|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Спелеологический клуб СибирьПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Репортажи | Небесные пастбища алтайцев

Максим Костин


Как бы я не рвался на вольный Алтай, а дверь офисной клетки, со скрипом, отворилась лишь в октябре. Выехали поздновато, добрались в кромешной тьме.


Гостевая изба, еле различимая на фоне мрачных гор, встретила нас увесистым замком. Уставшие и измотанные мы подкатили к еле различимой тропе ведущей в низ в долину, где затерялся крошечный летний аил нашего друга пастуха. Пришлось еще немало покататься по темноте горной долины, нащупав эту маленькую, межсезонную избушку Женьки (всего у него три домика для выпаса скота). Тут и помог фотоаппарат (Canon 5D Mark II), снимок на длинной выдержке показал направление к домику семьи пастухов.



Ночной снимок горной долины, где то там прячется маленький домик Женьки.


Поколесив в низине, наткнулись на внезапный лай собак, который эхом разливавшийся по всей долине приведший к порогу Женькиного дома. Ключи от гостевой избы укрепили надежду на ночлег. А бонусом достался беспокойный хозяин, решивший следовать к своим зимним хоромам вместе с нами, торопливо выкладывая все последние новости пастушьей долины на еле разборчивом русско- тюркском языке. По прошлому приезду помнилось, что главное не дать нашему хозяину добраться до огненной воды - тогда бессонная ночь обеспечена.



Уставшие,но довольные расположились в гостеприимной избе



Дмитрий Владимирович, наш проводник и разказчик, с ним каждая поездка, как путешествие в прошлое.


Поначалу все обошлось, а вот в 4 утра(!) Женька со свойственным ему шумом и ворчанием ввалился в избу, решив что мы уже выспались, призывал нас срочно отправится резать его барана - нам же в подарок. Дмитрию Владимировичу (археологу) обладающему местными дипломатическими методами, еле удалось убедить Женьку уйти и дать нам поспать хотя бы еще 2 часа.


Для меня это уже было привычно и не шокировало, как при нашем первом знакомстве с "Хозяином небесных пастбищ".


Еле встав и наспех позавтракав, мы с нашим "Индианой Джонсом" выдвинулись к пастушьему аилу, на встречу еще неизведанному барану.



Освежеванная туша парила на морозе, висев на большем гвозде в стене дома.



Я дал Женьке свой якутский нож для разделки туши. С ловкостью хирурга и менее чем за 5 минут Женька уложил барана во флягу, похвалил нож и пригласил на утренний чай.



Тоня предложила на завтрак - сырчик, каймак (сливки) и домашние лепешки, еще что то местное, не помню. Пришлось тактично отказаться. В высокогорной местности (в коей мы и находились) - полное отсутствие кустарника. Ведь мне помнилось, что Алтайский завтрак имеет свойство покидать мое тело в любой момент времени, не взирая на местный ландшафт.



Так сушат сырчик .


За утренним чаем я расспросил сколько все же детей у пастухов:


5. Санаа - (Умная) 7 лет;


4. Айястан (Сокол) 10 лет


3. Айяру (Луна полная)- 13 лет


2. Арунай (Луна)-20 лет


1. Куляр (Бронза)-22 года


Маленьких Алтайцев увозят учиться в город Горно-Алтайск и другие места в России, там они очень скучают по дому и после учебы в основном возвращаются. Вне своей среды им кажется жизнь чужой, искусственной и сухой.



У Жени с Тоней среди многочисленного традиционого скота есть очень забавные внешне помеси коровы и яка, или яка и коровы.



В этой долине так же разводят верблюдов:


Величественные алтайские верблюды, если не корабли пустыни, то уж точно полноценные горцы.




Днем Женька пришел к нам в гости поговорить. Как чертик из табакерки появились его коллеги, соседи пастухи.



Они стояли и наблюдали за нами как мы готовим их (алтайского) барана, хорошо что не засмеяли.


Спустя час Женька разговорился и поведал о древнем способе гадания на 41 одном камне, которым пользовались его предки.



Хуваанак – древний способ гадания и предсказания на камнях. Расклад камней и установление связи с духами - хуваанак производится в изменённом состоянии сознания и позволяет угадать направления развития событий. В этом случае шаман имеет беспрепятственный доступ к поистине безграничному источнику информации.


Гадание на камнях требует секретных знаний в шаманской математике и цифровой символике. Например, важной является цифра 41. Существует поверье, что гадательные камни имеют особую силу, если они собраны среди галек 41 реки или добыты из зоба птицы, которая подобрала их с берегов 41 речки.


А так же о том что в этих горах есть места куда даже он боится ходить.



Это святые места, что бы туда ходить нужно уметь молится, а они, современные Алтайцы, попросту забыли как правильно это делать. Поэтому решают просто не соваться туда.



В горных долинах много курганов и оградок, предков и предшественников Женьки и его соседей пастухов.


Алтайцы относятся к этим местам так же с большим почтением.


Пришло время уезжать, мы попрощались до следующего лета, пожелали друг - другу перезимовать без потерь, в этих местах такое пожелание очень актуально.



В алтайских аилах до сих пор живы нормы истинно человеческого отношения к странствующему, сохранить которые, увы, удалось далеко не всем. Щедрость по отношению к гостю это норма светломыслящих алтайцев, самое плохое слово — это «скупец» (кыйгас). Входя в аил, можно обходиться без стука, и это воспринимается естественно. Алтайцам нечего скрывать, они не делают чего- то такого, чтобы бояться чужого взгляда.


Поначалу это было непривычно для меня - мы, отгороженные стенами, квартирами, друг от друга, выглядим несчастными созданиями, боящимися даже случайных взоров.


Материал:  http://max-kostin.livejournal.com




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий