Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Спелеологический клуб СибирьПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | «Платный» Сольвычегодск

Денис Кузьмин

«Платный» Сольвычегодск

Город соли и грязелечебный курорт на краю земли


А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела, наконец.

— Татьяна!— промолвила она.

Помилуй! Я удивляюсь! Неужели

ты своего сына не любила? Как у

тебя не пропал аппетит? Как

можешь ты есть эти щи!

— Вася мой помер,— тихо

проговорила баба, и наболевшие

слезы снова побежали по ее

впалым щекам.— Значит, и мой

пришел конец: с живой с меня

сняли голову. А щам не

пропадать же: ведь они посоленные.

Барыня только плечами пожала

— и пошла вон.

Ей-то соль доставалась дешево.

(«Щи», И. Тургенев)


«Г де-где ты сейчас?», - переспросил меня товарищ, услышав в трубке телефона диковинное название населенного пункта. «В Архангельской области, городе Сольвычегодске, в 1000 километрах от Москвы», - повторил я, правда, уже почти лишенный надежды на то, что мой друг сможет идентифицировать меня на карте России. «Вот вернусь, покажу ему фотографии, расскажу как тут здорово…», - подумал я, но мои мысли прервал звук заурчавшего поблизости мотора. С противоположенного берега реки, плавно разрезая водную гладь, навстречу плыл паром, который должен был доставить меня в Сольвычегодск.


Если в подавляющее большинство городов европейской части России можно добраться по асфальтированной или, на худой конец, грунтовой дороге, то чтобы попасть в Сольвычегодск вам необходимо преодолеть водную преграду. Дело в том, что дорога, ведущая в Сольград из Котласа, упирается в реку Вычегда. Переправиться через приток Северной Двины можно двумя способами – по понтонному мосту или воспользовавшись паромом. При этом если первый вариант больше подходит для водителей внедорожников и лесовозов, то второй пригоден для владельцев любых транспортных средств.



Вид на Сольвычегодск


К исключительности Сольвычегодска можно отнести и то, что каждому желающему погулять по городу придется за это «заплатить». Дело в том, что и паром, и понтонная переправа принадлежат частникам, которые за свои услуги берут деньги. Альтернатив, таких, как бесплатная государственная дорога, здесь не существует. По некоторым данным, проект строительства моста до Сольвычегодска предусмотрен Генеральным планом развития города, действующим до 2025 года. Но что будет с населением Сольграда через десять лет, предугадать сложно, ведь уже сейчас здесь проживает всего 2,5 тысячи человек. К слову, в 1989 году сольвычегодскую прописку имели более 4 тысяч человек. Кроме того, Сольвычегодск является, по сути, тупиковым городом - дороги за ним ведут лишь в окрестные деревни, за которыми простираются почти необитаемые северные леса. Все это, конечно, не прибавляет энтузиазма местным чиновникам, которые могли бы повлиять на финансирование сооружения моста.



Паром


И все-таки, наиболее удивительным в этой истории мне показалось то, что цена на паром для местных жителей и приезжих одинакова. Будь добр, но отдай сто рублей (!) за поездку в один конец. Едва ли это пробуждает желание у местных выезжать на «материк», при средней зарплате в 5500 тысяч рублей. Как рассказал мне один из местных жителей, который сам работает электриком, в зимний период цены на переправу увеличиваются – даже в январе Вычегда не покрывается льдом из-за сбросов Котласского целлюлозо-бумажного комбината, а потому паром функционирует почти круглогодично.


Этот же житель поведал и о сложностях с трудоустройством в городе. Например, некогда славившийся на всю округу ремонтно-механический завод, обеспечивавший рабочими местами большинство местного населения, в настоящее время почти не функционирует. Получить образование в городе также невозможно - кроме школ, других учебных заведений здесь нет. Пожалуй, единственное, что заставляет город дышать – это местный санаторий с минеральными водами и лечебными грязями, да пара храмов, которые своим величием делают Сольград интересным для туристов и помогают не забывать его бурную историю.



Одна из улиц города


Признаюсь сразу, переправившись на другой берег и оказавшись внутри города, я мгновенно почувствовал себя иноземцем. Нет, не потому что я был как-то по-особенному одет или говорил с неправильным акцентом. Возможно, тому способствовал регион на номерах моего автомобиля и я уже заранее представлялся местным невероятно обеспеченным человеком и оттого «инородным», «понаехавшим» тут из праздного любопытства. Казалось, что из всех окон деревянных домов, которыми так богат город, за мной наблюдают, а прохожие наоборот – отводят взгляд, мол, со своим фотоаппаратом в наш Сольвычегодск не суйся. Но, возможно, все обстояло более благодушно и, не обращая внимания на неприятное чувство, я пошел к центральному городскому парку.



Городской парк украшает бюст Ленина


В Сольвычегодске он исключительный – по крайней мере, подобных я больше нигде не встречал. Вход в сквер украшает бюст Ленина, а также заманчивые надписи – «Город курорт» - «Город музей». Сам парк показался мне почти лесом, настолько густо в нем были насажены деревья. Замечу, что незадолго до моего визита, часть парка, несмотря на протесты жителей, безжалостно спилили. Сделано это было по поручению местного градоначальника, который надумал возвести на этом месте торговые ряды, в том виде, в котором они существовали здесь много лет назад. Признаться, идея эта показалась мне несколько утопичной, да и, кажется, свободного места в городе вполне достаточно, так что и без вырубки деревьев можно было обойтись. Недовольных действиями главы города среди местных достаточно много, а потому, полагаю, править Сольвычегодском ему осталось недолго.



Деревья, спиленные под строительство торгового центра


Посочувствовав судьбе спиленных деревьев, я отправился вглубь города, туда, где возвышались купола одного из храмов. Оказавшись у «подножия» Введенского собора, мое воображение было потрясено – столь величественным и грандиозным показалось строение. Вместе с этим пришло и успокоение - я понял, что настоящим чужестранцем в городе выглядела именно эта церковь, доминирующая над всеми постройками города. Как же так получилось, что в такой глубинке был построен столь выдающийся храм? Ответ на этот вопрос находился поблизости и был спрятан внутри бревенчатой башенки. Башенка это являет собой не что иное, как макет соляной варницы, из которой бьет соляной источник, впадающий далее в существующее поныне соляное озеро. Именно соль, наличие которой на прилавках магазинов сейчас воспринимается нами как должное, обогатила Сольвычегодск и дала городу свое название…



От монастыря сохранился лишь Введенский собор


Как город Сольвычегодск сложился лишь к середине XVI века. Именно в это время наиболее предприимчивые обыватели начали строить в окрестностях первые варницы «для варения соли». Тогда же здесь появились деятельные и предприимчивые люди Строгановы, с именем которых связана дальнейшая судьба города. Расчетливый делец Аника Строганов, наиболее яркий представитель этой фамилии, приумножая свои капиталы на солеварении, возводил в городе церкви и скупал окрестные земли. Именно благодаря соляным месторождениям купцы смогли снарядить небезызвестного Ермака на завоевание сибирских земель, после чего Строгановым стали принадлежать несколько миллионов десятин новой земли.



Соляное озеро


Сосредоточение в одних руках огромных богатств позволило Строгановым тратить значительные средства на возведение в своих вотчинах церквей и хором, для убранства которых они организовали различные художественные промыслы. В строгановских мастерских Сольвычегодска получило широкое развитие серебряное дело, в частности так называемая усольская расписная эмаль. Своеобразное ответвление русской живописи XVI—XVII веков стало известным под названием строгановской школы. Одно из направлений в русском каменном зодчестве рубежа XVII—XVIII веков также получило название строгановского. В частности, Введенский собор Сольвычегодска был сооружен именно в стиле «строгановского барокко». Даже сейчас он вызывает у нас неподдельное восхищение изяществом и нарядностью своего наружного убранства.



Типичный для Сольвычегодска магазин


Во второй половине XVIII века Сольвычегодск, оказавшийся в стороне от торговых путей, постепенно превращается в тихий провинциальный городок. В XIX веке Сольвычегодск стал городом, куда царское правительство ссылало политических. Среди арестантов были никто иные, как Иосиф Джугашвили (Сталин) и Вячеслав Скрябин (Молотов)…

Напоследок, я решил прогуляться по нескольким здешним улочкам. Дома в городе преимущественно деревянные, одно и двухэтажные, попадались мне и каменные. Более того, в одном из переулков встретилось настоящее усадебное здание - дом местных купцов Пьянковых, сооруженный в 1810 году. Не исключаю, что если бы у меня была возможность провести в Сольвычегодске несколько дней и ближе познакомится с местной жизнью, мое чувство об «инородности» в городе сменилось бы на что-то более приятное и душевное. Все-таки в любом городе, пусть и в очень маленьком, стоит провести некоторое количество времени, чтобы суметь «понять» его и разгадать.



Дом купцов Пьянковых (1810)


Попрощавшись с городом, я направился к пристани. Здесь меня ждал паром и еще одна «встреча» со Строгановыми. На небольшой возвышенности, в далеком XVI веке купцами, как благодарение Богу за свой успех и талант, в вечное поминовение предков и всего рода был выстроен Благовещенский собор. Храм, несомненно, поражал современников своей мощью и монументальностью. Издали здание напоминало башню - почти квадратное в плане (36 x 32м), оно возносилось вверх на 30 метров.



Благовещенский собор


Переправившись на противоположенный берег и почти въехав на лесную дорогу, я не смог отказать себе в удовольствии еще раз оглянуться на город, чтобы на как можно большее время зафиксировать в голове изумительную картинку того, как здание Благовещенского собора отражается в бурном течении реки.



Вид на Благовещенский собор


P.S. Добраться до Сольвычегодска из Москвы можно на автомобиле. Для этого следует воспользоваться трассой М-8, доехать по ней до Вологды, далее этой же трассой в направлении Архангельска до поста ДПС в Чекшино, где повернуть направо и ехать до Великого Устюга. Из Устюга следует доехать до Котлоса и выехать из города в сторону Коряжмы. Далее на трассе не пропустить надпись «паром» и повернуть налево, где грейдер выведет вас в деревню Козьмино, за которой находится переправа.


До Сольвычегодска удобно добираться и без автомобиля. Для этого следует купить железнодорожный билет до станции Котлас (время в пути 18 часов, цена проезда от 1000 рублей), откуда автобус или теплоход «Заря-170» доставят вас в Сольград. Переночевать в Сольвычегодске можно в одноименном санатории (цена номеров от 1000 рублей) или в гостинице «Вычегда» (стоимость номеров от 900 рублей).


Фото автора (сентябрь 2011)


Использованы материалы сайта: http://svpressa.ru/travel/article/50036/




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий