Влагостойкие утеплители для одежды оптом в спб под заказ. . |
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Экспедиции | Кругосветка на Катамаране

Кругосветное плавание Анатолия Кулика и его команды уже стало выдающимся событием в мире парусного спорта и экстремальных путешествий. Это первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном судне!


Идея отправиться через океаны на надувном разборном паруснике выглядела очень рискованной. Но риск этот не имел ничего общего с авантюрой – все было продумано и просчитано. Капитан Кулик – опытный конструктор судов, и он сам проектировал и строил парусники, на которых команде предстояло пересекать океаны. Маршрут так же был его идеей.


К началу 2012 Анатолий Кулик и его команда прошли три этапа из запланированных четырех.


И вот в марте 2012 года начался заключительный, четвертый, этап уникальной кругосветки..


Четвертый, этап | день 278 | миль 12444 (23046,29 км) 5 декабря 2012 года



Судовой журнал — официальный документ экспедиции, в котором кратко и без эмоций фиксируются все события, которые произходят в ходе путешествия, а также описаны условия плавания.


август 1 - 30 сентябрь 1 - 10 10 - 30 октябрь 1 - 15 16 - 30 Ноябрь 1 - 7 Ноябрь 8 - 25 Январь 3 - 17 Февраль


Ноябрь 2012


1 ноября 2012. Четверг.


03-00. Д. 991 миля. За последние 3 часа небо четыре раза полностью покрывалось тучами и вновь очищалось. Один раз накрыло дождем. Идем острым бейдевиндом.


04-00. Ветер в течение часа, не ослабевая – не усиливаясь (10 уз) зашел с С-СЗ к СЗ, потом к З и мы идем на 45 градусов южнее чем надо.


05-00. Ветер отошел уже до Ю-З и мы перебросили паруса на правый борт пошли по пеленгу (271 град.).


06-00. Д. 983. Разрифились. Ветер 10-12 уз., скорость – до 4 уз. Ветер тот-же – с Ю-З.


11-00. Ветер того же румба, но усилился до 17 узлов. Взяли 1-й риф. (А.К.: Напомню, что гик у нас в аварийном состоянии, мы его бережем и не набиваем оттяжку «до талого», поэтому на 4-х бальном ветерке грот скручивается более, чем хотелось бы... На первом рифе - при таком ветре - грот меньше скручивает и можно идти острее.). Небо относительно чистое – отдельные легкие перистые облака на голубом небосводе.


15-00. Д. 949. Входим в в сплошной облачный фронт, но он не страшный – не видать ни гроз ни ливней. За кормой и справа – чистое голубое небо.


16-00. Д.943. Ветер отошел еще немного – до Ю. – перешли на галфвинд. Скорость возросла до 6-7 уз. Хорошо идем!


18-00. То же. Д. 930. Облачность – 90%.


2 ноября 2012. Пятница.


00-00. Д. 900. То же. Обл. 100%.


00.03. Д. 891. Ветер падает, иногда до нуля, отходит до Ю-В. Облачность 100%, но не темно, Луна за облаками и горизонт просматривается по всему кругу.


04-20. Д.888. «Попутный штиль». Облака над головой движутся нам навстречу, т.е. вверху ветер с З., а на вымпеле с Ю-В. Плохой признак.


06-00. В 5-30 ветерок хоть какой-то «дали» - до 2-3 уз., уже с В-ЮВ., т.е. это уже почти чистый фордак. Поставили кливер, но на фордаке он постоянно падает как только кат разгоняется до скорости ветра. С восходом солнца все тучки в небе растворились и над нами совершенно чистое голубое небо. Зыбь увеличилась до 2 м, волны очень длинные, идет с Ю-ЮЗ.


А.К.: Моя вахта была последней ночной ( с 3 до 6 утра). Еще потемну я заколотил дрожжевое тесто для утренних оладиков и оказалось очень вовремя. Уже в 5-40 я, Стас и Джек пили кофе с оладиками и сгущенкой. Утро было феерическое – катамаран скользил по гладкому Океану со скоростью 2-3 узла, на небе ни облачка, но еще веет утренней прохладой и солнце не печет, а приятно греет.


После утреннего кофе всех вдруг потянуло купаться (мы крайне редко купаемся – к слову), так как катамаран едва двигался. Сначала нырнул Джек. Джек купается с борта чаще других и делает он это так – разгоняется по левому поплавку до самого носа, а потом, отталкиваясь двумя ногами от поплавка, прыгает вперед. Поплавок с носа имеет примерно полутораметровый носовой свес и лишен жесткого каркаса, поэтому он отлично пружинит и как трамплин выбрасывает Джека далеко вперед в Океан! Я смотрел с завистью, потому как сам очень люблю так нырять, а сейчас лишен такой радости – моя левая нога при определенном изгибе иногда отдается очень сильной пронизывающей все тело болью, что в глазах темнеет – и я просто боялся, что шок может случиться именно во время прыжка и тогда я создам всем кучу проблем. Примеру Джека последовали Женя и Стас. Пользуясь случаем, все затеяли еще и помыться, …я это делал из ведра с большим сожалением.


Стаса обуяла жажда деятельности (собственно у него это всегда!). С утра он взялся за новый редуктор, который купил на Кука к их газовому баллону. На наши печки из Мексики и Галопогоссов этот редуктор выдавал слишком много газа и вчера одна печка едва не наделала нам пожара в закрытом камбузном ящике. Он ковырялся с ним минут тридцать и тестировал результаты своей деятельности… в результате – выкинул этот редуктор за борт. У нас уже скопился небольшой мешок газовых редукторов со всех стран (газовые баллоны тоже все разные) и Стас в конце концов адаптировал (скорее приколхозил) один из них к баллону и печке. Работает пока справно!


Потом он взялся за гитару. Вчера порвалась очередная и последняя из запасных (примерно седьмая-восьмая с начала похода…) 1-я струна на гитаре. А это любимая игрушка и Стаса и Жени и Джека и я уже сутки наслаждался только звуками моря. Стас ободрал обмотку с 6-й запасной струны, но ее основа оказалась толще, чем надо и при настройке – вновь порвалась. Надо было брать 5-ю, а может даже 4-ю струну из запасных и повторить процедуру. К моей радости Стас отложил это «на вечер», а принялся чинить разъем от УКВ-антенны к трансиверу. Антенна в последнюю связь стала «глючить» в самый неподходящий момент (тогда разговор с портом пришлось заканчивать по ручной рации). Разъем фирменный – водонепроницаемый, …все же 7 месяцев плавания на открытом катамаране ему на пользу не пошли. Вскрыв невскрываемый корпус и обозрев предстоящую деятельность, Стас сказал «маньяна»… Похоже, что весь запал ушел в газовые редукторы и гитару.


Отсутствие 1-й струны не остановило Джека. Настроение у него было прекрасным, душа пела и требовался материальный носитель! Джек сначала связал два огрызка из порванных «первых» струн и гордо запел…, но такая связка не протянула до конца первой песни и когда 1-я струна сказала «дзынь!» - Джек не позволил наступить песне на горло – перешел с первой позиции в пятую и продолжил пение!


Я сегодня «рисовал кораблики» - это значит чертил эскизы новых моделей надувных судов. Здесь мозги успокаиваются от отсутствия текучки и приходят замечательные идеи! Уверен, что их воплощение будет уже предстоящей весной.


На борту есть еще электронная книга, которая читается 14 часов в сутки – все световое время! Сейчас я, Джек и Стас перечитываем Хейердала – после Полинезии все воспринимается не так как раньше – снимается какой-то новый слой.


13-30. Д. 857. Ветер гуляет от 3 до 14 узлов, и скорость, соответственно от 3 до 6 узлов. Идем от бакштага до галфвинда. Небо постепенно затягивается тучками…


До ночи и ночью ситуация не менялась – слабые переменные ветра. На ночь –как обычно – немного зарифились.


3 ноября 2012. Суббота.


06-00. Д. 789. 100 миль за сутки все же сделали. Облака с рассветом не растворились, как вчера. Ветерок стабильный около 14 узлов, за последние 3 часа прошли 17 миль.


…Весь день шли ровненько со средней скоростью 4 уз., несли полный грот и кливер на бакштаге левого галса (ветер дул с Ю-ЮЗ) с вымпельным ветром 7-9 уз. при облачности 30-70% - длинные гряды мелких кучевых облаков, а над ними красивые перистые. Ветровой волны нет (до полуметра), но зыбь осталась – 1,5 - 2 м.


Экипаж понемногу спал, читал, ел, пил и нес вахту…


21-00. Д. 728 миль. …тучи сгустились и почернели.


4 ноября 2012. Воскресенье.


06-00. Д. 687. До рифа, что у нас по курсу – 109 миль. С 5 часов утра ветер стал крепчать. Дует под 20 уз., идем 7-8 уз. полным бакштагом. От Юры Маслобоева пришла СМС-ка «На вас идет циклон. Ждите ветер 50 уз. и волну до 6 м».


06-30. Срочно сняли карту погоды. Циклон действительно идет, но до нас дойдет только завтра к ночи с ветром до 40 уз. Разрифили грот до полного, стаксель заменили кливером. Идем 7-8 уз. Надо немного поспешать! Курс тот же – на Тонга – туда мы должны успеть дойти в пик стыковки с циклоном.


…Спустили грот, набили все латы, узелки обмотали изолентой. Проверили заделки вант и всех тросов стоячего такелажа. Завели генератор. Подзаряжаем аккумулятор и все, что можно: телефон, рации, компьютеры, плееры, эл. книжку… Достали аварийный буй, провентилировали в памяти, за что там надо дергать, если вдруг приспичит. (А.К.: Этот буй должен будет передавать SOS, если его активировать с нашими текущими координатами и сведениями про нас и нашу лодочку в течение 5 суток). Положили его «поближе», чтобы все знали – где. Паспорта, наличные деньги и другие документы и особо ценные вещи сложили в предусмотренный для такого случая герметичный кейс, который привязали на длинный шнур к каркасу катамарана (А.К.: В этом кейсе есть еще специальное место для спутникового телефона, но мы им пользуемся, а второй наш телефон давно уже не подает признаков жизни и мы надеемся реанимировать его на Фиджи).


13-30. Д. 642. Чистое небо с редкими перистыми облаками, барашки по всему морю, но большой волны пока нет. Несемся бакштагом – иногда скорость 9-10 узлов. Форсируем парусами.


16-00. Д. 625 миль. Остановка та же. Продолжаем форсировать парусами. До рифа осталось 46 миль.


18-00. Д.612. За день прошли 75 миль! Взяли 2-й риф на гроте, но кливер оставили.


…Сняли карту погоды. Цикло уже поменял направление и по прогнозу должен пройти южнее Тонга. Максимальный ветер ожидается – 40 узлов. Продолжаем идти в том же направлении. Если с циклоном разменемся, то на Тонга заходить не будем.


21-00. Д. 593. Обстановка та же, только темно – луны нет, а звезды слабо светят.


23-55. Проходим в максимальной близости от рифа. (Глубины на рифе около 20 метров, но есть пометка, что точных промеров нет и по непроверенным сведениям – глубины могут быть до 3 метров). Полная темень. Вслушиваемся и всматриваемся…, но ничего подозрительного не видим и не слышим. Шверт не убираем.


24-00. Д. 578. До Тонга 161 миля. Ветер подскис до 7-10 уз. Скорость 5-7 уз. Галфвинд.


5 ноября 2012. Понедельник.


03-00. Д. 562. До Тонга 145 миль. То же, но взошла Луна.


06-00. Д. 546. До Тонга 129 миль. До 5-00 обстановка та же. После 5 часов, с рассветом, подуло сильнее – до 13-14 узлов, идем на пределе полным бакштагом, почти фордевинд, продолжаем нести кливер. Небо пересекают ряды кучевых облаков, а над ними полупрозрачные перистые.


07-00. Д. 539. Ветер усилился. На вымпеле в среднем 15 узлов, идем в среднем 7 узлов. Истинный ветер явно за 20 узлов, что видно и так - невооруженным арифметикой - глазом. Взяли третий риф на гроте. Продолжаем нести кливер, который перенесли больше на ветер, что позволяет эффективно нести оба паруса в чистый фордевинд. Волна – с кормы, с левого борта – 1,5 метра, поэтому катамаран иногда серфингирует с волны и скорость повышается до 10-11 узлов. (А.К.: Скорость явно лимитируется швертовым устройством, которое находится над водой только во время стоянки, а на ходу бороздит «просторы мирового океана» и тормозит – это ощущается всем телом. Это конструктивный «дефект» - я закладывал прочность шверта и швертового устройства с огромным запасом, так как скорость в этом походе менее важна, чем надежность конструкции).


09-20. Кливер все же убрали. (А.К.: На таком ветру достаточно будет один раз зевнуть, …хлопок и кливер разлетится в лоскутки. Нам надо спешить, но кливер жальче!). До порта Тонга-Тапу 109 миль. Курс 259.


… Сняли карту погоды. Через 24 часа пик циклона пройдет через Тонга. Сейчас циклон на Фиджи – там дует в среднем 40 уз. Нам обещают уже сегодня вечером средний ветер 25-30 уз., но, слава Богу, попутный! По этому прогнозу – циклон с ветрами уже до 46 узлов – будет в Тонга-Тапу завтра к 9 часам утра. Мы с текущими ходами должны успеть войти в марину Тонга-Тапу к 5-6 часам - за 4 часа до прихода туда циклона. Прогноз дискретный, через 3 часа, потому даже теоретически, если мы и придем туда вовремя, цикло может быть уже там! …Ночь ожидается нескучной.


11-00. До порта 87 миль. 100% облачность. Волна 2-2,5 метра.


13-30. До порта 71 миля. Ветер стал порывистым. Скорость ветра на вымпеле на шкваликах до 24 узлов. Волна раскатилась до 3 метров, она накатывает с кормы градусов 30 к ДП судна и потму нас изрядно раскачивает. В общем-то все нормально – читаем, едим, мучаем гитару (и тех, кто в этот момент ее не мучает)…


18-00. До порта 47 миль. Порывистый ветер от 14 до 24 узлов. Несем Гр.3 и Ст от 30 до 100%. (Джек: В небе необычные размытые перисто-слоистые облака. Солнце проглядывает сквозь облака холодным неоновым фонарем.).


21-00. До порта 32 мили. Ветер В-ЮВ, Бакштаг левый галс, всего 10 узлов на вымпеле.


24-00. До порта 16,6 мили. Все тоже. Темно, звезд нет.


6 ноября 2012.Вторник.


Этого дня у нас не было! Мы пересекли оказывается линию смены дат с востока на запад – поэтому у нас сразу наступило 7 ноября (Красный день календаря!).


7 ноября. 2012. Среда.


03-00. До порта 5 миль. Идем под парусами. Не видно не зги. Идем по GPS – по заранее проложенному курсу. Заход в порт весьма витиеватый. Форватер как змея между подводными рифами. За руль сел Стас, так он прокладывал трек и ему лучше знать – куда идти.


03-30. Первый шквал до 25 уз. короткий, но с ливнем.


04-00. Общий подъем.


04-30. Убрали паруса. Завели мотор. Ветер шквалистый с дождем. Женя пытается снять с фонариком напряженный момент. Кругом островки и рифы, огни, которые не обозначены на нашей карте. Темно. Верим GPS и идем точно по прокладке. На наши запросы по 16 каналу порт не отвечает.


5-50. Все получилось! Мы в марине. Яхты стоят на растяжках берег – муринг. Свободных мурингов нет, притулиться негде. Сделали круг «почета» внутри всей гавани и причалили прямо к набережной. Тихо. Накрапывает дождик. Циклон со штормовым ветром еще не пришел.


…Туда-сюда вдоль набережной шныряют автомобили. В 10 метрах от нас через дорогу торгуют арбузами. Купили за 1 американский доллар 2 небольших арбузика и тут же с удовольствием их съели. Дела до нас никому, кроме зевак – нет.


12-00. Джек уже прописал нас в стране. Мы уведомили порт о своем прибытии и они обещали подойти…


17-00. Перечалились в самую глубь марины – стали бортом к местной рыбацкой шаланде.


А.К.: В 16-30 к нам подошел местный мужик и сказал, что стоять там, где мы стоим опасно. Он предложил нам перешвартоваться в безопасное место – бортом к его шаланде – он де капитан. Я сходил и посмотрел место – это метров 250 отсюда. Шаланда метров 20 длиной в 2 палубы. На лодке были только я и Стас. Быстро отдали швартовы. Дыхание циклона уже ощущалось, дуло уже 30 уз. – точно нам в лоб чтобы выйти из той клоаки, куда мы вляпались с утра. Стас стал на руль, а я пошел на нос и оттуда показывал Стасу руками куда рулить. Нам надо было пройти 200 метров при сильном боковом ветре внутри тесной марины, напичканной небольшими судами явно больше меры. Дуло уже 35 узлов и мы шли вперед-боком: нос влево на 45 градусов от курса влево – на ветер. Чуть меньше угол – воткнемся в лодки, чуть больше – развернет нос вправо по ветру и мощности мотора не хватит, чтобы выровняться и места для маневра совсем нет. Я махал руками, Стас рулил и мы как-то точнехонько перемещались куда нам надо. Шаланда стояла на подветренной стороне марины, - вот я уже вижу ее корму, нам надо развернуть нос вправо на 135 градусов и по ветру влететь в 10-ти метровую щель между судами и успеть там тормознуться правым бортом к «нашей» шаланде, иначе мы влетали носом в сплетение чальных тросов, толщиной с руку, с нескольких лодок. Оставалось 20 метров, я даю команду, Стас резко перекладывает руль, ветер в левый борт и тут …глохнет мотор! Катамаран по инерции и подгоняемый ветром движется вперед и вправо. Инерция быстро гаснет, а ветер все сильнее прижимает нас вправо к стоящему у причала «чужому» судну, но все же мы проходим носом корму «нашей» шаланды и всовываемся в нужную нам щель – все это происходит очень быстро. У борта нас ждут рыбаки, чтобы принять швартовы. Я бросаю с носа морковку, она элегантно пролетает 5 метров и, не долетев 50 см, запутывается в мешке и улетает обратно буквально из рук чальщика. Я в отчаянии. Хватаю сложенный рядом толстый чальный конец, совсем не предназначенный для метания, тем более, что до ближайшего чальщика уже метров 10… и тут Стас заводит мотор и дает максимальный реверс. Мы остановились! Корма нашего катамарана совсем рядом – в паре метров от кормы «нашего причала», там три пары рук ждут швартового конца.., 5 секунд и Стас бросает им чалку. Поймали. Я бросаю свой швартов с носа – поймали. Подтянули. Все обошлось. Успели. Ветер свистел в вантах как «Соловей-разбойник». Мы достали ром и рюмки… - рыбаки кочевряжеться не стали и с удовольствием пропустили по рюмашечке за русских «крэзи эдвэнчурэс»!


Еще через 10 минут ветер выл, как нам сказали на следующий день, 40-45 узлов и шел тропический ливень, но мы его встретили уже в номере гостиницы, которая была в 5 минутах ходьбы от нашей новой стоянки.



Материал: http://www.ocean.energydiethd.com/journal/september/

ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий