|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Экспедиции | Секретная экспедиция в Китай полковника Маннергейма Часть 4

Описание реки Фиртина

(Северо-Восточная Турция)

2008 г.


1. Введение и краткая предыстория


Данное описание было подготовлено по результатам наших майских путешествий на Фиртину в мае 2007 и 2008 гг.


В 2007 году нам не удалось пройти большинство из определяющих препятствий, но был хорошо исследован как район в целом, так и просмотрены все основные пороги, сделаны отметки для GPS, налажены контакты с местными жителями, обследованы местные рестораны и т.д. Также, в 2007 году, был получен опыт сплава по Фиртине в паводок.


В 2008 году нами были успешно пройдены все пороги ниже верхнего каньона. Все описания порогов и другая информация актуальна на май 2008 года.


Еще один важный момент-предупреждение: описание ориентировано на читателей с водным опытом 5-6 категории сложности.


2. Заброска и выброска


Есть два варианта заброски/выброски:


Первый вариант заброски/выброски (долгий и относительно не дорогой):


Этим вариантом мы пользовались в 2007 году:


Тверь – Москва – Сочи – поезд (1,5 суток)


Сочи – Трабзон – паром (не менее 12 часов)


Схема заброски морем:)

Трабзон – пансионат Фиртина (место начала сплава) – общественный или частный автотранспорт. Из Трабзона до г. Ардешена или до г. Пазара или г. Ризе целесообразно добраться на рейсовом автобусе (дешево и комфортно), а оттуда до точки начала сплава нанять частный транспорт или договориться с рейсовым маршрутным такси (при этом можно и нужно активно торговаться, как впрочем и везде в Турции)


Автобусы из Трабзона стартуют с городского автовокзала (отогар). То есть, любому таксисту достаточно сказать «Отогар. Тен туркиш лира:». Еще можно воспользоваться маршруткой (долмуш или минибас) – 2 лиры.


Дороги кстати почти везде отличные, цены на общественный транспорт низкие. Рассчитываться лучше в местных лирах.


При заброске уже непосредственно на Фиртину водителям можно называть либо пансионат Фиртина, либо г. Чамлехиншин, который находится ближе (ниже по реке) пансионата. От пансионата до города 15 минут на легковом автомобиле. При въезде в город есть стоянка такси, которые можно также вызывать по телефону прямо из пансионата (на такси очень удобно кататься вечером из Пансионата в рестораны Чамлехиншина).


Как ехать до пансионата

Обратно, соответственно, в обратной последовательности.


Сомнительных плюсов у этого варианта всего два – он немного дешевле(на 10-15т.р), чем второй вариант, и в хорошую погоду с парома можно понаблюдать за дельфинами. Это очень красиво.


Зато полно минусов:


- очень долго (не менее 3 суток в одну сторону)


- у парома нет расписания, точная информация по отправлению появляется в кассах порта за сутки, то есть можно зависнуть на неопределенное время либо в Сочи (при заброске), либо в Трабзоне (при выброске).


- из Турции паром будет идти, скорее всего, дольше положенных 12 часов (сначала долгая погрузка в Трабзоне, потом простой на рейде в порту Сочи). В 2007 году на обратном пути мы провели в пароме около 24 часов.


Второй вариант заброски/выброски (быстрый и не очень дорогой, на мой взгляд):


- Москва-Стамбул-Трабзон – самолет (Turkish Airlines). Самолет сначала летит в Стамбул, там сразу пересадка и оттуда в Трабзон.


- Далее, как и в первом варианте, автомобильным транспортом.


Этот вариант мы проработали в 2008 году. Билеты туда/обратно в мае 2008 года стоили от 13 до 18 тыс. руб.


У данного варианта есть два больших плюса:


- быстро (1 сутки на заброску)


- решаемая проблема с перевесом багажа: у Турецких авиалиний есть такой тариф «Sport». То есть, если есть перегруз, то вместо его оплаты по 7 евро за килограмм можно заплатить 40 евро и провезти еще 1 рюкзак весом не более 30 килограмм. Талончик на этот тариф мы покупали прямо в Шереметьево в кассах Турецких авиалиний сразу после обнаружения перегруза. На обратном пути турки вообще ничего не потребовали за перегруз в 30 килограмм.


3. Описание реки, основные препятствия


Для полноценного описания препятствий и реки, Фиртину условно можно разделить на 10 участков:


Первый участок: от слияния р. Фиртина и р. Яйла до Завального участка


Небольшой (15-25 кубов) расход. Разбои, мелкие шиверы, есть негабаритные места. Теоретически сплав возможен, но интереса, особенно для катамаранов, не представляет.


Слияние р. Фиртина и р. Яйла


Второй участок: Завальный участок (мы называли его «Прорыв»)


Дорога, выложенная брусчаткой, идет слева от реки.


На протяжении 200-300 метров падение реки составляет не менее 50 метров. Расход – около 25-30 кубов. Русло завалено большими каменными глыбами и представляет собой цепочку 8 (или 9) сливов-водопадов высотой от 2 до 7 метров. Между сливами участки (до 10 метров) белой воды.


Хотя негабаритные проходы были только в двух сливах, прохождение остальных сливов представляет реальную опасность, если вообще возможно.




Третий участок: от моста после Завального участка до моста перед Верхним каньоном


После Завального участка дорога переходит на правый берег и от моста начинается третий участок Фиртины.


На мой взгляд, этот участок уже может представлять реальный интерес для сплава, как для каяков, так и для двухместных катамаранов.


Расход – около 25-35 кубов. Скорость течения высокая. Река петляет и местами сужается до 5-7 метров. Основные препятствия это прижимы, навалы на камни в русле, а также, в меньшей степени, сливы и бочки. На участке практически нет уловов, соответственно чалка зачастую затруднительна, категория сложности, на мой взгляд, – 5-6.


Река узкая, поэтому возможно появление упавших деревьев, перегораживающих русло, в мае 2008 года таких деревьев мы не обнаружили.


Дорога идет по правому берегу и не поднимается от реки выше, чем на 20 метров. С дороги можно осуществить предварительный просмотр всего участка, а также фото и видео съемку прохождения.


Длина участка – несколько километров.




Ориентиры окончания участка – мост, по которому дорога переходит на левый берег и заброшенное одноэтажное строение из красного кирпича на правом берегу сразу после моста. От моста начинается 200-300-метровый участок ровной воды. Чалка возможна на правый берег сразу после моста. Далее река входит в Верхний каньон «Зил Кале».


Четвертый участок: Верхний каньон «Зил Кале»


«Зил Кале» - это древняя крепость (14 век), которая находится в средине участка каньона, в его самой высшей точке.



Сам каньон мы смотрели только сверху. Туда залезал Лагода, но потом решил вылезти.


В мае 2008 года каньон подробно изучила группа Светланы Цветковой.


По их словам, в верхней части каньона (выше крепости) есть несколько негабаритных проходов, а препятствия оцениваются в 6 к.с., ниже крепости река в каньоне становится попроще (4-5 к.с.).


К воде можно спуститься через редкие заросли либо до левого притока водопадного типа (по отчету Лагоды), а либо ниже притока, по старой дороге, которая, ответвляясь от основной дороги, начинает спускаться к реке (начало этой дороги мы видели сами).


После каньона река несколько расширяется и упрощается, но не успокаивается, по результатам просмотра с дороги шиверы продолжаются вплоть до пансионата Фиртина.


Пятый участок: от пансионата Фиртина до порога «Мост»


Отсюда наиболее удобно начинать сплав. Мы также стартовали от пансионата.


Сложность участка на всем протяжении не менее 3-4 к.с.


Первый порог - «Форель», который находится после левого поворота реки, сразу после форелевого хозяйства на правом берегу. Чалка на правый берег у форелевого хозяйства.


Порог находится на сужении реки (слева скальная стенка), начинается сливом с бочкой и далее 50 метров валов и бочек поменьше.



Чалиться можно на правый берег сразу после 50-метрового участка бочек и валов.


Далее участок 4-5 к.с. Камни и деревья в русле, постоянно возникает необходимость маневра. После византийского моста на правом берегу будет отель «Дога». У отеля можно зачалиться и пройтись пешком вниз по реке до автомобильного моста для осмотра порога «Мост».


В 2008 г. весь этот участок шли сходу, без просмотра, но в первый раз лучше посмотреть.


Порог «Мост» - 4-5 к.с.


Первая ступень – сразу перед автомобильным мостом.


Вторая ступень – сразу после моста.


Основную опасность, на мой взгляд, в среднюю воду представляют:


- прижим к правой опоре моста,


- навал на большой камень у левого берега в конце второй ступени.


А в большую (паводкую воду) помимо навала на камень опасность представляет бочка сразу после камня.


При необходимости, страховку можно выставить на левом берегу после второй ступени, сразу за большим камнем, на который наваливает.


Первая и вторая ступени (съемки с автомоста):




Вторая ступень - вид снизу:



Шестой участок: прогон от порога «Мост» до Чамлехиншинского каскада


Прогон составляет порядка 2,5 – 3 км. Сложных препятствий нет. Можно идти сходу. Прогон заканчивается перед г. Чамлехиншин. Чалка после автомоста на левый берег. Ориентир – футбольное поле на левом берегу (с реки видно только ограду футбольного поля). Далее, сразу после навесного моста начинается Чамлехиншинский каскад (6 к.с.).


Седьмой участок: Чамлехиншинский каскад (6 к.с.)


Каскад состоит из трех ступеней.


Наиболее сложная и продолжительная третья ступень.


Первая ступень – общая длина 500 м. (4-5 к.с.)


Начинается сразу после навесного моста. В первой части порога (на левом повороте реки) небольшие бочки и валы, шли справа и перед ключевым местом смещались в левую часть русла.


После поворота реки, ключевое место первой ступени, в котором реку перегораживает гряда камней. При нашей воде габаритный проход был в левой части русла, который представлял собой слив (1-1,5 м.).


Далее по струе габаритный проход, куда просто нужно (и не сложно) попасть и дальше две небольшие бочки.


Чалка на левый берег сразу после византийского моста. Просмотр и съемку прохождения первой ступени удобно осуществлять с этого моста.


Видео прохождения первой ступени:


Вторая ступень – 4-5 к.с.


Начинается почти сразу после первой ступени. Сначала заходная шивера, потом огромная каменная глыба перегораживает русло. Каменную глыбу обходили слева, по обливным камням. По большой воде возможен проход справа, но его будет сложней просмотреть.


Чалились на левом берегу в маленьком улове за плитой. К чалке после второй ступени нужно отнестись особенно внимательно, потому что уже через 10-20 метров начинается заход в наиболее сложную третью ступень. По паводку или большой воде улова после второй ступени может не быть и чалка между ступенями существенно усложнится.


Третья ступень – 6 к.с. Наиболее сложная и наиболее протяженная в каскаде.


Слева – нагромождение камней с негабаритными проходами, хотя каяк пролезает.


Мы шли с правой стороны, где на сужении длиной метров 40 – три опасных слива, по-моему, это ключевое место ступени.


Далее небольшой участок относительно спокойной воды, откуда есть три направления продолжения сплава. Первое, куда несет течение – под правый берег, в опасный прижим, далее крутые повороты и сливы. Второе направление – налево в несовсем габаритный слив (по нашей воде катамаран пролезал с трудом). Третий вариант – вылезти на плиту посредине реки, перекинуть кат и идти дальше – наиболее безопасный, но и наиболее технически сложный вариант.


Это место было пройдено всеми тремя способами.


Далее линия движения видна четко с воды, еще три слива, но уже не такие опасные, как в ключевом месте ступени.


Чалка, а также страховка с воды, возможны в большом улове слева, после третьего слива, в конце ступени.



Полное сквозное первопрохождение каскада было героически осуществлено нашими друзьями и боевыми товарищами – Андреем Сурковым из Тольятти и Виталием Бакировым из Новокуйбышевска, правда не совсем удачно...


Плата за первопроход (в денежном эквиваленте гипсование сломанного пальца обошлось 60 долларов США - делайте страховку):



Восьмой участок: от окончания Чамлехиншинского каскад до нижних порогов


Далее 1,5-2 км до автомобильного моста в Чамлехиншине и впадения в Фиртину р. Халы отдельные препятствия выделить сложно. Река постоянно держит в напряжении, но идти можно сходу.


После слияния с Халой расход около 70 кубов. На протяжении 5-7 километров основные препятствия – это валы до 2 метров и бочки. Все идется сходу.


Ориентир начала двух нижних порогов – автомобильный мост. Чалка – сразу после моста на правый берег.


Категория сложности участка в целом 3-4 к.с. (по большой воде – 5 к.с.).


На осмотр порога необходимо пробираться через турецкие сады, дворики и дома.


Девятый участок: нижние пороги


Нижний порог № 1 (по лоции Комарова «Испуг», я бы назвал его «Водопадным»):


Длина порога – около 400-500 м., состоит из двух ступеней и заканчивается водопадным сливом высотой 3-4 метра


Первая ступень – 4-5 к.с., около 150 метров – валы, сливы, бочки.


Важно, после первой ступени успеть уйти в правую часть русла, чтобы попасть в красивый водопадный слив следующей ступени, слева проход плохо просматривается, более сложный и более опасный.


Вторая ступень – 6 к.с., длиной 200-300 м. В русле лежат большие камни, подход к водопадному сливу осложнен небольшими сливами и бочками.


Чалку (и страховку) удобнее осуществлять на правый берег, сразу после слива.


Ключевое место (водопад в конце порога):



Далее около 1 километра прямого участка воды до второго порога.


Нижний порог № 2 (по лоции Комарова «Хаос» - все-таки как-то брутально и не романтично он называет пороги) – 5 к.с.


Порог достаточно локальный, ключевое место в конце:


– слева кривой водопад высотой 2-3 м. (по нашей воде был негабарит);


– у правого берега так называемый трек и на нем 4 слива практически подряд, наиболее опасные третий и четвертый сливы.


Страховку целесообразнее выставить сразу после порога на правом берегу.


Далее в лоции Комарова описан еще один порог – «Точка», которого мы не заметили:). И кстати, сам Комаров в 2008 году его тоже на заметил.


Десятый участок: прогон до моря


Протяженность – около 15 километров. Река становится проще, серьезных препятствий нет. Только локальные пороги 3-4 к.с., все шли сходу.



6. Выводы, рекомендации, прочие важные моменты


6.1 При полноценном прохождении р. Фиртина, а также притока – р. Хала, маршрут определенно можно охарактеризовать как маршрут 5 к.с., или даже 6 к.с.


6.2 Отдельно стоит отметить выгодные отличия данного маршрута от российских и среднеазиатских аналогов:


- благоприятные условия для передвижения (хорошие дороги)


- отличные условия проживания (можно в палатках, можно в пансионате)


- отличное отношение к туристам местного населения и местных властей (все готовы помочь, нет воровства – некоторые вещи и каты мы оставляли на ночь на берегу рядом с дорогой)


6.3 Ориентировочный бюджет маршрута (при заброске самолетом) – 25 тыс. руб. Если ехать паромом и экономить, то будет дешевле, тысяч на 10.


6.4 При планировании данного маршрута необходимо учитывать, что на Фиртине в мае вполне возможен дождевой паводок. И в 2007, и в 2008 году случались кратковременные паводки - через сутки после дождя цвет воды в реке менялся с прозрачного на коричневый, вода поднималась на 0,5-1 м. И безобидные по средней воде препятствия и прогоны превращались в участки не менее 4-5 к.с. А большинство уловов на порожистых участках просто пропадало. То есть целесообразно иметь 1-2 запасных варианта рек на северном побережье (Мелет, Боломан, Чорох… и есть еще много практически неизведанных речек, например, Пазар). Если дождь кончался, то вода спадала в течение 2-3 суток.


6.5 Алкоголь и сигареты стоят существенно дороже, чем в России, поэтому целесообразно закупаться дома или в дьюти-фри. Из алкоголя распространена только Ракы (500 руб./0,5л) - осторожно, вкус специфициссский!(анисовый) и пиво Efes (2-5 $ за бутылку).


6.6 Проживать рекомендуем в пансионате Фиртина:





Сельчук – человек вменяемый, позитивный, контактный (передавать привет от «Crazy Russians»), поможет с транспортом.


С ним можно предварительно договориться по электронной почте: firtinapansiyon@hotmail.com


6.7 Местное население хорошо знает только турецкий. Пара турков знали немецкий, и где-то каждый десятый знает английский на начальном уровне. Обычно вполне удачно удавалось объясняться жестами.


Ключевые слова:


- Мер’аба (мерхаба) - здравствуйте


- Тешекюр – спасибо


- Тешекюр эдерим – большое спасибо


- Доха-экономик – как бы нам сделать подешевле (понимают не все)


- некадар….. - сколько стоит (или «почем)


- пара йок….. - денег нет (главное не перепутать с предыдущим выражением)


- Катамаран – шайтан-лодка


- Шерафе! (типа нашего «На здоровье», можно говорить, когда пьете с турками)


- Дефол! (убирайся, пошел прочь - использовать в крайних случаях)


- Пардон - извините


- Бай-бай - пока


6.8 В долине р. Халы (вверх от слияния) находится замечательное горное курортное местечко «Айдер». Рекомендуем сходить там в баню.


6.9 Целесообразно заблаговременно сделать страховку. Это позволит сократить возможные затраты на медицинскую помощь. К примеру, за наложение гипса на сломанный палец на руке (в Чамлехиншинском каскаде) было заплачено 60 долларов.


7. Участники


В 2007 году:


Марина Погребенкова (г. Москва)


Дмитрий Лынник (г. Москва)


Андрей Сурков (г. Тольятти)


Денис Венедиктов (г. Тверь)


Татьяна Венедиктова (г. Тверь)


Дмитрий Секания (г. Тверь)


Алексей Эммануилов (г. Тверь)


Игорь Конюхов (г. Тверь)


Суда – все двухместные катамараны: Красное солнышко «Верблюд» – 1 шт., Рафтмастер FOX-2T – 2 шт.



В 2008 году:


Двухместный катамаран – Тритон-2


Андрей Сурков (г. Тольятти)


Виталий Бакиров (г. Новокуйбышевск)


Двухместный катамаран – Рафтмастер Fox-2T


Дмитрий Секания (г. Тверь)


Игорь Конюхов (г. Тверь)



За помощь в организации страховки в 2008 г. огромное спасибо группе Светланы Цветковой


Использованы материалы сайта: http://www.epochtimes.ru/content/view/63244/73/