Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Спелеологический клуб СибирьПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Вилково - город у трех дунайских гирл

Вилково - город у трех дунайских гирл


Увеличить


Вилково


Вилково

В дельте Дуная


Узкая, видавшая виды дорога привела нас к межевому знаку, на котором метровыми буквами было написано — «Вилково».


Удивительный городок, прозванный «украинской Венецией», расположился на берегах трех гирл* самой большой европейской реки, Дуная. Тройное разветвление реки похоже на вилку, отсюда и название городка — Вилково.


Гирла называются — Белгородское, Очаковское и Старостамбульское. Они словно подхватывают Вилково и несут его дальше к морю.


Конечно же, это иллюзия, — но только если глядеть на городок и реку в течение минут или часов.


С точки зрения столетий, дельта великой реки постоянно меняется и движется. Количество гирл — рукавов, впадающих в Черное море — не всегда было таким, как сейчас. А также и их направления, и размеры...


«Отец географии», римский писатель Страбон еще в І веке до н. э. писал: «В устьях Истра (Дуная) находится большой остров Певка...


Есть там и другие острова, гораздо меньше: один выше Певки, другие же недалеко от моря, так как река Истр имеет семь устьев».


Страбон отмечает далее, что за 350 лет до него Эфор, историк из Малой Азии, составивший «Всеобщую историю Греции», упоминал о пяти устьях Истра...


Средневековые географы и путешественники насчитывали в разные времена от трех до 53 устьев Дуная! Возможно ли это? По крайней мере, не исключено.


На картах, изданных всего двадцать лет тому назад, нет никаких упоминаний о земле южнее острова Лебединка, — а сегодня, отделенный от Лебединки неглубокой протокой, в дельте Дуная растет еще один островок, самый молодой участок суши в Европе. Остров этот назван Новой Землей. Если он разрастется, то две протоки, огибающие его, станут еще одним устьем реки...


Со времен Страбона дельта намного увеличилась. Ее сегодняшняя площадь составляет 560 квадратных километров.


Кстати, появление новых земель в дельте вполне закономерно. Ежегодно Дунай выносит в море миллионы тонн твердых веществ, взвешенных в воде. Оседая в дельте, они могут создавать острова. Способствует этому и «работа» Черного моря. Его волны, накатываясь снаружи, останавливают вынос грунта, помогая созданию участков суши.


Древние авторы, в том числе, помянутый Страбон, считали, что Черное море может вообще исчезнуть из-за речных осадков. Ученый римлянин писал: «С течением времени весь Понт (Черное море — И. М.) может быть занесен илом, если сохранятся подобные течения: ведь и теперь имеет вид болота часть левой стороны Понта (северо-западное Причерноморье — И. М.)... Заносы ила образуются у самых устьев рек, как например, у устьев Истра...»


У самого моря, на острове Анкудинов, установлен знак нулевого километра. Отсюда ведется отсчет длины Дуная, всех 2850 километров его извилистого русла, пролегающего по землям десяти государств Европы. Интересно, что Дунай — единственная река в мире, которую измеряют не от истоков, а из дельты.


Магическая «нулевая» точка притягивает к себе тысячи любопытных. Ведь здесь оканчивает свой путь великая, прославленная река. Оканчивает именно в Украине...


Здесь живут старообрядцы...


Виталий Кириллович Тихонов у камня — одного из тех, которыми в конце XIX века была вымощена дорога, соединявшая Вилково с внешним миром


Виталий Кириллович Тихонов у камня — одного из тех, которыми в конце XIX века была вымощена дорога, соединявшая Вилково с внешним миром. Таких камней сохранилось немного


Старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы


Старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы


Старообрядческий храм святого Николы Чудотворца


Старообрядческий храм святого Николы Чудотворца


Звонница храма Рождества Пресвятой Богородицы


Звонница храма Рождества Пресвятой Богородицы


За Бейкером не закрепилась слава донжуана, как за многими звездами. Он был всегда верен одной «женщине» — своей музе...


Памятник старообрядцу


Наследие Бейкера — две сотни дисков, плеяда молодых последователей и память в сердцах множества поклонников


Лодка в Вилково — незаменимое транспортное средство


Главный колокол храма Рождества Пресвятой Богородицы


Главный колокол храма Рождества Пресвятой Богородицы


В Вилково нас встречает Виталий Кириллович Тихонов, потомок рода Тихоновых, поселившихся в этих местах более двухсот лет тому назад.


О встрече мы договорились еще в Одессе; Виталий Тихонович стал нашим гидом, он и показывает нам удивительно красивую дельту Дуная, городок на «вилке» гирл...


История Вилково, в прошлом — поселения Липованского, начинается приблизительно 250 лет назад. В XVII веке здесь, где Дунай впадает в Черное море, нашли приют первые поселенцы.


Этих людей заставил бросить обжитые земли и прийти в глухую болотную дельту Дуная известный раскол русской православной церкви.


Породили его решительные и жесткие церковные реформы патриарха Никона. Противники этих нововведений были высланы из Москвы, многие казнены.


Раскол привел к массовому исходу сторонников прежнего чина богослужений — старообрядцев — в отдаленные, окраинные земли Руси, а то и за границу.


Большинство раскольников бежало в сибирскую глушь, другие — в низовья Дона, Днепра, Дуная.


Место, где ныне стоит Вилково, было частью Османской империи — голой, необжитой землей. Естественно, московский престол не мог тронуть людей, поселившихся в Турции...


На первый взгляд, в тогдашней глуши, среди болот дельты, выжить человеку было невозможно.


Но старообрядцы не просто выжили, а, работая неустанно, осушили топь, проложили километры малых и больших каналов, построив, в конечном счете, ту «украинскую Венецию», которой мы любуемся сегодня.


За переселенцами-раскольниками к дунайскому устью потянулись и другие искатели лучшей судьбы, — но об этом ниже...


Ныне в Вилково живет свыше девяти тысяч человек.


...Узкие ступени ведут на колокольню старообрядческого храма, одного из двух в городке, — церкви Рождества Пресвятой Богородицы (второй храм носит имя святого Николая Чудотворца).


Молодой пономарь любезно разрешил нам подняться на колокольню, чтобы сфотографировать панораму местечка и реки.


Внутри же фотографировать строго запрещено, и это не удивительно: за последние годы и храмы, и дома пожилых старообрядцев, хранящие в себе иконы и утварь предков, неоднократно подвергались нападениям грабителей.


Ныне Вилково, словно магнит, притягивает к себе воров и бандитов всех мастей.


Простые люди беззащитны перед преступниками, а у правоохранительных органов, как всегда, не хватает сотрудников и средств...


Храм Рождества Пресвятой Богородицы стоит в самом центре городка.


Первая деревянная часовня на этом месте была построена еще в 1830 году: она неоднократно горела и в середине XIX столетия была заменена просторной церковью.


В 1962 году храм был закрыт, в 1980 году — часть здания сгорела; с 1990 года началось возрождение церкви. Обновленная, увенчанная прекрасной колокольней, она была открыта три года спустя.


Незабываемый вид открывается со звонницы: город будто плывет по реке. Ощущение нереальности усиливают облака, также бегущие в сторону моря...


Спускаемся. Чувствую, как у меня свело ногу. С удивлением вижу, что еще двое моих спутников прихрамывают. Что за диво? Неужели так грешны мы, чужие для этих мест люди, взобравшиеся на колокольню старообрядческого храма?..


Граница проходит по реке



Километровые знаки на Дунае


Традиционное вилковское жилище


Традиционное вилковское жилище


Собрание на воде. Здесь вилковцы обсуждают насущные проблемы родного города


Собрание на воде.


Здесь вилковцы обсуждают насущные проблемы родного города


При большой влажности здешнего климата «пешеходные переходы» в Вилково постоянно требуют ремонта


При большой влажности здешнего климата «пешеходные переходы» в Вилково постоянно требуют ремонта


Белгородский канал — центральная «улица» Вилково


Белгородский канал — центральная «улица» Вилково


Кому бензин, а кому и весла...


Кому бензин, а кому и весла...


Килийское гирло. На той стороне — Румыния


Килийское гирло. На той стороне — Румыния


Лихтеры в ожидании погрузки


Лихтеры в ожидании погрузки


Осень — горячая пора для вилковчан, время сбора винограда


Осень — горячая пора для вилковчан, время сбора винограда


Рассаживаемся во вместительной лодке-каюке, принадлежащей нашему гиду Виталию Тихонову. Крепкая рука кормчего направляет нос каюка к выходу из Белгородского русла...


Недалеко отсюда стоит пограничный пост, где проверяют наши паспорта. На той стороне русла, в каких-нибудь пятистах метрах, Румыния; по реке и проходит в этом месте граница между двумя странами...


Сколько же раз Дунай становился кордоном? Противостояли здесь друг другу Турция и Царская Россия, королевская Румыния и СССР.


А началось противостояние более двухсот лет тому назад, с приходом в Вилково второй волны переселенцев (она появилась не более, чем через сорок лет после первой).


Были то уже не мирные старообрядцы, а казаки, участники восстания 1708 года под предводительством Кондратия Булавина.


Тогда волнениями были охвачены около 60 уездов, включая земли Дона, Слободской Украины и Поволжья. Игнат Некрасов, соратник Булавина, возглавлял отряды донских казаков.


Его войско по преимуществу состояло из раскольников. Спасаясь после разгрома восстания правительственными войсками, на Кубань ушли с семьями почти три тысячи некрасовцев. Тогда эти земли были подчинены крымскому хану...


Вообще-то, Придунавье было известно донцам-старообрядцам еще с конца XVII века. В 1700 г. они вели переговоры с Константинополем о переселении в эти места. Некрасовские рыбацкие артели также посещали северо-западный район Черного моря.


В сороковых годах XVIII века русский посол в Константинополе потребовал у турецких властей выдать беглых русских, которые появились в низовьях Дуная. Последовал отказ с мотивировкой: «игнат-некрасовцы» несут военную службу на стороне Турции и за то имеют определенные привилегии...


Бегство донских казаков на Дунай растянулось на десятилетия. Поток то усиливался, то ослабевал. Особенно значительные передвижения наблюдались после русско-турецких войн 1768-1791 гг. Тогда Вилково оказалось в числе нескольких населенных пунктов, где особенно густо селились некрасовцы-старообрядцы.


Оседали в дельте и запорожские казаки. Отношения между запорожцами и некрасовцами складывались по-разному. Они бывали добрососедскими, когда казаки вместе служили в русской или турецкой армиях.


В иное время вспыхивали конфликты, зачастую вооруженные.


Иногда стычки возникали из-за раздела земель, порой же — по причинам политическим. Запорожцы участвовали в походах русской армии против некрасовцев; те, в свою очередь, помогали разрушать Новую Сечь. Не последнее значение в конфликтах имели и различия в вероисповедании...


Ликвидировав Сечь в 1775 году, царское правительство отдало ее земли помещикам. Перспектива стать крепостными заставила многих бывших сечевиков уйти за границу.


Такой опыт уже был. Когда Петр I расправился со Старой Сечью в 1709 году, казаки бежали во владения турецкого султана, основав в низовьях Днепра так называемую Олешковскую Сечь.


Отток подданных в турецкие владения вызывал недовольство царского правительства. Россия, боясь ослабления своих позиций на границе с Турцией, всячески пыталась склонить запорожцев к добровольному возвращению.


В свою очередь, Турция создавала условия для того, чтобы казаки, добрые воины и крепкие хозяева, селились во владениях султана. В конце концов, была создана Задунайская Сечь, которая несколько раз меняла свое местопребывание — и прочно осела в Георгиевском гирле Дуная.


В 1787 году началась очередная война России с Турцией. Военные события отозвались и на судьбе Вилково. Начиная боевые действия, правительство было вынуждено обратиться за помощью к бывшим запорожцам, которые еще оставались на Украине.


Из последних, в противовес «неверным» дунайским запорожцам, было создано так называемое «войско верных казаков». После первых побед в Причерноморье в 1788 году его переименовали в Черноморское казацкое войско. Оно вошло в состав Екатеринославской армии, которую возглавлял Г. А. Потемкин. В боях противостояли друг другу казаки Задунайской Сечи со стороны Турции и казаки Черноморского войска — со стороны России...


Летом 1790 года в гирлах Дуная, в Вилково и в Килие, разместилась воевавшая на турецкой стороне гребная флотилия задунайцев. Она состояла из 18 лодок и 20 «дубков» (небольших судов); на судах насчитывалось около четырех тысяч казаков. Девятьсот человек конных и четыре сотни пеших несли службу на побережье, взаимодействуя с флотилией. Главными силами руководил кошевой атаман Абдулла. В октябре с отрядом в полтысячи всадников он прибыл в крепость Измаил, где примкнул к турецкой армии.


В составе же российской армии под Измаилом действовали отряды Черноморского казацкого войска под командованием Антона Головатого. Разбив в дельте Дуная турецкую флотилию, они захватили 90 турецких судов и способствовали взятию Килии, Тульчи и Исакче. Дорога на Измаил была открыта. В его штурме, возглавляемом А. В. Суворовым, участвовало около 6000 казаков. Пятьсот из них погибло; не меньшие потери были и на стороне Задунайского казачества...


Так беспощадная история стравливала между собой братьев по крови.


С этого момента отношения между задунайскими и черноморскими казаками стали очень напряженными. В 1791 году, после перемирия Турции с Россией, атаман Головатый отдал специальный приказ о запрещении их встреч.


В начале XIX века отношения между Россией и Турцией вновь обострились и привели к войне 1806-1812 гг. Опасаясь, что задунайские казаки могут нанести ущерб гораздо больший, чем турки и татары, Петербург принялся искать дипломатическое решение проблемы. Задунайским казакам пообещали те же льготы, какими пользовались черноморцы на Кубани...


Военная кампания, в которой впервые показал свой полководческий гений М. И. Кутузов, оказалась победоносной для русской армии; после её окончания Турция уступила России Бесарабию. Правительство России, конечно, было заинтересовано в быстром освоении присоединенных земель — и потому официально разрешило «неверным» селиться в придунайских степях. Но часть потомков запорожцев, живших тогда в Вилково, не пожелала остаться в новых российских владениях. Казаки перешли за Дунай и поселились в Турции.


Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг., против коалиции Турции и европейских держав, привело к потере Бесарабии. Вилково вместе с частью дельты вновь отошло к туркам, а затем стало частью Румынского королевства. Граница переместилась на восток и проходила по линии Болград — Татарбунары. Вновь по Дунаю она прошла уже в XX столетии, когда в 1944 году советские войска заняли дельту реки. Там граница остается и по сегодня...


Минуем пограничный пост. «Граница на замке», — хотя наш гид рассказывает, что иногда после поломок двигателей рыбаки пристают на той, румынской стороне реки. Это грозит им не слишком серьезным наказанием, но все же штрафом.


Загадочный дунайский корабль


Турецкий сайк. Чертеж К. Х. Марквардта по гравюре Жиля Рандона


Турецкий сайк. Чертеж К. Х. Марквардта по гравюре Жиля Рандона


Фрагмент древесины дунайского судна, переданый для углеродного анализа


Фрагмент древесины дунайского судна, переданый для углеродного анализа



Хочется рассказать об одной находке, имеющей прямое отношение к старинным традициям плавания по Дунаю и его гирлам.


Однажды мой хороший знакомый, краевед В. М. Кожокару, сообщил мне, что недалеко от основного русла великой реки найдены остатки большого деревянного корабля, предположительно XVI - XVII столетия. Их изучение в 1993 году начали научные сотрудники Института истории материальной культуры Санкт-Петербурга и музея Придунавья города Измаила.


В археологическом свидетельстве петербуржец В. И. Козлов писал: «Зафиксирован борт из дерева толщиной 8 см, прослеживается в длину до 4-5 метров; остальные части уходят под слой грунта толщиной не менее 3 метров. Борт, вероятно, был обшит кожей, т. к. сплошь сохранились ровные железные шипы овальной формы с двумя остриями для забивки. Шипы во множестве чередуются через 2-3 см по всему борту.


В канале, прорытом перпендикулярно Дунаю, экскаватором были повреждены верхнее кормовое обшивочное бревно и два шпангоута, сделанных из мощного цельного дерева. (Толщина шпангоутов 20-35 см). Судя по обвалам, судно имело длину не менее 30-35 м. Исходя из контекста залегания и деталей конструкции, корабль имел серьезное назначение, — возможно, военное.


Датировать можно предварительно XVIII, началом XIX столетия. Объект нуждается в срочной раскопке, консервации и дальнейшем экспонировании».


В том же году находку изучали сотрудники Одесского музея морского флота. Они пришли к несколько другим заключениям. Вот что писал директор музея П. П. Клищевский:


«1. Затонувший объект… не парусник, так как отсутствуют палубные конструкции и предметы парусного вооружения.


2. Предположительно, учитывая данные археологов, затонувший объект можно отнести к деревянным плоскодонным баржам, которые использовались на Дунае для перевозки грузов.


3. Историческая и судостроительная ценность объекта незначительна… Проведение раскопок не имеет смысла из-за отсутствия ценных экспонатов и груза на объекте. Те деревянные конструкции, которые обнаружены и перевезены в музей Измаила, достаточны для определения возраста объекта и его принадлежности к памятникам истории судостроения в древности на Дунае».


В 1994 году сотрудник Института археологии НАН Украины Д. П. Недопадко, исследовав предоставленные ему два гвоздя и скобу, пришел к заключению, что они изготовлены из кричного железа низкого качества, очевидно, полученного в сыродутных горнах с применением примитивной технологии, распространенной на территории Украины во времена Киевской Руси.


Начиная с XIV-XV столетий, технологический прогресс привел к значительному улучшению качества металла. В связи с этим, ученый отнес дунайский корабль к более ранней поре.


Поддержал его и другой научный сотрудник Института археологии, В. В. Назаров. В книге «Гидроархеологическая карта Черноморской акватории Украины» он пишет: «Судно, находящееся в районе Измаила, можно предварительно датировать временем не позднее XIV века».


Как следует из приведенных заключений, две основные датировки найденного корабля расходятся не менее, чем на четыреста лет! Ясность мог внести только радиоуглеродный анализ древесины, — но в те годы он выполнен не был.


Позднее остатки корабля обследовало немало ученых, и наших, и зарубежных, таких, как профессор Копенгагенского университета Клавсам Рандсборг, профессор А. В. Гудкова (Украина), доктор исторических наук Н. Руссев (Молдова). Никто из них, однако, не смог уточнить возраст находки.


За годы работы над реконструкциями старинных судов и плаваний на этих копиях прадедовских кораблей мною был собран значительный научный материал, который стал основой монографии «История древнейшего мореплавания и кораблестроения. Опыт реконструкции», а также её продолжения «Земля погибших кораблей», посвященного периоду Средневековья.


Подготовка глав этой книги натолкнула меня на мысль заняться таинственной дунайской находкой и всё же попробовать определить её возраст. Научным сотрудником Одесского археологического музея И. В. Бруякой мне был передан фрагмент бортовой обшивки судна, представляющий собой деревянную балку длиной в 40 см, толщиной — в пять. А сотрудник Одесского музея морского флота В. М. Лагутин передал мне хорошо сохранившийся железный гвоздь.


Деревянный фрагмент по просьбе директора журнала «Вокруг света» И. А. Дмитрука был взят на анализ в радиоуглеродную лабораторию в Киеве. В начале 2004 года она провела анализ древесины и пришла к заключению, что балка использовалась для постройки корабля в конце XVII — начале XVIII веков. Итак, ближе всех к истине оказался все же Козлов, ученый из Санкт-Петербурга. Корабль, вероятно, плавал в первой половине XVIII столетия...


Использованы материалы сайта: http://www.vokrugsveta.com/body/nasledie/111_nasledie.htm




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий