Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Южная экспедиция или Рождественская Сказка

Пока не остыли впечатления, хочется описать попытку провести зимнее альпмероприятие на базе Актру (Горный Алтай). Морально начали готовиться с сентября. Поначалу эта затея напоминала не совсем трезвые мечтания во время встреч на разного рода сабантуях, особенно на днях рождения будущих жертв зимнего Актру.


Мы - это жители Новосибирска, альпинисты 40-50 лет, первые разряды с превышением в начале 90х, один - инструктор 3 к. др.- имеет жетон. Ну и др. одаренные товарищи. Два водилы - профи.




Понемногу закупалось снаряжение и очень теплые вещи. Олег посветил несколько месяцев поиску и покупке суперзимних ботинок, которые и привезли из Москвы в нашу Альпиндустрию. Костя купил суперлопату и 50 литров газа, заправили баллонов на 6-8 литров. Андрей добыл калоши для мультитопливной горелки.


Кто-то порадовал Баск и др. торговые марки. Когда пошла активная фаза по закупке продуктов - сломался супермобиль: УАЗ-санитарка 94 года рождения. Вова его лечил две недели при минус 20-30.


После умеренной встречи Нового 2011 года и очередного доремонта уазика, первого января после обеда начался процесс сбора участников и загрузки под-крышу. Нас пять: Лена, Андрей, Костя, Олег и Вова. Выехали из Новосибирска, как водится, в семь вечера. Мороз был за тридцать, но мы ехали на юг нашей Сибирской Родины. Некоторые несознательные товарищи пугали 60-ти градусными прогнозами, но их старались не слушать.


При передвижении в сторону Юга народ начал понемногу замерзать, и что самое обидное - уазик тоже. Он как-то не спешил на Юг, а карбюратор просто зарастал инеем, изнутри. При попытке отогреть его газом - двигатель почему-то загорелся. Народ страшно возбудился, некоторые покинули помещение вместе с документами. Другие стали просить огнетушитель, на что водитель резонно ответил, что дорога только началась, а огнетушитель стоит денег. Толи помог снег, который был бесплатный, толи гореть больше было нечему - но инцидент был исчерпан. Потом Олег предложил Ноу-хау: снимать воздухан и греть карбюратор изнутри. На Семинский перевал поднялись на второй передаче и на заднем мосту. Здесь был первый опыт Алтайского зимнего общепита: Все, что ни попробовали участники оказалось, редкой гадостью, может, не повезло со сменой, но теперь этот ресторан для нас не существует. Чеки таман прошел незаметно, но некоторые выразили сомнения в свойствах водителя вовремя останавливаться, чтобы насладиться поднадоевшей ему природой.


По зимней инфраструктуре: дорога (покрытие и содержание) отличная, с заправками проблем нет (кроме Курая), автосервис присутствует; а вот поесть, особенно ночью, маловероятно. Еду и питье надо иметь с собой. Связь: в основном Билайн, потом МТС ну и Мегафон ближе к крупным поселениям.


Заправляемся в Акташе подзавязку: два бака и канистра-десятка (надо - две двадцатки). Второго января в пять вечера въезжаем в Курай, нас встречает Антон - товарищ из Новосибирска на Ниве-Ш. За бортом - минус 56. Темно, но Антон разведал Дорогу, и мы сквозь туман по мостикам и бродам (т.е. по воде) по короткой дороге, по зимнику (короче в два раза) мчимся на Перевалку. Встречаем Новосибирских джипов, в последний раз. На Перевалке никого. Срочно ищутся дрова, и топится железная печь в домике справа от дороги. Снег на полу не растаял до утра, хотя печь топилась, и на полу спали люди. Олег и Вова спят в машине и греют ее - сожгли за ночь 30 л бензина. Утром солнце и кажется тепло. Машины переехали по мостику через Актру. Первым начал штурм УАЗ, что не увенчалось успехом - буксует вверху первого подъема. Нива уехала на целый метр дальше. Принято решение - взад. Часть народа подалась вверх, а Костя, Андрей и Антон с подругой два часа посвятили поднятию уазика на мост, с которого его уронил Вова. Антон уехал догуливать каникулы через разного рода обзорные экскурсии и катания на лыжах или борде. Технический ум подсказал Володе простой способ езды по снегу: давление в шинах снижается до одного очка и Уазик пошел вверх. Временами приходилось повторять подъем несколько раз, но в итоге УАЗ уперся рогом в кучу снега, в которую ранее уперся 66 й (оборвал кардан). Навстречу, вниз спустился отряд из десяти девочек - мальчиков из Новосибирска (встречали Новый Год в Актру) во главе с Костей из Барнаула. Внизу, на Перевалке, их ждал желтый УАЗ 469.


Это поляна водосборника, до поймы не более 500 метров. Час-полтора хода до лагеря. Мороз порядка минус 45-47, темно. Вова пошел с рюкзаком, замерз, бросил его и побежал к лагерю. Тут навстречу спасатели - Андрей и Костя. Спасли рюкзак от диких зверей и может еще от кого. В лагере, Первым делом залетаем к Сергею Суханову - чай с молоком, водка и еще один спасенный от лютого мороза. У Сергея в домике жара, а у нас дубак. Народ топит печь со страшной силой, благо дров навалом. Но печь надо топить по инструкции, которая висит на двери, приходит инструктор по топке печи и процесс наладился. Если печь топить весь день, то в домике становится жарко.


Затем была междугородная встреча под гитару и водку, были мы (Новосиб), Сережа (Томск), Москвичи, Барнаул и люди с Алтая. Андрей пел наши, старинные песни, а ребята свои - новые.


На следующий день народ пошел гулять, кто вверх, а Вова вниз, забрал еще снарягу из машины. Молодежь ушла вниз, по своим хазам.


Выяснились подробности про обувь: Вовины Полуторные ВЦСПС оказались никуда не годны для такой зимы.


У Лены ноги мерзли и в импортных, 43 размера. После долгих переговоров Вова забрал импортные, а Лена осталась в валенках топить печь, очень для нее неожиданно. Пятого января мужики (Четыре штуки) подалися на Голубое озеро. До ледника их сопровождали, еще один Вова и др. Лена (оба из Барнаула) в снегоступах.


Еще было светло, когда группа дошла до хижины гляциологов Томского универа. Здесь нас ждал сюрприз! Через открытую дверь и окно хижина наполовину была забита снегом! В порыве зверского желания поесть и поспать снег был выброшен суперлопатой и советской образца 41 года. Окно было заложено снежными блоками, вдоль двери построены ветрозащитные стенки. Олег под звуки советов посторонних сготовил чудесный ужин практически два раза. Ели и строили план восхождения на 3 а Актру. Андрей шел на гору третий раз, до этого два раза не дошел. Володя предложил стартануть не позднее четырех, но гордые альпинисты решили идти полшестого т.к. утром темно, а они здоровые. У Вовы разошелся замок на спальнике, ночь прошла в борьбе за здоровый сон и желудок. За полуночь захотелось сильно кушать, что он и сделал, злонамеренно нарушив распорядок питания и сна. Кстати, в хижине продуктов немеренно, но нет горючего (кроме сухого спирта). Там живет мышь! И уже давно, или они передают хижину по наследству.


Вышли как всегда, в седьмом часу. Ледник был закрыт, с помощью фонариков прошли очень удачно. Снег - чудесно плотный: практически всегда можно было выбрать приличную дорогу. К Рыжим скалам подошли уже по свету, чему радовались, а зря. Подъем по кулуару был долгий и выматывающий, хотя снега было мало. По гребню группа ползла в среднем темпе, тем не менее, к 12 дня не дошли до жандарма перед луной. А предварительное решение группы: идем до 13-00 и взад. До вершины минимум три часа. После непродолжительной дискуссии - веревку в руки и вниз. Солнце и мороз, ветерок слабый и только на гребне. Когда спустились на ледник - радовались как дети, даже поглиссировали. Дошли до хижины, уже дубак, солнце ушло. На леднике были попытки провалиться в трещины, но не серьезные. Готовим и планируем - завтра Рождество. Костя и Андрей вниз, в лагерь. Олег и Вова вверх, на Стажеров. Зашиваем спальник - проводим самую чудесную Рождественскую ночь, жаль не взяли с собой елку. Ботинки у всех в спальниках, у кого внутренние у кого и целиком. Высыхают прекрасно и ботинки и носки! Седьмого просыпаемся неспеша, - праздник! В 10-00 Олег с Володей уходят в сторону перевала Значков. Маршрут короткий, но крутой, по снегу. Снег жесткий, но местами по пояс, приходиться маневрировать, искать, где хорошо. Вова в кошках от хижины, Олег в супертеплых и дорогих ботинках (учится ходить правильно). Перед вершиной дунуло так, что пришлось зарыться в снег. К счастью это было не более пяти минут. На гребне тепло и солнце, если стоишь с правильной стороны. Где-то в 14 часов на вершине. Курай как на ладони, Актру близко, но не укусишь, поди день, по гребню топать. Состоялся сеанс связи с большой землей, с Новосибирском. Поздравления с Рождеством и с горой. Через час в хижине, еще два - в лагере. От сброса высоты закладывает уши. А в лагере БАНЯ. Ну, прямо Рождественская сказка. Пляски под тамтамы и все такое.


Но лагерь требует жертв. Бензин у Суханова как бы кончается, соляры немеренно, но Китайский дизель не хочет нам давать электричество. Дохнет скотина после 15 минут работы на легком 40 гр. морозе. Короче - нужен бензин.


Восьмого Вова спускается к машине, откапывает ее, греет, заводит, с 15 го раза разворачивается и уходит в сторону Перевалки. Техника в отличие от человека не прощает никому и ничего. Порвался маааленький шланг от электрокотла: вытек тосол, мотор вскипел, пробило прокладку между 2 и 3. День уазик провел в пути от водосборника до Перевалки. К вечеру пришли др. Володя др. Лена. Накормили, напоили, и ушли вверх.


Машину надо спасать, а спасслужба в Курае. Всю ночь до утра УАЗ шел в Курай. Не дошел сколько-то км и встал: Сели батарейки - две штуки! Воды найн. Паяльные лампы сдохли - две штуки! Вова отрывает рукава от лишней в данной ситуации, но теплой куртки и натягивает их на рыбацкие, до этого тоже теплые сапоги. Марш- бросок до Курая, вместе с блужданиями около трех часов. С рассветом входит в село, спрашивает первого встречного: где живет Женя? Парень проводит прямо к дому. Вова и Женя видят друг друга первый раз в жизни, но это была дружба с первого взгляда. Поступило предложение притащить санитарку на буксире в гараж МЧС, чем? Трактором, 66, 131 м? Нет УАЗ 469 м! Предложение заманчивое, но фантастическое, на улице минус 47.


На Хонде Мужики едут в гараж, грузят мешок с цепями в УАЗ, выпивают водки и вверх. Нашу санитарку нашли быстро, на 469 надели цепи на передок, цепляемся и мчимся вниз и где-то вверх. Торжественно затягиваем пострадавшего в гараж. Прокладку под головкой поменяли быстро. Потом регулировки и чистки всего, что есть на этом моторе. На другой день Уазик орал как молодой. Вечером это событие праздновали: МЧС, Скорая помощь и Школьный автобус (стоят в соседних боксах).


11 го с утра пораньше Володя сгонял в Акташ за бензином (92 м), забросил его вверх от Перевалки до вновь образовавшейся наледи. Сунулись и чуть не утонули. Подтянулся народ с лагеря, окончательно загрузились на Перевалке и подались вниз в Курай. До Барнаула ехали всемером: два Володи, две Лены, Олег, Костя и Андрей. Обогнали лесовоз по целине и приехали в Курай на заправку в частный дом. Вышла бабушка - божий одуванчик, выдала нам 80 го по 24 рубля. У магазина устроили праздник живота - все были счастливы. В Акташе заправились у милой девушки, заправка классная с магазином - внутри теплоо! Суровый русский мужик накачал нам колеса, да так правильно, что машинка шла сама - за руль можно было и не браться. Ехали ночью двумя водителями, опять поесть у трассы не повезло. Заехали в Горноалтайск в какую то задницу, отдали Коле его шмотки, поели пирожков с кофе в Сростках (дали визитку), перед Бийском уснули все, проснулись, когда к нам кинулась симпатичная заправщица с просьбой утащить куда нибудь Тауна с их территории (стоит месяц и хозяин грозит всех уволить). Вежливо отказались, перевели стрелки на спящий рядом МАЗ. За Бийском (справа, бывшая ДПС) вкусно, но дорого поели, решили в дальнейшем игнорировать этот общепит, но там теплый туалет. Возле развязки Барнаул- Новосибирск забрали наших Барнаульских товарищей. В пять вечера УАЗ успокоился у себя дома, разбросав остальную публику по Н-ску.


Господа и их женщины бросьте вы этот Кавказ и прочие крымы! Приезжайте к нам на самый Юг нашей Родины! Здесь есть все: чудесная трасса (до Монголии и Китая), Хорошие люди, ненавязчивый, но надежный сервис, горы от 1 до 6 а, зимой практически нет лавин, стабильная практически без осадков погода.


Сильно извиняюсь за русско-сибирскую литературу и качество фото (Nikon coolpix L 21, Олег грел на груди, на воздухе быстро замерзал), заранее прошу прощения.


Зимой? Только в Актру!


Фото






ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий