|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Тронхейм

Тронхейм



Норвежцы - большие патриоты, они чтят свои традиции и свою историю, и присоединяться к остальной Европе не хотят категорически.


Музей деревянного зодчества под открытым небом в Тронхейме.



Почти все частные дома страны деревянные и важная часть национального достояния - трава на крыше... больше я не встречала этого нигде. Если крыша плоская, можно запустить коз - они очень хорошие травокосы... Площадь музея - несколько гектаров выкошенной травы, впрочем, трава выкошена по всей стране, даже в самых непроходимых лесах...



Здесь собраны строения со всей страны и бережно охраняются государством. Ничего не напоминает?



Это, кстати, склад, а совсем не избушка на курьих ножках...



Мельница. Когда-то рядом стояло большое колесо...



Эта девушка работает в музее уже 3 года - она с утра и до вечера печет хлеб в печи - тонкий и хрустящий, и угощает им посетителей.



На самом деле - это банальная маскировка... Если смотреть с самолета, то деревни просто не будет видно



Гулять можно целый день... пока не выдохнешься...



а можно и вовсе упасть на траву и лежать, глядя в синее норвежское небо, сливающееся на горизонте с синим норвежским фьордом...



и уходить из спокойного зеленого умиротворения совсем не хочется...



А теперь немного истории.


Тронхейм (Trondheim)


Тронхейм по праву считается одним из старейших городов Скандинавии. Историки называют его первой столицей Норвегии — и в ознаменование этого в Нидаросском соборе до сих пор венчают на царство норвежских монархов. В сагах упоминается о том, как Харальд Прекрасноволосый, захватив Тронхейм, «назвал его затем своим родным городом», дабы показать, насколько лакомый кусок оказался в его руках.


Третий по величине город Норвегии Тронхейм за свою многовековую историю пережил несколько названий: основавший его Олаф Трюггвасон окрестил поселение Каупангом, но очень скоро имя изменили на Нидарос, что сохранялось вплоть до XV в., когда, наконец, город стали называть Тронхеймом — правда, с несколько отличным от нынешнего написанием.


1 января 1930 г. по решению состоявшегося двумя годами ранее референдума название вновь заменили на прежнее, но уже в 1931 г. норвежское правительство вновь утвердило привычное нам «Тронхейм». Сегодня в обиходе оба названия, однако Тронхейм закреплён за светским населённым пунктом, в то время как Нидаросом принято обозначать епископство.


Живущие в районе Тронхейма саамы выбрали для города своё название: Троанте.


Когда Олаф Трюггвасон основывал в регионе будущий Тронхейм, он назвал его очень незамысловато: Каупанг, что значит «торговое поселение». Однако Нидарос — «устье Нида» — было куда более подходящим и быстро закрепилось среди местного населения.


В конце Средневековья название было заменено на «Тронхейм», означающее «хороший дом». Всё дело в том, что земля в этих краях была на удивление плодородной, а потому название скорее указывало на «богатые растительностью земли» и первоначально охватывало несколько губерний Трёнделага и некоторые шведские провинции, объединённые под словом «Тронхеймен». Племена, населявшие здешние края, называли себя трёндерами, и слову этому, по подсчётам языковедов, около полутора тысяч лет.


Итак, «Каупанг в провинции Тронхеймен» постепенно укоротился до Тронхеймена — и это название на протяжении долгого времени использовалось параллельно с Нидаросом «Нидарос» как название города начало терять свою популярность с исчезновением епископата, в 1537 г., и полностью вышло из употребления в XVII—XVIII вв.


Нидарос ли, Тронхейм ли — для большинства местных жителей город оставался просто Городом.


В начале XX в. в Норвегии процветал дух национального романтизма, и, вдохновлённые примером Осло, Хальдена и Ставерна, вернувших себе исконно норвежские имена, энтузиасты принялись за дело и в Тронхейме. Здесь был даже проведён референдум, итоги которого, однако, оказались неутешительными для борцов за старину: 1508 человек проголосовали за возвращение к старине, 17 163 — против.


Официально «старое новое» имя продержалось лишь год, и, взвесив все «за» и «против», норвежский парламент вернул городу привычное «Тронхейм». Правда, с одной поправкой: ещё со времён датско-норвежской унии (1450—1814) название писалось на датский манер — Trondhjem; теперь же был найден компромисс имя слегка «норвегизировали». Результаты проведённой работы налицо — жители без труда отличают местных от чужаков: исконные тронхеймцы по-прежнему называют себя «тронйемцами», в то время как приезжие используют современное норвежское написание.


Из истории города


Согласно источникам, город Тронхейм был основан Олафом Трюггвасоном в 997 г., однако многое указывает на то, что в этом месте уже долгое время существовало значимое поселение — вероятно, важный морской и торговый пункт викингов. Не вызывает сомнений, что стратегически выгодное положение Тронхейма не могло остаться незамеченным, и с самого начала он был оживлённым портовым поселением, концентрировавшимся в том числе и на экспорте, направленном на географический центр Швеции. Из теперешних шведских провинций Емтланд и Хэрьедален, некогда принадлежавших Дании-Норвегии, каждую зиму на ярмарки в Левангере в Трёнделаге съезжались крестьяне вплоть до 1658 г.



Прибытие Олафа Трюггвасона в Норвегию


Древнейший Тронхейм был скорее ориентирован на восток, нежели на запад, к океану. Здесь вокруг фьорда было развито сельское хозяйство, привлекавшее жителей Центральной Скандинавии.


Тронхейм знаменит также и тем, что отсюда в 1000 г. Кейф Эрикссон начал своё знаменитое путешествие на запад и, переплыв Атлантический океан, первым достиг берегов Америки, названной им Винландом. Кстати, сейчас у здания таможни в Тронхейме находится статуя Аейфа, подаренная городу Сиэтлом (где есть точно такой же монумент) в память об истинном первооткрывателе Новой земли.


Сегодня археологи склонны считать, что знаменитые шахматы острова Льюис — 78 средневековых фигур из моржового бивня, обнаруженные у берегов Шотландии, — родом из Тронхейма, где местные мастера в XII в. изготавливали немало подобных вещиц.


Самым первым значимым поселением региона стал Ладе — именно его Харальд Хорфагер сделал центром своего королевства Вероятно, в устье реки Нидельвы ещё не было жилых домов — однако, скорее всего, вдоль берега располагались лодочные сараи и, возможно, торговые ряды неподалёку от места проведения тингов. На одном из таких собраний Харальд Хорфагер и был провозглашён королём — равно как и его сын Хокон I.


Правители Ладе были закоренелыми язычниками, имевшими власть надо всем регионом Их злейшими врагами оказались претенденты на норвежский трон, успевшие уже принять христианство, хотя по-прежнему бывшие отважными викингами и потому командовавшие огромными отрядами. Для них лучшим убежищем стало устье реки Нид, откуда они могли контролировать ведущуюся из Ладе торговлю.


Когда в Норвегию в 995 г. возвратился Олаф Трюггвасон, он был не только признанным вождём викингов, но и убеждённым христианином. В сопровождении нескольких священников он отправился в центр норвежской культуры — в Тронхейм, откуда планировал распространить обретённую веру на всю страну. Закрепившись на новом месте, Олаф превратил его в торговый центр и обосновался здесь.



Памятник Лейфу Эриксону в центре Тронхейма — копия статуи в американском Сиэтле


Как гласит легенда, развитие города началось с нескольких указов Олафа Трюггвасона: выстроив здесь королевский двор и церковь, он прельщал раздачей земли всех тех, кто желал возвести в этих краях дома. Одновременно было провозглашено, что новое торжище находится под защитой самого короля.


Насколько люди доверяли древним сагам, можно судить по тому факту, что статуя Олафа появилась на центральной площади Тронхейма лишь в 1921 г.


Памятник представляет собой ещё и солнечные часы — правда, отсчёт ведётся от всемирного координированного времени UTC+1, а, поскольку в данной измерительной системе стрелки часов не переводятся, летом время здесь «неправильное» и отличается на 1 час.


Уже в первые годы своего существования Тронхейм был полностью разрушен пожарами, что, если верить сагам Снорри Стурлусона, не помешало другому королю, Олафу Святому, вторично «основать» город, следуя старому городскому плану с тянувшимися с севера на юг улочками.


Но ни тот, ни другой Олафы не смогли во время своего правления превратить своё детище в экономически значимый город — во многом это было связано с тем, что короли в то время гораздо больше внимания уделяли своим чертогам, нежели появлявшимся городам


Лишь смерть Олафа Святого в 1030 г. в битве при Стиклестаде, расположенном неподалёку от Нидароса, укрепила положение Тронхейма и привело к его быстрому развитию: павшего короля провозгласили святым мучеником (а позднее и покровителем Норвегии), и к его мощам, покоившимся в Нидаросе, началось паломничество, ни на минуту не прекращавшееся до Реформации. В 1153 г. английский прелат Николас Брейкспир учредил Нидаросский епископат, что ещё более укрепило позиции Тронхейма как паломнической столицы Северной Европы, которая к концу XIII в. могла похвастать как минимум 20 церквями. К тому времени в городе проживало 2—3 тыс. человек.


С 1030 по 1217 г. Тронхейм служил столицей Норвежского королевства, однако постепенно все «столичные» функции были перенесены в Берген, что особенно проявилось во времена правления Магнуса VI Лагабётера, стремившегося урегулировать торговлю и укрепить новый центр ганзейской торговли — Берген.


После эпидемии чумы, на 2/3 сократившей население города, Тронхейм сумел снова встать на ноги к середине XIV в. Короли здесь уже не жили, но непрекращавшееся паломничество к могиле Олафа Святого, равно как и статус епископата, позволял городу сохранять свои крепкие позиции.


Так продолжалось вплоть до Реформации. Известно, что последний католический архиепископ Норвегии Олаф Энгельбректссон вёл отчаянную неравную борьбу против нововведений, однако применение датчанами силы и сожжение как нидаросской резиденции Олафа, так и значительной части города, навсегда поставило точку в религиозной борьбе: после Реформации 1537 г. Тронхейм утратил свой статус религиозного центра страны.


Лишённому прежней церковной силы, городу пришлось искать новые источники дохода — благо, природа щедро одарила местные земли лесами, горами и водой. Благоприятные возможности для будущего развития города увидели иммигранты — прежде всего выходцы из Фленсбурга в Северной Германии. Объединившись, они создали целую элитную прослойку, построившую тот самый город, что знаком нам сегодня: деревянные панельные особняки, типичнейшим представителем которых является Стифтсгорден — ныне королевская резиденция в Тронхейме.


Город разрастался, его торговые связи укреплялись благодаря купцам-выходцам из других стран. Тронхейм богател, а единственными несчастьями, выпавшими на его долю в тот период, было три крупных пожара в 1599, 1651 (в результате этого пожара было уничтожено 90 % всех построек) и 1681 гг., после которых появилась сохранившаяся до наших дней система городских улиц, созданная по распоряжению короля Кристиана V.


Восстановление города, в котором крыши над головой лишилось почти всё население, на тот момент составлявшее 8000 человек, было поручено люксембургскому архитектору генералу Йохану Каспару фон Цициньону.


Улицы теперь были широкими, до 33 м, и при застройке не принимались во внимание права частной собственности: всё поглощалось просторными авеню, ярчайшим примером которого служит Мункегатен.


Однако подобное решение не слишком помогало от пожаров: до XIX в. город горел не менее 15 раз! Пожары случаются и сегодня — в том числе, к сожалению, и весьма разрушительные, постепенно уносящие с собой великое наследие прошлого. Наследием прошлого центр Тронхейма считается неслучайно: его городская планировка является сегодня одним из лучших образцов города в стиле барокко в Норвегии.


Новый город окружили валами с южной, западной и северной сторон, а на возвышенности по другую сторону реки была заложена крепость Кристианстен.


Крепость появилась здесь неслучайно: в XVII в. Тронхейм не раз страдал от датско-шведских войн. После заключения Роскильдского мирного договора в феврале 1658 г. Тронхейм — да и вся провинция Трёнделаг — на какое-то время оказались в руках шведов, однако спустя 10 месяцев были отвоёваны и возвращены Норвегии.


В XIX в. Тронхейм вновь переживал период расцвета: количество населения утроилось, и социальная структура города кардинально изменилась. Фленсбургцы уже не были доминирующим сословием; в городе чётко выделились средний и рабочий классы.


Вспыхнувшие один за другим пожары 1841, 1842 и 1844 гг. привели к введению в 1845 г. нового закона, обязывавшего жителей строить дома исключительно из камня. Правда, к тому моменту, как закон вступил в силу, почти весь город уже был наводнён мгновенно выросшими деревянными домишками — именно этим временем датируется большинство деревянных строений в историческом сердце Тронхейма.


Во время Второй мировой войны Тронхейм был оккупирован немецкими войсками с первого дня их вторжения в Норвегию и оставался во власти нацистов вплоть до окончания войны в Европе, т.е. до 8 мая 1945 г.


Во время оккупации Тронхейм приобрёл соответствующее немецкое название, более благозвучное для оккупантов: Дронтхайм. За 5 лет пребывания здесь немцы превратили город в свою главную базу подводных лодок (DORA 1), вынашивая планы по возведению огромного города с населением 300000 человек в 15 км к юго-востоку от Нидароса.


Городу будущего даже придумали имя — Новый Тронхейм (Ной-Аронтхайм). Он должен был стать новой столицей Германской Скандинавии и главной (и самой крупной) военной базой Северного Атлантического региона. Работы были начаты, и следы громадного проекта до сих пор можно увидеть в местечке Эйсанн (Øysand).


Тронхейм — город постоянно растущий, развивающийся и изменяющийся. Для Норвегии он стал центром коммерции, администрирования и образования: местный Университет науки и технологии (второй по величине в стране), давший право негласно называть Тронхейм технологической столицей, уходит корнями в 1759 г. и насчитывает около 16 тыс. студентов. Другое достояние города — кафедральная школа, основанная ещё в 1152 г. и являющаяся древнейшим институтом гимназического образования в Норвегии. В общей сложности студенты составляют почти 1/5 населения Тронхейма, тем самым во многом определяя культурную жизнь местного населения, постоянно поддерживая молодость векового города.


Тронхейм оказался главным местом событий нескольких романов, причём не только норвежских — например, в 1823 г. вышел роман Виктора Гюго «Ган Исландец». В Тронхейме родилась и выросла актриса Лив Ульман, а также норвежский конькобежец, трёхкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, Европы и Норвегии, рекордсмен мира Яльмар Андерсен.


Город известен также старейшим в Скандинавии до сих пор эксплуатируемым театром — он появился в 1816 г. Тронхейм является одним из центров зимних видов спорта, и местные окрестности изобилуют лыжнями и трамплинами. Здесь найдётся место и для гольфистов, и для любителей горных походов. Летом сюда съезжаются рыбаки — рекорд пойманного в реке Нид лосося составил 31,8 кг, а к северу от центра находится и вовсе одна из самых богатых лососем рек в Европе.


Тронхейм знаменит также своей трамвайной системой Грокальбанен (Gråkallbanen), занявшей место самой северной в мире после закрытия в 2004 г. Архангельской трамвайной линии. Трамвайная система Тронхейма составляет всего 8,8 км и тянется от городского центра до места отдыха Лиан. В Тронхейме находится единственный в мире подъёмник для велосипедов, Трампе.


Достопримечательности города


Собор Нидарос (Nidarosdomen)


Собор Нидарос можно, пожалуй, назвать самым примечательным строением Норвегии — выстроенный в стиле готики, он почти весь период Средневековья служил целью паломничества людей всей Северной Европы. Сюда можно было добраться двумя путями: либо из Осло, либо из шведских провинций Емтланд и Вармланд. Нидарос является самым северным средневековым собором в мире и вторым по величине (после Упсальского) в Скандинавии.


Строительство Нидаросского собора началось в 1070 г. и продолжалось без малого почти тысячелетие, учитывая всевозможные реконструкции, проводившиеся с ним.


Первые камни собора были заложены на месте захоронения святого Олафа — именно поэтому храм и стал впоследствии привлекать такое количество людей, ведь Олаф оказался почитаем всеми скандинавами — да, в придачу, ещё и англичанами, немцами и жителями Балтийского региона. Именно благодаря Олафу — «вечному королю Норвегии» — в период Средневековья за Нидаросским собором закрепилось прозвище сердца страны, где покоится самое для неё дорогое.



Мощные башни Нидаросского собора


После гибели святого Олафа его кости поместили в серебряную шкатулку в Нидаросском соборе, и каждый, кто приближался к нему, излечивался, по словам местных жителей. Поскольку до своей новой ипостаси в качестве святого Олаф был отважным викингом и пал в бою, чудодейственные копии топора, которым он был убит, стали появляться в разных церквях — к примеру, в церкви Святого Олафа в шведской провинции Сконе. Считалось, что, если трижды приложить его к коже, человек излечится ото всех недугов.


В настоящее время поклониться святым мощам в Нидаросе нельзя: во время Реформации ларец был вывезен в Копенгаген и переплавлен ради серебра; содержимое же бесследно исчезло. Говорят, что мощи были преданы земле в одном из соборов, но точное место захоронения неизвестно. Многие считают, что это было сделано специально — мол, так ни один деспот в будущем не сможет отыскать и украсть мощи святого.


В Нидаросском соборе до сих пор проходят церемонии, связанные с культом святого Олафа, а бывшая епископская резиденция, сгоревшая в 1983 г., была переоборудована в археологический музей.


Первый этап строительства завершился к 1320 г., и за это время церковь превратилась во внушительный собор в стиле готики. К сожалению, от первых 20 лет строительства сейчас не осталось и следа, но вот такие части, как, например, трансепт (1140—1180), неф у западного входа (1248—1320) и главный вход с башней (1220—1240) насквозь проникнуты духом Средневековья.


В 1152 г. Нидаросу был присвоен статус архиепископства Норвегии, чьё влияние охватывало не только саму Норвегию, но и некоторые шведские провинции, а также Исландию, Гренландию, остров Мэн, Оркнейские, Шетландские, Фарёрские и Гебридские острова Так власть Лундского архиепископства резко сократилась, и собор стал средоточием норвежского могущества Архиепископом был назначен Николас Брейкспир, позднее под именем Адриана IV вошедший в историю как единственный англичанин на папском престоле.


За время своего существования собор пережил несколько пожаров, однако каждый раз его восстанавливали. Впервые несчастье постигло храм уже в 1328 г., когда от собора не осталось и следа; последний крупный пожар полыхал здесь в 1719 г. Спустя чуть больше столетия под руководством Хайнриха Эрнста Ширмера здесь началась реставрация, навеянная духом национального романтизма и призванная воссоздать один из наиболее значимых памятников норвежского архитектурного наследия, полностью завершившаяся лишь к 2001 г.


Сегодня Нидаросский собор пользуется особой популярностью среди туристов — и это связано не столько с его стариной и готическо-романской архитектурой, сколько с его значением для истории Норвегии. Относительно недавно местные власти решили возобновить прежний паломнический путь, и эта дорога привлекает тысячи желающих почувствовать себя частью этого исторического «аттракциона». В Норвегии эта тропа известна как путь святого Олафа (Sankt Olavs vei): протянувшись на 640 км, он берёт своё начало в Осло и проходит вдоль озера Мьёса, долин Гюдбраннсдален и Оппдал, горного массива Доврефьель, пока, наконец, не приводит в готический собор. Каждый пилигрим может посетить специальный центр паломничества в норвежской столице, где специалисты дадут полезные советы перед длительным путешествием, а в Тронхейме, в самом соборе, удачливому страннику вручат сертификат об успешном завершении нелёгкого пути. В целом Нидаросский собор ежегодно посещают около 40 тыс. туристов со всего мира


Западный фасад собора украшают фигуры монархов и святых и изображения Христа; его интерьер изобилует появившимися в XX в. витражами.


В соборе также находится два органа — главный был установлен в 1930 г. в честь 900-й годовщины битвы при Стиклестаде. Своим появлением орган обязан многочисленным пожертвованиям; среди основных благодетелей был Элиас Антон Кап-пелен Смит, основатель одноимённой компании, являющейся сегодня крупнейшим торговым предприятием Норвегии.


Второй орган, в стиле барокко, появился в 1738—1740 гг. благодаря Йохану Йокиму Вагнеру. Примерно к тому же времени относится и алтарь, созданный также в стиле барокко скульптором Йонасом Гранбергом


В Средние века в Нидаросском соборе проходили коронации монархов — эта традиция была восстановлена в 1814 г., когда было утверждено, что «все правители Норвегии должны венчаться на царство в Тронхейме». Однако последним королём, коронованным здесь, стал Хокон VII в 1906 г. — двумя годами позже парламент отменил данную церемонию. Надо сказать, она всё же сохранилась, хоть и в несколько изменённом виде. Сейчас здесь проходят венчания — скажем, 24 мая 2002 г. дочь короля Харальда V и королевы Сони принцесса Марта Луиза именно тут выходила замуж за писателя Арии Бена.


Сверресборг (Sverresborg, Trøndelag Folkemuseum)


Сверресборг — это один из крупнейших в стране этнографических музеев под открытым небом, хранящих не только уникальные старые здания, но и архивные документы и фотографии. Идея создать подобный музей появилась в 1909 г., когда несколько тронхеймцев решили собрать «характерные экземпляры строительного мастерства прежних времён».


Здесь вокруг руин средневекового борга конунга Сверре собрано более 60 построек, большинство из которых датируется XVIII—XIX вв., но ставкирка, привезённая сюда из Хальтдалена, была построена в 1170-х гг. В музее есть также и часть, посвящённая жизни саамов в регионе.



Типичные избы Сверресборга


В отделении «Старый город» — Гаммельбюен — представлены старые домики из самого Тронхейма Здесь все строения, кроме каменного подворья Грамгорден, — деревянные. Сам Грамгорден, правда, является реконструкцией, при которой, однако, использовались только оригинальные части дома


Главным «экспонатом» является, без сомнения, расположенный в самом сердце музея под открытым небом Сверресборг — крепость конунга Сверре Сигурдссона. Хёвдинг начал возводить своё жилище зимой 1182—1183 гг., что превращает его в старейший каменный борг Норвегии. В этом надёжном месте Сверре останавливался каждый раз, когда приезжал в Тронхейм Сам конунг назвал своё творение Сионом — видимо, по аналогии с иерусалимской крепостью, построенной на священной горе незадолго до завоевания Иерусалима царём Давидом Существует и другая трактовка названия: слово, возможно, родственно норвежскому sjon, что значит «широкий обзор». В конце XII в. крепость дважды горела, но оба раза была восстановлена, однако в будущем она уже не имела прежнего исторического значения, а потому, покинутая, начала разрушаться.


Крепость Хегра (Hegr festning)


Крепость Хегра была сооружена после расторжения в 1905 г. шведско-норвежской унии для защиты границы от возможных атак шведов. На сооружение крепости и прилежащих батарей ушло 5 лет. Самый длинный ход здесь тянется на 110 м.


В 1940 г. фашистские войска попытались напасть на Хегру. 250 норвежских солдат и 1 женщина храбро защищались от захватчиков, но через 26 дней осады они были вынуждены капитулировать. Хегра же стала важным символом борьбы Норвегии против оккупантов.


Стифтсгорден (Stiftsgården)


В 1774 г. в Тронхейме выросла королевская резиденция Стифтсгорден (хотя особы голубых королей начали появляться здесь только в XIX в.). Со своими 140 комнатами, занимающими 4000 м2, она стала самым большим деревянным строением в Северной Европе.


Дворец построен в стиле барокко, однако в нём легко увидеть также и элементы рококо и неоклассицизма. Разбитый рядом парк был некогда тоже барокским, однако сейчас скорее напоминает простую лужайку.


В отличие от внешнего облика дворца, его внутреннее убранство практически не удалось сохранить в неизменном виде.


Музей искусства (Kunstmuseum)


Музей искусства в Тронхейме является третьим по величине в стране; в основном здесь представлены работы норвежских живописцев за последние 150 лет.


Мункхолмен (Munkholmen)


Остров Мункхолмен — излюбленное место отдыха тронхеймцев и привлекательная достопримечательность для туристов: здесь находится старейший укреплённый монастырь Норвегии, служивший во времена датского владычества неприступной тюрьмой.


Использованы материалы сайта: http://slavyanskaya-kultura.ru/drevnii-mir/tronheim.html