Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Экспедиции | Монголия 2010 | Котловина Больших озер

Часть 0 1 2 3 4 5


Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Ульгий — озеро Хотон-нур – Буянт – оз. Толбо нур


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Пишет alex_dfg


Погранпереход КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай). И с нашей и с монгольской стороны новые современные терминалы. Все слаженно, четко и быстро. И вот уже Родина выпустила нас в «свободное плавание». А до Монголии еще надо добраться! Предстоит километров 20 нейтральной горной дороги через перевал Дурбэт-Даба (2400 м.). Мы попали в обед на монгольской стороне, но, все равно, в общей сложности времени на все формальности ушло около 2-х часов. Из расходов: санобработка (проезд через лужу) – 30 руб, страховка (оформляется сразу за воротами монгольского КПП) – 650 руб. На нейтральной полосе к нам подвалил сомнительного вида монгол в бейсболке (в 21 веке этот головной убор является для монголов национальнымJ) и предложил поменять деньги по курсу 1 рубль=40 тугрикам. В Ульгии курс более выгодный (1:44 на август 2010 г.).


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


И вот, можно прокричать «Сэмбайну, Монголия!!!» Останавливаемся, осмысливаем происходящее, отсылаем радостные смс. Созваниваемся с Канатом (это владелец монгольской турфирмы, делавший нам приглашения для получения визы и обещавший помочь с пропусками в погранзону), облом, он через полчаса уезжает! И будет только завтра! Надо быстро валить! Так, Цаган-нур, нам направо. Можно долго рассматривать многополосные монгольские хайвеи из космоса, но увидев их в жизни просто офигиваешь (извините, но это самое литературное слово) – бескрайние просторы до горизонта и дороги, дороги, дороги. Эдакая хаотичная графика! Это потом будешь на вопрос пилота «Куда ехать?» вальяжно говорить «Выбирай любую! Неважно!».


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Толстые и жирные рыжие сурки (размером с небольшого зайца) переваливая толстыми задницами на редкость ловко ныряют в свои норки. Потом мы их встретим еще пару раз, но оба раза не успеем сфотографировать. «Ой, вон смотри, смотри! Ещё один! Какие прикольные!» (Как с падающими звездами J). Блин, нам же в Ульгий валить надо! Опоздаем!


Наперерез нам через степь, размахивая руками, бегут два монгола. Останавливаемся. Радостные лица сообщают нам на усеченном русском, что у них на Тойоте порвался ремень ГРМ, а в Ульгии брат, а связи нет, поэтому просят за перевалом позвонить Марату (?) и сказать, чтобы он сюда быстро привез ремень. Записываем телефон и номер запчасти.


А вот и перевал, начиная с его середины, в голове один вопрос «Как сюда будет забираться груженый КАМАЗ, который полз за нами с российской таможни? Ну как?». Перевал не очень высокий, но подъем затяжной и крутой! И вот мы на вершине, переводим дух. С нами отдыхает УАЗ и Жигули с казахскими номерами. На самой высокой точке стоит овоо.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


/Овоо ? культовое сооружение в честь духов окружающей местности. В большинстве своем это груда камне в виде конуса, посередине которого воткнут шест, на который повязаны отрезы шелковой материи, украшенной орнаментом и бахромой (хадаги). В основном хадаги синего цвета. Кроме камней духам преподносят деньги, конфеты, печенье и т.д./


Вокруг овоо принято обходить, а иногда и объезжать вокруг по часовой стрелке. Познакомившись с монголами, а вернее это были монгольские казахи, и отдав дань уважения местным духам мы отправились в Ульгий. Кстати, часть дороги асфальтирована (очень маленькая часть ;-). Дорога к границе активно строится. Это «дорога тысячелетия» или трансмонгольская автомагистраль.

К Канату мы опоздали, он уже уехал. Вместо него человек, плохо (очень плохо) говорящий по-русски предложил юртинг, отдыхинг и душинг. Но мы до этого еще не созрели, а потому свалили в сторону от города. И взобравшись на высоту 2600 м. отметили свой приезд в Монголию под свист пищух и стрекот летающих кузнечиков.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


C заходом солнца тепло улетучивается, приходит время ветра и теплых вещей. Да, термомиска была бы здесь не лишней.


Баян-Ульгий. Центр одноименного аймака (области). Современные АЗС (ДТ-1400 тугр. ).


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Основное население (95%) здесь составляют казахи. Для простоты, на время рассказа они тоже станут монголами. По российским меркам это скорее поселок городского типа. Невысокие здания, смесь строений из кирпича, камня и глинобитных сооружений, деревянные заборы, во дворах стоят юрты. В центре города стоит памятник монгольско-советской дружбы. Есть музей, театр, почта (монгол шуудан), банки.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Mы конвертировали рубли у уличных менял (с проводником монголом) по выгодному курсу 1 к 44. Уличный банк – это машины, внутри которых на приборной панели кипы цветных бумажек – доллары, евро, рубли, тугрики. Поменяв деньги стали обладателями внушительных пачек тугриков с изображением Чингисхана.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Сразу же сразил автопарк Монголии – преобладают машины 4х4. Вдали от городов УАЗы или буханки, в городах Тойоты 80-ки в отличном состоянии, и другие полноприводные иномарки (Паджеры, Патрули). Много мотоциклов. В отличии от Ирана, количество посадочных мест соответствует числу людей сидящих на мотоцикле. Строительные каски оберегают головы монголов.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Также на дорогах можно встретить легковушки, маленькие китайские грузовички, наши ЗИЛы и т.д.


В магазинах консервы, крупы, водка, вино, напитки — все долгоиграющее. Российского и китайского производства. По городу висят плакаты с рекламой «3G интернета», Орифлейма. Во всех аймачных центрах работал МТС.


Уладив к обеду все формальности, получив пропуска, мы рванули в сторону Хотон-нура./Нам понадобилось 2 вида пропусков: первый ­ в национальный парк. Все значимые достопримечательности в Монголии имеют статус национальных парков. И при въезде вы приобретаете билеты 3000 тугр./человек +1000 тугр./машина. (можно оплатить при въезде). Катайтесь сколько угодно себе в удовольствие. Второй – в погранзону (30-ти километровая полоса вдоль границы). Его надо делать заранее./


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


.Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Очень сложно описать Монголию, это как в словах пытаться передать музыку, вкус любимого блюда. Это ощущения! Фотографии тоже слабо отражают реальность. Начинаешь понимать картины Н.Рериха – это просто попытка передать фантастическую по красоте реальность.


К Хотон-нуру едем вдоль реки Ховд. («нуур» ? озеро).


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Средняя скорость нашего передвижения падает до 15 км/час. Это вызвано бесконечно красивыми видами. Белеющие юрты на фоне бурлящей реки и массивных гор, многочисленные стада, пасущиеся на зеленой траве, а чаще просто на камнях.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Дорога была очень живописной, и сразу же ломала стереотип о Монголии, как о стране, где степи и «смотреть нечего». Постоянно возникала мысль «Так не бывает!».


Цветные горы.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Белые лебеди, серые журавли, суслики, орлы – совершенно спокойно реагировали на машину и позволяли рассмотреть себя с близкого расстояния. Однако при виде фотоаппарата представители животного мира молниеносно «линяли».


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Постоянно по GPS следим за высотой. Едешь вроде по равнине, но она на высоте 2400-2600 метров! Перевал, с виду незначительный, а высота под 3000м! А снежные вершины близко-близко!

Неиспорченная человеком планета! Природа, сохраненная в своём первозданном мире Гармоничное сосуществование человека и природы! ! Юрты не портят, а дополняют пейзаж. Ощущение свободы, пространства, гармонии и умиротворения! Всеобъемлющее чувство счастья от того что ты здесь и сейчас!


Каменная баба. Как её поставили много десятков веков назад, так она и стоит. В метрах 150 стоит юрта, и также как раньше пасутся овцы.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Иллюзию перемещения в далекие времена разрушают солнечные батареи и спутниковые антенны (в каждой! юрте). Пока Европа думает об альтернативных источниках энергии, Монголия активно их использует!


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Мост через Ховд. Несмотря на внешний вид, крепкое сооружение. Под весом Патруля не шелохнулся.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


К озеру подъехали уже затемно. Встали на вчерашней стоянке ТАМовцев, уже разбив лагерь получили СМС, что они в 8 км от нас. (к сожалению, моя температура и спускавшее колесо не позволили нам «провалить» эти километры).


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Одно дело читать про резко континентальный климат, совсем другое чувствовать его на своей шкуре. Перепады день-вечер могли быть около 20 градусов. Солнце днем жарило нещадно – даже в футболке было жарко, но как только оно скрывалось за горизонтом – приходилось на себя надевать всю теплую одежду. За время поездки пару раз ночью температура уходила в минус.

С утра встретились с ТАМовцами, впечатления от Монголии у всех зашкаливали. Немного побеседовали и разъехались в разные стороны.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Вернее, они уехали, а мы тормознули. Высокогорное озеро на высоте 2100 м, лиственницы, белые вершины и гладь воды, по которой гуляет только ветер. Тишина и никого! Любуемся видами и тонем в этой красоте! Суета, свойственная жителям мегаполиса, улетучивается. Состояние близкое к эйфории!


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


А это эдельвейсы!


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Рога горного барана ­ аргали (архара).


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Петроглифы.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Эге-гей! А рыбалка? А хариус? Экспедиционеры «ТАМ» на вопрос «рыба есть?» ответили нам дружным хором «ЕСТЬ!!!», далее шли подробности, которые походили на откровенно наглое хвастовство, однако жареная рыба на столе и крики «рыбалка у нас под запретом!» с женской стороны экспедиции, подтверждали их фантастические рассказы. Жареная рыба это гут, но важен сам процесс! Получив пароли и явки, мы поехали к началу протоки. /На самом деле озера два ­ Хотон нур и Хургон нуур, они соединены бурлящей протокой./


На сборку спиннинга и одевание телепузиков у меня ушло больше времени, чем на лов рыбы. Сашка только прикорнул, как я уже вернулась с обедом ;-). Почистив рыбу под строгим контролем орла, тут же её пожарили и съели. И опять просто сидим и смотрим вдаль. А вдруг это самое красивое место и дальше будет лишь разочарование?


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Нашу медитацию прервало появление монгольского УАЗика. Из него вывалилось человек 6 народа: от старика до грудного младенца. По-русски и по-английски общение не сложилось, пришлось прибегать к языку жестов. Они приехали ловить рыбу. Однако на телескопическом спиннинге была только леска. В качестве презента была подарена блесна-«вертушка», её охотно взяли, но потом выяснилось, что им нужен крючок. Поцокав, что дескать маленькие у тебя крючки, монголы их тоже взяли. А дальше началось шоу: раздевшись до плавок (а озера имеют ледниковое происхождение – температура воды около 10 градусов), один заходит воду, второй прыгает по склону и ловит зеленых кузнечиков, практически на каждый заброс следует шлепок о берег хариуса. Женщины подбирают и тут же его разделывают. Непрерывный процесс! Отказавшись от предложенной рыбы, начинаем неспешно собираться. С удочкой подходит еще один монгол и, удивительное дело: у него тоже нет блесны! Интересно, а если бы нас не было, на что ,бы они ловили? И это называется ­ монголы не ловят рыбу!


С грустью покидаем это красивое озеро и трогаемся в путь. Опять мост (через протоку) и мы на западной стороне озер. Дорога постепенно отходит от береговой линии, более прижимаясь к снежным вершинам. Долины с огромными валунами, юрты, яки, верблюды. Древние могильные комплексы. За вершинами совсем рядом Китай.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай

Волчонок, привязанный около юрты. /Есть два объяснения этому факту: первое, что волчонка используют для натаскивания беркута; второе, что найдя волчье логово, забирают волчат. А когда волчица их находит, её убивают. Оба очень жестокие!/


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Навигировать, фотографировать, снимать видео одновременно… Периодически что-то страдает, в этот раз это была навигация,­ мы немного сбились с намеченного пути. По приколу решили спросить дорогу у монголов, разделывавших барана у юрты. Первым делом, нам предложили забросить всё и ночевать в юрте. Мы в отказ. Затем показав кивком головы, что слово «карты» они понимают, всё мужское население рвануло в сторону машины и чудным образом оказались между мной и ноутбуком. Экран «тачскрин» им понравился ;-). В общем, о дороге мы выяснили мало, зато пообщались ;-).


Котловина Больших озер. Но кроме больших озер ещё и тысячи небольших «блюдец», расположенных высоко в горах.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Ночевали на озере Хара-Нур. Хотя в Монголии плотность населения 1,8 человека на один квадратный километр, распределены они неравномерно. Рядом с источником воды вы всегда где-нибудь на горизонте увидите юрту. А рядом с большим источником много юрт.


Двигаемся в сторону Буянта. Горы теряют свои снежные вершины, взамен окрашиваясь разными цветами. Кругом каменистая пустыня, чем-то напоминающая Иран. Завидев нашу машину, нам под колеса бросаются две девушки. Приглашают в юрту на чай, но мы и так уже отбились от графика, да и страшно обидеть, а вдруг этот «цай» не сможем выпить (я горячее молоко не люблю). Ну, тогда сувениры! Изделия из войлока, национальная одежда раскладывается на камнях. Покупаем парочку на память.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Зимовье.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Цветной Буянт.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


В середине дня попадаем к Толбо нур. Бирюзовая гладь воды, горы, 2 лебедя.


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Всё, сегодня никуда не едем! Встаем здесь! И купаться, купаться! Это так для красного словца, на самом деле это короткие забеги в озеро. Вода градусов 10-14. Кое-кто делает забеги голышом ;-), я решаю помыться, несмотря на простуду. Клин клином вышибают. (Сработало, на следующее утро как огурец! Волшебная водичка!) И тут на горизонте, появляется внедорожник. Быстро принимаем приличный вид.
— Местные?
— Наверно туристов привезли…
Машина медленно приближается, контуры становятся отчетливей.
— Патруль!
— Номера российские!
— Московские!
— Да это nub1van!!!


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай


Вот так, расставшись вчера и разъехавшись в разные стороны, мы встретились СЛУЧАЙНО (!) ТАМ на Толбо нуре. Ну и правильно, а где еще встретиться машинам из Москвы как не в Монголии! Мир тесен!


Монголия 2010. ЧАСТЬ2. Котловина Больших озер. Монгольский Алтай

Продолжение следует..

Часть 0 1 2 3 4 5

http://nnm.ru/blogs/barhudarow/




ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий