|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Проекты | Архитектура | Три взгляда на современную архитектуру из древесины

Три взгляда на современную архитектуру из древесины


Польза, прочность, красота (лат.)

Марк Витрувий Поллион в сочинении «Десять книг об архитектуре ( 18-16 гг. до н.э.)


Древесина на протяжении веков используется человеком в качестве природного строительного материала. Дерево – экологически рациональный материал, так как является возобновляемым природным ресурсом, влияет на экобаланс (переработка CO2) и улучшает климатические условия. Во многих странах древесина является традициональным строительным материалом (жаль, что очень часто традиции забываются и пропадают). Здесь я хочу описать три проекта архитектуры из дерева, которые произвели на меня особенное впечатление. Все они разные из различных культур и различных авторов, но все сделаны с большой любовью и вниманием.


Firmitas – польза / проект жилых домов в Батшунсе (Форарльберг - Австрия) / Вальтер Унтеррайнер


Архитектор Вальтер Унтеррайнер из Aвстрии. Живет и работает в местечке Фельдкирх (Форарльберг – Австрия). В своей архитектуре он эксперементирует с различными экологическими и низкоэнергетическими методами проектирования и строительства. Преподает на университете в Зальцбурге. Участвует на различных международных семинарах в качестве ментора. В 2007 водил мастерскую и читал лекции на архитектурном факультете в Любляне (Словения).


На своих лекциях Унтеррайнер всегда акцентирует тот факт, что нельзя каждую архитектуру назвать экологической архитектурой. Иногда может оказаться так, что в определенной ситуации конструктивное решение из бетона может оказаться более экологическим чем из древесины. Он так же утверждает, что при проектировании очень важную роль играют детали, «/.../ без деталей нельзя ожидать хорошего результата.» По его словам нет большой необходимости искать все решения в прошлом, очень важно искать возможности для иноваций и постоянно эксперементировать, обязательно оценивать все аспекты строительства (экологический баланс, финансы, архитектуру...). В его мастерской все детали проектируются вручную (без компьютеров) и в масштабе 1:2. Особенное внимание уделяется деталям для сборного строительства, когда все они должны очень точно подходить друг к другу.


Проект жилых домов в Батшунсе (Форарльберг) построенных в 1998 году является первым пректом в Австрии, где употреблена полная пассивная система отопления. Примером для выбора материалов и конструкции для этой застройки послужила традициональная архитектура Форарльберга, которая была интерпретирована основываясь на современные принципы.


Началом проекта в Батшунсе стал конкурс для застройки четырех или пяти жилых модулей, который организовал частный инвестор. Мастерская Унтеррайнера выиграла с предложением рядовой застройки, которую составили четыре секционных дома (6 x 12 метров) в одной части участка и два (6 x 9 метров) в другой. Очень важным аспектом при проектировании являлась форма рельефа. Четыре модуля, которые поставлены вдоль улицы, круто поднимающейся вверх, повторяют ее наклон и поднимаются один за другим приблизительно на 60 см. Они имеют по два этажа и подземный гараж. Входы в эти модули организованы из первого этажа. Другие два дома, поставлены немного в сторону и имеют по три этажа и подземный гараж. Вход находится в среднем уровне, откуда ведет лестница в первый и третий этаж. Каждый вход (вместо лестницы) оборудован пандусом, таким образом предусмотрена возможность доступа для инвалидов.




Все модули спроектированы и построены как пассивная архитектура и поэтому не имеют классической системы отопления. Отопление и проветривание организовано по принципу природного кружения воздушных масс, с дополнительными фильтрами и системой довода свежего воздуха. Все строится на приципах хорошей теплоизоляции, правильной организации фасада и окон. Фасады спроектированы по логике ориентации: на севере не много окон и все они небольшие, на юг выходят широкие панорамные окна. Качество окон очень сильно влияет на качество теплоизоляции, поэтому здесь были монтированы высокотехнологические окна с тройным остеклением и в деревянных рамах.





Фасадный плащ выполнен из необработанного дерева (древесина консервирует сама себя). На южных фасадах установлены солнечные коллекторы для подогрева воды. Основные материалы в интерьере модулей это древесина и стекло. С помощью разработки специальных деталей команда Унтеррайнера получила возможность обустроить деревянные полы даже в ванной.




Планы организованы свободно, таким образом чтобы каждый будущий хозяин квартиры мог обустрить жилище «под себя».


Интересно отметить, что профессор Унтеррайнер во время работы над проектом «влюбился» в природу, где стоят эти дома и поэтому решил купить для себя один блок. Здесь он живет и сейчас и поэтому имеет возможность делать различные проверки и эксперименты а также замеры энергии, эти данные он употребляет во всех своих следующих пректах.


Utilitas – прочность / жилой дом из древесины в местечке Стари Трг при Вишньи Гори (Словения) / Янез Кожель


Архитектор Янез Кожель – профессор на архитектурном факультете в Любляне (Словения). Читает лекции по предмету «Архитектура города» и водит мастерскую с таким же названием. Он также преподает на различных архитектурных факультетах как приглашенный прфессор.


Архитектура профессора Кожеля строится на взаимотношении между человеком, архитектурой и пространством. Если хотите она функциональна от начала – анализирования возможностей локации и до конца – ее использования. В данный момент Кожель экспериментирует с архитектурой из древесины. Один из его проектов последних лет это загородный жилой дом в Вишньи Гори (2000-2003). На самом деле назвать этот проект просто «жилой дом» не совсем правильно, это скорее комплекс трех построек для загородного жилого дома.



Пример успешен, потому что проект развивался на основе совместной работы и взаимопонимания между архитектором и инвестором. Строительство началось с небольшого садового павильона, который хозяева временно использовали как летний жилой павильон, пока велось строительство дома и гаража. Гараж поставили вторым и во время строительства использовали его для хранения стройматериалов. Дом был возведен третьим.



Чтобы сохранить красоту природы и включить ее в оформление нового пространства, Кожель разместил эти три объекта вдоль границ участка. Таким образом он организовал своеобразный полузакрытый от посторонних глаз «атриум» - внутренний дворик. Садовый павильон, который визуально подчеркивает границы сада и участка, характеризует определенная легкость. Объект работает как монтажная структура, например фасадные панели это одновременно и ставни на окнах.



Легкая конструкция многофункционального гаража поставлена на подъезде к участку. Структуру ее фасада составляют горизонтальные доски, и подобно занавесу закрывают «сердце» сада од взглядов мимоидущих.



Дом, как доминанта, поставлен на наивысшую точку участка, откуда открывается прекрасный вид на всю архитектурную композицию. Функционально дом организован так, что ночные помещения расположены на втором уровне, а дневные в первом. Это отражается и на материалах и конструкции фасадов. Первый массивный этаж построен из кирпича и бетона и облицован волокно-цементными плитами серого цвета, второй-спальный этаж построен из легкой деревянной конструкции и облицован фасдными досками из мацесны.





Функциональность также видна из организации фасадов и окон. Фасад, который большую часть суток освещен солнцем, обращен в сад и имеет большие окна, которые по потребности затеняют подвижные ставни-скрины, задний фасад, который повернут в сторону леса, закрыт и дает ощущение безопасности. Красный цвет фасадов выбран неслучайно, так архитектор хотел определить четкую границу между природой и постройками. Таким образом архитектура должна стать кулисой для пестрой структуры сада.


Venustas – красота / лютеранская церковь Виикки в Хельсинки (Финляндия) / Jkmm Architects


Архитектурная мастерская JKMM Architects была установлена в 1998 четырьмя партнерами Асмо Яаакси, Теему Куркела, Самули Миеттинен и Юха Мяки-Юллила. В 2006 году Самули Миеттиненчитал лекции на десятом международном симпозиуме им. Алвара Аалто «Less and More«.


Принципы работы JKMM Architects:


«Архитектура должна опираться на контекст» - архитектура даже одного здания организовывает более широкий контекст: новые фрагменты городской ткани и образование ландшафта.


«Архитектура должна работать с людьми» - ощущение пространства, масштаба и функции это абстрактно, но здания должны переводить эти понятия в физическую форму. Здания начинают жить тогда кто-то употребляет их.


«Архитектура должна работать со скульптурой» - слежение неким силам перед определением архитектурной концепции это логика скулптуры. Дизайнерский процесс это очень деликатное образование баланса между современным и тем что не определено временем, между стереотипной красотой и комплексными открытиями.


«Архитектура должна работать с ремесленниками.» - Наиболее важно это законченное здание. Через годы архитектура должна противостоять времени, но со временем должна становиться все красивее. Материалы здания реальны, они имеют свою текстуру, тяжесть и запах. Узлы стыкования деревянных лодок несут красоту в своей простоте ифункция определена природой и исполнением. Красота архитектуры заключается в деталях финализации.




В 2005 году JKMM Architects закончили строительство церкви Виикки в Хельсинки. В этом проекте они пытались соединить новые структурные концепции, которые основывались на интерпретации традициональных принципов строительства финнских церквей. Проект церкви был конкурсным проектом, который организовал районный центр Латокартано в 2000 гду. JKMM Architects выиграли с предложением строительства церкви из дерева и обустройством площади и парка. Волнообразный объем церкви организует диалог между архитектурой и ландшфтом. Членение здания обусловлено функцией и освещением внутренних помещений. Сам объем церкви включает не только сакральные помещения, но и районный дневной центр, комнаты для собраний и кабинеты.





Организция этой архитектуры нетрадициональна для церковной, единственные наружние знаки принадлежности к ней это приземистая колокольня и субтильный, едва заметный крест. Наиболее сильное впечатление архитектура производит, когда минуя входное помещение, ты попадаешь внутрь главного зала. Пространство поражает своей аккуратностью и элегантностью. При большом количестве деталей не создается ощущения нагроможденности, а напротив заметна необыкновенная легкость. Главное помещение с широкими панорамными окнами, над алтарем внезапно открывается вверх на двойную высоту, что придает особенное чувство безвременности. Алтарь сделанный ввиде открытой книги спроектировал художник Антти Тантту, он также стелал дизайн украшения алтаря и алтарный крест.


Внутренняя мебель выполнена в стиле строгого минимализма. Фасадная кожа покрыта осиновой дранкой, которая со временем приобретет серебристо серый цвет.


Финский приятель моей подруги, когда увидел эту церковь, сказал, что если когда-нибудь будет венчаться, то именно здесь в Виикки.



Анна Кравцова


Фотографии: Арно де ла Шапелль, Миран Камбич , Маргерита Шпилуттини, Анна Кравцова


Использованы материалы сайта: http://architektonika.ru/2007/06/05/firmitas_utilitas_venustas_tri_vzgljada_na_sovremennuju_arkhitekturu_iz_drevesiny.html


ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий