Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Архитектура | Какой видели Москву будущего в 1930-х

Какой видели Москву будущего в 1930-х



В 1935 году в журнале «Техника Молодежи» была описана Москва через 10 лет после начала выполнения Генерального плана реконструкции. 15 млн. кв. м нового жилья — дома выше 6 этажей, высота комнат увеличена с 2,8 до 3-3,2 метра. ГУМ снесён, Красная площадь расширена вдвое и гранитными уступами соединяется с площадью Революции и площадью Свердлова. Юго-запад «застраивается по-американски». Прорыты несколько водных магистралей. В перевозке товаров, почты, уборке мусора электромобили к 1945 году почти вытеснили бензиновый автомобиль.


Главной проблемой Москвы в 1930-е стал резкий рост численности населения: в начале 1917 года — 1 млн. 850 тыс. человек, а в 1935-м — 4 млн. (рост более, чем в 2 раза). И это при том, что до дореволюционной численности Москва восстановилась только в 1924-25 годах (в 1920-м её население — 1,1 млн.). Т.е. за 10 лет население увеличилось на 2,2 млн. человек.


К 1945 году Москва очень сильно изменилась бы. К примеру, был бы почти полностью снесены старые дома центра города. Но Великая Отечественная война поставила крест грандиозных планах перестройки города. Из самых значительных задумок мы к начале 1950-х увидели только семь сталинских высоток. Если бы не война, их было бы 30-40.


О том, какой могла бы стать Москва при реализации Генплана 1935 года — в материала И.Давыдова ,«Будущая Москва», №9, 1935 год (мы приводим текст в сокращении).


«У нас сейчас 15 с лишним миллионов квадратных метров жилой площади — надо построить ещё столько же. Водопровод подаёт в город сейчас 45 миллионов ведер воды, а он должен будет давать в четыре раза больше. Какую бы отрасль городской жизни и городского хозяйства мы ни взяли, всюду нас поражают гигантский размах и колоссальный рост.


Самые острые вопросы московской городской жизни в настоящее время — это жилищный вопрос и организация городского движения. В Москве тесно жить. Движение по её узким улицам, запруженным публикой, трамваями, автомобилями, затруднено.



Вверху — схема планировки новой Москвы. Посмотрите на карту. Вам бросаются в глаза несколько колец из чёрных линий. Это исторически сложившаяся радиально кольцевая система улиц. Она принята в основу планировки Москвы. Её заполняет система новых улиц, разгружающих центр города от движения. Вы видите цепь жирных чёрных точек — это существующая граница города. Проектируемая граница будущей Москвы очерчена цепью черных тире, перемежающихся с жирными точками. Вокруг этой гигантской территории создается мощный лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 километров. Этот пояс оцепляет весь город и через парки, набережные и бульвары проходит к центру — Новая Москва будет самым зелёным, цветущим и здоровым городом.


Вместо старых деревянных, ветхих домишек будут выстроены новые не ниже 6 этажей, снабженные всеми удобствами дома. Плотность застройки будет значительно меньше существующей, так как территория города увеличивается больше чем вдвое, с 28,5 тысяч га до 60 тысяч га — за счёт прирезки новых земель. Внутри жилого квартала будут устроены большие открытые площадки, зелёные и цветные насаждения.


Качество строящихся домов будет несравненно выше построек 1931-1933 годов. Высота комнат увеличена с 2,8 до 3-3,2 метра. Лестницы делаются шире. Значительно улучшаются стандарты на деревянные детали, скобянку (ручки, шпингалеты и т.п.). Особое внимание будет обращено на внутреннюю планировку квартир. Сейчас объявлена война комнатам с 6-8 углами, которые раньше оправдывались „конструктивными“ соображениями. Стены кладутся толще — в 2 кирпича, вместо полутора. Полы, рамы, двери будут допускаться только из сухого леса. Намного повышается качество штукатурки и. окраски. Постройка нового газового завода под Москвой и осуществление дальнего газоснабжения позволят дать газ во все новые дома и в большинство старых домов.



В новой Москве не будет больше варварского истребления наших лесов в голландских печах и неэкономных котельных в каждом доме. Будут построены новые мощные теплоэлектроцентрали, которые дадут тепло и горячую воду. В новой Москве широко будет осуществлена американская система „Эйркондишионинг“, которая регулирует одновременно и температуру, и влажность, и чистоту воздуха в здании. Удаление мусора будет облегчено устройством в новых домах специальных мусоропроводов. Применение новых облицовочных материалов — марблита (его можно видеть на станциях метро), мозаичных плиток в кухнях, уборных, ваннах — даст возможность мыть стены и поддерживать идеальную чистоту.


Изящные детали электроаппаратуры из пластических масс, хромированные скобяные изделия, умно продуманные и хорошо выполненные мелочи, различные санитарно-технические устройства, замки, полки, стенные шкафы, хорошо изолирующие звук полы, потолки, стены и перегородки создадут в новой московской квартире максимум удобства и спокойствия. Электричество и газ широко внедрятся в быт, ванна и душ сделаются неотъемлемой принадлежностью каждой квартиры, исчезнут закопчённые кухни с их специфическим запахом, и последний примус будет сдан за ненадобностью сборщикам утиля. Жизнь станет просторнее, чище, радостнее! Коммунальная квартира перестанет давать пищу советским юмористам.


Представьте себе, что, отдохнув после работы в своей новой благоустроенной уютной квартире, житель будущей Москвы решил погулять по городу. Он направляется, допустим, на площадь Свердлова. По прежнему „последний извозчик“ Москвы, Аполлон Бельведерский, мощной рукой удерживает бешено рвущихся вперед коней над фронтоном Большого театра. Но площадь перед ним уже не та, какую мы привыкли видеть. Исчезла компрессорная станция метростроя у Китайгородской стены, да и самой стены нет, нет и уродливых кирпичных зданий за нею. ГУМ снесён, Красная площадь расширена вдвое и гранитными уступами соединяется с площадью Революции и площадью Свердлова.



От площади Свердлова мимо гостиницы Моссовета житель Москвы 1945 года идет к Дворцу Советов. Перед ним гладкое зеркало асфальта. Исчезли трамвайные рельсы, так портившие улицы: трамвай вынесен за пределы кольца «Б». Бесшумно пробегают троллейбусы. К парфюмерному магазину в первом этаже гостиницы бесшумно подъезжает грузовой автомобиль. Привезли новую партию товара. На автомобиле буквы „Э. М.“. Это отличительный знак электромобиля, который получит широкое применение при перевозке, не требующей большой скорости и сопряжённой с частыми остановками. Электромобили, получающие ток от аккумуляторов, бесшумны, не дают выхлопных газов, не расходуют дорогого бензина, очень выносливы. В перевозке товаров, почты, уборке мусора электромобили к 1945 году почти вытеснили бензиновый автомобиль.


С угла Охотного ряда и улицы Горького открывается изумительный вид на огромную площадь, ограниченную зданиями гостиницы „Националь“, американского посольства, университета, Манежем и Кремлёвским садом. Все дома, которые сейчас ещё стоят перед гостиницей Моссовета (Лоскутная гостиница, Экспортлес), снесены. Образовавшаяся площадь — одна из лучших в Москве.


Вместе с гуляющим москвичом мы двигаемся дальше по проспекту Дворца Советов. Нас поражает мощное, но в то же время такое спокойное движение машин и пешеходов. Не слышно трамвайных звонков, гудков и сирен автомобилей. В городе ведется планомерная борьба с шумом. Сигналы автомобилей с 5 часов дня до 7 часов утра запрещены.


За Манежем раскрывается во всю ширь величественная перспектива проспекта. Новое и старое здание Библиотеки Ленина, дальше новый Музей Революции — здание, облицованное красным полированным гранитом, за ним — Музей изящных искусств. Это справа. Слева — Кремль, Кремлёвский сад, Новый Каменный мост. Все остальное До Дворца Советов снесено, и его ажурная громада предстает перед зрителем во всем своем величии.



Дворец господствует над всем. Статуя Ленина как бы парит над городом. Её видно издалека. За Дворцом Советов просторно раскинулись здания Академии Наук. Это целый город. Библиотека, лаборатории, здания съездов, музей — вытянулись до самого берега Москвы-реки. Низменных, заброшенных Лужников не узнать. Они застроены великолепными общественными зданиями, среди которых выделяется выставка индустрии социализма. Миллионы кубометров грунта с трассы метро были использованы на подсыпку Лужников.


Лужники очутились в центре города, потому что город перешагнул за Москву-реку и Ленинские горы. Как раз у Лужников лёг новый величественный мост, соединяющий проспект Дворца Советов с новой юго-западной территорией. Он застраивается по-американски. Сначала прокладывается всё подземное хозяйство — коллектора с водопроводными трубами, электрическими кабелями, телефонными проводами и т.д. Затем асфальтируются улицы и, наконец, строятся большие многоэтажные дома. Широкие проспекты, масса зелени и воды (она заполнила бывшие овраги), спокойная радостная архитектура зданий делают этот район прекрасным.


Наш москвич, дойдя до новой площади в Лужниках и полюбовавшись панорамой Ленинских гор и нового города, решил совершить поездку на катере по реке. Он хотел занять место в одном из водяных такси-глиссеров, но затем решил, что глиссер с его скоростью хорош для деловых поездок, а для спокойной, неторопливой экскурсии лучше воспользоваться водным трамваем.



Водный трамвай медленно скользит по Москве-реке. Перед пассажирами развёртывается изумительная панорама москворецких набережных. По мысли тов. Сталина они превращены в лучшую магистраль города. Величественные многоэтажные дома, среди которых особенно поражает гигантский жилой комплекс на Смоленской и Ростовской набережных, выстроенных по проекту академика Щусева. Дома отделяются от реки широкими асфальтированными проездами. Всюду между группами домов, в глубине дворов виднеются газоны, деревья, цветы. Облицованные терразитом, мраморной крошкой, дома прекрасно гармонируют со строгой красотой гранитных набережных. На реке царит оживлённое движение. Водный трамвай, глиссеры, пассажирские пароходы, направляющиеся к каналу Волга — Москва или из Волжских портов в Москву, бегут друг другу навстречу.


Водный транспорт широко развился в Москве. Внутреннее водное кольцо: Химкинское водохранилище — Северный канал — Яуза — Москва-река, внешнее водное кольцо: Клязьминское водохранилище — Восточный канал — Москва-река, — запружены пассажирскими и грузовыми пароходами, катерами, буксирами, баржами, водными трамваями. В нескольких местах для спрямления Москвы-реки сооружены каналы.


Сотни тысяч автомобилей, автобусов, троллейбусов, такси потребовали, спрямления и расширения улиц, смягчения уклонов (например, Рождественской горы), расширения площадей. Магистрали расширены до 30-40 метров, а где позволили условия и больше. На исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц как бы наложена квадратная сетка. Количество частных машин увеличивается с каждым годом, и Москва строит подземные гаражи и стоянки, так как на земле уже не хватает места для машин.



Наряду со всеми этими мероприятиями начинается строительство канала Ока — Дон, который соединит Москву с Азовским и Чёрным морями и тем самым превратит её в порт крупного значения».


Источник







Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий