|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Путешествие Киев - Тегеран 2011

Путешествие Киев - Тегеран 2011


1 2 3 4 5 6


Желание посетить Иран – страну Востока, достаточно «закрытую» и непохожую на те, где я бывал и к которым привык – было у меня уже давно. Но, поистине, верно выражение «хочешь что-то сделать – сделай!». Так получилось и у меня: спонтанно решил ехать, занялся оформлением документов, и, спустя 4 недели, я уже лечу в загадочную страну Персию. Забегая вперед, скажу, что «закрытой» страну считают только те, кто никогда туда не ездил или не пытался поехать – страна абсолютно открытая для туристов и попасть туда не сложнее, чем в любую страну, где требуется виза для наших граждан. Поездка проходила по маршруту Киев-Баку-Тегеран-Мешхед-Тебриз-Урмия-Тебриз-Исфахан-Шираз-Бушер-Шираз-Тегеран-Баку-Киев.


В своем описании поездки я буду стараться излагать факты с указанием нюансов, чтобы желающим отправиться в Персию было легче и комфортнее ощущать себя в древней стране.


Получив приглашение из столицы страны – Тегерана – я начал оформление визы в Киевском консульстве Исламской Республики Иран. Приглашение мне стоило 60 €. Для получения визы нужно было сдать квитанцию об уплате консульского сбора (по срочному мне это стоило 100 €), фотографии 3х4, загранпаспорт и заполненную анкету, в которой нужно было заполнить много полей на английском или фарси (кому как удобно) – ФИО, место жительства, место работы, адрес работы, телефоны, места проживания в Иране, сумму валюты, которую я собираюсь ввезти в Иран, имена приглашающих лиц, имена лиц и названия фирм, которые я собираюсь посетить и т.п. На заполнение анкеты у меня ушло минут 40. После этого весь пакет документов был передан работнику консульского отдела. Далее было 3 дня волнительного ожидания, но волновался я зря – визу получил точно в оговоренный срок.


Теперь дело стало за авиабилетами. Тут я решил не полагаться на всякие агентства, а купить билеты своими силами. Схему действий, правда, подсказал мой хороший киевский знакомый. И результат превзошел все мои ожидания – вместо 700 долларов за билеты туда-обратно (как предлагали многие агентства по продаже авиабилетов) я заплатил всего 426 долларов.


Аэробус А-319, запускает двигатели и выруливает на взлет. В самолете вместимостью около 150 пассажиров находится не более 50 человек. Салон полупустой. Время полета – всего 1 час, который пролетает очень быстро. Какое-то время кружим над Тегераном, заходя на посадку. Кстати, такого большого города я еще не видел в своей жизни! И вот я уже в международном аэропорте Имама Хомейни. В здании пассажирского терминала иду на паспортный контроль, где меня задерживают пограничники на 40 минут. Оказывается, консульство Ирана в Украине в моем паспорте на визе напечатало тип визы «А», потом затерло эту букву и напечатало поверх «В». Так что нужно присматриваться, когда получаете визу. Но все прошло, и, спустя, указанное время, меня пропустили, сделав отметку в паспорте. Из-за задержки на паспортном контроле минут 10 искал багаж. Слава Богу, точнее Аллаху, нашел. Причем в Борисполе в багажной квитанции место прибытия багажа указали как IKA-Mehrabad, хотя первое и второе – это два разных аэропорта, но багаж, как и положено, прибыл в IKA (Imam Khomeini Airport). Там, в аэропорте, меня встречали. Моя знакомая привела меня к такси, и мы поехали в аэропорт Мехрабад, откуда я собирался лететь в Мешхед. По дороге из одного аэропорта в другой (расстояние около 50 км) я немного расспросил о стране (т.к. моя знакомая была родом из Баку, то языковых проблем не было, а на фарси в тот момент я знал только 5 слов). По приезде в аэропорт Мехрабад она передала мне приобретенный заранее билет до Мешхеда, накормила меня, а также вручила мне сим-карту местного оператора мобильной связи MCI. Дело в том, что карточку мобильного оператора купить в Иране за 100 долларов не проблема, но потом ее нужно активировать, зарегистрировав на местного жителя, а это уже проблема. Так что эта проблема у меня исчезла. Кроме того, на карточке было около 120 000 риалов, что мне должно было хватить на некоторое время. Кстати, минута звонка из Ирана в Украину составляет 2000 риалов (0,16 $), а по стране – 300 риалов (0,025 $), что несравненно дешевле тарифов украинских операторов. Кроме того, она дала мне 300000 риалов наличными на первое время, т.к. в ночное время (а это было 3 часа ночи) обменять валюту было проблематично. Она предлагала подождать со мной вылета, но т.к. до него было еще более 3-х часов, то я не стал ее задерживать. За время ожидания удалось выучить написание всех десяти арабских цифр. Странно, но нас всю жизнь учили, что мы пользуемся арабскими цифрами, хотя арабские цифры совершенно другие. Персы наши цифры называют английскими. Вот так-то!


Вскоре начался намаз перед восходом солнца. Вообще, религиозные персы совершают намаз 5 раз в сутки – до восхода солнца, после восхода, в обед, до захода солнца и после его захода. Намаз в аэропорте транслировали по всем телевизорам. Еще в каждом аэропорте (в гостинице, больнице и т.д.) есть специальные комнаты для молитв.


Так как время не останавливается даже в исламском мире и даже во время молитв, то подошло время регистрации на рейс до Мешхеда. То, что в билете мое имя было написано неправильно – Alex вместо Olexiy – проблем не вызвало. Итак, я в самолете Fokker-100 компании Anahita Tehran Domestic. Взлетаем на 15 минут позже, чем нужно. Практически все время полета (около 2-х часов) проходит над Большой Соляной Пустыней – это забытое Аллахом место без какой-либо растительности – только горы, песок и соль от высохших озер и рек.




В самолете незначительно кормят. Соседи, персы, помогают мне, иностранцу, во всем – подают еду, предлагают чай, сок и т.п. Приземляемся в аэропорте Мешхеда – второго по численности населения города страны и священной столицы Ирана. Мешхед – это один из самых знаменитых городов среди мусульман-шиитов. Ежегодно сюда стекается до 20 миллионов паломников, желающих поклониться главной святыне города – мавзолею имама Резы. Кроме самих иранцев здесь можно встретить многочисленных верующих, прибывших из Пакистана, Афганистана, Ирака, Индии, Ливана, а также из стран независимого содружества – Азербайджана и Туркменистана.


И в этом городе я уже предоставлен самому себе. Спасает, хотя и не очень сильно, английский. Получаю багаж и, так как через 2-3 дня я планировал улететь в Тебриз, направляюсь к кассам авиакомпаний, чтобы приобрести билет. Через 10 минут меня направляют к некому мистеру Amini, который работает в компании ATAirlines. Эта компания осуществляет рейсы из Мешхеда в Тебриз. В разговоре с указанным господином выясняется, что билетов на нужный мне день нет. Тем не менее, господин Амини сказал, чтобы я подъехал в 9:30 к нему в день вылета, и билеты несомненно появятся. Ну, в чуть расстроенных чувствах (как потом оказалось, очень зря расстраивался) направился к стоянке такси. Прошло минут пять, прежде чем мне удалось взять машину, т.к. в аэропорте у них существует очередь, и посадка пассажиров происходит по карточкам. В машине таксист кое-как говорит по-английски. Называю ему улицу и отель, которые я заблаговременно выбрал через интернет. Примерно за 20 минут мы добрались до отеля. В Pardis Hotel меня встретили очень приветливо. С английским у персонала проблем не было. Я попросил одноместный номер на 2 дня (и 2 ночи). Проживание в указанном 3* отеле стоило 40$ в сутки, как и было указано в интернете. Я быстро поселился, принял душ, переоделся и отправился на покорение моего первого города в Иране, где у меня не было провожатых, помощников, знакомых, родственников и т.п. – в общем, я был один на один с прекрасной Персией. Еще будучи в Украине, я подготовился – по каждому городу, который я собирался посетить, у меня был перечень гостиниц с адресами, их условиями и ценами, а также перечень достопримечательностей с описаниями, которые желательно было бы посмотреть. Посмотрев мой список по Мешхеду, я отправился на площадь, где захоронен Имам Реза – восьмой из двенадцати имамов ислама. Имам Реза был сыном седьмого имама Мусы аль-Казима, он стал лидером шиизма после своего отца. Реза был в опале у халифа Харун аль-Рашида, который даже пытался его убить, жителям Медины (что в Саудовской Аравии) запрещалось посещать его и учиться у него. Имам Реза был убит 26 мая 818 года в городе Тус в Персии, когда сопровождал халифа Аль-Мамуна, сына Харун аль-Рашида. Учёные считают, что он был отравлен по приказанию Аль-Мамуна. Перед этим Аль-Мамун, победив своего брата Аль-Амина, получил власть в халифате. Мать у Аль-Амина была арабкой, а мать у Аль-Мамуна была персидского происхождения, т.о. Аль-Мамун вызвал к себе имама Резу и назначил его своим преемником, надеясь завоевать симпатии у персидского населения. Имам Реза оставил свою семью и прибыл к халифу. В честь его прибытия халиф сменил цвет своего знамени с чёрного на зелёный. Ночью имам Реза увидел во сне своего деда, который призвал его к себе. Имам Реза вызвал Харсаму и объяснил, что завтра будет отравлен, и дал детальные распоряжения по поводу своих похорон. Имам Реза был похоронен в Мешхеде.


Как я уже упоминал, это место почитаемо подавляющим большинством шиитов Ирана и других стран. Поэтому ежегодно во второй половине июня паломники съезжаются сюда, чтобы прикоснуться к склепу с мощами имама Резы.


По дороге сделал свои первые покупки – безалкогольное фруктовое пиво. Так как покупал в супермаркете, то торговаться не пришлось. На площадь комплекса имама Резы, а тем более к месту его захоронения, запрещено проносить пищу, фотоаппараты, любую электронику, кроме мобильного телефона, взрывоопасные, режущие и колющие предметы. Меня заставили все, что входит в запретный список, сдать в камеру хранения. Туда же заставили сдать и зарядку от мобильного телефона. Такие меры безопасности стали применять после взрыва, произведенного в 70-х годах 20 века религиозным террористом. В общем, после тщательного досмотра прохожу на площадь имама Резы. Там – толпы народа. Гуляю… При попытке пройти в усыпальницу имама Резы я и несколько персов были остановлены и отправлены куда-то (охранник показал направление и что-то сказал). Так как я не понял, куда и зачем меня отправили, а также из-за того, что я – «неверный», я вышел за врата площади, откуда сделал несколько снимков поистине величественного комплекса с мечетью, площадью и неописуемо красивыми минаретами.





После этого я пошел гулять дальше. По обе стороны авеню, примыкающей к комплексу Имама – масса лавок со специями, сладостями, орехами, одеждой и т.д. Пройдя около полукилометра, дошел до площади с фонтаном. Вроде бы ничего особенного, но струя фонтана высотой около 15 метров была зеленого цвета!




Сделав пару фотографий фонтана, обратил внимание на дорожное движение. Вернее, оно заставило обратить на себя внимание. Сказать, что все персы на дорогах Ирана – пешеходы, мотоциклисты, водители авто и автобусов – самоубийцы – значит не сказать ничего! И не просто ничего, а ровным счетом ничего. Здесь очень подошли бы изречения «Живой пешеход – это быстрый и увертливый пешеход», «Хочешь куда-то проехать, протиснуться, свернуть – делай это!». При этом абсолютно неважно, с какой скоростью ты движешься, неважна разметка, неважен свет светофора, неважно наличие у тебя перед носом полицейского и т.д. Кстати о «свернуть», при четырехрядном движении в одном направлении, персам ничего не стоит свернуть вправо из третьего ряда за 10 метров до поворота. При этом общий поток движения не только не останавливается, но даже не замедляется. И это не единичные случаи. К примеру, за 30 секунд на моих глазах из третьего ряда направо свернуло 7 машин. А сколько их сворачивало из второго – я даже не считал. Да, при этом стоит заметить, что подавляющее большинство машин едет прямо! Автомобилисты, мотоциклисты, пешеходы часто пересекают большой многополосный поток движения перпендикулярно, опять же не прерывая и не замедляя его. На больших перекрестках из крайнего правого ряда водители сворачивают налево, причем на красный свет, на глазах у полицейских, объезжая пытающихся пробежать на зеленый по «зебре» пешеходов. В такси мне ездить иногда было действительно страшно. Это при том, что многие боятся ездить со мной в машине в Украине из-за моей манеры езды. Так что после созерцания иранского дорожного движения ролики в youtube о «проделках» московских мотоциклистов можно смело назвать невинной детской шалостью по меркам Ирана. В общем, насколько я понял, Аллах или Пророк Мухаммед очень благосклонны к участникам дорожного движения в этой исламской стране. После созерцания движения я решил двинуться в обратный путь. Т.к. мое хобби – это коллекционирование пивных этикеток, на обратном пути я покупал новые для себя сорта пива. Их оказалось немало. Особенно после посещения базара у меня в руках был увесистый пакет с безалкогольным пивом (а другого в Иране нет) примерно на 7-8 кг. Стоит отметить, что на рынке я впервые столкнулся с необходимостью самостоятельных покупок и торгом. Так вот, все цены на рынках пишутся, и во всем Иране озвучиваются не в риалах, а в туманах. Один туман – это 10 риалов. Так что нужно быть бдительным, когда договариваешься с таксистами, делаешь покупки и т.д. Для простоты понимания я запомнил, что 1$ = 10000 IRR = 1000 туманов.


При выходе с базара меня остановил щуплый молодой мужчина с улыбкой на устах. Пару фраз на английском – и я получил предложение обменять валюту, причем по очень выгодному курсу. Я боялся, что здесь есть подвох, но ввиду того, что местной валюты у меня было очень мало, я решился обменять 100 долларов по 11600 IRR. Получил я за свою сотню 1160000 IRR, взял в свои руки, пересчитал и, убедившись, что все правильно, отдал свои доллары. Никаких подвохов в обмене не было. Сумма – четко, никаких фальшивок и т.д. Далее я пошел домой, то есть в гостиницу. Придя в отель, я решил вздремнуть, т.к. не спал уже 1,5 суток. На сон у меня ушло 2,5 часа, после чего следующим пунктом назначения я выбрал парк Меллат. Недалеко от гостиницы полицейский любезно подсказал мне номер автобуса, но так как я не был знаком с общественным транспортом в Иране, я решил взять такси. Полицейский и этот вопрос взял на себя – остановил, договорился с водителем, озвучил мне сумму, и я поехал. Полчаса страха в такси – и я в парке. Это была пятница. Замечу, что четверг и пятница – выходные дни в Иране. Поэтому отдыхающих было много. Они гуляли, сидели на траве, целыми семьями отдыхали на коврах в тени роскошных крон деревьев парка. Это меня поразило – прямо на дорожке расстилается ковер, на котором персы отдыхают – общаются, кушают, пьют чай, курят кальяны, иногда молятся и т.п. Некоторые занимаются на тренажерах, доступ к которым абсолютно свободный. Кстати, огромное количество тренажеров установлено практически во всех местах отдыха по всей стране. И все это бесплатно. Я тоже не преминул воспользоваться тренажерами в парке Меллат, а потом попросил одного перса сфотографировать меня. Тот, конечно же, согласился.




При этом другой перс постарше (как выяснилось позже, ему было 55 лет) начал со мной говорить на английском, предложил прогуляться по парку и пообщаться. Мое согласие было воспринято с радостью. Мы пошли вдоль парка, направляясь к самому большому колесу обозрения в Иране, с которого я хотел посмотреть на Мешхед сверху, а также сделать фотографии с высоты птичьего полета. Вход в часть парка с аттракционами стоил 5000 IRR. А вот плата за катание на колесе обозрения взималась отдельно и составила 10000 IRR. Мой новый знакомый компанию мне не составил и остался ждать меня внизу. Оборот колеса составил около 20-25 минут, за которые я сделал пару десятков великолепных снимков.











Потом мы бродили по парку, говорили о жизни в наших странах, о привычках и обычаях. Я получил приглашение побывать дома у Махмуда (так звали моего знакомого), но вынужден был отказаться из-за того, что было поздно. После этого мы съели по мороженому, которое оказалось очень вкусным, Махмуд помог мне купить 4 новых вида пива и мы пошли к автобусной остановке. Махмуд порекомендовал мне добираться домой автобусом, т.к. это дешевле. Действительно, автобус стоит 2000 IRR, а такси – в 15 раз дороже. И я решился на такую поездку, т.к. это было новое приключение для меня. Зайдя в автобус, я долгое время общался с водителем языком жестов, пытаясь заплатить за проезд, пока не понял, что проезд оплачивается при выходе. Автобус Mercedes, как и большинство автобусов не только в Мешхеде, но и по всей стране, удивил тем, что в салоне работал кондиционер, что было очень приятно в жарком Иране. Причем работал кондиционер, несмотря на открытые нараспашку двери, коих там было три. Точно так же в течение получаса не глушился и двигатель, пока он стоял на конечной остановке. Салоны большинства автобусов Иране разделены на 2 части – впереди мужская, а сзади женская. Даже если нет разделения салона поручнями, то такое разделение подразумевается само собой. Автобусы движутся достаточно быстро, не уступая в скорости автомобилям. В 21:30 движение общественного транспорта (кроме такси) прекращается. Поэтому, если вы хотите добраться куда-то автобусе, сделайте это до 21:30.


Ввиду плохого знания города, вышел я из автобуса где-то в 21:30 в месте, которое мне показалось знакомым. Но гостиницы вокруг я не увидел. Руководствуясь каким-то шестым чувством, пошел в ту сторону, где ожидал найти свой отель. И действительно, пройдя пару площадей и около километра улиц, увидел свой Pardis Hotel на улице Имама Хомейни, 15. Когда проблема по поиску отеля была решена, мой организм переключился на нужды насущные, вспомнив, что в этот день он еще не ел. И опять удача – через дорогу от отеля я увидел вывеску с изображением какого-то блюда и кучей надписей на фарси (это были надписи «червячками», как я их называю). Спустившись в подвальное помещение, я попал в очень светлый зал простенькой закусочной. Парень-перс (что-то вроде официанта) указал мне на стену, где висело меню – плакат с «червячками» и ценами. Цены-то я, конечно, понял, но что за них можно получить – понять для меня было непосильной задачей. Первое, что сгенерировал мой голодный ум, был кебаб. Сказав официанту заветное слово, я прочитал в его глазах понимание. Заказ я сделал правильно, вернее, ура! – я смог сделать заказ. Пока я сидел в ожидании своего кебаба, взял в холодильнике пиво. Минут через десять мне принесли «беренч» (рис на фарси) – это было огромное блюдо, еще принесли отдельное блюдо с двумя кебабами и печеным помидором. Ко всему этому набору прилагался лаваш и брикетик масла. Такой ужин с двумя бутылками пива насытил меня до отвала и стоил 48000 IRR. Скажу, что рис я не очень люблю (но это в нашей стране). Попробовав рис в Иране, я полюбил его на всю жизнь – у нас я такого шедевра не ел никогда. Персы, так же как и азербайджанцы, готовят рис иначе, нежели мы, отчего он получается необычайно вкусным.


1 2 3 4 5 6


Материал:  http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=729&t=141626