|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Пёзский Волок

1
2
3

Пёзский Волок

Пёзский Волок. Финиш.


Вот, теперь точно финиш. 4-45 утра, и поезд 209 Лабытнанги  Москва остановился у перрона Ярославского вокзала. Всё. Все четверо участников экспедиции будут максимум через час дома. И пусть Деф еще в  Бычье (не исправлять!), а Гризлик в Усть-Цильме, экспедиция окончена.Но еще в поезде, проснувшись ни свет, ни заря, мы недоуменно смотрели друг на друга - чего это нас качает резче обычного, и откуда такой стук? И только потом, постепенно, до нас стало доходить, что мы не в лодке, а за стеклом - не река. А река, или реки, нам долго, наверное, будут сниться...


А как могут не сниться такие вот реки?



А такие?



Только нам они будут сниться не так - во сне по реке обязательно скользит лодья,  которую под ритмичную песню толкает шестами дюжина крепких бородатых мужиков, или под заунывную тянет бечевой...


Это путешествие было особым.


Над нами все время висело что-то материально ощутимое, превращавшееся каждую ночь во сне в лодью на реке. Мы точно знаем, что тут был Волок. Не только по зарубкам, профилю дороги и гати на болоте. По лодье во сне и Северному Сиянию над центром костра в ночь на Волоке.


Кроме этого чувства, мы привезли с собой гигабайты фотографий, десятки видеокассет, аудиокассеты с надиктованным на них дневником и треки, соответствующие волоковой дороге за озерами и вокруг них. Мы еще будем рыть и копать литературу, но я не встречал внятного описания этой части дороги. А дорога есть. Столь же очевидная, как и первая, до Волоковых озер, описанная и Шренком, и Окладниковым. Но во второй части Окладникова перенёс вертолёт, а Шренка, я уверен, жители далекого Койнаса, нанятые в качестве проводников и погонщиков, провели напрямую через болото, а не краем, как идет дорога. Потому и Волок показался ему несносным. Еще у нас есть точки входа на Волок из Рочуги и выхода в Чирку. И оба эти места столь очевидны, что их нельзя ни с чем  спутать.


Еще нам повезло. С погодой, уровнем воды, состоянием болота. Хотя природа огрызалась и давала нам изредка попробовать, почем "фунт изюма". И секущим дождем на Цильме и Печоре, и завалами на Чирке, и заросшей межозерной виской, и, хоть и редко, но застревавшем в болоте квадром. Вот бы намучились, не будь у нас болотных насадок! На неделю, наверное, пришли бы позже. Но кто-то нас дернул за рукав, и мы таки поставили их за день до отъезда.


Еще нам повезло. Первую, архангельскую часть пути нас сопровождали мезенцы (мещане !) Николай Окулов и Олег Коткин, с которыми мы оказались на одной волне, и которые влились в наш коллектив и стали с нами одной командой. Очень жалеем, что им и в этот раз не удалось пройти Волок полностью. Нам вообще везло на встреченных в пути людей, что приводит к мысли о том, что они вообще по эту сторону света иные... Анатолия Попова, проводника со стороны Печоры, тоже нельзае не упомянуть, да простит он нас за резкость в ряде случаев... Свою роль "начальника транспортного цеха" он тоже сыграл неплохо. А вот кому хочется сказать отдельное спасибо, так это Николаю Каневу из Усть-Цильмы, столько сделавшему нам хорошего и полезного с той, Печорской, стороны, что трудно оценить. Да простит он меня за несколько резковатый тон, или лучше, настроение, предыдущего поста о музее...


Еще нам повезло. Димка и Олег разработали, подобрали и доделали технику, практически идеальную для этого похода, а наши друзья дали нам ее напрокат, разрешив эти переделки. Так сказать, спонсорство, но на условиях неназывания имени спонсора. Но это не значит, увы, что техника универсальна, и мы крепко задумались над способами дальнейшего движения...


Ладно. Я умолкаю, ибо финиш. Нужно время переварить, спонтанных постов о Волоке больше не будет. Будет отчет, будут доклады для музеев. И Архангельского, и Мезенского, и Усть-Цилемского. Будет фильм. Но материалов в этот раз на порядок больше, чем в предыдущие, так что набирайтесь терпения. А чтоб не скучно было ждать - вот вам еще.





До встречи.


Использованы материалы сайта: http://ru-travel.livejournal.com/23106365.html