Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Новости | Техника | Трамвайный коллапс в центре Москвы

Иван Иванов

Трамвайный коллапс в центре Москвы



Давайте перенесёмся с вами в те времена, когда в Москве отсутствовало понятие личный автомобильный транспорт. Нет, я допускаю, что у каких-то элитарных единиц он был, были служебные машины, и вспомогательная техника, к коей мы отнесем скорую помощь и пожарных, но не суть.


Итак, Москва 30-х годов, маленький рассказ о проблемах


Так сложилось исторически, что Москва имеет радиально-кольцевую схему планировки, так вот у этой планировки есть самый-самый центр, где исторически концентрировалась жизнь города. Место важное, поэтому в Москве, тут в самом-самом центре стоит Кремль и в нём, так же исторически сидит власть.


Соответственно, вокруг Кремля у нас центральные улицы и площади.


Это место предельной концентрации потоков людей и машин (в нашем случае это 30-е годы, поэтому заменяем машины трамваями). Да, совсем забыл про неотъемлимую часть транспортного потока в то время - гужевой транспорт. Но в начале 30-х годов, он так или иначе, уже начинал уходить в историю.


В 1899 году в Москве появился трамвай, а уже к 1905 году, он "доехал" и до центрального полукольца площадей, до этого общественным транспортом тут была конка и линейки.


И вот так получилось, как только трамвай основательно прописался в центре, сюда были проложены основные маршруты тех времен. Уже к середине 10-х годов ситуация сложилась серьёзная, через связку центральных площадей проходили почти все маршруты трамвая, кроме кольцевых А и Б, и, как водится, случались поломки, сбои движения, ДТП и т.д.


Пропускная способность падала, трамваи стояли, а новые линии строить было негде. Предлагались планы копать трамвайный тоннель, напрямую от Варварских ворот (там где сейчас "нижний" выход из м.Китай Город) к Манежной площади, но стоило это запредельных в то время денег 1,8 млн. руб.


Поэтому городские власти, так и откладывали серьёзное решение трамвайных проблем,коим было бы метро, заменяя небольшими "мероприятиями, позволяющими снизить траффик".


Одним из первых таких решений была постройка трамвайной линии от угла Неглинной ул. и Театрального проезда, без соединения с линией по последнему, сразу к Большому театру и далее на площадь Революции, эдакий крюк, вокруг основного направления от Лубянки к Охотному ряду.


Вот, посмотрите, вагоны на этой фотографии все движутся по своим параллельным путям:



Т.е трамвай 1-ого маршрута до Курского вокзала, шёл не за 11-тым, который благополучно укатил в сторону Марьиной рощи, а параллельно ему, а между ними еще 3-ечка проедет в сторону Серпуховки.


В общем получалась 4-х путная трамвайная линия под окнами Малого театра. Но и такому "облегчению" движения был предел. Но тут - "повезло" и коллапса не произошло, ибо война и революция, а потом разруха и долгое восстановление трамвайных линий и маршрутов.


И вот, в конце 20-х годов, когда трамваи начали развиваться: строились линии, закупались вагоны и т.д. и т.п. по-тихоньку начали обнажаться старые нерешённые проблемы, а если к этому добавить еще рост населения, изменившийся социальный портрет пассажиров, новопроложенные линии в пригороды Москвы и составы в три вагона, в общем, всё как сейчас в метро - давка, хамство, "еле едем".


Я остановлюсь на примере Лубянской площади.



Тут к концу 20-х годов был маленький трамвайный адок. От площади в разных направлениях уходило 6 линий. Изначально на площади было кольцо, но постепенно, оно обрастало "улучшениями" и в итоге к 30-му году схематично выглядело так:



(движение против часовой) В том месте где мы видим на плане Малую Лубянку, там сейчас главное здание ФСБ. Односторонняя трамвайная линия вокруг площади в прямых везде состоит из трех путей, а если обратить внимание на начало Мясницкой ул, то там вообще расцветает куст из 4-х путей, превращающихся в немыслимо запутанную развязку.


Реальная картина в этом месте была такой:



А вот трёхпутная трамвайная линия у современного "Детского мира":



Движемся дальше против часовой, вот то место где сейчас асфальт, машины, грязь и пыль и вход на ст.м. Лубянка, а раньше была стена Китай-Города и Владимирские ворота за которыми начинается Никольская улица:



То же место, но в сторону Ильинских ворот:



Общий вид площади в сторону Кремля:



Замечу, что весь остальной транспорт и пешеходы двигались в прямых направлениях, поперёк площади, от одной улицы к другой. Пешеходный путь, если обратить внимание, покрыт асфальтом, в отличие от булыжных мостовых.


Вид на площадь от Мясницкой улицы:



В здании "Северного страхового общества" сейчас вход в м. Лубянка, а Калязинское подворье, построенное в эпоху Модерна, сейчас в процессе очень грубой перестройки.


Трамвайный круг на Лубянке так бы себе и существовал, но концом ему послужили несколько факторов, среди которых сложная конфигурация путей и большое количество съездов между ними, стрелки и малого радиуса кривые - всё это сильно затормаживало движение, а кол-во маршрутов проходящих по площади доходило до 12-14шт, для наглядности схема трамвайных линий в 1931г. наложенная на современную карту:



красным обозначены линии маршрутов, проходящих через Лубянку, серым- все остальные.


Не трудно догадаться, что площадь была важнейшим узлом в этой сети и чуть что, возникали серьёзные проблемы в движении трамвая в целом по городу.


В 1933 году (могу и ошибаться) провели масштабную реконструкцию площади, смыслом которой было убрать кольцо и сделать так:



фонтан с площади убрали и отправили к зданию Академии наук на Ленинском, где он сохранился и по сей день.



Трамваи, как и остальной транспорт до этого, стали проходить площадь поперёк. Конечно при этом площадь, в своём сакральном смысле некоего центра объединения потоков, центра жизни этой части города была потеряна, но транспортную проблему решили.


Правда в том же году появился троллейбус. На тот момент современный вид транспорта призванный, как и наш современный монорельс, в миг решить все проблемы(но не решил). Да и трамваю нашлась спустя два года более серьёзная замена в виде первой линии метро, прошедшей аккурат под площадью и далее под самыми загруженными трамвайными линиями под центральными площадями и к площади трёх вокзалов.


Трамваи убрали, заменили троллейбусами, с площадью обошлись и того хуже, расширив её и уничтожив все самые достопримечательные здания. Закатали асфальт и теперь мы имеем то, что имеем - четырёхполосную дорогу по каждой стороне площади и огромное неиспользуемое пространство в центре, где изредка стоит одинокий сотрудник ДПС.



В качестве итога, поделюсь своими размышлениями. Сейчас ситуация с транспортом в центре чем то похожа на то что я описал, в метро - запредельные пассажиропотоки, а наверху запредельные потоки автотранспорта, которые в свою очередь убили наземный общественный транспорт. Я еще помню как в центре движение по Театральной- Охотному Ряду и Моховой было устроено в разных направлениях, правда автомобилей было меньше и общественный транспорт присутствовал. Я жил недалеко от Лубянки, помню как не раз ездил на 2 маршруте троллейбуса в сторону Арбата, это было удобно, не было необходимости спускаться в метро, чтоб проехать 2-3 станции.


Что же теперь - нет альтернатив: либо на метро, либо пешком и как мне кажется, а я не супер-профессионал транспортник (хотя так или иначе моя профессия архитектора-градостроителя связана с транспортом), считаю что общественный транспорт надо активно развивать в том числе и в центре, чтоб как-то снять напряженность пассажиропотоков в метро. Пусть это будет не трамвай, а троллейбус, но запустить его по выделенной линии, во встречном направлении существующему нужно.


В материале использованы фотографии с сайта http://oldmos.ru/


Использованы материалы сайта: http://vanchouzzz.livejournal.com/64103.html#cutid1




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий