Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Peпopтaжи | Сейд Летучий камень

Сейд Летучий камень

Сейд Летучий камень и скалы Праудедки: путешествие в затерянную Лапландию.

Кольский полуостров, 2014 г. 10 – 11 июня


Летучий камень и скалы Праудедки находятся в самом центре Кольского полуострова, куда летом можно добраться только по воздуху и воде, а зимой на снегоходе. Эти места, когда-то почитаемые саамами, стали одной из целей нашего пеше-водного похода, который начался в поселке Краснощелье на реке Поной, а закончился в селе Варзуга недалеко от впадения реки Варзуга в Белое море. Подробный фотоотчет о походе можно прочитать здесь. А в этом материале мы расскажем о малопосещаемом сегодня сейде Летучий камень и скалах Праудедки – значимых объектах саамской лыхте-верра. Об этих краях и связанных с ними легендах мы узнали из книги этнографа В.В. Чернолуского, и нам очень захотелось до них добраться. Ради этого мы сделали немалый крюк в нашем маршруте, чтобы вернуться на него нам пришлось идти два ходовых дня по реке Поной против течения – от Нижнекаменского озера до ручья Кинемур.


Сейд Летучий камень


Летучий камень мы заметили вновь войдя в реку Поной ниже Нижнекаменскго озера. Он возвышался на краю скалы, как бы нависая над топким берегом.



Эта скала – часть горы, которая исторически называется Сейдапахк, а у местных ижемцев она Трофим-гора. Взобраться на скалу с Летучим камнем достаточно просто.



Камень, из которого состоит этот сейд, другой породы нежели сама скала, явно, что камень для скалы не родной, принесен с другого места предположительно ледником и аккуратно поставлен на свой «постамент».



Саамская легенда гласит, что он прилетел из других мест, где ему не оказывали должного почитания. Эти события вполне сочетаются с ледниковой версией появления Летучего камня в этих местах – притащило.


Внешне он не похож на «типовой сейд», складывается впечатление, что он вот-вот скатится. Очевидно, что его центр тяжести смещен от точки опоры. Можно только вообразить ощущения древнего человека, при виде этого чуда природы, его восхищение.


Камень стал объектом поклонения саами, здесь совершались различные обряды и приносились жертвы. К счастью, нечеловеческие. Они натирали камень салом и кровью животных, оставляли оленьи рога, а позже патроны и всякие иные подношения.


Я, по старинной лопарской традиции, потерла камень кусочком сала. Кстати, поклонение камню – лыхте-верра (сама себе вера) была настолько сильной, что русские с терского берега Белого моря, борясь с идолом, пытались своротить Летучий камень, используя различные рычажные приспособления еще в 19 веке.



Пройдя по скалистой гряде от камня к вершине горы наткнулись на небольшие, яйцевидной формы колодцы, наполненные дождевой водой.



Как гласят предания, саами считали воду целительной, использовали они ее для лечения и всяких заговоров.



От Летучего камня открывается вид на разлившийся Поной и болота. Слева отличима закругленная береговая линия. Возможно это Сейдозеро – еще одно культовое место лопарей (кроме этого на Кольском полуострове еще 4 озера с таким названием, но посещаемо из них одно — Сейдозеро в Ловозерских тундрах, особо почитаемое искателями Гипербореи ). Рыбу в этом озере ловили один раз в году, сопровождая промысел особым ритуалом.



Пройдя дальше, мы увидели на вершине горки деревянную вышку, возможно, что ее установили в 60-х годах, когда планировали делать здесь водохранилище для будущей Понойской ГЭС.



Мужчины на вышку забрались, сделали несколько фото. В частности, зимника, следы которого видны на болотах.



Сегодня эти места мало посещаемы, древний культ забыт, хотя по Поною активно ездят на моторках рыбаки – жители села Краснощелье. Но им саамские легенды чужды, т.к. это переселенцы-ижемцы, которые появились здесь в начале 20 века.


Как бы не улетел снова сейд в поисках лучшего места, ведь предание гласит, что он готов отправиться в путь, если о нем забудут и перестанут почитать.


Покинув это место, мы отправились к бывшему Нижнекаменскому погосту (находится на берегу Нижнекаменского озера), от которого начинается маршрут к скалам Праудедкам.


Скалы Праудедки


Для поиска Праудедок мы устроили небольшую радиалку. Всего 6 км – туда и обратно, но по болотам. Идти по трясинам, прыгая по кочкам и с трудом вытаскивая ноги, которые засасывала топь, было непросто.



Но вот нескончаемые, казалось, болота, которые перемежались небольшими участками леса, закончились. Все вокруг побелело от ягеля, начался подъем в гору.



На склоне мы увидели отдельно стоящие небольшие скалы, вроде бы напоминающие головы.



Но по координатам, данным Чернолуским, Праудедки находились рядом с вершиной, а до нее было еще 400 метров. Сфотографировав этих истуканов, мы продолжили подъем.



Недалеко от вершины горы Лодочная, сквозь ветви сосен проступили еще одни скалы, гораздо массивнее и выше. Подойдя к ним, мы четко увидели профили старика и старухи, ведь саамы считали их своими окаменевшими прародителями или «стариками». Об этом напоминает и Старикова речка, которая течет из-под горы.



Головы Праудедок находятся в нескольких десятках метров от самой вершины.



Лопари старались не беспокоить Праудедков без причины – не посещать эти места без повода, чтобы не вызвать их гнев. А у подножья этих скал, рядом с огромным камнем, напоминающем голову оленя, также проводились обряды их лыхты-верры.



Вид с горы был традиционно прекрасен!


Ирина Столярова, специально для Заброска.рф


Источник







ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий