прошёл в середине регаты – одиннадцатым - вполне достойно для 7,7 кв.м парусности. Однако соревноваться в одном классе с «Даками» казалось бесперспективной затеей. Всё же три квадрата на тот же вес корпуса – это большой минус «Трикстеру». Мы задумались о выделении отдельного класса – до 8 кв.м. Если наберётся хотя бы ещё три лодки – подадим прошение в судейство.


Глава 5. "Треугольники" и неожиданный тайм-аут парусного единства


После гонок капитанов в этот же день, 12 июля, ожидали классические гонки по треугольнику. Две без выхода на берег - до обеда и две (тоже без выхода) – после обеда.


Первая гонка прошла долго и мучительно по практически полному безветрию. Всех лихо «надрала»… Катя Лаврина. Её «Конь дикий» самым наглым образом нёс на борту не менее 16 квадратов лавировочных парусов, но числился в классе 10. Однако протестовать не было смысла, ибо гоночная инструкция не запрещала использование дополнительных летучих парусов (геннакеров и спинакеров). Передний дополнительный парус «Коня» действительно выполнен из летучей геннакерной ткани, но раскреплён и работает, как кливер. И, помимо «Коня», такие летучие кливера несла ещё добрая половина флота.


Никто не запрещал и нам вовремя подсуетиться и поставить «Трикстеру» подобный парус. Но мы не воспользовались своим правом. А теперь кусали локти, ибо на фоне вооружённых парусиной одноклассников выглядели, как осыпавшаяся новогодняя ёлка. И тем не менее, «Трикстер» по максимуму выжимал скорость из своих жалких парусочков и сильно удивлял туристов быстроходностью. Правда, куций размер движителей нашей лодки компенсировался их прекрасными формами. Всё-таки херсонский мастер Мухин шьёт очень работоспособные паруса! У доброй половины сибирцев форма парусов, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Они компенсировали это количеством.



Первая гонка по треугольнику. Ветер тихий


После финиша первого «Треугольника» - неожиданный сюрприз. Обычно в ожидании финишей всех участников остальные, прошедшие дистанцию, околачиваются в зоне видимости створа. Но так, чтоб не мешать финишировать и не застить пространство судейству. Но нынче вся толпа швартовалась к «Диете» и друг другу, образовав большой густонаселённый плавучий остров. Остров регулярно прирастал очередным финишировавшим катамараном. Люди валялись в тени совместных парусов, наливали вино и передавали друг другу «по глоточку». Красный напиток Богов путешествовал по всему катамаранному острову и поднимал и без того приподнятое настроение.


Потом поступило предложение рассказывать анекдоты и угостить судейство. Под дружный хохот населения удивительного острова, вкушая слегка пьянящую кисло-сладкую жидкость, наблюдая хождения в гости с борта на борт, я вдруг прониклась такими тёплыми чувствами ко всем этим людям! Кого-то из них знала по прошлогоднему «Балхашу», кого-то – заочно по форуму, с кем-то познакомилась только здесь, два дня назад, а кто-то был вообще не знаком. Однако меня буквально накрыло теплотой от этой дружественной обстановки, от этого общего острова, утыканного мачтами и парусами, от поголовной доброжелательности и участников, и судейства.


По-моему, именно этот крошечный островок, образованный маленькими корабликами, являл собой символ Парусного туризма. Того парусного туризма, который постепенно уходит из Украины в связи с уклоном в спорт. Того парусного туризма, когда дружба и согласие – превыше амбиций, когда одна по кругу чарка, когда человек человеку – друг, товарищ и брат, когда над всеми нами – только небо и дыхание парусов, и множество флагов на вантах - не важно, каких расцветок и из каких регионов. А под ногами – общая «земля», рукотворный остров в водной стихии, и можно беспрепятственно, без границ и таможен, ходить друг к другу в гости, с катамарана на катамаран…


В первой гонке «Трикстер» финишировал девятым из более чем трёх десятков судов. Средненько. А во втором «Треугольнике» налетел сильный ветер, быстро разогнал волну и сильно помочил участников на катамаранах с низким клиренсом. И нас с Владом в том числе. Я с грустью вспоминала свой комфортный «Мистраль». Это ещё счастье, что температура окружающей среды оставалась высокой, и мы не мёрзли! Зато вторую гонку по хорошему ветру наш кораблик пронёсся столь шустро, что конкуренты оказались крайне озадачены. Мы финишировали четвёртыми поприходно!



Второй "Треугольник". Ветрено и весело


После обеда провели ещё пару «треугольников», по результатам которых «Трикстер» продолжил удивлять местных туристов и огорчать нас (седьмой и восьмой, соответственно). К счастью, судейство таки приняло решение выделить класс 8, в котором оказалось "аж" 4 лодки и огромные шансы на нашу победу. Влад кряхтел, что ему стыдно перед россиянами:


- Вот, скажут: приехали хитрые хохлы, организовали для себя отдельный класс, чтобы победить…


Но я его уговаривала не огорчаться:


- Зато благодаря «Трикстеру» у участников на маленьких катамаранах появился шанс занять призовое место! Ведь здесь зачёт поприходный, кораблики у них не имеют шансов против «Даков» и многих куликоидов. А из-за выделенного класса шансы возросли, как никогда! Небось, не ждали-не гадали, а появился и для них интерес гоняться с равными!



Анатолий Кремень (г.Ростов-на-Дону) и его удивительный тримаран "Скиф"



Ещё одна удивительная конструкция - лодка "Надежда"



Тримараны в Сибири весьма востребованы, в отличие от Украины



Знаменитый "Конь Дикий"



Гости из Казахстана (г.Алма-Ата)



Единственное судно с распашными вёслами. На вёслах - Дмитрий Любимов (г.Уфа)



Участница из Барнаула - фокстерьер Яра



Вечер. Парусники отдыхают


Глава 5. Гонки вокруг островов Шумского кордона и немного о сибирском гостеприимстве


"Говорят, что где-то есть острова,

Где с похмелья не болит голова,

А сколько есть вина, пей все без просыпу,

А после по морю ходи, как посуху!

Вот какие есть на свете острова!"


А.Галич



На следующее утро, 13 июля, фестиваль набирал обороты. Нам предстояла более сложная дистанция – гонки вокруг Боровских островов. Для нас с Владом всё выглядело ещё интереснее и привлекательнее, чем для местных. Ведь мы совершенно не знали дистанции! Впереди, по сути, маленькое путешествие в неизведанные края!



Совещание капитанов. Главный судья Алексей Кирсанов даёт ЦУ. Комендант Евгений Горбунов зорко следит за порядком



Участники внимают



Готовимся к очередному старту


Путешествие выдалось довольно мучительным. Особенно – на старте. Причём для всех участников. Потому что скорость ветра колебалась между 0 и 1 м/с, мель на протяжении 100 м от берега и – толпа лодок. Отсутствие скорости лишало парусники манёвренности, и у маленьких катамаранов не было ни единого шанса выжить после столкновения с большими. Вернее, выживать-то они выживали, но направление движения меняли кардинально и надолго.


Кроме того, меня на протяжении всей гонки не покидало ощущение, что местные участники напрочь не знают правил расхождения и терминологии. Когда я кричала «Правый галс!» или «Подветренный!» - в ответ получала лишь недоумённые взгляды. Дорогу не уступал никто, даже если мы ползли вдоль берега под парусами, а путь нам пересекали, ведя судно по мелководью вручную проводкой.


Однако впоследствии я убедилась, что народ прекрасно владеет и терминологией, и знанием правил. Однако по каким-то неведомым причинам внезапно глохнет на воде во время гонки. Причём наиболее злостно это явление проявилось именно в первой штилевой гонке вокруг Боровских островов. На других дистанциях это так не удивляло и не так мешало.


В общем, мы дотащились до финиша восьмыми, потратив на дистанцию более трёх часов. Ибо именно по тихому ветру «Трикстер» начинает ползти – не хватает парусов для веса его корпуса. Та же «песня» случается с «Мистралем». Не отягощены они парусами как следует! На сильном ветру даже малое вооружение начинает работать в полную силу, а на тихом – только нервы наши работают.


Погода обещала продолжение штиля, и потому судейство приняло мудрое решение отложить старт второй гонки до вечера. А третью провести в какой-нибудь другой день.


Всю дневную сиесту мы с Владом отсыпались. Всё-таки неожиданно жаркое в Сибири лето. Да плюс ранние подъёмы, поздние отходы ко сну… Ну как можно тратить на сон драгоценное вечернее время, когда так хочется пообщаться? Кто знает, когда ещё мы увидимся с этими людьми? А ведь каждый из них самобытен и очень интересен. Но тяжкая штилевая гонка умотала в край.


Вторая гонка вокруг островов стартовала в 5 часов вечера и принесла удовольствие всем. Один час на маршруте! С ветерком! Правда, не экстремальным, но достаточным, чтобы не скучать. «Трикстер» снова прибежал восьмым. И продолжал стабильно получать по одному очку за первое место в классе. Слишком уж скромными оказались скоростные качества наших одноклассников…



Ушли во вторую гонку вокруг островов



Удачный кадр. Яра провожает (или встречает?) свой экипаж



Очередное удивительное судно - полинезийское проа - тоже в гонке



Проа во всей красе. И с барабаном



Так выглядят Боровские острова. Красота!



Красивый кадр. По серебряной воде - "Экспедиция" под спинакером


Не успели мы продумать, что будем готовить на вечер, как тут на пороге – Эльвира. Приглашает на песенный ужин в лагерь уфимцев. Соблазнять нас долго не пришлось. И вот уже вкушаем вкуснющий Элин ужин под гитарный перезвон.


Душевный, музыкальный вечер в компании замечательных людей!


Пел уфимец Дмитрий Любимов (я даже обозвала его местным Дольским, настолько показались мне его игра и пение профессиональными), пел наш комендант Евгений Горбунов. Причём сложилось впечатление, что он не поленился прийти и петь именно для нас. Поскольку начал с какой-то шуточной песенки про хохлов, а продолжил целым циклом юмористических песен по мотивам классической русской и украинской литературы. Я смеялась до боли в скулах. Пришлось руками придерживать щёки, чтоб не растягивались в улыбку, ибо улыбаться стало невыносимо. Помимо смешных текстов, исполнение бородатым Комендантом было столь артистичным, что, пожалуй, он представлял эти вещи похлеще автора.


Пела Марина Соснина из Новосибирска – но уже лирику. И это было замечательно, поскольку надвигались сумерки, ржать мы утомились, и в вечереющем воздухе повеяло романтикой.


Вообще, у меня сложилось мнение, что половина Новосибирска поёт и играет на гитаре. А вторая половина – пишет песни и удачно скрывает, что тоже поёт и играет.


А пока мы наслаждались музыкой, неутомимая Эльвира продолжала суету, постоянно подкладывая какие-то вкусняшки, подливая всем чай, кипятя что-то на костре. Потом к ней присоединился Дима – решил попечь блинчики. Блинчики один за одним выходили комом из-за плохой сковородки, но Дима боролся с неудачами, а мы сжирали его неудачи с завидным аппетитом.


В связи с этим хочу отметить, что сибиряки, по-видимому, испытывают особую слабость к походным блинчикам и оладушкам. Не было ни одного лагеря, в котором на протяжении фестиваля хотя бы раз не испекли блины или оладьи! Для нас это весьма удивительно, ибо в наших местах мучное пекут только в длительных походах – для разнообразия. А если на природе находишься до двух недель, то никто не заморачивается выпечкой. Тут же пекли просто для удовольствия. И, по-моему, удовольствия не столько есть блинчики, сколько – печь и угощать. Завлекал, видимо, сам процесс превращения теста в лепёшечку.



Вид на базовый лагерь с воды


Глава 6. Крейсерская гонка - испытание на выносливость. Концерт "Кон-Тики"


Вчера наш прямой конкурент – капитан «Даки-15» Илья Герасимов, регулярно дышащий в затылок во всех гонках, предложил на третьей гонке вокруг Боровских поменяться лодками. Парень привык лидировать на своём катамаранчике, а тут тяжеловесный «Трикстер» порушил все его планы, стабильно вырываясь вперёд. Амбиции подхлёстывали: дело в быстроходности лодки или в мастерстве экипажа? Нам тоже было интересно – кто круче: мы с Владом или «Трикстер»? Однако суровые правила запрещали смену экипажей. Так и остался вопрос «крутости» открытым…


Сегодня, 14 июля, фестиваль ещё больше «ускорил обороты»: стартовала крейсерская гонка. Больше суток нон-стоп! Для нас с Владом предстояло настоящее испытание.


Во-первых, мы никогда не ходили в столь длительные гонки. Максимум проведённого на борту времени без выхода на сушу – 23 часа при пересечении Азовского моря. И это был поход, а не гонка!


Во-вторых, «Трикстер» - не «Мистраль», не тот клиренс, не тот комфорт. И Обское море в Сибири – не Азовское море в тёплом южном регионе. Смена погоды, температуры, осадков здесь настолько неожиданна и контрастна, что готовиться надо ко всему.


В-третьих, в этих местах мы – впервые. А островов в округе – туева хуча, заблудиться не заблудишься, но время потратишь. То есть нам предстояло ещё и испытание на ориентирование в незнакомой местности. В условиях временного цейтнота (гонка закрывается через 36 часов после старта).


Зарядив навигатор свежими батарейками, а гермомешки – харчами на сутки и одеждой на все варианты погоды, вышли на старт. Ветер – встречный, свежий, катамараны рассыпались в лавировке по огромной акватории. Частично скрылись за многочисленными островами, частично виднелись по всем сторонам горизонта.



Вид с борта "Трикстера", если смотреть вперёд



Вид с борта "Трикстера", если смотреть вверх


Сибирь баловала нас, жалела. На протяжении всей гонки погода стояла тёплая, без туманов, без сильных ветров, без волн. Идеальные условия для теплолюбивых жителей юга. Наставший к вечеру штиль, конечно, помотал нервы, но зато сберёг здоровье. Ибо оказаться на низком к воде «Трикстере», мокрой, на ветру и на много часов – испытание чересчур суровое для непривычного организма.



Бездельничаю на борту



А Влад рулит и ещё при этом размышляет



Любуюсь закатом


Галсы по встречному штилю сильно утомили, и к одиннадцати вечера я «вырубилась». Мы на тот момент прошли чуть больше четверти дистанции и находились возле острова со смешным и символическим названием Хохлов Барок. Именно возле этого Барока Хохлов лёг полный штиль, пропала мобильная связь и неожиданно встретились хохлы в бескрайнем море.


Закат необычайно красив и долог. Любуясь красками неба, едва дышим, чтоб не мешать вибрацией наших тел «Трикстеру» двигаться по маршруту. Ни на секунду не перестаём гоняться, мучительно отслеживая малейшие дуновения штиля.



"Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила."


Ф.Тютчев



"Гляди же на меня, о, дух мечты печальной,

Мечтатели земли, глядите на меня:

Я - блеск бездонности зеркальной

Роскошно гаснущего дня."


К.Бальмонт


А когда совсем стемнело, даже догоняем какой-то катамаран, который, видимо, устал бороться с безветрием и к ночи расслабился. С катамарана доносится крик:


- Серёга!


Не откликаемся. Мало ли кому кричат. У нас-то Серёги нет. Однако с соседней лодки настойчиво продолжают призывать какого-то Серёгу. Пришлось ответить, что у нас таких нет. Оказалось, это Ваня Ляпкало звал Серёжу Кравченко, попутав наш «Трикстер» с его «Элкой». В темноте паруса очень похожи (конечно, «мухинские» же!), недаром «Трикстер» называли «маленькой Элкой». А Ваня с безумной надеждой решил, что ему удалось обогнать Кравченко! Велико же было его разочарование, когда он осознал, что мы – не Серёга. А Серёга, оказывается, уже на подходе к поворотному знаку! В двадцати километрах отсюда.


Неотвратимо надвигается ночь. Ночь на маленьком пространстве палубы одинокого катамарана. Чёрными пятнами едва проглядывают какие-то острова. То ли ещё возле Хохлова Барока трёмся, то ли уже доползли к соседним. Скромная карта не даёт чёткого понимания, а в навигаторе нет функции закачки карт.


Мои глаза слипаются. Колдунков на фоне неба не видно, и Влад иногда подсвечивает их фонариком. Отсутствие ветра является лучшим снотворным. Пользуясь тем, что капитан нынче не я, с чистой совестью оставляю Влада наедине со штилем, ночью и колдунками катамарана.


Часа через три просыпаюсь с жаждой деятельности. Слава Богу, на воде не холодно и с неба не льёт. Я очень уютно выспалась, накрывшись спальником. Предлагаю Владу сменить его на руле и отсидеть «собачью вахту». Тем более, что с момента старта он рулил единолично. Я румпель не просила, и он узурпировал его, совсем забыв, что в аналогичных ситуациях – в маршрутках - я давала ему возможность рулить «Мистралем».


Влад укладывается спать, а я остаюсь тет-а-тет с сереющим небом и «Трикстером». Удивительно, как рано на этой широте начинает светать! Закат где-то около 23 ч, а в два ночи уже появляются первые признаки рассвета. В наших более южных краях ночь наступает быстрее, и рассвет приходит позже и резче. Вот только-только было черно – а уже на горизонте забрезжила розовеющая полоска. Грядёт Солнце!


Здесь светило дольше прощается, и заранее предупреждает о своём появлении. Север, однако.


Благодаря светлеющему небу колдунки видны уже в полтретьего ночи, и мне удаётся вести катамаран без особых усилий.


Когда полностью рассвело, по всем направлениям горизонта обнаруживаются парусники – мы не одни стремимся к заветному бую в устье реки Орда. Ветерок с рассветом посвежел, и идти весело. Вот только стало снова клонить в сон. Время от времени я ловила себя на том, что неожиданно просыпалась и лихорадочно пыталась осознать – где я? А, осознав, ещё более лихорадочно искала глазами ориентир, по которому равнялась. И что самое удивительное – с курса «Трикстер» не сбивался ни на метр. Получается, что отключалась я на какое-то мгновение, а мозгу казалось, что прошло много времени.


Я уже и бублики жевала, чтоб отвлечься ото сна, и водичку пила – бесполезно. Кое-как дотянула до семи утра. Потом пришлось тормошить Влада. Но только он взялся за румпель – мою сонливость как рукой сняло! Уже не понадобилась высокая концентрация внимания, и организм встряхнулся-взбодрился.


Продолжая лавировку, к девяти часам, наконец, дотащились до поворотного знака и «Диеты», стоящей у этого знака. Оказывается, многим участникам пассажиры «Диеты» - Эльвира и Игорь Разин – предлагали попить-поесть (и страшно огорчались, что участники не желали тратить время на их гостеприимство). Нас же сия участь миновала. То ли все спали, то ли уже оставили свои попытки угостить.


В 9ч 17мин «Трикстер» обогнул буй и устремился домой. Теперь ветер перешёл в попутный – галфвинд. Несколько раз мы выбрасывали спинакер, но, к сожалению, на галфе он работал непродуктивно – больше тормозил и тянул вбок, чем вперёд. Пришлось от него отказаться. Так и шуровали лишь на лавировочных парусах, в то время как конкуренты вовсю подстёгивали себя геннакерами и кливерами.


Однако малыш «Трикстер» не огорчался и пёр вперёд аки крейсер. Навигатор показывал среднюю скорость около 12 км/ч, максимальную – 19,9 на порывах. К слову, ветер отличался порывистостью, и мы не раз и не два благодарили парусного мастера Мухина за набор наших парусов, который не опрокидывал лодку на шквалах, а лишь толкал вперёд, ускорял.



Капитан в необычном ракурсе



Неудачная попытка запечатлеть брызги из-под поплавков


На подходе к своим островам у нас мелькнула мысль сократить путь, проскочив в виднеющуюся ложбинку между двумя соседними островами на нашем пути. Но все участники, в том числе и Катя Лаврина, «собаку съевшая» на этих островах, не шли в эту протоку, обходили её правее. И мы побоялись рисковать. Вдруг там всё так заросло камышом, что зря время потеряем, застрянем? И пошли вслед за опытными местными моряками.


А напрасно. Ибо через два дня, проходя «Полосу препятствий» среди этих островов, прошли через протоку – она оказалась огромной! Мы бы так сильно срезали путь в крейсерской гонке, если бы рискнули!


Возле острова Шумского кордона стоял на якоре какой-то катамаран с главным судьёй на борту. Вместе с буем он образовывал створ финиша. Вчера, отправляясь на старт, участники знали, что дистанция крейсерской гонки может быть полной или сокращённой (в зависимости от ситуации). И решение будет принято здесь, на промежуточном (или окончательном) финише. Результат Алексей Кирсанов – главный судья – выкрикивал каждому, кто подходил к финишному створу.


Время позволяло дистанцию не сокращать, и потому Лёша всем кричал:


- Дистанция полная!!!


Пройдя створ, мы устремились не на берег, а дальше, за всеми – дополнительные несколько километров вокруг Боровских островов.


Вечером эту ситуацию очень эмоционально разыграл в лицах Ваня Ляпкало. Его можно понять – человек исстрадался-измучился за долгий путь, борясь с «Элкой» Кравченко и «Даками». Невыспавшийся Иван уже предвкушал стакан горилки с салом и отдых на берегу, а тут… Цитирую Ваню:


«Подходим к финишу. Я уже расслабился, о палатке и еде думаю, как тут бац - «Дистанция – полная!!!» - Тьфу ты! Да чтоб ты сдох!»


Понятно, что не желал он зла Лёше, но утомился человек, эмоции прут…


Обогнув острова, на сушу ступили в 17-00 - через 32 часа после старта, побив свой предыдущий рекорд путешествия на паруснике нон-стоп (23 часа). Шестнадцатыми поприходно среди всех. И первыми в своём классе.


Потрясающе, что встретил нас ЛИЧНО Командор регаты – Анатолий Палыч Кулик. Он стоял на берегу, поджидая, с мисочкой свежеиспечённых оладьев и кружками, полными вина. Вот это приём, это я понимаю!!!


Я приняла из рук Командора чашу вина и тяпнула за новый личный рекорд, закушав воздушными оладушками. Такое отношение – многого стоит!



Угощение на финише из рук Командора-1



Угощение на финише из рук Командора-2


И, как выяснилось, Кулик не отдавал нам предпочтения – он так встречал каждого финишировавшего! Браво!


Конечно, мы сильно вымотались в этой гонке и, перекусив куликовскими оладьями, заползли в палатку и отключились на пару часов, восстанавливая силы. А потом пошли купаться в Оби. Всё-таки больше суток на маленькой палубе - тяжёлое испытание. У меня даже вены на ноге вздулись.



Крошка "Трикстер" рядом с океанской "Диетой": почувствуйте разницу!



Селфи в реке Обь. Вот так выглядит счастье


Что интересно: эту длинную гонку новосибирцы организуют уже не в первый раз, и что для организаторов, что для участников разброс лодок на таком расстоянии не страшен. Даже когда сильно плохие погодные условия – ветер, дождь, холодно, волны - они не паникуют, а прячутся по островам.


На вечер неутомимый Палыч приготовил очередной сюрприз – к нам пожаловала музыкальная команда с плота «Кон-Тики». Оказывается, на Обском море вот уже 40 лет активно работает клуб путешественников «Кон-Тики». Много лет назад авторы идеи даже переписывались с самим Туром Хейердалом, спрашивая разрешение на постройку плота, аналогичного его знаменитому «Кон-Тики». Разрешение было получено, плот построен и вот уже 40 лет путешествует по водоёмам России, привлекая в ряды водных путешественников всё новые и новые сердца.


Много поколений сменилось за почти что полвека, но кон-тиковцы свято чтут традиции и поддерживают друг друга на просторах Земли. В этом юбилейном для клуба году все, кто может и хочет, люди всех возрастов – от 70 и младше - собираются отпраздновать важную дату и постепенно съезжаются на гостеприимные берега Оби, к взрастившему их плоту.


И нам выпало такое счастье – услышать живой звук музыкальных «Кон-Тиковцев»! Очередное подтверждение моего тезиса о том, что В НОВОСИБИРСКЕ ПОЮТ И МУЗИЦИРУЮТ ВСЕ.



Музыканты с плота "Кон-Тики"


Как ребята играли! Как пели! Это был настоящий концерт под открытым небом – с барабанами, баяном, гитарой… А какие песни звучали! Особенно запала в душу эта:


Внимая чудесной музыке, запахам леса, реки, глядя в одухотворённые лица окружающих меня людей, чувствуя плечо Влада, я осознала – КАК ЖЕ Я СЧАСТЛИВА!!!


Спасибо вам, друзья, что благодаря вам мы забыли про войну и нищету на своей Родине, что сидим сейчас возле общего костра – россияне, дончане, черкасчане… И нам хорошо так – ВМЕСТЕ!


Глава 7. Про мусор, пиво, путешествие на "Надежде" и тайное сибирское снотворное.


16 июля, 9-30 – старт третьей, ранее отложенной, гонки вокруг Боровских островов. Ветер хоть и слабый, но постоянный. Дистанцию прошли относительно быстро и без мучений. «Трикстер» очередной раз первый в классе и девятнадцатый среди всех.



Старт в третью гонку вокруг Боровских островов



Впереди - "Трикстер" ("Маленькая Элька") и следом - "Элька" большая



Приветствуем "Коня Дикого"



Фордевинд



В 11-00 – очередной «Гвоздь программы» - «Пивная гонка». Смысл её таков:


участники собирают весь произведённый ими за истекший период времени мусор и отвозят «на материк», в мусорные контейнеры. А чтоб сие полезное санитарно-экологическое предприятие обрело интересную окраску, из него сотворили гонку: кто быстрее доберётся до материка, там сбросит мусор, сбегает в магазин за стартовым взносом – ёмкостью с пивом (объём не важен), и вернётся в лагерь на остров. Разрешено пользоваться вёслами. Не запрещено покупать дополнительно продукты в магазине (не только пиво) и приветствуется пополнение запасов питьевой воды.


Поскольку мы с Владом пиво не пьём, то побеждать в этой гонке не стремились, чем сильно огорчили Кулика. Он даже похвалялся очень красивыми грамотами, изготовленными специально к Пивной гонке, соблазнял немедленным награждением и половиной стартовых взносов в случае победы. Но мы посчитали, что напрягаться не будем ради пива. Пусть из кожи вон лезут пивные фанаты. У них мотивация хорошая.



Вид на остров Шумского кордона, если посмотреть налево


Приезжало телевидение. Перед стартом «Пивной гонки» брало интервью у организаторов и у некоторых участников, в том числе и у нас с Владом, как у зарубежных гостей. И снимало, как участники торопятся за пивом. А мы с Владом поохали, что наснимают, как народ веслует, и потом все будут думать, что это в порядке вещей – парусник и гребцы. Но ничего не поделать – когда приехали, тогда и снимают. А ветер по команде не закажешь.



Алексей Кирсанов даёт интервью телевизионщикам


Кое-кто вообще не принял участия в состязании, но мы отправились – просто для того, чтоб поучаствовать и прогуляться в магазин. Скромный мешочек с мусором, который мы произвели за эти дни, мог бы насмешить и лилипута. На его фоне просто грандиозными горными вершинами возвышались на бортах некоторых лодок мешки с пустой тарой и мусором. А мы-то мало что не пьём, так ещё и почти не едим – ибо в последнее время уфимская Эля не даёт нам возможности готовить еду и производить мусор. Постоянно приглашает уже не только на ужины, но и на завтраки.


Ветра практически не было, и желающие победы участники вовсю размахивали вёслами. Впереди всех пулей летела Лиза из Барнаула – на байдарке. Её сначала хотели включить в общий зачёт, а потом глянули на мускулистые загорелые руки Лизаветы, на полное безветрие, и поняли, что паруснику в такую погоду с байдой не равняться. Пустили Лизу вне зачёта. И правильно сделали, ибо она прилетела первой.



Гонка за пивом



Катя мало что все паруса подняла, так ещё и матросов грести заставила


Пришвартовав «Трикстер» к большому красивому обрыву, к группе уже причаливших парусников, заякорили его за грунт и помчались в магазин, прихватив свои жалкие мусорные пожитки и ещё более жалкие материальные ресурсы.



Промежуточный финиш у обрыва. Все помчались на мусорник и в магазин



База отдыха на берегу "материка"


Мусор выбросили в контейнер, а в магазине прикупили квас, хлеб и мороженое. Причём я дорвалась до мороженого из натурального молока, без пальмового масла, и потому из жадности выбрала большой брикет. По пути назад мы лакомились мороженым, разглядывали местность по сторонам и беседовали с участниками-попутчиками. Жадность сыграла со мной злую шутку: съедать свой брикет я не успевала, мороженое таяло от жары. Пришлось, словно голодной собаке, хапать вкуснятину полной пастью, едва успевая слизывать стекающие со всех сторон струйки.


Мороженого было так много, что я обожралась. И остатки отдала Владу – спасать в его желудке.


Ещё мы, как и все, набрали в ёмкости бесплатной воды из колонки и поторопились на берег. Ибо до старта оставалась пара минут, а ещё предстояло сдать стартовый взнос в «холодильные камеры» «Диеты».


На старт опоздали. Все уже весловали в обратном направлении, а мы только-только отчалили.



Возвращаемся. Влад доверил порулить. Гонка-то - вне зачёта.



По возвращении на финиш весь стартовый пивной капитал распределили по местам: за первое – половину, за второе и третье – не помню. Награждение прошло тут же, под флагштоком, и сопровождалось кучей шуток и взрывами смеха. Победители, «не отходя от кассы», направо и налево делились выигранным пивом со всеми желающими.


Вот такое братство в Сибири!


Затем главный судья раздал всем карты завтрашнего очередного «Гвоздя программы» - «Полосы препятствий» и предложил ознакомиться с маршрутом и заданиями.



Награждение и распределение призов состоялось. Особо страждущие заряжаются вином из знаменитой бочки


Потом братство заиграло новыми гранями: капитан лодки «Надежда» пригласил желающих покататься на его судне по островам. Мы с Владом воспользовались возможностью приобщиться к очередному местному чуду и отправились путешествовать. Вместе с нами на борт взошли: капитан, его «старший помощник Лом» - забавный парень Андрей, рулевой ошвартованного рядом проа, и Светлана - подруга капитана Кати, любительница пиратских песен.


Штиль продолжался. И нашему гостеприимному капитану пришлось завести мотор. А лодка у него на самом деле оказалась необычная. Концепцию он разъяснил: хотелось чего-то комфортного, стационарного, поскольку есть возможность и хранить в собранном виде, и перевозить. Так появился деревянный корпус обычной лодки. Но удобство надувастиков нельзя сбрасывать со счетов – так лодка стала на обычные поплавки туристского катамарана. И ещё хотелось старины и красоты – так появилась отделка корпуса и всякий апгрейд в виде рынды, княвдигеда, носовой фигуры и пр. Кстати, морской термин «княвдигед» мы впервые услышали из уст гениальной Кати Лавриной. Именно она так обозвала выдающуюся вперёд часть корпуса «Надежды».


Кроме того, на борту находился любимый гаджет местного проа - барабан.



Носовая часть "Надежды"



Света бьёт в барабан



Влад и рында



Андрей и Влад



Капитан "Надежды"


Вот такая весёлая богемная компания начала исследование островов. Помимо нас, многие участники с картами в руках мелькали на своих парусниках то там, то сям – готовились к завтрашней сложной гонке.


А мы заскочили к каким-то друзьям на другой стороне острова в поисках очередных каких-то друзей. И нам сообщили, что эти два друга соорудили плот из пластиковых бутылок и поддонов от кирпичей и четверть часа назад отправились на нём на материк. «Надежда» поспешила следом. И вот что предстало перед нашими глазами через несколько минут:



Бесстрашные путешественники. Оригинальненько.


Да… «Безумству храбрых поём мы песню!» Что можно сказать? Счастливого пути и спокойного неба!



У этого плавсредства даже есть имя собственное!


Прогулявшись по внутренним затокам острова, мы преисполнились благодарности капитану «Надежды», который так славно нас покатал и так вовремя показал места, неизведанные доселе. Ведь завтра предстояло по этим местам ориентироваться уже самостоятельно.



Чего только не встретишь на островах Обского моря! Даже в банках от "Пепси" можно жить.


Вернулись на базу. «Надежда» причалила рядом с проа. Ну как было не залезть на уникальное сооружение? Всё-таки – прародитель всех наших катамаранов. Наслышаны, но ни разу не видели, не щупали. Андрей весьма ловко управлялся с этой штуковиной на воде – ходил даже по довольно свежему ветру и волне.



С веслом и на проа



Словно стая бабочек, прилетевших на водопой.


Полные впечатлений, радостно возвращаемся в лагерь. Внезапно из кустов выныривает наш Комендант и, гневно сверкая глазами и топорща бороду, рявкает:


- Кругом марш! Впереди меня – по тропе! Живо!


Мы повиновались. Влад шёл впереди, я – за ним, а спину мою жёг колючий взгляд бородатого пирата. Было такое ощущение, что мы в чём-то сильно накосячили, и теперь вот-вот я получу сзади по седалищу.


- Владик, дай-ка я проскочу вперёд тебя, а то что-то мне не уютно чуять затылком многообещающее дыхание нашего Жени.


Влад пропустил вперёд, и тут мы вышли в укромный уголок на берегу тёмного лесного озера. На холмике стоял парусиновый домик с трубой. Крематорий? Допрыгались?


Нет! БАНЯ!!!


Смеясь над нашим удивлением, Женя отправил за банными принадлежностями:


- Давайте живее, а то сейчас народ набежит!


Пулей мы смотались в лагерь, переоделись в купальники, прихватили мыльно-рыльное имущество и погрузились в настоящее блаженство – парилку в лесу! Женя показал мастер-класс сибирской бани: как пользоваться веником, как нагнетать жар, как вообще правильно париться!


А потом мы плюхались в холодное лесное озеро, ныряли, и снова шли в парилку. И так – раза три-четыре. Это был КАЙФ!!!


После подтянулся народ во главе с Куликом, а мы почимчиковали в свой лагерь. В планах было одеться потеплее и пойти по кострам – за песнями, общением, новыми знакомствами…



Хорошо-о-о после баньки!


Но благим мечтам не дано было осуществиться. Переодевшись, мы забрались от назойливых комаров в палаточку – спокойно перекусить перед выходом «в свет»…


…А проснулись утром – как были – в тёплой одежде, не укрытые спальниками, в тех самых позах, в которых нас «вырубил»-сморил богатырский сон после парной.


Вот это банька так банька! Видимо, сибиряки таким образом конкурентов отсеивают. Ведь сегодня, через два часа – старт самой трудной гонки. Вот нас и отключили, чтобы мы обессилели.


А может, наоборот? Специально укатали банькой, чтоб не шлялись до рассвета по гостям, а хорошенечко выспались и отдохнули перед Главным испытанием?

Использованы фото авторов: Станислав Берёзкин, Ольга Дмитрук, Владислав Ульянов, Иван Ляпкало, Иван Опальнюк, Марина Климова, Анатолий Кремень, Екатерина Лаврина


Источник







ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий