|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Соликамск. Музей истории соли.

Соликамск. Музей истории соли.


Из Перми вечером мы на автобусе отправились в Соликамск. Там мы переночевали, а утром приступили к осмотру местных достопримечательностей. И начали мы его не с центра города, а с его окраины - Усть-Боровска. Строго говоря, изначально это был отдельный город, который в наши дни вошел в состав Соликамска. Именно здесь расположен уникальный Музей истории соли. Это бывший Усть-Боровский солеваренный завод, основанный в 1878-м году купцом Александром Рязанцевым. Завод этот проработал до 1972-го года, причем за все это время технология изменилась довольно слабо.



Бывший купеческий дом - он же контора завода:



На первом этаже располагались конторские помещения, на втором - жилые:






Сейчас здесь организована небольшая музейная экспозиция:



Минеральная соль:






Соль таскали в мешках на голове. Она, естественно, просыпалась из мешков. Отсюда и появилась поговорка - "Пермяк - соленые уши". Таскали соль и мужчины и женщины. Женщины таскали, естественно, поменьше:





Однако, самая интересная часть музея - деревянные солеваренные постройки. Некоторые из них сохранились еще с 19-го века.



Процесс добычи начинался с рассолоподъемных башен. Александровская башня построена в 1904-м году:



Башни ставились над скважиной (их бурили на глубину от 170 до 215 метров):



До революции трубы делались только из дерева (считалось, что от использования железных труб соль будет горчить). В советское время стали использоваться и металлические трубы. Еще одно усовершенствование - в советское время паровой двигатель, от которого работал насос, выкачивающий рассол, заменили на электродвигатель.







Еще несколько фотографий башен (их было больше десятка, но осталось только три):







Из башен рассол по деревянным трубам поступал в лари, где отстаивался некоторое время:




Обычно строилось два соляных ларя на одну варницу.




Брусья на внешней стороне варницы играют роль контрфорсов (рассол создавал сильное давление на стенки ларя).






Деревянные трубопроводы:





Эта, Ивановская варница, также как и соседняя Георгиевская, построены аж в 1882-м году!



Заходим внутрь:



Фрагмент старой клепаной чрены (сковороды для выпаривания соли):



Печь:




Строительство печи было заметным усовершенствованием, поскольку изначально варницы топили по черному - огонь разводили прямо под чреной.




А вот и сама чрена (постепенно клепаные чрены заменили на сварные):





Рельсовый путь проложили в 1907-м году, что тоже было заметным усовершенствованием (до этого соль таскали на спине):




Остатки еще одной чрены (в те времена мальчишки должны были бегать по нагревающейся сковороде и залепливать дыры в ней пережеванным тестом).



Выпаренная соль откидывалась на полати над чреной, где досыхала:



Дерево просолилось и свисает бахромой:



Другие варницы:






Навесы для дров (для выпаривания соли их требовалось много):




Готовую соль складывали в мешки и тащили в амбар. Здесь соль накапливалась до весны. В это время года барки во время разлива подходили прямо к амбару, соль грузили на них и везли на продажу. Важно было четко уложиться в сезон, иначе вывести соль было практически невозможно.




Амбар, увы, сохранился только один, да и то наполовину. В свое время какие-то мерзавцы попытались сжечь постройки (видимо этим сволочам очень хотелось прихватизировать землю под музеем). К счастью, просоленное дерево занялось плохо, и часть построек спасли.



Спасли, увы, не все:



Еще несколько построек:



Колодец:



А это печь, где для посетителей показывают процесс выпаривания соли в миниатюре:



И современное искусство (без него нынче никуда):





Источник: