|
Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Философия КультурыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


«Экспериментальная медицина»

Одна из главных задач отделения «Экспериментальная медицина» - дать обучаемым знания, умения и навыки, позволяющие им разработать индивидуальный стиль здорового образа жизни.


Опытно-экспериментальная работа, как и весь процесс обучения, строится этапно. Первый этап - подготовительный. Его цель - создание устойчивых групп, которые переходят к основному этапу обучения. При записи в кружок на каждого ребенка заводится «Карта врачебного самоконтроля», в которую вносятся данные анамнеза, включая ближайший спортивный анамнез, физического развития, особенностей телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата, результаты исследования функционального состояния внешнего дыхания, сердечно-сосудистой, нервной и нервно-мышечной систем, физической работоспособности. По мере дальнейшего получения теоретических знаний обучаемый постепенно подводится к прогнозированию своего будущего физического облика, которого он может достичь, и этот научный прогноз является основным стимулом совершенствования собственного организма.


В зачетных экспедициях по итогам учебного года ребенок, самостоятельно занимаясь научно-исследовательской работой, получает самую разнообразную информацию о влиянии на его организм физической нагрузки, чередований режимов работы и отдыха, питания, природных факторов, в том числе подземной среды. Причем особенно выделяется цикл наблюдений, приводящих обучаемого к выводам, что физическое состояние его организма неотвратимо влияет на эффективность умственной деятельности. Экспериментальным путем доказывается положительная роль физической нагрузки на усвоение теоретического материала, оперативное решение поставленных задач, память и другие виды умственной деятельности.


Следующий этап работы заключается в осмыслении полученной в зачетной экспедиции информации, использовании собранных в путешествии данных для экспериментальной работы в камеральных условиях. При этом результаты обработки полученных данных оформляются наглядно (в виде таблиц, диаграмм, схем). На втором году обучения на основе «Карты врачебного самоконтроля» и результатов практической работы в зачетной экспедиции разрабатывается индивидуальный план тренировок и закаливания. При этом каждому предлагается составить такой план самостоятельно и защитить его в виде доклада, обосновав выбор тех или иных элементов. После необходимой корректировки со стороны преподавателя обучаемый приступает к реализации этого плана. Поддерживать же интерес к научно-исследовательской работе позволяет постоянный контроль достигнутых результатов для оперативной оценки соответствия намеченной программе физического развития и самосовершенствования. Так, например, при оценке показателей физического развития по методу стандартов используется графическое изображение результатов в виде антропометрического профиля.


Особенно интересны показатели у членов клуба, занимающихся в отделении «Экспериментальная медицина» с момента его образования: несмотря на некоторое снижение физических нагрузок, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам, сохраняется устойчивая тенденция к улучшению основных жизненных показателей. Это свидетельствует о том, что организм человека, выведенный на оптимальный для него путь развития, продолжает самосовершенствоваться, несмотря на не совсем благоприятные внешние условия.


На третьем году слушатели отделения начинают самостоятельную работу над какой-либо научной темой, вытекающей из исследований, проведенных в течение предыдущих лет, с результатами которой они затем участвуют в работе Новосибирского научного общества учащихся в рамках секции «Испытатели природы», а также продолжают работу по уточнению, расширению и совершенствованию плана развития своего организма.


Таким образом, разработана и апробирована на практике методика формирования у школьников научно-обоснованного подхода к физическому и духовному самосовершенствованию с использованием средств спелеологии и связанных с нею видов деятельности.