Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос Все реки


Архитектура | Подъём Александровской колонны

Подъём Александровской колонны
Как это было?


Подъём Александровской колонны длился менее 2 часов. Всю операцию можно описать коротко: "Подняли, подержали на весу пока не утихли колебания, и опустили на базу".


Какие механизмы помогали осуществить подъём Александровской колонны?


На подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке установили 60 кабестанов (воротов). Их закрепили канатами к сваям, забитым в грунт


Два чугунных барабана на деревянной раме приводились в движение 4 горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса.



Чертежи кабестанов и механизмов, которые использовались для подъёма колонны. В самом низу чертеж плеча (рычага) кабестана длиной более четырех метров. Всего у каждого кабестана четыре рычага.


Через направляющие блоки, укреплённые внизу лесов, от кабестанов шли канаты к верхним блокам полиспастов, подвешенным к двойным дубовым перекладинам. А нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны. Эти приспособления позволили получить заметный выигрыш в силе для поднятия Александровской колонны.


Сколько человек поднимали Александровскую колонну?


На поднятие колонны, кроме рабочих, привлекли более 1500 гвардейцев и унтер-офицеров. Николай I считал символичным установку монумента в честь имератора-победителя армией, принимавшей участие в войне 1812 года.



Подъём Александровской колонны 30 июня 1832 года. Рисунок Монферрана


Порядок расстановки рабочих на платформе для поднятия колонны


На каждом кабестане, под командою унтер-офицера, работало 16 чел., плюс 8 человек находилось в резерве для смены устающих; старший в команде отвечал за равномерность шага, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната;


1 десятник на 6 кабестанов следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде;


4 помощника Монферрана стояли по углам лесов и наблюдали каждый за работой 15 кабестанов;


на лесах 100 человек следили за блоками и канатами, выправляя их при необходимости;


60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиспастов в правильном положении;


50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай;


60 человек следили, чтобы посторонние не подходили к направляющим блокам и кабестанам;


30 рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны;


10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор под колонну;


на передней части лесов, на высоте 6 м, стоял десятник для подачи колоколом сигналов; каждый этап работ, каждое действие должны были происходить по особому сигналу;


на самой высокой точке лесов находился офицер для установки флага, как только колонна станет на свое место;


дежурил врач для оказания первой помощи;


в резерве стояла бригада рабочих с инструментами и материалами.


Продуманная организация, строгий и ясный распорядок работы, расстановка людей с чётким определением обязанностей обеспечила успех предприятия. Руководил подъёмом Монферран лично.


Однако Александр Бенуа в статье " Старые годы", вышедшей в апрельском номере журнала "Рассадник искусства" за 1909 год, спустя 77 лет после установки колонны, пишет, что главная заслуга в области всех инженерных работ, связанных с постройками Монферрана, принадлежит Антонио Адамини, который руководил установкой Александровской колонны и колоннады Исаакия.


Как проходило поднятие колонны 30 августа 1832 года?


Операция началась ровно в 2 часа дня. После команды колонна медленно двинулась вместе с салазками горизонтально. Головка стержня стала постепенно подниматься вверх. Всё шло гладко... до момента отделения колонны от тележки.



Фрагмент рисунка Монферрана. Подъём Александровской колонны


Из записей Монферрана: «Немногие знают, что в ту минуту, когда колонна съезжала с передвижного подмостка и должна была повиснуть только на канатах, три кабестана почти одновременно остановились, т.к. перепутались канаты нескольких шкивов, и что в этот критический момент обломился один из шкивов и обрушился вниз, туда, где стояло много людей, очень быстро отбежавших, что произвело некоторое замешательство среди окружавших меня рабочих. К счастью, солдаты, обслуживавшие кабестаны у того самого места, где это случилось, были нисколько этим не потревожены и продолжали мерно шагать, их спокойствие передалось остальным и каждый занял свое место».


Вскоре колонна повисла в 2 с лишним метрах над пьедесталом. Успокоив колебания, Монферран выровнял стержень строго вертикально по оси с помощью нескольких кабестанов. В это же время каменщики подливали раствор на пьедестал.



Фрагмент рисунка Монферрана. Подъём Александровской колонны


Послышался новый сигнал и солдаты на кабестанах начали вращать рукоятки в обратном направлении.


«Тотчас стало видно, что колонна медленно опускается на свой пьедестал и становится на него без малейшего сотрясения и не вызывая ни малейшего движения в лесах». Из записей Монферрана.


Сигналом о завершении работ послужил императорский штандарт, установленный находившемся на верху морским офицером.


Кто присутствовал при подъёме Александровской колонны?


Такое редкое зрелище, в возможность которого сегодня многие не верят, привлекло массу наблюдателей. Посреди помоста устроили 1000 зрительских мест только " для свиты Государя Императора, для знатнейших чинов двора, для членов Государственного совета, для чужестранных министров и прочих особ ." Для них поставили специальные шатры.



Рисунок из альбома Монферрана "План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру". Шатёр императорской семьи для присутствия на подъёме Александровской колонны.


По-восточному роскошный императорский шатёр из яркого кашемира, выглядел особенно торжественно.


Монферран вспоминал: «Удивление, боязнь, надежда запечатлелись на всех лицах. Сейчас уже никто не признается в том, что <…>, пока длилась установка монолита, все с ужасом опасались самой ужасной катастрофы. <…> Не одно благородное сердце, ни разу не дрогнувшее в битвах, испытало на этот раз глубокое волнение».


Что изобразил художник Г. Гагарин на картине?


На следующий день после установки начали разбирать все деревянные конструкции. От лесов оставили 4 стояка, около которых построили лестницы. Значительно дольше разбирали каменное основание, построенное для лесов.



Худ. Григорий Гагарин. Александровская колонна в лесах. 1832—1833


После установки с колонной продолжали работать камнетёсы. Несколько месяцев работали одновременно более 200 человек. Они


стесали пояса, оставленные на монолите для перекатки и подъема,


провели окончательную отделку по точным лекалам и


отполировали камень.


Этот момент и перенёс на полотно русский художник-любитель, иллюстратор, исследователь искусства, архитектор, обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник князь Григорий Григорьевич Гагарин. Завершающие оформление Александровской колонны работы длились ещё 2 года.


Источник







Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий