Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Спелеологический клуб СибирьПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Из Казы на перевал Ротанг

На велосипеде по закрытой дороге из Казы на перевал Ротанг


В середине мая перед самым началом нашего велопутешествия по Химачал-Прадешу мы размышляли, начать ли с Киннаура и затем ехать в Спити и Лахул, или наоборот. Очень уж заманчиво было за несколько дней преодолеть два серьезных перевала и потом целый месяц ехать под горку. Задавали вопросы местным: «Открыт ли уже перевал Ротанг? Нет еще? Через несколько дней? Только пешком можно пройти? … А Кунзум как? Даже пешком еще не ходят?…». Узнав, что на Ротанге (3978 м) и Кунзуме (4551 м) нас поджидают еще не расчищенные бульдозером снежники в пару-тройку человеческих ростов высотой и догадавшись, что дорога под ними почти не отличима на вид от крутого склона, который был там до ее постройки, да еще со снегом, мы испугались и решили начать с теплого Киннаура (хоть и ехать весь месяц в горку).


Через три недели, 10 июня, мы проехали перевал Кунзум и спустились в Лахул. Перевал был уже официально открыт, но дорога – как проселок осенью в средней полосе России: текущая вода, вымывающая ложбины и оставляющая выпуклые валуны на нашем пути, мокрый вязкий песок, острые камни осыпи, которые немного разгреб бульдозер. Что же там было месяц назад?! Однако про Кунзум в другой раз, а сейчас про самое интересное – про то, что началось после спуска.


В Батале («крупном» населенном пункте, который целиком поместился на этой фотографии) нам сказали, что следующие 20 км – дорога закрыта, много снега, каменные завалы – бульдозер расчищает, на машине не проехать. Но нам-то что до машин? Пешком можно пройти, значит, и мы проедем. Даже обрадовались: не будет громких гудков над ухом и навязчивых вопросов «Куда вы едете? А из какой вы страны?». Заглянули в пропитанную густым запахом дала столовку, купили три луковицы (других овощей там не держат, а печенье давно надоело)…


Батал, Лахул, Batal, Lahaul


… и покатили по закрытой дороге. Паша сразу вырвался вперед.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


В километре от Батала притаился первый перекрывший дорогу снежник. В объезд него шла тракторная колея, по которой можно было проехать и на машине. Заметили забавную в снежном контексте надпись «Safety every turn», я уселась на камень и сделала вид, что кручу руль автобуса или грузовика.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Если не брать во внимание сезонные препятствия, дорога – хорошая грунтовка. Одно «но»: ее очистили от снежных завалов чуть ли не вчера, поэтому снега и воды очень много. Постоянные лужи (снежники тают) и полноводные ручьи, текущие по «проезжей части». Иногда в потоках попадались целые льдины! Валяются камни: и мелкие, и крупные, и всякие разные – кое-где ехать из-за них было неудобно, приходилось идти пешком.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Сверху – временная дорога, снизу – еще не готовая к употреблению постоянная. По колеям текут ручьи.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


И ни души! (кроме нас, конечно)


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Вот и первая работающая техника. Заметив нас, бульдозерист спустился и помог перетащить велосипеды через снежную кашу (ее видно справа от машины).


бульдозер в Лахуле, bulldozer in Lahaul


Ноги промокли, из сандалей пришлось вытряхивать снег.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Напротив впечатляющего ледника Шигри (длиной около двух десятков километров!), стекающего по глубокой долине, разрывая крутой гималайский хребет Пир-Панджал, мы остановились ночевать. Нижнюю часть ледника видно на выходе из ущелья посередине фотографии. Может быть, в будущем удастся походить там пешкомприхватив каски, кошки, веревки, ледорубы и ледобуры….


На следующий день, утром, когда мы навьючивали наших двухколесных осликов, я оглянулась на дорогу и вскрикнула. Паша решил, что ни больше ни меньше – подкрался снежный барс и уже было полез в кофр за фотоаппаратом. Знаете, что я увидела? Велосипедистку. Женщину лет 60-ти. В одиночку!!! Она шла пешком, хотя дорога была под горку, и ехать нетрудно. Мы дождались ее и предложили помощь (мало ли, почему идет, а не едет). Но она, как нам показалось, с презрением фыркнула: «Помощь? Может, хотите довезти мой багаж?». Что ж, не хочет общаться, значит, не надо.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Чем дальше от Батала, тем дорога хуже. Много снега, много камней, много льда и снежной каши. Сначала все-таки можно было проехать на машине. В таком стиле примерно:


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Потом начались снежники, через которые приходилось катить велосипед: бульдозер там к работе еще не приступал.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Кое-где торчали километровые столбики, и мы смеялись, что это зимняя разметка: сколько осталось снежных препятствий.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Снег-снег, а вот – вуаля! – начинается дорога.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Потом мы подобрались к самому сложному препятствию. Поворот реки Чандра, прижим, а над ним – крутой склон со снежником. Обрыв, бурная ледяная вода, которая грузовик может унести, не то, что человека. И – представьте – по снежнику хаотично перемещаются человек 40 индийцев. Грязные, тощие, неловкие, головы замотаны ветхим тряпьем. Это был трудный и на самом деле опасный участок, но они не придерживались одной тропы, не шли друг за другом, не выбивали носками ботинков ступеней, как обычно делают в таких местах. Каждый шел по своему пути по тонкому слою подтаявшего снега, лежащего на крутом и твердом фирне. Рискуя сорваться над тем местом, где снежный склон оканчивался обрывом над бурлящей ледяной рекой, смеясь и покрякивая, на попах они скатывались вниз на дорогу. Мы уже несколько дней встречали такие «интеллигентного вида» группы, идущие нам навстречу, в Спити через перевал Кунзум и сочли их за сезонных рабочих, которые спешат поскорее занять вакантные места. Вот один из них, пожалуй, наиболее прилично выглядящий.


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Нам предстояло преодолеть этот крутой снежник (или скатиться по нему в ледяную воду Чандры). Причем, если у индийцев был один легкий пакетик с вещами на троих, а у нас – два велосипеда с двумя велорюкзаками. «Ой-ой-ой, не пройдете с велосипедами», – один из индийцев покрутил правой рукой. Это в Индии аналог русского жеста «нет»: мы крутим туда-сюда головой, а они так же вертят ладонью. Но не будем же мы возвращаться в Спити!


Метрах в десяти над дорогой снежник был шириной около 20 метров и потом виден глиняный склон. Мы подождали, пока толпа схлынет, поднялись по надежной осыпи, осмотрели место. Выбрали путь по снегу и решили, что нужно выбить хорошие ступени. Ледорубов и тяжелых ботинок у нас не было, поэтому мы вооружились плоскими камнями: полчаса трудов – и через 20-метровый снежник можно пройти хоть в балетных тапочках.


Поднять велосипед по осыпи просто: выталкиваешь его наверх, зажимаешь задний тормоз, подходишь сам, опираясь на него, дальше выталкиваешь. Через снежник идешь по ступеням, а велосипед ведешь по снегу выше, с наклоном на себя, так, чтобы велосипед катился. Паша вел руль, а я поддерживала за багажник, чтобы заднее колесо не съезжало юзом вниз. Велорюкзаки перенесли отдельным «рейсом».


Добрались до осыпи, а там за перегибом… еще более крутой склон, снизу которого снежник. Через некоторое время снежник становится более пологим, а осыпь наоборот, более крутой, почти непроходимой (туда, как ни странно, и ведут следы индийских рабочих). Мы решили, что нам нужно идти чуть выше границы снега по склону, а, когда снежник станет достаточно пологим, спуститься на него. Действовали так: я катила / перетаскивала велосипед по склону за руль, а Паша контролировал его за заднее колесо с помощью четырехметровой стропы, привязанной к подседельному штырю. Он шел сзади выше по склону и удерживал велосипед от съезжания вниз-вперед. Передвигались очень медленно, поочередно (Паша когда стоял, выдавал стропу). Мы были слишком заняты, чтобы фотографировать, поэтому на этой карточке вид на «второй этап» (когда тащили велосипеды по границе склона и снега). На фото я иду по тому же маршруту, а на снегу видны велосипедные следы.


велосипед в Лахул, cycling in Lahaul


После препятствия мы сделали обед. «Ланчем» в химачальских придорожных столовых – «дабах» принято называть момо (пельмени), чоумин (жареную лапшу), тукпу (суп с лапшой) и изредка дал (рис с бобовой подливкой) – ничего больше просто нет. У нас на ланч имелись кукурузные хлопья, которые мы заливали сладким чаем. Вкусно кстати, вы не подумайте.


Сидим, обедаем. Видим, по снежнику перебирается невежливая велосипедистка без велосипеда, и к нам. «Вы, – говорит, – помощь предлагали? Помогите, пожалуйста, велосипед перенести через этот кошмар». Мы не отказались, пошли обратно к снежнику. Ее велосипед перетащили минут за 10 – вот что значит отработанная технология! Женщина оказалась из Англии, едет по этой дороге уже четвертый раз. Велосипед дорогой и легкий, а вот резина дорожная и уже на три четверти лысая. На переднем колесе висит два баула велорюкзака, которые мешают маневрировать, и в итоге по каменистой дороге, где мы спокойно едем, она катит свой велосипед рядом с собой. Рассказала, что по Индии путешествует исключительно на велосипеде, даже по пыльной и жаркой равнине, вот это героизм!


Остальные снежники (всего их было штук 20) мы преодолели без проблем, а Паша некоторые даже проехал на велосипеде. Пару раз помогали друг другу: перевозили каждый велосипед вдвоем, для страховки. До чего ж хороша эта дорога, когда на ней нет машин! Хоть и приходилось иногда идти пешком.


Ночевать остановились в километре от села Чатру. В самом селе видели ночлежку, вроде гаража с койками. Там же находится «даба» (на выбор рис с далом или дал с рисом) и два-три магазинчика с чипсами-газиривкой. Мы по традиции купили лук – единственный доступный в продаже овощ. 30 рупий за килограмм, пока что это рекорд, в Спити везде был по 20:)


Большую часть похода мы страдали от недостатка овощей. Еще дома, в долине Куллу, мы насушили морковки перед электрообогревателем и купили сушеных яблок, а из Таиланда привезли сухой жареный лук. Но все это быстро закончилось. В Спити с овощами-фруктами плохо, они продаются, по сути, только в Казе и Табо. В остальных деревушках, которые встречаются редко (если едешь на велосипеде), в лучшем случае можно купить лук и картошку. Правда в Гью нам повезло: за полчаса перед нами прибыла разъездная лавка с овощами, и Паша «отхватил» три килограмма «дефицита» – прекрасных манго. Но если не считать этих неожиданных подарков судьбы, то в качестве овощей-фруктов мы всю дорогу ели изюм (50 грамм утром в кашу) и разводные супчики (придавали ими вкус вечерним супам).


Находясь в состоянии «не могу терпеть – хочу манго», мы купили лука и отправились искать место для стоянки. Нашли отличный зеленый луг, заросший травами и цветами, – от такого мы уже отвыкли. О, а что это растет под ногами? Морковка? Или петрушка? Срываю, нюхаю, пробую. Поднимаю глаза на Пашу, а у него на зубах тоже что-то зеленое (как оказалось – щавель), и напряженное выражение на лице, пытается понять, можно ли это есть. Когда хочется свежих овощей, все идет в ход. Набрали щавеля, нарезали, добавили вечером в суп – вкусно!


Когда стемнело, деревня Чатру выделялась вдали из темноты электрическим светом. Горели ровно две лампочки.


Утром из палатки нос было противно вытащить: туман, дождь, серые насупленные облака. А нам как раз предстояло подниматься на перевал Ротанг! Повезло, нечего сказать… Скрипя зубами, собираемся и выезжаем. На часах около 7 утра. Хорошо еще, что после Чатру дорогу уже почистили: не нужно перетаскивать велосипеды через снежники. Но холодные броды с каменистым дном через каждые пару километров… бррр!


дорога в Лахуле, road in Lahaul


Поселок Грамфу на развилке на Казу и Кейлонг состоит ровно из одной столовой, но упомянут как в топографических картах, так и на километровых столбах. Мы подъехали к нему около 10 утра. Асфальт!!! А вместе с ним – грузовики, туристические джипы и «визитная карточка иностранца» мотоциклы «Энфилд». Их не так уж много, но, по сравнению с пустой дорогой, это уже совсем другое.


Сфотографировалась на ротанг-бульдозере. Такие агрегаты без кабины чистят дорогу через перевал Ротанг от зимнего снега (весной) и обвалов (круглый год).


бульдозер на перевале Ротанг, Rohtang pass bulldozer


До перевала Ротанг мы добрались к часу дня и не сказать, чтобы смертельно уставшими. Дорога, в целом, довольно хорошая, большая часть – по асфальту. Вот он, вид сверху Ротанга. Солнышко выглянуло!


перевал Ротанг, Rohtang pass


Со стороны Лахула с придорожного снежника катались как с горки несколько индийских семей в смешных комбинезонах – уморительное зрелище. Дорога на седловине перевала – как будто едешь по Тверской – прекрасная, ровная, широкая. Там же, где индотуристы расчехляют фотокамеры и позируют на фоне необычного для них снега (многие видят его здесь первый раз в жизни), пастух-лахулец гнал стадо коз. Все в жизни перемешано: и новое, и старое.


перевал Ротанг, Rohtang pass


А потом… мы увидели, что творится на перевале со стороны долины Куллу. Ребята, это нечто инфернальное. Как на пляже в Сочи. Тысячи индийцев в арендованных на день комбинезонах в стиле «гибрид шино-человека Мишлен с телепузиком», палаточный город (магазинчики и столовые), картинные яки для фотографирования, деревянные санки и, пардон, запах сортира. Вся обочина забита припаркованными машинами. В Лахуле мне понравилось больше…


перевал Ротанг, Rohtang pass


Отвлечемся и посмотрим вниз, на зеленую долину Куллу. Если зажать нос, то глаз радуется.


долина Куллу, Kullu valley


Просидели на перевале целый час, чтобы не упустить сеть и дозвониться-таки Лене и Андрею, в Вашишт. Дозвонившись и договорившись встретиться вечером, мы быстро-быстро покатились вниз. Правда, сначала вышло медленно-медленно, потому что дорога от Ротанга до Мархи (следующей туристической агломерации столовых и сувенирных лавок) плохая. В самом плохом месте – однополосная глиняная колея. Ее каждый день перемешивают тысячами машин с индийцами, приезжающими посмотреть на настоящий снег. Попали в пробку – тридцать машин туда, тридцать обратно, одна колея. Пришлось обходить по краю, под приветственные гудки, фотографирование из каждой второй машины и крики «How it’s possible cycle to Rohtang la? What’s your country???».


А вот дорогой от Мархи вниз, я считаю, Индия может гордиться. Она идеальна. Едешь вниз, и не надо крутить педали, только придерживай руль и тормози.


дорога с перевала Ротанг в Манали, road from Rohtang pass to Manali


На спуске с Пашей случился казус: оторвались три стропы у сандалии. Пришлось приматывать подошву скотчем к ступне, чтобы хоть как-то дотянуть до Вашишта. К 6 вечера, измученные больше плотным невежливым трафиком (почему-то в Спити водители были куда деликатнее) и постоянным звуком клаксона, чем физическими нагрузками, мы притащились в Вашишт. Лена и Андрей, спасибо вам большое за теплоту, уют и дружескую встречу. Это очень-очень важно, когда возвращаешься из похода, думаю, вы понимаете, о чем я.


Материал:  http://gingertea.ru/closed-road-from-kunzum-to-rohtang/




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий