|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Новости
История Техники | Непотопляемый дворец

Пишет Олег Тоцкий (tov_tob)
2012 04 05

Непотопляемый дворец


К столетию одной из крупнейших морских катастроф хочу представить на суд читателей небольшую историю Титаника и некоторые интересные факты из нее. Хотя текст на несколько десятков килобайт сложно назвать небольшим, тем не менее, поверьте, это действительно лишь очень сжатый кусочек очень большой истории. Ведь катастрофа Титаника не случайно стала такой легендарной. Кроме невероятного стечения обстоятельств, она существенно повлияла на взгляды общества не только на судовождение, но и на жизнь в целом. Ни одна морская катастрофа не имела такого влияния на социум, как Титаник. Когда-то я пытался без лишних подробностей рассказывать историю Титаника своим друзьям - рассказ занял более двух часов :) Чтобы дополнительно мотивировать читателей просмотреть не только фото, но и прочитать множество букв, скажу, что текст этого поста не является копипастой из сторонних источников, а на 90% написан из головы, т.к. когда-то я потратил не один месяц на изучение нескольких книг и множества публикаций. Для тех, кто захочет более подробно изучить историю Титаника, рекомендую это сделать при помощи книги чешского писателя Милоша Губачека "Титаник". Более легкочитаемой и полной публикации "на тему" я пока не встречал.


Т.к. ограничения ЖЖ испортили мои планы запихнуть все в один пост, история будет разбита на две части.


Краткая историческая справка и характеристики судна


Появление паровой машины и бурное развитие пароходства привели в конце XIX в. к возникновению сильнейшей конкуренции между судоходными компаниями. Наиболее ярко это проявилось на трансатлантических рейсах: самолеты из Европы в США еще не летали, сухопутных дорог, по понятным причинам, на этом направлении не было, а перевозить все возрастающий пассажиропоток из Старого света в Новый (и наоборот) как-то было нужно. Множество компаний из Великобритании, США, Франции, Германии и др. стран соревновались между собой в скорости пересечения Атлантики и роскоши условий для пассажиров 1-го класса. Был даже создан символический переходящий приз - т.н. Голубая лента Атлантики, которая присуждалась судну, сумевшему быстрее других преодолеть водную преграду между Европой и США.


К началу XX в. на трансатлантической арене скоростей начинают господствовать немцы. И хотя их быстроходные лошадки функционировали на гране окупаемости (высокая скорость автоматически означала наличие машин необоснованно большой мощности), превосходство немцев в скорости, кроме имиджевой составляющей, имело для других стран также и дополнительную военную угрозу на море (уже тогда не исключалось военное столкновение с Германией). Это послужило одной из причин появления совместного проекта британской компании Кунард Лайн (Cunard Line) и правительства Великобритании - двух больших скоростных океанских лайнеров Лузитании и Мавритании. В конце 1907 г. сначала Лузитания, а затем и Мавритания получают Голубую ленту Атлантики. "Великая морская держава" счастлива, Кунард Лайн в доле. В общем, счастливы все, кроме главного конкурента Кунарда - компании Уайт Стар Лайн (White Star Line). Нужно срочно дать достойный ответ Кунарду, и именно тогда рождается идея создания трех гигантов - Олимпика, Титаника и Британника. С самого начала было принято решение не гоняться за скоростью (как уже говорилось, скорость стоила слишком дорого: например, одному из немецких пароходов для увеличения скорости всего на 1 узел (1 морскую милю в час) необходимо было увеличить мощность машин вдвое), а поразить пассажиров небывалой доселе роскошью и размерами.


1. Пароход Лузитания компании Кунард:



Олимпик был спущен на воду 20 октября 1910 г, а в свое первое плавание вышел 31 мая 1911 г. из британского порта Саутгемптона. После первого же рейса он получил множество бурных отзывов как в прессе, так и среди пассажиров и вскоре завоевал такую популярность, что получить место в 1 классе часто бывало невозможно.


Киль Титаника был заложен 31 марта 1909 г. рядом с Олимпиком на верфи Харланд энд Волфф (Harland & Wolff) в Белфасте. С этой верфью у Уайт Стар Лайн были давние и тесные отношения. Верфь была не из дешевых, но практически весь объем работ выполняла самостоятельно и славилась своим отличным качеством. 31 мая 1911 г. тогда же, когда Олимпик вышел в первый рейс, Титаник был спущен на воду и ошвартован рядом с сухим доком, где его в течение последующих 10 месяцев доводили до ума. По завершению работ Титаник завели в сухой док, очистили дно и еще раз покрасили.


2. Начало строительства Олимпика и Титаника. На переднем плане собирается второе дно Олимпика, на котором были расположены все трюмы, котлы, паровые машины и пр. На соседнем стапеле (на заднем плане) протянулась длинная стальная балка - киль Титаника.



3. На переднем плане идет сборка носовой части Титаника; на заднем плане практически готовый нос Олимпика:



4. Через какое-то время с другой стороны. Олимпик практически готов к спуску на воду:



5. Титаник незадолго до спуска на воду:



6. По соотношению размеров человека на корме и самого Титаника можно легко представить его размеры:



7.



8. Спуск Титаника на воду:



9. Буквально через минуту Титаник уже был в водах залива:



10. Здесь рядом с верфью происходили монтаж оборудования, внутренняя отделка и окончательная сборка судна:



11. Во время этого этапа на судно устанавливается вся двигательная установка, котлы, различное навигационное оборудование, трубы, недостающая надстройка и многое другое. На фото одна из паровых машин:



12. Один из якорей:



13. Вал паровой турбины:



14. Котлы Титаника. По стрелочкам можно найти человека и сравнить его с размерами котлов:



15. Одна из труб:



16. Олимпик и Титаник (справа) в Белфасте:



17. В сухом доке:



18. Титаник выходит в Ирландское море на ходовые испытания:



Немного об устройстве и характеристиках Титаника. Судно имело водоизмещение 52 тыс. т. при осадке 10,5 м, длину почти 270 м (на 30 м больше, чем Мавритания или Лузитания), ширину 28 м, высоту от киля до верхнего края труб 54 м и расстояние от шлюпочной палубы до воды 23 м. Максимальная скорость судна составляла 23 узла, предельная - 25 узлов. На судне было 8 палуб: верхняя шлюпочная и семь нижних, обозначенных сверху вниз латинскими буквами от A до G. Судно могло принять на борт 2566 пассажиров и около 1000 человек команды, из которых половину составляла обслуга.


19. Продольный разрез судна:



20. Шлюпочная палуба:



21. Рулевая рубка (хотя это фото, скорее всего, относится к Олимпику). Здесь следует сделать оговорку. Ряд фотографий с Олимпика и Титаника за десятилетия настолько перепутались, что порой невозможно определить, какое судно на фото. С другой стороны, многие помещения, как и эта рулевая рубка, были идентичными, поэтому показывая некоторые интерьеры Олимпика можно с уверенностью говорить, что на Титанике они выглядели точно также.



Для 1 класса предлагалось все, на что хватало фантазии. Кроме роскошных кают, холлов, залов, ресторанов, библиотеки и двух апартаментов с индивидуальной прогулочной палубой, на судне имелся гимнастичесикй зал, парикмахерские, больница, бассейн, турецкие бани, специальное отделение для собак пассажиров 1 класса и многое другое. В первом классе имелся собственный оркестр, который с утра до вечера играл популярные мелодии тех лет. Была даже возможность заказать свежесрезанные цветы, которые хранились в специальной холодильной камере. В общем, по роскоши Титаник значительно обошел все, что строилось до него, ничем не уступал дорогим отелям и больше походил на огромный плавучий дворец, нежели на судно.


22. Знаменитая парадная лестница, спускавшаяся от шлюпочной палубы до палубы D. Часы, установленные на верхнем ярусе лестницы, венчали фигуры Чести и Славы.



23. Над лестницей находился шикарный стеклянный купол, светившийся изнутри:



24. Кафе "Паризьен":



25. Курительный салон 1-го класса:



26. Одна из двух индивидуальных прогулочных палуб на палубе B:



27. Интерьеры кают 1-го класса:



28.



29.



30. Ресторан 1-го класса на палубе D:



31. Библиотека:



32. Гимнастический зал:



33. Бассейн:



34. 2-й класс выглядел скромнее. На фото: курительный салон 2-го класса.



35. Один из холлов для пассажиров 2-го класса.



36. И уж совсем просто выглядели помещения 3-го класса:



Весь трюм Титаника был разделен 15 поперечными переборками на 16 водонепроницаемых отсеков; носовые и кормовые переборки доходили до палубы E, остальные только до палубы D. Практически во всех переборках были герметичные двери, которые могли закрываться как автоматически, так и дистанционно. Судно могло оставаться на плаву при повреждении любых двух отсеков, либо при повреждении всех первых четырех. И по нынешним временам Титаник имел очень неплохую плавучесть, а если вспомнить историю "Адмирала Нахимова", то чуть ли не идеальную. Тогда же было невозможно представить себе катастрофу, которая приведет к повреждению более чем двух отсеков и профильный британский журнал "Судостроитель" назвал Титаник практически непотопляемым. Пресса и общественность быстро подхватила этот лозунг, слово "практически" исчезло, и родилась легендарная легенда о непотопляемости Титаника.


37. Одна из герметичных дверей:



2 апреля 1912 г. Титаник успешно прошел ходовые испытания, а 3 апреля прибыл в Саутгемптон, где его начали готовить к первому рейсу. В полдень 10 апреля Титаник вышел в свой первый рейс. Вечером того же дня он зашел во французский Шербур, а на следующий день - в ирландский Куинстаун. После этого был взят курс на запад к конечной точке маршрута, Нью-Йорку. На тот момент на борту Титаника находилось около 2200 пассажиров и членов команды.


38. Титаник в Саутгемптоне 5 апреля 1912 г., когда на нем в первый и последний раз был поднят "большой флаг славы":



39. Титаник выходит в океан:



40. На пути из Саутгемптона в Куинстаун в 1-м классе путешествовал Фрэнк Браун. В течение суток своего пребывания на судне он сделал уникальные и единственные снимки первого рейса и пассажиров Титаника:



41.



42.



43. Браун сошел с судна в Куинстауне. На этом фото можно увидеть капитана Титаника Смита, смотрящего вниз с капитанского мостика:



44.



45. Одна из последних фотографий Титаника, уходящего в Атлантику:



В течение всех дней первого рейса стояла прекрасная теплая маловетрення погода. Казалось бы, все благоприятствовало этому рейсу, а погода дополняла всеобщий восторг от судна и ощущение беззаботности. Лишь в воскресенье 14 апреля начало резко холодать, а вечером столбик термометра опустился ниже минусовой отметки. Все пассажиры без исключения были в восторге от нового судна. Даже в 3-м классе условия жизни часто превосходили те, в которых обычно обитали люди, путешествующие этим классом на Титанике.


46. Схема маршрута Титаника. Согласно договоренностей между судоходными компаниями, пароходы через Атлантику должны были следовать стандартными трассами, которые несколько различались в разное время года. Это было сделано для того, чтобы максимально обойти лед и айсберги, а также гарантировать возможность получения быстрой помощи от другого судна в случае каких-либо ЧП. Как дополнительная мера предосторожности была введена так называемая "точка поворота" (для обхода потенциальных ледовых полей), которой, как видно из картинки, Титаник достиг незадолго до крушения:



47. Ключевые фигуры на судне (слева направо): капитан Эдвард Дж. Смит, владелец компании Уайт Стар Лайн Брюс Исмей и главный конструктор Титаника Томас Эндрюс:



В 23:40 14 апреля Титаник столкнулся айсбергом, который оставил в корпусе судна многочисленные пробоины по правому борту. Через час была спущена первая шлюпка. В это же время по радиосвязи был получен ответ от нескольких лайнеров, находящихся неподалеку, в том числе и от Олимпика. Ближе всех оказалась Карпатия, но и ей нужно было затратить 4-5 часов, чтобы подойти к месту катастрофы. В 2:20 15 апреля Титаник ушел под воду, разломившись перед этим на две части. В силу того, что шлюпки на судне были расчитаны всего на 1178 мест, а многие пассажиры поначалу не желали покидать безопасное и непотопляемое, как всем еще тогда казалось, судно, спаслось лишь 700 пассажиров и членов команды. Большинство из оставшихся 1500 ждала смерть в ледяной воде (в ночь катастрофы температура воздуха составила -3 °C, а температура воды -2 °C). В большинстве шлюпок были свободные места, но по сути вернулась только одна из них во главе с пятым помощником капитана Гарольдом Лоу. Многие опасались, что борющиеся за жизнь в воде попросту перевернут в отчаянии шлюпки, если те вернутся на место катастрофы. Сейчас очевидно, что это мнение было ошибочным: оказавшиеся в воде не плавали одной кучей в одной точке, да и силы у многих были на исходе. Но тогда споры в шлюпках на тему "вернуться / не вернуться" лишь породили самых разных, как положительных, так и отрицательных героев, но в итоге так и закончились ничем.


После 4 утра наконец подошла Карпатия и в течение нескольких часов подбирала спасшихся в шлюпках. Несмотря на то, что Карпатия изначально направлялась в прямо противоположную сторону, капитан Артур Рострон принял решение вернуться в Нью-Йорк. Вечером 17 апреля Карпатия прибыла в Нью-Йорк, где ее с нетерпением ожидали тысячи родственников и друзей пострадавших.


48. Луи Огден, один из пассажиров Карпатии, имел при себе фотоаппарат и отснял в то памятное утро уникальные снимки, обошедшие впоследствии весь мир:



49.



50. Перевернувшаяся при спуске складная шлюпка B. Две шлюпки (A и B) были установлены не на шлюпочной палубе, а на каютах офицеров (помощников капитана). Их спускали последними. Крен судна, да и в принципе оставшийся лимит времени не позволили их нормально спустить на воду: шлюпку A просто смыло с палубы без поднятых бортов, а шлюпка B при попытке ее спуска с каюты перевернулась вверх дном. Несмотря на это, каждая из шлюпок спасла определенное количество жизней.



51. Пострадавшие с Титаника отдыхают на палубе Карпатии:



Практически сразу же по приходу Карпатии началось американское, а затем и британское официальное расследование. Несмотря на то, что в ходе следствия была получена бесценная информация "из первых рук" от многих свидетелей, эти расследования, как и многие подобные, прежде всего старались успокоить общественность (особенно это касалось британского расследования). Тем не менее, благодаря стараниям многих независимых исследователей, за прошедшие 100 лет было получено множество недостающей информации, которая помогла свести воедино практически полную картинку произошедшего. Особенно ценным стало обнаружение Титаника в 1985 г. на дне Атлантики.


В отличие от Титаника, Олимпик успешно прослужил до 1935 г., после чего был разобран. Катастрофа Титаника и последовавшая за ней модернизация Олимпика практически разорили Уайт Стар Лайн. Впоследствии она была объединена с Кунард лайн, а затем и вовсе ликвидирована. Последний из трех гигантов, Британник, был спущен на воду в феврале 1914 г. (за полгода до начала Первой мировой войны). Уже через год судно переоборудовали в плавучий госпиталь, а 21 ноября 1916 г. Британник был торпедирован и затонул в Эгейском море.


Так вкратце выглядит известная многим история. Я специально опустил практически все события из самой насыщенной части, чтобы обобщенно рассмотреть их отдельно во второй части поста. Кому интересны цифры и точная хронология событий, могут их посмотреть хотя бы в той же Википедии. Кто хочет увидеть происходящие события в более визуальном формате и заодно прикоснуться к социальной и эмоциональной составляющей катастрофы - посмотрите фильм Джеймса Кэмерона, там историческая и социальная часть показана с очень высокой точностью и правдоподобностью.


Продолжение следует..

Использованы материалы:  http://tov-tob.livejournal.com/63240.html#cutid1