Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Новости | История Техники | Европейцы и американцы выводят ракету-гибрид

Леонид Попов, 9 февраля 2011


Новая ракета должна стартовать из Космического центра Кеннеди (Kennedy Space Center) (иллюстрация ATK).


Инженеры с двух сторон Атлантики объединили усилия, чтобы скрестить ускоритель от шаттла с баком и двигателем от ракеты Ariane 5. Полученный таким способом «мичуринский» аппарат, как полагают разработчики, сможет довольно оперативно заполнить вакуум, образующийся в пилотируемой программе США после ухода челноков на пенсию.


Проект новой ракеты-носителя, названной Liberty, продвигают американская компания ATK (производитель твердотопливных ускорителей шаттлов) и европейский гигант космической индустрии — Astrium (разработчик и изготовитель Ariane 5).


Партнёры предлагают NASA в рамках программы развития коммерческих пилотируемых систем (Commercial Crew Development-2) опереться на новый носитель, фактически составленный из уже существующих компонентов.


Это будет двухступенчатая ракета. Первая ступень — пятисегментный твердотопливный блок, полученный путём доработки четырёхсегментного ускорителя от шаттла. Вторая ступень — жидкостное (кислород/водород) криогенное «ядро» от Ariane 5.



"Liberty сможет поднять на МКС 20,185 тонны полезной нагрузки, то есть любое пилотируемое транспортное средство, находящееся сейчас в разработке", — гласит пресс-релиз ATK. Среди этих аппаратов могут оказаться капсулы и космопланы, развиваемые частными компаниями.


Но самое заманчивое в проекте — темпы реализации. Первый полёт Liberty партнёры запланировали на 2013 год, второй, тоже испытательный, на 2014-й и поставку ракеты заказчику — на 2015 год.


Партнёры особо подчёркивают надёжность и безопасность носителя. Скажем, ATK отмечает, что помимо добавления пятого сегмента переделанный ускоритель отличает иное зерно топлива, перекроенное сопло, модернизированная оболочка и улучшенная изоляция. Этот обновлённый ускоритель уже проходил наземные испытания, а в 2009 году — и тест в небе.


Тогда был успешно осуществлён запуск экспериментального образца ракеты-носителя Ares I-X, позднее павшей жертвой перекройки космической программы Штатов. Её первая ступень фактически идентична таковой у ракеты Liberty.



Среди аппаратов, развиваемых частниками, можно вспомнить челнок Dream Chaser компании SpaceDev (мы рассказывали о ходе этого проекта). Покамест создатели «Охотника за мечтой» ведут переговоры о применении в качестве носителя тяжёлой версии ракеты Atlas 5, но, кто знает, если ATK и Astrium удастся их затея, может, SpaceDev обратит свой взор на «Свободу»?


На нижнем фото показан строящийся корпус «Охотника», на фоне которого четыре дня назад выступала заместитель главы NASA Лори Гарвер (Lori Garver), рассказывая журналистам о перспективах сотрудничества агентства с частной космической индустрией (иллюстрации SpaceDev/Sierra Nevada Corporation, NASA/Bill Ingalls).


Во второй ступени носителя будет работать блок, который в Ariane 5 является первой ступенью. Соответственно, его двигатель — Vulcain 2 — нужно будет модифицировать, то есть перевести с запуска на уровне земли на запуск в вакууме. Для европейских инженеров это не должно составить большого труда.


В программе создания и эксплуатации «Свободы» максимально будут использованы не только уже существующие технологии, но и инфраструктура на космодроме. «Например, платформа для запуска Ares I уже построена», — напоминает Space.com.


Да и инвестиции, сделанные ранее в развитие техники, ставшей теперь основой для «гибрида», не должны пропасть даром. Потому новая ракета-носитель может оказаться весьма привлекательной не только в техническом, но и в экономическом плане. Во всяком случае Astrium и ATK на это рассчитывают.


Использованы материалы сайта membrana.ru






ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий