Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Экспедиции | Арктика

Берингия, 2
12 февраля - 04 марта


В ожидании вездехода мы со Стасом пошли в гости. Слово гости и так во множественном числе, но мы пошли прям в гости-гости. Зашли к главе Александру Кергытвалю, который записал нам интереснейшие фотографии Нутепельмена. Зашли к Ане Арены, правда у неё нашли только эстонцев, но переписали немного чукотской музыки (мне для фильма надо). Зашли в магазин Ларисы Ролькиной и к ней домой. Надолго задержались у Тынарентыят Татьяны Павловны, во-первых, потом что нас не выпускали, пока мы не съели всё предложенное угощение (ммм котлетки из оленины с пюрешечкой), а во-вторых, Татьяна Павловна является одним из старейших жителей Нутепельмена и знает не только язык и песни, но и про обычаи и быт. Мне было очень интересно её послушать. И большое спасибо её сыну Константину за настоящий мужской подарок Стасу – рукавицы из нерпы, прочные и непромокаемые.



Подарок Константина. Потом, вооружившись камерой, я пошла к Любе Эттырагтыной, потому что она обещала рассказать мне, как выделывать шкуры в домашних условиях, так как после поездки на Диксон мне есть на чём тренироваться. Вот это, на первый взгляд компрометирующее фото связано именно с этим – я искала подходящие камни для выделки.




Это уже летом применение знаний. А ещё я не рассказала, что помимо магазина, Лариса работает и в пекарне. Узнав, что мы с Лёшой большие любители свежеиспечённого хлеба она приносила нам каждое утро по булке ароматного, ещё горячего хлеба. Хлеб у Ларисы наивкуснейший, Лёша им запасся в дорогу и до сих пор вспоминает.



Лёша сфотографировал хлеб на память


19.02.2016 г.


Сегодня я не расставалась с видеокамерой. Лариса показала нам настоящие байдары, на деревянном каркасе, обтянутые моржовой кожей. На таких до сих пор, как и столетия назад, выходят в море для промысла. Единственное отличие, теперь на них ставят лодочные моторы.



Байдара обтянутая моржовой шкурой



Каркас байдары


А потом нас прокатили на собачьей упряжке. Собаки подняли невообразимый шум, поняв, что предстоит их любимая забава. Надо навести порядок среди заливающихся лаем собак, разобрать упряжь из верёвок, прицепить каждую собаку и не дать им перепутаться. Потом только упряжка цепляется за нарту. Руководят упряжкой с помощью двух команд. Поть-поть – налево, хрр – направо. Как тормозить упряжку я не очень поняла, но в книжках про Чукотку я читала, что делается это с помощью остола, который резко втыкается как тормоз в снег. Такой способ торможения нам испытать не пришлось, потому что собаки давно не были в упряжке и тянули от радости в разные стороны, как в известной басне, поэтому прокатились мы хоть и с ветерком, но не долго. Да и обратно я предпочла пешочком вернуться.



Чай после катанийСкажу честно, что в Нутепельмене я не успела написать всё что хотела, а в Эгвекиноте я по ряду причин перестала вести дневник и это желание ко мне не вернулось до конца поездки. Поэтому дальнейшее повествование было восстановлено в Новосибирске, по моим меткам в телефоне и если с этого момента я что-то забыла или приврала, так это не со зла, а от беспамятства.


Если бы мы задержались здесь летом, то думаю, от океана меня было бы не оторвать. Жаль, что снег и лёд совсем на океан не похожи. Лёша сходил посмотреть на продолжение косы в сторону Нешкана – вернулся очень весёлый и сказал, что всё, что мы до этого ехали было детски утренником, по сравнению с тем, что могло бы нас ждать дальше. В любом случаем, нам этого уже не узнать.



Угощение


Что ж, мы хотели доехать до края земли и, в общем-то, доехали, потому что Нутепельмен переводится с чукотского как «край земли».


Вечером приехал Сергей Гуркин на Охаре, настало время прощаться. Провожали нас практически всем посёлком. Фотографировались, обнимались. Адресами обменялись заранее, мы были бы рады отплатить гостеприимством. На прощание Люба Эттырагтына подарила мне настоящую кухлянку, выделанную своими руками. Пусть теперь кто-нибудь скажет, что я в поездке одета в неправильной одежде. Пока похвастаться кухлянкой не могу, она едет в машине из Владивостока, но это я уже забегаю вперёд.



Провожали всем посёлком



Я с мужем и Любой Эттырагтыной


Прицепили Райта за Охару и выдвинулись в сторону Амгуэмы. На улице потеплело почти к нулю и остатки наста исчезли в неизвестном направлении. Мы застряли сразу, выехав за территорию Нутепельмена, мокрый, липкий, тяжелый снег – не проехать, не натоптать не откопать, вот не люблю я такое. Пришлось цепляться за Райта, но у него передние колёса такое нагребают под брюхо, что не едет ни он, ни Охара. Пришлось прицепить нас первыми, потом его. Я, Стас и Райво пересели в Охару, чтобы облегчить машины, Райт и Лёша остались за рулём. Периодически останавливались попить чаю в гостеприимной охаре. Вообще чай на Чукотке сакральный напиток. Крепкий, черный и обязательно сладкий. Взятый по просьбе каюра для катания на собачьих упряжках термос был нещадно забракован по причине отсутствия сахара. У каждого есть несколько именных термосов, различного размера, для разных нужд. Для дальней дороги, для работы, для коротких выездов. Чай пьют всегда, по поводу и без. Именно в этой поездке и я пристрастилась к этому напитку, правда без сахара. Если раньше я пила чай только с сахаром и с едой либо лакомством, то теперь стала получать удовольствие просто от кружки горячего ароматного напитка. Кстати, чаем мы были обеспечены на всю поездку (и не только чаем) благодаря участию новосибирской компании Сибчай http://www.sibtea.ru/


.




Пульт управления Охарой




Лёша и Райво


20.02.2016 г.Ехали всю ночь, Охара, как и все вездеходы, по льду никогда (если есть такая возможность) не ходит, поэтому карабкались по тундре. В горку нас затаскивали по одному. На нашей машине в итоге вырвали буксировочные проушины вместе с рамой. Погода всё хуже и хуже, вокруг одно молоко, двигаемся только по навигации. Только чуть похолоднее, и уже наш санно-тракторный поезд бодро бежит, теплеет на пару градусов и мотор Охары надсадно ревёт, не смотря на то, что машины тоже старательно крутят колёсами.



Санно-тракторный поезд.


Мы за саниВ восточном отцепились от Охары и дальше уже ехали своим ходом, хотя дорогу тоже нельзя было назвать лёгкой – мягкий, переметённый зимник, но машины ехали, а это главное. В этот же день встретили самое яркое зрелище за эту поездку – косяк, табун, не знаю как назвать, зайцев. Несколько тысяч зайцев бежали вдоль дороги в одном им известном направлении. Можно было поставить машину поперёк и, открыв дверь, набрать полный салон пушистых зверей. Запоминающееся зрелище.Ночевать встали на зимнике, в настоящем марсианском пейзаже.



Марсианский пейзаж утром


21.02.2016 г.


Утречком, взбодрённые отличной погодой и началом отсыпухи поехали на Амгуэму, не забывая делать фотографии по дороге. После Амгуэмы ехали среди прекрасных гор, солнце их подсвечивало, позволяя делать отличные фотографии даже на старенький телефон. Вдоль дороги встречали старые дорожные расчеты, сложенные из камней. После перевала пасторальные картинки кончились. Для начала перевал успело замести прямо на глазах, так как поднялся ооочень сильный ветер, проводить машину было практически невозможно, да и ничего не видно. Пытаясь сделать фотографию машин под знаменитой аркой Полярный круг мне пришлось держаться за поваленный дорожный знак, чтобы меня не унесло ветром, а Райту выломало дверь. К вечеру добрались до Эгвекинота и кое-как разместились на ночлег ( не забывайте, что с нами были иностранцы, с которыми без пачки бумаги даже в гостиницу не поселишься, но здесь нас опять выручила Лариса Ролькина, дав ключи от своего дома в Эгвекиноте).







Кого-то сдувает


Встретились с московским экипажем, который самостоятельно поехал из Эгвикинота в Анадырь и намотал стропу на колесо, в результате чего сломалась сошка рулевого кулака.


Лёша уехал с Денисом Забелиным за оставленным в тундре Патрулём, чтобы поставить на ход и дотащить обратно до Эгвекинота.



Эвакуация Патруля в Эгвекинот




Отсыпуха на Амгуэму



Детали быта



Детали быта22.02.2016 г.


Наверное, нам повезло с погодой, но Эгвекинот мне очень понравился, потому что стоит в окружении гор. Смотришь в окно, а там горы. И не где-то в отдалении седые вершины, а возвышаются над тобой. Идешь по улице, а вокруг горы, горы, будто и не в городе вовсе находишься.


Самая популярная машина в Эгвекиноте это Ниссан Сафари на резине Авторос. В каждом дворе по три четыре таких автомобиля. В общем-то на других здесь и не поездишь.



Эгвекинот



Персональная гора в палисадникеВ этот же день привезли редуктор для Райта и он поставил его на машину в гараже Константина Ригина. Там же дружно все ребята и провели пол ночи, вернув мне не очень трезвого, но вполне довольного мужа.


23.02.2016 г. -17 пасмурно


В одну машину выехали в Анадырь, чтобы решить вопрос самолётом, так как у экспедиции Аркадия Колодкина получилось очень удачно вывезти машины из Анадыря самолётом. Наши предварительные договорённости с перевозчиком обещали нам такую же халяву.


Залив Креста, на берегу которого и стоит Эгвекинот очень красивое и живописное место. На выезде из города мы встретили трэкол, пришедший из Анадыря, который пообещал нам автобан до самой столицы Чукотки. Для трэкола это наверное и был автобан.


Вышли из бухты в долину реки Обходной (говорящее название) в районе мыса Опасный (тоже говорящее, но зимой проблем не было). По дороге, идущей в каньоне реки поднялись на перевал и спустились в бухту Эчкавек. Я радостно носилась с камерой.



Залив Креста. Просто красиво.




Перевал на речке Обходной



Залив Креста, вход в долину речки ОбходнойА дальше по расчудесному заливу начали встречаться трещины, припорошенные снежком, поэтому шли по самому краешку моря, практически по прибрежной полосе, где карта глубин обнадеживала. Так и доехали до Уэлькаля. После Уэлькаля вообще ушли в тундру, где в сумерках пришлось постоять, ожидая возвращения видимости. Проехав ещё немного встали на ночёвку в тундре.


24.02.2016 г. – 04.03.2016 г.


С утра пасмурная погода и ничего не видно, в том числе и следа вездеходов, которого мы старались придерживаться. На подъезде к Угольным копям начали гадать, где же расположена таинственная ракетная база Гудым. Встретив большое антенное поле и начали спорить, так как я доказывала, что Гудым рядом, потому что никто не будет ставить антенны в тундре за просто так, Лёша убеждал, что Гудым в другом месте. Я оказалась права, но узнала об этом позже и, конечно же, достала ребят своей излюбленной фразой «яжеговорила!» Помимо антенного поля мы встретили и танк, и самолёт, и разную технику, и строения, просто стоящие посреди тундры.



Это не вы танк обронили?


Дальнейший рассказ нет никакого смысла разбивать по датам, поэтому просто расскажу, чем мы занимались до отлёта. Нас встретил и разместил в съемной квартире директор компании Нортоко-сервис Евгений Басов, который очень помог нам с оформлением пропусков в пограничную зону (потому что с целью обычного туризма сюда можно привезти иностранцев только на один месяц, что в сроки нашего маршрута никак не укладывалось). Всю неделю я чувствовала себя как на работе (кто не знает, я работаю юристом). Мы со Стасом вставали с утра и весь день ходили по разным чиновникам, военным, перевозчикам, решая вопрос как с пропусками для Райта и Райво так и с отправкой машин, не забывая зайти к тем, кто помогал нам с подготовкой маршрута.


В один из дней нам позвонил заместитель губернатора Чукотского автономного округа и пригласил на встречу. На встрече мы узнали, что ему передали информацию, что международная экспедиция в Анадыре нуждается срочно в деньгах и прислали номер счёта, куда их можно перечислить. Мы со Стасом, конечно, обалдели, даже на не самой большой экспедиции чей-то ум попытался нажиться, первый раз такое встречаю.



В Анадыре мы подружились с ребятами джиперами, Иваном Сосновским (про которого я уже писала, именно он помог найти нам редуктор) и его супругой Марией, Аланом Дзитцоевым и его супругой Мариной, Юрой Крючковым, Виталей Гуральником и его супругой, Андреем Востриковым. Нам устроили отличную баню, Алан свозил нас на Гудым и поселил в замечательной уютной квартире, а Юра оставили у себя в гараже наши машинки, а потом и погрузил их на паром.



Юра и Алан



В гостях


В Анадырь приехали Райт и Райво и московский экипаж, благополучно получивший запчасть, в том числе благодаря помощи Андрея Вострикова.


В один из дней мы зашли в гости на чай к Витале Гуральнику, с булочками (булочки взяли с собой). Поздно вечером, мы со Стасом поддерживая друг друга выпали из подъезда и поняли, что совершенно не представляем куда идти. И тут мы встретили Ваню (как оказалось, он живет в одном доме с Виталей). Дальше ещё один анекдот из поездки:


- *воодушевлённо* Ваня, привет! А ты можешь нас до дома довезти!


- Могу, конечно, садитесь.


- *менее воодушевлённо* А ты знаешь где мы живём?


Спасибо большое Витале и его супруге за гостеприимство, очень душевно посидели:)



Стас хвастается Витале, что умеет делать строганину


Конечно же, мы не могли не съездить на заброшенную ракетную базу Гудым или Анадырь-1. Сложнейший стратегический объект, построенный внутри сопки. От поездки туда чувства у меня были противоречивые. Масштаб строительства, конечно, поражает. Длинные огромные коридоры, двери толщиной в метр, залы с остатками ящиков от боевых зарядов. Но сняты все провода, срезано и вынесено всё, что только можно было вынести. Что вынести не смогли, испортили, изорвали, испакостили. С одной стороны памятник великой державе, с другой стороны, такое бездумное варварство по отношению к своей же истории. А ещё меня не оставляла мысль о какой-то неправильности всей постройки, посудите сами: под сопкой на открытом месте посёлок для военных и их семей. Пусковые столы также находятся на поверхности. Сама база представляет из себя множество длинных высоких коридоров с рельсами и небольшим количеством помещений и складов для боеприпасов. Коридоров явно больше. В этих складах так уж много боеприпасов не спрячешь (хотя предположим, что ядерных много и не надо), никаких жилых помещений на самой базе под землёй нет, не смотря на множество герметичных многотонных дверей ядерную войну там особо не пересидишь. Какой в ней вообще смысл? Просто хранить там ракеты, а потом вывозить их на улицу на пусковые столы и отправлять по известному адресу разовой акцией? Тогда зачем прятать их под землю (строить в сопке, да ещё и в вечной мерзлоте дело очень не простое), можно было и попроще что-то придумать. Моё мнение, что или не все уровни Гудыма известны или это было просто какой-то профанацией. Хотя в военном деле я ничего не смыслю и это только мои размышления.



Один из залов Гудыма



Длиннейшие коридоры с рельсами



Наряд самолётов, крылатых ракет



Вход в подземную часть



Посёлок Анадырь-1 или Гудым


Мы гуляли по Анадырю, отъедались свежей выпечкой, на посиделках в гараже нас угостили похлёбкой из свежей лосятины. И если строганина из печени у нас как-то не пошла (я даже пробовать не рискнула) то похлёбка из лося это что-то с чем-то. К оленине я равнодушна, предпочитая ей привычные говядину и свинину и не ожидала, что лосятина может оказаться такой вкусной!



Лось. Было очень вкусно:)


Московский экипаж принял решение самостоятельно выбираться на большую землю своим ходом.


Ещё из запомнившегося, в Анадыре это конечно цены. После Нутепельмена нас трудно напугать, но и здесь всё раза в три четыре дороже, чем в Новосибирске. Вот меня Лёша угостил яблоком. Яблоко это обошлось в 200 рублей. А так, конечно, город чистый, опрятный, с интересными картинами на домах.



Вид из окна




Яблоко за 200 рублей


А ещё мы ездили смотреть на антенны для самолётной навигации (не знаю, как они по умному называются) и вблизи рассмотрели антенны тропосферной связи, которые в прошлом году видели издалека на Таймыре возле Волочанки.



Антенны тропосферной связи




Антенны аэропорта


В один из вечером Женя Басов устроил нам встречу с туристами, спасателями и всеми, кому был интересен наш маршрут. Его впечатления от встречи с нами можно прочитать в его ЖЖ http://basov-chukotka.livejournal.com/187825.html


. Правда кое-с-чем там написанным я лично не согласна, но на ты мы все и разные и воспринимаем окружающий мир совершенно по-разному.


Пора заканчивать мой рассказ, всё что хотела и всё что вспомнила, я написала, можно начинать подводить итоги.


Сухими фактами это 49 дней в пути от Новосибирска до самолёта из Анадыря, 10 тысяч километров. Самая технически сложная экспедиция из всех, что мы делали, с самым разнообразием послевкусием. Я туда ехала за удовольствием и, несмотря на многие факторы, я его получила. Маршрут состоялся.


Разбора полётов не будет, как и каких-либо оргвыводов для общественности. Каждый день жизни учит нас чему-то новому, как и каждый день в экспедиции, но все мы усваиваем свои уроки. Скажу только, что организаторы экспедиции не оказывают туристических услуг, а тратят своё время и свои нервы исключительно ради собственного удовольствия, поэтому притензии в таких ситуациях вылядят не уместными.


FIN.


П.С. Машины новосибирского и эстонского экипажей благодаря помощи наших друзей из Анадыря благополучно уплыли на пароме во Владивосток с открытием навигации.






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий