|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Поход в районе горы Амнэ-Мачин

Часть 2

21 Апрель 2011 // Автор: Tonic


В предыдущей части мы преодолели перевал между двумя вершинами Амнэ-Мачин и вышли на дорогу, по которой обходят гору тибетцы – паломники. Карта маршрута лежит здесь.


Этот монастырь, я уверена, включен в путеводитель для тибетцев «Кора с максимальными заслугами в карму: советы и наставления». В качестве места, которое нужно обязательно посетить по пути.


тибетский монастырь, tibetan monastery


Маленький, уютный, какой-то домашний. Состоит из нескольких миниатюрных храмов.


тибетский монастырь, tibetan monastery


Алтарь. Все густо покрыто белыми и желтыми ритуальными шарфиками – хадаками. Тибетцы их преподносят по любому поводу: если приехали гости, родился ребенок, кто-то женится, кого-то провожают, желают удачи, в качестве подношения ламам и в монастыре, когда заканчивают строительство дома и тд.


тибетский монастырь, tibetan monastery


Трогательные детали новых ступ.


Цинхай, Амнэ-Мачин, Qinghai, Amnye Machen


Рядом с монастырем лежали огромные кучи камней с мантрами.


мантры на камнях, mani stones


Из матерчатых палаток, в которых собрались «долбильщики» мантр, доносилось «тынц-тынц-тынц». Я не постеснялась, заглянула внутрь палатки, спросила разрешения для фото и щелкнула пару раз.


изготовление мантр на камнях, mani stones makers


Внутри этого здания – гигантское молитвенное колесо. Чтобы сдвинуть его с места и раскрутить, нужно как минимум два человека. Я одна не справилась – пришлось звать Пашу.


монастырь в Цинхае, tibetan monastery in Qinqhai


Кора продолжается по очень живописному ущелью, напоминающему Кавказ. Ностальгию нарушила притормозившая рядом машина (первая за день): из нее выглянул тибетец и протянул две бутылки холодного чая с жасмином. Помогая паломникам (мы идем по коре, значит, паломники), они получают часть заслуги. И нам приятно, и им хорошо:)


изготовление мантр на камнях, mani stones makers


Догнали настоящих паломников, которые проходят весь путь вокруг горы, непрерывно простираясь. Они падают ниц, протягивают вперед руки, поднимаются, делают шаг и опять падают ниц. Чтобы не болели колени, у них защитные наколенники, а для рук – дощечки. Плотный фартук из кожи защищает одежду от грязи и от дыр. С собой только маленькие мешочки с едой на день. Их друзья идут быстрее или едут на мотоциклах, договариваются о следующей ночевке, покупают дрова, делают еду, ставят юрты и ждут простирающихся. Пешком обойти Амнэ-Мачин по кругу можно за неделю, если простираться – около месяца. Самый быстрый способ – на машине или мотоцикле – это тоже можно, но буддийская заслуга от этого, наверное, настолько маленькая, что транспорта на дороге почти не встречается.


тибетские паломники, tibetan pilgrims


А еще можно сплавиться на плоту, как сделали мы в Непале. Правда половину пути плот придется нести против течения.


река в провинции Цинхай, river in Qinqhai


Как в сказке, правда?


долина в районе Амнэ-Мачин, valley in Amney Machen area


На самом деле, тибетцы не так уж отстают от прогресса. Некоторые даже используют айфоны. Ну или хотя бы обычные мобильники, нужно же своевременно дать знать родным, куда ушли яки.


тибетский монастырь, tibetan monastery


Мы подошли к тому месту, откуда начинали наш путь, то есть, завершили кольцевую часть машрута. Оттуда мы продолжили поход в южном направлении, чтобы выйти на дорогу, которая привела бы в город Дари. В общем, пошли дальше.


долина в районе Амнэ-Мачин, valley in Amney Machen area


Две ступы: до и после.


буддийские ступы, buddhist stupas


Богатый ступный внутренний мир.


буддийские ступы, buddhist stupas


Редкая машина, на которой можно было бы доехать обратно до Мачина. Но у нас были другие планы.


долина в районе Амнэ-Мачин, valley in Amney Machen area


Дорога в сторону второго перевала шла по красивому ущелью. Что тут говорить: там все ущелья красивые. А я, как обычно, на фотографии для масштаба. Видно?


долина в Цинхае, Qinghai valley


От трассы на Дари нас отделял безымянный перевал (который теперь называется «Три оврага»). Сначала мы забрались высоко на борт долины


долина в районе Амнэ-Мачин, valley in Amney Machen area


и некоторое время шли по нему.


долина в районе Амнэ-Мачин, valley in Amney Machen area


А дальше поднимались по каменистой долине притока вдоль русла ручья, периодически его пересекая – казалось, что по другой стороне удобнее идти. Почему-то, когда идешь по одному берегу, противоположный всегда кажется лучше. Так и скакали постоянно туда-сюда.


долина в районе Амнэ-Мачин, valley in Amney Machen area


Весь путь прошли без тропы, по камням русла. На последних 100 метрах перед перевальной седловиной тибетские божества преподнесли сюрприз – появилась маленькая тропа. Седловина широкая, пологая и травянистая. С северной стороны склон скально-осыпной, с южной – травянистый. Спуск пологий. Долина впадает в более широкую, в ней есть обозначенная на карте грунтовая дорога и палатки пастухов-кочевников. Вода на подъеме есть почти до перевального взлета, на спуске – тоже. Так как названия у перевала нет, и люди там, судя по всему, бывают редко, используя соседний перевал с дорогой, то мы сами придумали ему название – «Три оврага» (на подъеме перед самым перевалом есть разветвление на три скальных оврага-каньона). Высота перевала – 4702 метра, некатегорийный.


долина в районе Амнэ-Мачин, valley in Amney Machen area


Мы заночевали на ровном лугу, между двумя прозрачнейшими речками-протоками. В нескольких сотнях метров шла грунтовая дорога, но за вечер мы видели на ней только одну машину и одного пастуха на коне.


Утром спустились до грунтовой, но уже более проезжей дороги, по которой предстояло добраться до шоссе на Дари. Грунтовая, но с километровыми столбиками!


дорога в Цинхае, road in Qinghai province


За два часа в нужную нам сторону проехали две машины и три мотоцикла. Одна из машин нас подбросила до шоссе, которое тоже не очень-то хайвей, но машин больше и асфальтовое. Через полчаса ожидания остановились тибетцы, которые довезли прямо до Дари, где нас очень тепло приняли. Спасибо вам, дружелюбные тибетцы! Но это уже другая история:)


Использованы материалы сайта gingertea.ru