Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Экспедиции | Кругосветка на Катамаране

Кругосветное плавание Анатолия Кулика и его команды уже стало выдающимся событием в мире парусного спорта и экстремальных путешествий. Это первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном судне!


Идея отправиться через океаны на надувном разборном паруснике выглядела очень рискованной. Но риск этот не имел ничего общего с авантюрой – все было продумано и просчитано. Капитан Кулик – опытный конструктор судов, и он сам проектировал и строил парусники, на которых команде предстояло пересекать океаны. Маршрут так же был его идеей.


К началу 2012 Анатолий Кулик и его команда прошли три этапа из запланированных четырех.


И вот в марте 2012 года начался заключительный, четвертый, этап уникальной кругосветки..


Судовой журнал — официальный документ экспедиции, в котором кратко и без эмоций фиксируются все события, которые произходят в ходе путешествия, а также описаны условия плавания.

Четвертый, этап | день 201 | миль 7948 (14719,7 км)


август 1 - 30 сентябрь 1 - 10 10 - 30 октябрь 1 - 15 16 - 30 Ноябрь 1 - 7 Ноябрь 8 - 25 Январь 3 - 17 Февраль


Август 2012

17 августа. Пятница.


«…Компания Ллойд не страхует суда, уходящие в пятницу в море» (А.Городницкий)… Нарушаем хорошие морские традиции… Все готово. С утра отлив – под судном – сухо. Разбежались по городу – сувениры покупать, решили пообедать у Наташи, потом еще ТВ хотят отснять наш отход – назначили выход на 14 часов.<


15-45. Отдали чальные концы. Отпихиваясь руками и ногами и помогая мотором развернули катамаран на 180 градусов в квадрате едва ли на 1 метр превышающем габариты судна. С берега, с лодок - отовсюду нам машут руками, что-то кричат на прощание…


15-55. Неожиданно зачихал и заглох мотор. У нас со всех сторон стоят на якорях фешенебельные и не очень… яхты и катера, ветер встречный, узлов 7-8. «…Опустить шверт, раздать стаксель!...» - как-то расходимся с судами, никого не бодаем. Мотор снова завелся – поехали.., убрать стаксель, шверт не убирать!


16-05. Прошли рейд.


16-30. Выключили мотор. Подняли грот. Ветер с Ю-ЮВ, 10 уз., облачность 30%, облака очень низкие, черные. Прохладно. До Маркизских островов 2 960 миль.


17-00. Я и Стас на палубе, остальные уже в «люле» приготовил на ужин суп из курицы, но все так устали, что не до ужина, пробурчали, что на вахте своей обязательно поужинают. Джек сказал, что его немного мутит. Меня и Стаса – тоже немного мутит.


18-00. Удаление 2 953 мили. Темнеет. Идем бейдевинд. Скорость судна до 8 узлов. Несем полный грот и стаксель. Все нормально. Распределили вахты: ночные по 2,5 часа, первая вахта с 19-00: Стас, Ольга, Кулик, Женя, Джек. Последняя вахта 2,0 часа, потом дневные – 6 вахт по 2,0 часа. У кого-то выпадает 2 дневных вахты, но очередность Первой ночной вахты – смещается на одного человека.


20-30. Встретили небольшой шквал, пришлось скрутить стаксель.


Ночь прошла нормально, но шквалило и дождиком легким поливало. На шквалах судно летело до 11 уз., парусность регулировали только стакселем.


18августа 2012. Суббота.


00ч.00м. До т. 2 923 мили. Темень непроглядная. Моросящий туман. Холодно. Изабелла уже за кормой. На вымпеле 10-12 уз.. идем 6 узлов, пеленг 258 и мы идем именно этим курсом, уже бакштаг. Хорошо идем!.. Над Изабеллой небольшое зарево – последняя земля до Маркизских островов, но и её уже не видно.


08-00. Отключили картпплоттер, включили маленькую GPS, что б экономить электроэнергию. Ветрогенератор едва вращает лопастями – от него подмоги ждать не прийдется, видать галопагосский климат не для него.


10-00. Дистанция 2 856 миль. Первые 104 мили за кормой. Судно легко идет до 8 уз., даже до 10 уз. На вымпеле 16 уз., несем Гр + Ст. Истиный ветер – бакштаг с левого борта, но на вымпеле от полного бейдевинда до галфвинда. Это наш галс и наш ветер до самых Маркиз и даже дальше. Волна 1-1,5 метра на фоне 3-х метровой очень длинной зыби. Облака кучевые, отдельные, над ними слоистые, над ними голубое небо. Температура воздуха 24 градуса. Прохладно. Одеты в штаны и флиски. На вахте Ольга, я вылез, Женьки дрыхнут… Суп вчерашний стоит не тронутым. Еще 5 окорочков разморозились и ждут своих едоков. Есть их некому. Я просолил окорочка – до вечера. Устали мы на Галапагоссах.


   Дневные вахты по 2 часа. Стас предложил поменять – дневные по 2,5 часа, а ночные – по 2 часа. Так и порешили.


Из дневника А.Кулика.


  Судно отлично держится на курсе на авторулевом «Пашке», но это не значит, что вахтенному делать нечего. Вахтенный – это часовой! Все остальные спят или заняты какими-то делами и не обращают внимание на курс и на ветер – все доверяются вахтенному.


…Катамаран все же изрядно болтает и перемещаться по нему надо только за что-то держась. К примеру, чтобы наполнить расходную баночку (400 г) сахаром и запасов (банки по 3-4 л) и не рассыпать при этом сахар надо примерно 4 минуты - каждое движение: взять баночку – 2-3 шага до рундука, открыть крышку рундука, достать баку, отвинтить на ней крышку, потом ложку за ложкой наполнить банку… делается с подстраховкой одной рукой, чтобы не упасть. Сахар у нас тростниковый, коричневого цвета, он изначально не сыпучий, а какой-то влажноватый, зато имеет свой вкусовой оттенок, в отличие от белого – хорошо сыпучий, но мертвый какой-то.


15-45.  До т. 2 817. Прошли первые сутки. За кормой 143 мили. Задувает в среднем 20 уз. Взяли 2-й риф. Облачность 50%, облака дождевые, но как-то мимо нас проходят. …Не видно летучих рыб, нет птиц… с утра еще были морские ласточки или качурки, а сейчас пусто.


16-45. Разрифились до Гр1.


17-00. Ветер скис до нуля. Штиль. Болтанка. Дрейфуем со скоростью 1 узел. Дистанция 2 810.


21-00. Дистанция 2 896. Штиль. 4 мили за 4 часа. Чистое небо, только с кормы над горизонтом черная полоса. Млечный путь над головой.


22-00. Черная полоска с кормы постепенно поглощает в себя звездное небо. По прогнозу нас должен догнать фронт с постоянным ветром 12 уз. Наверно это он и есть – тот самый фронт.


23-00. Черное облако ушло на С. Всё чисто! Дистанция 2 787. Подуло 5-6 уз. Холодно стало. Поехали 4 узла.


19 августа 2012. Воскресение.


01-00. Порвалась шверт-таль подъема шверта. Шверт болтался в полуопушенном состоянии. Джек был на вахте, поднял Стаса. Стас поставил шверт в рабочее положение и так оставил до утра.


06-30. Дистанция 2 744. Над головами – кусок голубого неба, а кругом – черные-причерные низкие облака и из них дождем везде поливает. Идем прямо в них.  Холодно. Я одел неопреновые тапочки – впервые от Бразилии.


09-30. На скорости 6-7 узлов на блесну клюнула Первая махи-махи (эту рыбу называют в Атлантике дорадой, а в Индийском - золотой макрелью или корифеной), сделала свечку и …сошла.


А.К.:…На завтрак я пожарил лепешку и сварил молочную кашу из хлопьев типа «геркулес» (но это не овсяные хлопья и вообще непонятно какие…), каша всем понравилась, Ольга съела с добавкой – это радует, так как в 7 утра она отдала Океану все, сто было у неё в желудке и ничего есть не хотела.


16-00. Дистанция 2 685. Погода наладилась. Чистое голубое небо. На вымпеле 10 уз., излишне повторять, что галфвинд с левого борта. Волна с левого борта, в среднем 1,5-2 метра, но отдельные бывают и до 3-х метров. Несем Гр1 + Ст. (лень было разрифляться, да и ветра все ждали… на порывах под тучами были шквалы до 24 уз. …в общем – и так хорошо идем!).


…Море принимает синий цвет, а был свинцово-серый. Появились летучие рыбы. Всё еще прохладно. Даже под солнцем холодно – сидим в брюках и флисках.


19-00. Дистанция 2 668. За день прошли 75 миль. Это хорошо. Сейчас: ветер 12-16 уз., идем около 6 уз., та же длинная волна до 3 метров, несем Гр.1 + Ст. Слева впереди чернющая туча. Похоже, что мне «повезет»…


20 августа 2012. Понедельник.


02-20. Мощные отдельные тучи. Стараемся их обходить, чтобы не мочиться. Под тучами ловим шквалы. Парусность регулируем стакселем, иногда полностью его скручиваем. На шквалах под гротом скорость за 10 узлов.


05-25. Дистанция 2600 (прошли 360 миль). Ночь. Темно как в …темнице ночью. Летим на З-ЮЗ. Гр.1 + Ст.50%.


06-10. Дистанция 2 595. Светает. Светло. Волна не менее 3 м. Впереди просвет – конец облачного фронта – через час должны выйти из под облаков. Растравил стаксель до 100%.


14-00. Дист. 2 543. Моросит дождик. Ветер чуток отошел и теперь уже верный бакштаг, идем 5-6 узлов. Иногда попадаем в разрывы между облаков и тогда видим солнце.


…Сегодня встретили кораблик, сухогруз – шел в Японию. Связались с ним по радио, поговорили, пожелали друг другу счастливого плавания и разошлись.


19-00. Дист.2 513. Тучи. Порывистый ветер 12-18 уз., который меняет направление под каждой тучкой, а мы идем от галфвинда до бейдевинда. Судно треплет, авторулевой не держит. Очень холодно и промозгло. Дождики поливают непрерывно – слабенькие, но часто.


21 августа 2012. Вторник.


03-00. Дистанция 2 464. Звездное небо. Ни облачка ни Луны. Ощущение, что сегодня теплее, чем вчера и даже чем сегодня (вчера) вечером. Ветер, волны.. – всё то же – пассат!


05-00. Дист. 2 453. Ветер отошел и у нас фордак. Сваливаем на 15-20 градусов к Ю., чтобы был бакштаг – так стаксель не хлопает, да и скорость приближения выше.


08-00. Чистое небо. Даже тепло от Солнца! Идем 4-5 уз., фордаком, для чего подняли вместо стакселя плоский геннакер 18 кв.м (который мы называем кливером. чтобы отличать от полного большого геннакера – 50 кв.м.).


10-00. Нас догоняет огромная туча во весь горизонт. Фронт накрывает нас нас легким плавным «шквалом». Сбрасываем кливер ( а вдруг еще усилится!...), ставим стаксель (Приятно отметить, что прошла суетливость – замену парусов Женьки выполнили за пару минут и опять улеглись в палатку). Стас на руле, удерживает судно в скорости до 11 узлов на бакштаге и при увеличении сбрасывает её уваливанием в фордак.


19-00. Дистанция 2 381. …тот шквал был недолгим, уже через 30 минут всё стало на круги своя: убрали стаксель, подняли кливер, скорость 5-6 узлов, бакштаг (иногда отваливаемся от курса на 10 градусов к Ю, чтобы уйти с фордака), ветер 12-14 узлов на вымпеле, но волны стали побольше – отдельные – явно до 4 метров. На ночь оставляем те же паруса.


…Днем, когда было солнце, было относительно тепло.


…За сутки прошли 135 миль. Меньше чем вчера на 15 миль.


Из дневника А.Кулика. Сегодня мне взбрендилось отремонтировать одну из катушек спиннинга (катушка барахлила еще в Атлантике…). Разобрал её до основания, пересмазал там всё что можно, долго собирал.. всё же остались запчасти и фрикцион как-то ненормально работал.. Разобрал вторую – она точно такая же – нашел откуда запчасти, долго вправлял пружинки, но собрал наконец-то обе! Первая ремонтная так и продолжала баралить, а вторая работала как надо. Решил продолжить завтра, так как надо было готовить ужин. Поставил катушки на удилища и положил оба удилища на их штатное место, но не привязал их к страховочному шнуру (спешил, ..щас привяжу…). Готовлю ужин, а сам беспокоюсь – вот забуду привязать, а вдруг шторм, а вдруг смоет (до этого ни разу не смывало!). Выкроил минутку от сковороды и кастрюли и стал доставать удилища. Неожиданно одно, ремонтное, вырвалось из рук и ..ага… - упала в море! Стою я как пень, в руках одно удилище с рабочей катушкой, но на этой катушке старая леска, а новую – 300 метров – я только-только намотал на другую катушку, которая медленно и печально опускается на дно океана. Вот так – один раз нарушил простой порядок: все, что не привязано – будет смыто за борт и закон тут же сработал! …Вот жаль!


22 августа. 2012. Среда.


01-00. Убрали кливер, поставили ст.25%. Задувало 20 уз.


03-00. Идем на З. – 270 градусов. Полный бакштаг, почти фордак. На вымпеле 12-16 уз, и собственная скорость 5-7 уз. Т.е. дует  около 20 узлов. …3-я лата сверху начала выползать из лат-кармана… Положил грот на ванту – лату пережало – думаю, что до утра никуда не денется.


…Чистое небо, звезды без Луны. …Свечение воды явно уменьшилось. (…?)


05-00… 7-00 На вахте Джек: Гр.2 +Ст. Звёзды. Ветер до 20 уз. Ход – 6-9 уз. Холодно. До вахты спал в 2-х спальниках (Ташкин свой дал). :-30 Светло. Солнце. Холодно.


07-30. Дист. 2 300. Гр.2+Ст.70%. Чистое небо с отдельными облаками. Солнце! Хорошо идем!


Из дневника А.Кулика.


09-30. Позавтракали: Оле – мюсли с молоком из сгущенки; Джеку – Жаренная картошка с луком на раст.масле +помидор (черн.кофе в турочке – это вперед – разумеется); Жене и Стасу – омлет «Energy diet» с помидорами и луком + свежий помидор; себе – картошка жаренная на сале с луком + свежий помидор. + всем по ломтику сыра и чай «Enewood» (Стасу, Ольге – зеленый, Джеку – красный, Жене – Vitaplus, себе – черный). А волна 3-4 метра, поболе чем вчера, да и ветер тоже – 5 баллов – 18-22 уз. на вымпеле. Идем поперек волны, потому кат кидает, сковорода подпрыгивает, масло во все стороны… - в общем, не всё так просто.


…Джек увидел опарыша живого на кухонном ящике, а я доставал сало. …перетряс всю солонину, нашел еще с десяток опарышей в мясе – смотрятся отвратительно. Перемыл мясо, нанизал его на веревки и развесил проветриться и провялиться на гике. Вчера делал суп из этого мяса – мясо всем понравилось… оно и сейчас не воняет, просто имеет специфический запах и только. Думаю, что опарыши – от мух? когда мясо еще на базаре на прилавке лежало.


11-00. Дистанция 2 200. Облачность 100%. Дождик моросит или поливает (это значит, что ветер с дождем) постоянно. Не холодно, при том, что одет по полной штормовой программе. Тем не менее добровольцы помылись под этими дождиками.


18-00. Взяли 3-й риф на гроте, подкрутили стаксель до 50%. Идем 8-9 узлов, до 11 узлов. Дует за 20 узлов, идем параллельно волне и иногда судно подбрасывает больше, чем хотелось бы.


23 августа 2012. Четверг.


01-00. Дистанция 2 188. Обстановка та же.


06-00. Стас: Заметил шквал. Скрутил стаксель. Дунуло 30 уз., скорость – 11 уз., продолжительность 10-15 минут.


15-00. Дистанция 2100 миль. Средняя скорость за последние 16 часов 6,2 уз. Хорошо.Волна 3-4 м. Ветер в среднем дул около 20 узлов на вымпеле (т.е. примерно 26 уз – истинный), но ежечасно шквалы с вымпельным ветром 30-33 узла на полном бакштаге (т.е. порывы истинного ветра около 40 уз.). В среднем солнце, переменная облачность. На шквалах – тучи, дождь. Закрыли переднее окно в палатке, т.к. через него в палатку залетела «капля» воды объемом с ведро (до этого перед окном висел  щит-занавеска из ПХВ-пленки, брызги долетали).


17-00. На скорости 6-8 узлов клюнула махи-махи. Привелись. 15 минут борьбы и она наша. А.К.: Жалко рыбку, конечно, но едим же мы коров, которых убиваем ради этого. А дорада – ой какая вкусная!!!


18-00. Легли в дрейф. Сняли основной грот, поставили штормовой. Ветер в дрейфе 22 уз и дрейф 2 уз. Снова идем те же 5-9 уз.


19-00. Дистанция 2 076. Взяли 1-й риф на штормовом гроте.


…День прошел спокойно. Огромные волны (4 м и более), но идем легко, особенно сейчас на штормовом гроте (штормовой грот смотрится на этом катамаране как носовой платок). В палатке – вообще тишина и покой, только волной снизу иногда поддаст и напомнит, что Океан от нас на расстоянии толщины надувного матраса.


…Сегодня утром в палатку алетела (заползла, пробралась…) летучая рыбка…, причем прямо Жене Т. в ладонь. Удивительно – она как-то попала в щель и пролезла как-то по щели (длина 60 см) между тентом и фартуком!


23-00. Дистанция 2 050. Гр.Ш1 + Ст. Ветер – 20 уз.,100% облачность, Луна за облаками – что-то видно. Волна – та же, но её не (до этого перед окном весел щит-занавеска из ПХВ-пленки, брызги долетали видно, кат иногда сильно подбрасывает, иногда рули выходят из воды и брочингуем градусов на 20 на ветер.


24 августа 2012. Пятница.


07-30. Осталось 2000 миль. Обстановка та же: волны 4-5 м, ветер на вымпеле – в среднем 18 узлов, на шквалах – 25-28 узлов, облачность – 90%.


10-20. Сегодня по настоящему тепло. На палубе можно находиться в майке и плавках – не холодно. Дождики срываются с облаков, но они уже в кайф. Облака не маленькие, обычно – на пол-неба. Волны сегодня – особенно большие. отдельные мы оценивали до 6 м. Несем Гр.Шт + Ст50%. Продвигаемся со скоростью 5,5-6 уз. Ловим шквалы – я поймал 36 уз. (вымпельный, на анемометре), а тут еще катамаран подняло на огромную волну и нас бросило в брочинг, волна с гребешком ударила в борт, судно подбросило – гребешок перехлеснулся через рундуки, все на палубе попадали, всех позабрызгало водой и палубу вымыло… Джек сидит на вахте с плеером в ушах, поймал за вахту три волны через рундуки, но уповает, что это стихия таковая и наушники в ушах тут ни при чем, ничего тут не поделаешь… - может оно и так…


…Поймали дораду, чуть побольше, чем вчера. Сопротивлялась очень сильно. Съели жаренную и в сыром виде с китайским соевым соусом.


…Дочитываю 2-е издание Фату-Хива. Потерянный Рай. Тура Хейердала. Там все события на Маркизских о-вах Фату-Хива и Хива-Оа… - туда и идем!


…Днем перебрал помидоры. Выбросил десяток – сгнили, еще штук десять использовал сегодня на 30-50%  в суп, еще 6 штук отложил – съесть срочно – там тоже не 100%., а целых осталось ровно 10 штук. Зато картофель весь целый!


21-00. Дистанция 1 927. Гр.Ш.1 + Ст.65%. Ветер подскис до 20 уз., шквалы до 30 уз…, но волна высокая.


…Днем Стас набил наветренную новую ванту, подветренную я уже дважды набивал. Что-то постукивает внизу в каркасе. Завтра ляжем в дрейф, посмотрим.


…Звезд не видно. Облачность 100%.


25 августа.2012 Суббота.


07-20. Дистанция 1 876. Чистое небо с В-ЮВ, а на З-СЗ – уходит фронт из черных туч. С ночи несем Гр.Ш.1 + Ст. Автопилот отлично справляется.


13-25. Сегодня отличная погода. Тепло. На палубе можно находиться даже без майки (в майке комфортнее). Волнение – как и вчера – те же огромные волны более 4 метров; пара плюх уже накрыли палубу и хорошо её помыли!


14-30. Убрали паруса. Легли в дрейф. Джек нырнул под катамаран (он штатный «ихтиандр» в нашей команде и у него единственный неопреновый костюм) посмотреть что там постукивает и исправить шверт-таль. Шверт-таль заменили, шверт выбрали под самую палубу и подвязали в таком состоянии, чтобы шверт-таль не нагружалась. С каркасом все нормально. Ничего не нашли. Да и трудно найти там сейчас какой-то люфт, когда под катамараном колбасит и может так припечатать к какой-нибудь железяке, что второй раз уж не понадобится.


15-30. Подняли паруса. Несем один кливер (18 кв.м), без грота. Отличная погода – облака только по горизонту. Джек греется чаем. Хорошо идем.


18-15. Дистанция 1 827. В дополнение к кливеру несем стаксель, скорость 8-11 узлов. Переводим время на 1 час назад, теперь у нас 17-15.


19-02. До т.1800 миль. Отличный вечер. Чистое небо. Луна. Южный Крест. Ветер на вымпеле 14 уз., идем 6 узлов. Пропал стук – он был по-видимому в швертовом устройстве. Не холодно, просто прохладно. Волны вроде как меньше стали, но, возможно, что просто привыкли. С заходом солнца - в 18-30 теперь – убрали кливер, подняли Гр.Шт.1 + Ст.70%. (полный стаксель на полном бакштаге цепляет задней шкаториной о переднюю ванту. Надо или набивать стаксель как на бейдевинд или зарифить его на 30%, тогда задняя шкаторина перестает цеплять за ванту). Таким темпом до Хива-Ои 12-13 суток хода, т.е. к 6-7 сентября. …Дай-то Бог!


26 августа 2012 г. Воскресенье.


04-00. Ветерок на вымпеле 9-11 уз., просится выражение «…тихо». Тучи с проблесками звезд. Я пол часа ждал огромную черную тучу, шла точно с наветра.., да так и не дождался – то ли рассеялась, то ли как-то прошла незаметно, а смотрелась очень впечатляюще. Авторулевой прекрасно держит курс, вахтенному остается только полулежать и любоваться звездами. Луна уже зашла. Только звёзды. Хорошо видны на Юге две туманности – Большое и Малое Магелановы Облака.


13-00. Дистанция 1 696. Днем несли Кл.+ Гр.Шт. Сейчас ветер усилился до 22 уз. на вымпеле, кливер убрали расправили стаксель. Волны стали меньше, хотя отдельные явно под 5 метров.


…Сделал новый тюльпан на спиннинговое удилище. Поставил «удочку». Блесна постоянно выскакивает из воды на волнах.


16-00. …Рыба клюнула, когда уже сварилось мясо для ужина. Я только подумал, что надо бы снасть смотать - не дай Бог клюнет, а я мясо уже приготовил… Тунец, примерно 5-6 кг. 30 минут фотосессии, потом 30 минут разделывал тунца, вырезал самые лучшие куски… все равно получилась полная кастрюля. Пожарили, замариновали, поели сырым с соусами, лимонным соком… Съели мало. Осталось 2 миски с горой жаренной рыбы. Удочку надо прятать!


19-00. Темно. Чистое небо, спокойная волна. Гр.Шт.+Ст.70%. Всё то же.


27 августа. Понедельник.


03-00. Дистанция 1 614. Та же волна и ветер. Прекрасная погода.


  Из дневника А.Кулика:


С 3-00 до 5-00 моя вахта. За 10-15 минут до вахты меня будит Стас. Он дергает меня за ногу до тех пор пока я не подам признаки разумной жизни. Не открывая глаз машу рукой – дерганье за ногу прекращается и тут же засыпаю… Сегодня особенно тяжело просыпался. Долго не мог найти свою одежду, (хотя она должна лежать строго под головой). Флиску в итоге, нашел «под головой» у Стаса, который был на вахте. Стас сидел на входном куллере и терпеливо ждал пока я пересеку его позицию, только потом завалился на свое место. Вообще-то я сменяю Ольгу, но Стас всегда остается на подвахту у Ольги, чтобы случае чего…(Ольга долго страдала морской болезнью и только-только оклемалась).


…Всё небо в звездах. На западном горизонте огромная Луна на заходе. …с третьего раза попадаю ногой в штанину, потом командую Ольге «Равнение на Флаг!», она отворачивает свой взор с курса и смотрит в корму на флаг. Оно и так-то темно - без фонарика ничерта и не видать, к тому же обзор у вахтенного в район подветренной (правой) ванты сильно ограничен приборным щитком и рундуками правого борта, а шум от волны и ветра такой, что если говорить нормальным голосом у палатки, то вахтенный, в лучшем случае, услышит голос, но не что говорят, а уж журчание воды у борта сливается органично с шумом волн и вахтенный ничего нового не услышит. Остаются только этические заморочки, которые в данной ситуации только усложняют жизнь и могут оказаться причиной падения человека за борт, если их соблюдать, и сходить по этому же поводу на нос судна, куда мы исправно ходим днём.


…Теперь кофе. Ни Стас ни Ольга не догадались сегодня заведомо вскипятить чайник, чтоб сократить мои мытарства перед вахтой. …Чайник пустой. пять суточных канистр с водой тоже все пустые…, нет – одна пустая только наполовину. Поставил чайник. Теперь: турочка, кофе, сахар – надо каждую баночку найти, достать ложечкой содержимое и не рассыпав его перенести в турочку, баночки снова закрыть и поставить на место (у каждой подобной баночки свое место вдоль наружной стенки кухонного ящика; место определено резиновым бандажем), а турочку держать в руках внутри ящика, так как комфорка у печки по размеру чуть меньше, чем дно у турочки и если её там оставить без внимания, то на первой же волне турочка опрокинется. …Кофе вскипел! Переливаю кофе в термокружку и с ней иду на корму сменять Ольгу. Стоп. Надо одеть по всей форме спасательный жилет. Одел. Пошел – в одной руке кружка с кофе, в другой – карабин страховочного леера, привязанного к спасательному жилету. 4 шага. «Вахту сдал», «Вахту принял». Щёлк! - зацепился карабином за погон гика-шкота. Теперь 4 шага у Ольги и у неё обратный процесс, только без кофе и в намного более высоком темпе.


…Сел в кресло (сегодня не так сильно болтает, можно сидеть в кресле, но чаще я сижу на надувном бревне, спиной упершись в рундук), поставил термокружку в специальное углубление на крышке рундука, …взгляд на паруса и приборную панель: GPS, магнитный компас, анеморумбометр – всё нормально - паруса те же, полный бакштаг, идем куда надо, автопилот держит, ветер 11-12 уз., скорость судна пляшет в границах 4,5 – 7 узлов, время 03ч.04м., дистанция 1 614, …теперь первый глоток кофе!.. Обвожу взглядом горизонт, прислушиваюсь к ветру и шумам, смотрю на звезды и облака, слышу только шум волн – всё нормально…, второй глоток кофе, потом, не спеша, третий. Сегодня очень спокойная вахта. …Левая рука на румпеле, в правой кружка с кофе. Но за румпель можно не держаться, его положение зафиксировано цепочкой и судно послушно идет по выбранному курсу – это наш авторулевой «Пашка» (Паша Гридин в таком виде его впервые в прошлой экспедиции придумал). Но так не всегда. Чаще – за румпель надо держаться и постоянно корректировать курс, так как он сбивается волнами и ветром (ветер и скорость судна разные на гребне и в яме). Сегодня бакштаг. Ветер в море 15-17 узлов, а на вымпеле 11-12. «Пашка» сегодня легко держит курс!


…Луна зашла. Купол звездного неба над головой – сегодня оно чистое – шум волн, обрушивающихся за кормой… больше ничего.  Кофе допит. Можно предаться свободному течению мыслей. Возможно, что это самое прекрасное, что есть в подобном путешествии – возможность предаться свободному течению мысли – когда их не отягощает пресс городской и служебной текучки: сделать, успеть, не забыть, уведомить, позвонить, поздравить, занять, чтобы отдать… - здесь ничего этого нет. Надо просто жить и просто выживать. Обстановка экстремальная: наш мир ограничен бортами нашего катамарана, за пределами которого на тысячи километров только Океан, и надо заботиться только о том, чтобы этот наш мир вдруг не расширился. Слух, зрение, все известные и неизвестные органы чувств настроены на одну волну – на надежность нашего катамарана. Потому, сквозь ветер и шум волны слышишь скрипы и стуки в снастях и каркасе, остро на них реагируешь, автоматически отметаешь постоянные, остро реагируешь на новые. …С судно проблем нет от самой Мексики, но любой новый звук настораживает. …Мысли чаще о доме, об оставленных где-то родных тебе людях, но эти мысли не рваные, как в городской суете, а текут спокойно – как будто роман читаешь про чью-то жизнь, а не про свою. Еще я часто думаю о конструкциях разборных надувных парусниках и все больше постигаю их притягательность. Но иногда мысли уносятся куда-то совсем далеко – это когда ловишь себя вдруг на мысли, что ты …ни о чем не мыслишь (...!). В городской жизни мне это не удается, иные тратят на это все свое время, занимаясь медитациями и аутотренингами, а здесь – это естественно.


…Напряги, связанные с ночным подъемом на вахту уже проходят и наступают 2 часа блаженства, когда можно принадлежать только самому себе, находясь посреди мироздания. …Поначалу, на ночных вахтах я слушал плеер, а сейчас перестал. Музыку и любимых бардов я и дома послушаю, а остаться вот так …с самим собой – как здесь – дома не получится.


…Вахта короткая, всего два часа, они заканчиваются. Время 04ч.50м. Дистанция 1 603. За кормой еще 11 миль. …Отцепляю свой «поводок», перемещаюсь к кухонному ящику, ставлю чайник на огонь, залезаю в палатку, дергаю за ногу Женю Ташкина – он машет рукой… всё начинается сначала.


  Сегодня ночная вахта была совершенно безнапряжная и беззаботная, …но, бывало покруче…, а вот сегодня - в аккурат посреди Тихого Океана – так.


14-30. Стас долго заглядывал под катамаран со всех сторон и …одна из диагоналей, соединяющая ноги пирамиды – порвана. Достали трос, для чего пришлось расшнуровать часть трамплина. …Разрыв произошел там, где трос сдавливается специальной болтовой тросовой заделкой. У нас есть запас точно такого же троса. (От Мексики на диагоналях стоял оцинкованный трос четверть дюйма с оцинкованными коушами, заделками и талрепами. На Галапагоссах мы нашли все комплектующие из нержавеющего троса и решили поменять оцинковку на нержавейку – дорога длинная…). Беда была в качестве троса – его наружные пряди лопались при изгибе и нам оставалось только надеяться… Закрепили. Пришлось Джеку на пару минут нырять под катамаран, чтобы передать трос с борта на борт. Остановка заняла 4 минуты, а вся замена от «…ах, трос порван!..» до «все в порядке!» - минут тридцать.


…Сегодня еще теплее чем вчера. Днем на палубе мы в плавках, даже без маек некоторые. Редкие кучевые облака. На вымпеле все-то 12 узлов. Хорошо идем, средняя скорость за день 5,7 узла. Но основной грот пока решили не поднимать, идем на штормовом.


28 августа. Вторник.


О1-00. Дистанция 1 490. На вымпеле ветер меняется от 11 до 24 узлов – это при чистом звездном лунном небе без единого облачка. Несем Гр.Шт. + Ст. 100%. На GPS скорость как не посмотришь – скорость 6-9 уз., а как посчитаешь среднюю по пробегу – хорошо, если 6 уз, получется. Но это хорошая средняя скорость – это 144 мили в сутки!


02-24. Дистанция 1 480. Это – ровно 50% пути от Галапагоссов до Маркиз. Сегодня 11-тые сутки пути.


07-00. Джек: Бакштаг. Вымпельный – 15 уз., Скорость 5-9 узлов. Волны – до 4 м. Звездное небо, редкие облака. За последние 12 часов прошли 74 мили (Ср. скорость 6 уз.).


10-00. Дистанция 1 434. Всё то же. Подтянули тросы, связывающие ноги пирамиды по периметру и по диагонали. Это не комфортная работа, даже без учета 6-ти узлового хода и болтанки на 3-4 метровой волне. …Тросы в натяг, едем дальше.


16-20. Дистанция 1 395. Лопнул 2-й трос. До захода солнца 2 часа. Надо успеть поменять. Лопнул огон. Запасного нет. Срастили из огрызков. Поставили, набили, едем дальше.


…Гр.Шт. не стали менять на основной, даже риф не стали убирать. Задуло и волну разгуляло. Ветер опять за 20 уз.


…Женя снимал геройские работы под катамараном, перегнувшись с кормы под палубу и не заметил, как подошла волна и накрыло его с видеокамерой. Камера перестала работать. Это вторая видеокамера, которая дала отказ в этом походе.


Из дневника Кулика:


…На заходе солнца, только улеглись в палатке, вдруг тра-та-та-тах-тах… вскочили. Стас с вахты – «Это кальмары! Что делать!?» - собирать, конечно. Но оказалось, что это была стая летучих рыб. Собирать их не надо.  95% сами убегут, а 5% - утром соберем и пожарим.


…Я собирался в палатке на свою вахту и голова подпирала тент.., вдруг – бац по башке! Летучая рыба точно в голову ударила,  …хорошо – небольшая.


…Ставили кливер. Я поднимал его за фал, навалился всем весом и откинулся назад, стоя на куллере, …кливер мотнуло, нагрузка на фале ослабла до нуля и я полетел спиной на кухонный ящик и газовые баллоны. Долбанулся не слабо, отделался шишкой на голове… кливер на месте! Едем дальше.


…Днем, когда была моя вахта, Джек забрал у меня мою электронную книжку и организовал в палатке избу-читальню: читают вслух «Фату-Хиву» Хейердала. Через час я ненароком заглянул в палатку – Джек самозабвенно с выражением читает, Ольга лежит с закрытыми глазами (может спит, может дремлет, может мечтает о чем-то о своем, но …может и внимает Джеку), Женя лежит с компом на животе, с наушниками на голове, мышкой в руке (может что-то там переставляет в ..буке, может музыкой наслаждается, может просто уши заткнул, может так легче внимать чтецу…). Потом все утверждали, что внимательно слушали Джека и изба-читальня стала ежедневной.


29 августа. Среда.


01-00. Дистанция 1 347. Гр.Шт.+Ст.50%, ветер до 25-28 уз. в общем - ..всё то же.


Из дневника А.Кулика.


07-30. Только-только взошло солнце. На вахте Ольга и Стас спит. Я заварил кофе на троих. Тихо и с удовольствием попили.


…На носовой сетке, на палубе, на поплавках полно летучих рыб. Насобирали с пол-ведра. Ольга взялась чистить рыбу, а я картошку, лук. Потом я жарил 5 сковород летучих рыб и 5 сковород картофеля: три – «фри» и две – на сале с луком. …Стас устроился на корме мыть посуду, ребята отвалились в «избу-читальню» читать «Фату-Хиву», я уже 3 часа как на «кухонной вахте», поясница разболелась, хочется полежать, но сейчас …моя вахта с 9-30.


20-30. Дистанция 1 237. Обстановка та же. Волны огромные – просто горы какие-то. Несколько раз за день они наведались на палубу и хорошо её помыли.


16-00. Раздалась серия металлических щелчков. Разошлась сварка, связывающая две пластины хомута «флажок» на передней ноге пирамиды.


17-00. Легли в дреф. Стянули флажок болтом. Подняли Гр.шт.(полный) + Ст. Едем дальше.


Из дневника А.Кулика.


…В 16 часов несколько раз резко щелкнуло железо. Стас вылез на палубу и определил, что трещало ухо на хомуте крепления левой носовой ноги пирамиды. …еще 5 дней назад на этом хомуте «флажке» лопнула сварка – это ничем не грозило, но вот сегодня …защелкало!.. Решили стянуть флажок болтом – точно, что хуже не будет. …Генератор, дрель, удлинитель, керн, молоток, сверла, болт, гайка, гровер… Удлинителем давно не пользовались, влажность 100%, потому Стас, прежде чем подать на него 220 вольт, «прозвонил» его и …не «дозвонился»… разобрал, собрал.., ещё раз разобрал – собрал – заработал! …Расшнуровали угол палатки, сняли страховочную закрутку (веревочное крепление-стяжка продольной и поперечной балок) - расчистили место, стянули струбциной хомут, убили 2 сверла, но …через 10 минут две пластины флажка были прочно стянуты болтом 3/8 дюйма.


…Сегодня приходила стая дельфинов. Огромная стая – дельфины на протяжении получаса были на всей видимости акватории. Они шли к нам с кормы, с обоих бортов и тут уж выпрыгивали посмотреть - кто это тут приперся в их стихию!


…На закате опять был «дождь» из летучих рыб и мы выходили сметать их в море с поплавков и сетки.


…Вечером по спутниковому телефону передали через Кореша поздравления своим близким с началом учебного года.


22-30. Ветер упал до 8 уз.


30 августа. Четверг.


07-00. Дистанция 1 184. Убрали стаксель, поставили кливер, так как с вечера и всю ночь ветер едва дул – 7-8 узлов. Погода та же, только волна стихла и барашков почти нет. С кормы большая черная туча на пол неба. С неё поливает дождем. Но ветер не с кормы, а с левого борта – бакштаг, потому должно пронести эту тучку мимо нас.


08-30. Поставил удочку. Клюнуло тут же, кливер захлопал и сорвался с фала (…?). Рыба сошла. Джека поднимали на мачту за фалом. Едем дальше.


Из дневника А.Кулика.


  Поставил удочку. Клюнуло тут же - затрещала трещетка катушки. Приводимся. Кливер сильно хлопает. Стягиваем кливер, …непонятно как, но сорвался фал с паруса. Кливер на сетке, фал развивается на высоте 9 метров от палубы. …? Я продолжаю бороться с рыбкой – она пока впереди, уже размотала под 400 футов лески, но на катушке еще футов сто (я ставлю всегда на 150 футов). Рыбка с той стороны явно не хилая!.. Я отдал удочку Жене Ташкину – он давно просил потягаться с хорошей рыбиной. Женька поупражнялся с ней еще минут пять и …рыбка ушла. Достали блесну – на одном тройнике разогнуты два крючка, на втором тройнике остались два крючка, блесна тоже сильно пожеванная... У нас в мачте есть запасной геннаке-фал, предназначенный именно для такой ситуации, которым мы еще и не пользовались, но Джек вызвался «сгонять» на мачту и спустить штатный кливер-фал. Джеку, похоже, не хватало острых ощущений – там, на 9-ти метровой высоте его будет болтать в стороны метра на три, не меньше. Ладно, застраховали Джека еще одним фалом – подняли, опустили… всего-то несколько синяков – зато сколько новых ощущений! Я наверно постарел… - у меня не было никакого энтузиазма лезть на мачту в волну и ветер посреди океана, если можно было и не лезть туда.


…Выяснилось, что кливер еще к тому же и порвали (примерно один метр разрыв) – скорее всего о заделку троса прикрученную к передней ванте, чтобы ограничить положение леера. Дорого нам рыбка обошлась…


  11-10. Ветер начал усиливаться и дует на вымпеле на фордаке 22 узла, а на бакштаге – 30 узлов.


Подрифили стаксель. Волна небольшая – обычные трехметровые волны, ну отдельные в пределе до 4 м, но нет уже этих страшных гор. По прогнозу нас должен был к вечеру догнать фронт со средними ветрами 16-18 узлов. Сейчас с В-ЮВ надвигается сплошная низкая серая пелена.


14-45. Шквал был недолгим – минут 40, но как шли! 8 миль проехали за эти 40 минут. Сейчас опять 15 узлов. Поставили кливер. Мы заклеили разрыв специальным парусным скотчем с 2-х сторон.


16-45. Ветер опять усилился. Убрали кливер, поставили стаксель. Дистанция 1 130.


21-00. Дистанция 1 109. Всё то же. «Пашка» отлично держит курс, Южный Крест впереди слева над горизонтом, а слева с кормы – полная Луна – светло, очень светло, от Луны тени. …Волна сегодня в среднем ослабла, ветер тоже и дует сейчас 11-14 узлов на вымпеле. Всё нормально.


Из дневника А.Кулика


Как-то все стабилизировалось и дни похожи друг на друга и стираются из памяти. …Днем всё идет по заведенному кругу – кофе, завтрак, читать или спать в палатку. На моей дневной вахте – «изба-читальня». Днем обедаем коктейлями «Energy Diet» - это тоже определенный моцион, так как мы уже мешаем разные составы, добавляем или нет молоко сухое…  просто проглотить быстро тоже можно, но приятно со смаком растянуть удовольствие… К 18 часа ужин – обычно это суп, но может быть и каша с консервами и бобы или просто горячие лепешки с чаем и джемом. Сегодня я неожиданно наделал пирожков с картошкой. Ели весь вечер и на вахтах – не доели, осталось еще на утренний чай. На пирожки и вареники меня нечасто растаскивает, все же работать с мукой на 20-ти узловом ветру непросто и кухня потом на большой пельмень похожа.


…Вчера Стас раздавил свою электронную книгу и теперь страдает. Осталась только моя. Бумажных было две – все их перечитали. Темп чтения у Стаса по моим меркам немыслимый – он Фату-Хиву прочитал менее чем за один день и судя по наводящим вопросам – усвоил материал получше чем я (я читал трое суток). Сейчас я перечитал все книги Хейердала и в «25-й» раз принялся за Кон-Тики. Я перечитываю Кон-Тики каждый год, когда в Океане и всегда это откровение для меня! На этот раз – просто оторваться не могу! Это моя библия!


31 августа. Пятница.


05-00. Дистанция 1 069. Фронт с 17-20 узловым ветром так и не пришел. Всю ночь было чистое небо и светила полная Луна. На вымпеле около 10 узлов, тем не менее идем со штормовым гротом в среднем 5 миль в час. Вполне можно нести полный основной грот. С восходом солнца надо будет поменять грот.


06-00. Всё небо в чёрных тучах, долетают брызги дождя, но ветер тот же – 10 уз.


07-00. Дистанция 1 060. Низкие черные тучи – страшные при своем приближении. Но по опыту мы уже знаем, что шквала особого не будет, …так, локальное усиление ветра до 20-25 узлов и всё. С эти у нас и «Пашка» справляется!


16-00. Дистанция 1 014. Сегодня получился сонный день. Ветер едва дул – теже 8-10 узлов, несем те же Гр.Шт. + Кл. Отдельные тучки разнообразят бдительность вахтенного усилениями ветра до 15-17 узлов и мелкими дождиками. Стоит 2-х метровая зыбь, длинная – предлинная –метров 50…, на её фоне ветровая волна около полуметра. Мы на нашем 12-ти метровом катамаране не ощущаем ни зыбь ни волну, поэтому наверно, сегодня все дрыхли весь день.


18-48. Дистанция 1000 миль. (!!!)


19-00 Перевели часы еще на 1 час назад. Теперь 18-00 и вахтенному сидеть на час дольше.


За день прошли ровно 60 миль, как и за предыдущую ночь – тоже 60 миль. 



Материал: http://www.ocean.energydiethd.com/journal/august/

Смотреть также http://sibcat.su/

Смотреть также http://sibcat.su/






ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий