Главнаянадувные моторные лодкиКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Исследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Спелеологический клуб "Сибирь" | XXXII открытая городская научно-практическая конференция

Управление образованием мэрии Новосибирска

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

Тема доклада: «Транспортировка пострадавшего в автономных условиях».

Выполнил: Следенко Кристина

Руководитель: Горбач Т.В.

Новосибирск 2013


Содержание


Введение

1. Транспортировка пострадавшего

2. Основные правила поведения в условиях автономного существования

3. Иммобилизация

4. Применение разных способов транспортировки на практике

5. Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


В сентябре этого года я начала заниматься в Школе спасателей. Ходить в походы и изучать оказание первой помощи. Поэтому мне стало интересно как легче и аккуратнее доставить пострадавшего в больницу. Я решила провести исследование этой темы и вот что у меня получилось.


Транспортировка пострадавшего


Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь. Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие: - определение способа транспортировки; -подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;


- выбор маршрута; - беспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке; -преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха; - погрузка пострадавших в транспортные средства. Ведущую роль при выборе способа, средств, положений, в которых будут транспортироваться пострадавшие, играют виды травм, их локализация, состояние людей, характер заболевания. Правильно выбранные решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их страдания, обеспечат быстрое выздоровление. Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших. Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших - использование носилок. Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку. Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека; при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой - под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед. Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо: - поставить носилки на землю перед преградой; - встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками; - приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду; - одному спасателю преодолеть преграду; - одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы; - преодолеть преграду другому спасателю; -опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение. Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки. В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении. Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий. В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку). Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка. При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений и состояние человека. В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные. Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями. Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами. Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт. Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами. При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель. Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очередность погрузки. Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований. Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность их контакта с окружающими. Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.


Переноска на рюкзаке с палкой.


Применяется при переносе на небольшие расстояния, при легких и средней тяжести травмах. В лямки пустого рюкзака продевают палку длиной примерно 1 м (можно использовать лыжную палку) и надевают рюкзак на спину. Пострадавший садится сзади на палку, обнимая за плечи оказывающего помощь. Чтобы уменьшить давление палки на бедра пострадавшего и спину несущего ее следует обернуть чем-либо мягким (свитером, курткой и т. п.). Во избежание опрокидывания пострадавшего следует привязать его чем-либо к оказывающему помощь.


Переноска в рюкзаке


Нужно распороть боковые швы рюкзака примерно на 30 см от дна. Продев ноги пострадавшего в эти отверстия, рюкзак надевают на него наподобие брюк и завязывают на уровне груди. Переноска осуществляется одним человеком.


Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) с куртками


Для такой переноски требуются два рюкзака, два шеста длиной не менее 2 м или лыжи той же длины, а также три-четыре куртки. Сквозь рукава курток продевают шесты или лыжи, куртки над шестами застегивают. Концы шестов продевают в лямки рюкзаков, надетых на спины оказывающих помощь. Пострадавшего кладут на носилки головой по ходу движения. Рюкзак впередиидущего служит изголовьем, поэтому в него помещают что-либо мягкое. Этот вид переноски одинаково удобен для лежачего и полусидячего положения. Если транспортировка осуществляется в зимнее время, пострадавшего следует тепло одеть и завернуть в одеяло или спальник.


Переноска вдвоем на поперечных палках


Для осуществления этого вида переноски требуются два рюкзака, крепкая палка длиной 1,2-1,4 м или две связанные вместе лыжные палки. Обернутую чем-либо мягким палку продевают через лямки рюкзаков, надетых на спины. Пострадавший садится на палку и кладет руки на плечи несущих для поддержания равновесия.


Переноска на шесте


Здесь требуется шест длиной 3 м, транспортировочный мешок или носилки, палка длиной 60-70 см. Мешок или носилки привязывают к шесту так, чтобы осталась ручка: у идущего впереди — длиной 45-50 см, у идущего позади — не менее 65-70 см. Для удобства транспортировки и во избежание раскачивания пострадавшего мешок привязывают как можно ближе к шесту. На уровне груди пострадавшего на шесте прикрепляют поперечину — распорку, с помощью которой края мешка или носилок удерживаются в раздвинутом положении. Невозможно дать рекомендации на все случаи нахождения человека в условиях автономного существования в природе, но чтобы выжить в этих условиях, необходимо знать основные правила поведения в той или иной ситуации и факторы, обеспечивающие выживание.


Переноска на носилках-плетенках из веревок.


Слева и справа от середины основной или вспомогательной веревки (30 м) вяжется два "узла проводника" с таким расчетом, чтобы расстояние между ними при натянутой веревке не превышало 50-55 см. На обеих половинах веревки делают по три петли на расстоянии 50 см, три - на расстоянии 80 см и три — на расстоянии 90 см.  Петли необходимо вязать так, чтобы в них легко проходил кулак. Полученные петли каждой половины кладутся крест-накрест таким образом, чтобы они находились по обеим сторонам снаружи образовавшейся сетки. Если петли завязаны на правильном расстоянии, на каждом конце веревки остается примерно по полтора свободных метра. Завернутого в спальный мешок или палатку пострадавшего кладут на сетку, а сопровождающие, берясь за одну или несколько петель, несут его. Поскольку этот способ транспортировки довольно трудоемкий, его можно значительно облегчить, продевая в петли (пока сетка лежит на земле) шесты, лыжные палки, связанные ледорубы, используя сетку как носилки. Есть и другой способ переноски на носилках-плетенках из веревок. На расстоянии 20-25 см от середины веревки вяжут петли величиной 38-40 см. Затем в 1 м от них в обе стороны вяжут вторую и еще через 1м - третью петли, после чего оставшиеся концы веревки завязывают вместе и плетут сетку (рис. 53). Полученные таким образом носилки могут нести шесть туристов, но если продеть в петли шесты, то для переноски достаточно и двух человек. Если транспортировка осуществляется одним человеком, пострадавшего кладут на носилки ногами по ходу движения, если двумя, то головой к движению. В лесной зоне можно соорудить носилки-волокуши из длинных жердей (рис.57,в). Для этого потребуются: три жерди 5-6-метровой длины, на тонких концах которых оставляют ветки, две-три поперечины, достаточное количество гибких веток и несколько репшнуров. Связывают их так же, как и носилки-волокуши из шестов, с той лишь разницей, что их сооружают из трех продольных жердей. При отсутствии веревки для сетки плетут мат из тонких веток. Методы транспортировки те же, что и на носилках-волокушах.


Основные правила поведения в условиях автономного существования

• Умейте оценивать обстановку, распознавать опасности и искать выход из безвыходного положения.

• Помните, что чрезмерная поспешность вредит, но решения надо принимать быстро.

• Умейте определить свое местоположение и старайтесь запомнить место, где Вы находитесь.

• Учитесь побеждать страх и панику, все время контролировать себя, быть настойчивым, а если нужно — и подчиняться.

• Не бойтесь импровизировать, учитесь быть изобретательным.

• Старайтесь дорожить средствами существования, признавая пределы собственных возможностей.

• Ведите себя, как местный житель, умейте оценивать людей.

• Учитесь все делать сами, будьте независимым.


Иммобилизация


На месте происшествия, прежде всего надо остановить у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно. Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п. Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной. Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок. На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой.


Описание: иммобилизация


Иммобилизация при помощи подручных средств:

а, б - при переломе позвоночника;

в, г - иммобилизация бедра;

д - предплечья;

е - ключицы;

ж - голени.


Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов. Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня. При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).


При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают. При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную  травматизацию. Во время транспортировки пострадавший должен находиться в положении, которое соответствует его травме:


Сотрясение головного мозга на спине

Травмы передней части головы и лица на спине

Повреждение позвоночника на спине

Переломы костей таза  на спине и нижних конечностей

Шоковое состояние на спине

Травмы органов брюшной полости на спине

Травмы груди на спине

Ампутация нижних конечностей на спине с валиком под травмированной ногой

Острые хирургические заболевания на спине (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа)

Кровопотеря   на животе с валиком под грудью и головой

Травмы спины на животе или правом боку

Травмы затылочной части головы на животе

Травмы шеи полусидячее положение со склоненной на грудь головой

Ампутированная верхняя конечность сидя с поднятой вверх рукой

Травмы глаза, груди, дыхательных путей сидя,

Травмы верхних конечностей сидя,

Ушибы, порезы, ссадины сидя,

Травмы спины, ягодиц, на животе тыльной поверхности ног

Травмы плечевого пояса сидя


Применение разных способов транспортировки на практике

Для этой работы я взяла способы транспортировки пострадавшего с травмами нижних конечностей. Для того чтобы выбрать наиболее удобный способ, я решила опробовать несколько разных способов переноски и путем опроса своих товарищей, которые по совместительству бывают и спасателями и пострадавшими, сделать выводы. При большом разнообразии различных способов и типов транспор­тировки в распоряжении группы их будет в лучшем случае один-два. При возможности выбора способа транспортировки необходимо, кро­ме всего прочего, прогнозировать различные возможные препятствия, как рельефа, так и стихии (завалы, обвалы и лавиноопасные участки, отсутствие бродов, скальные участки пути, лесные пожары и т. п.). Так при травмах нижних конечностей можно использовать все виды переноса пострадавшего, я выбрала пять наиболее распространенных и универсальных. Рассмотрим по отдельности каждый из доступных способов транс­портировки в автономных условиях и экстремальной ситуации.


Первый

– перенос пострадавшего способом «стульчик», когда два спасателя, стоя лицом, друг к другу, соединяют руки на подобие «стульчика» и так переносят пострадавшего.


Второй 

перенос пострадавшего «на бухте веревки», когда бухта веревки закрепляется на одном или двух спасателях и сидя на этой веревке, переносится пострадавший.


Третий

перенос пострадавшего на импровизированных носилках (сделанных из подручных материалов).


Четвертый

на волокуше».


Пятый

на спине спасателя.


Для того чтобы дать объективную оценку всем способам переноски пострадавшего я составила таблицу которую дала заполнить своим товарищам. Обработав все данные получила следующие выводы.


Оценка способов переноски пострадавшего по мнению пострадавшего


Способы переноса пострадавшего

Плюсы  способа

Минусы способа

Оценка

1

Способ «Стульчик»

Достаточно удобно, комфортно.

Приходиться часто останавливаться, чтобы спасатели отдохнули.

6

2

Способ «на бухте веревки» 1 спасателем 2 спасателями

Достаточно удобно, комфортно.

Рост спасателей должен быть равный, а это не всегда получается, веревка достаточно жесткая и сидеть на ней долго не удобно.

6

3

Способ «на носилках из подручных средств»

Очень удобно, даже на большие расстояния.

Для пострадавшего минусов не вижу.

10

4

Способ «на волокуше»

Достаточно удобно.

Если  дорога каменистая, то очень трясет, мешают кочки – на них подкидывает и может быть больно.

9

5

Способ «на закорках»

Неплохой способ, вполне удобный.

Если дорога долгая то затекают ноги. Невозможно зафиксировать конечность выше колена, поэтому она может болеть.

8


Оценка способов переноски пострадавшего по мнению «спасателя»


Способ переноски пострадавшего

Плюсы способа 

Минусы способа

Оценка

1

Способ «Стульчик»

Не требуется дополнительных приспособлений. На короткие расстояния достаточно легко нести. Особенно по ровной дороге или по лестнице.

Требуется выносливость, примерно одинаковый рост спасателей, по наклонной плоскости идти неудобно, очень устают руки, по узкой дороге идти совсем неудобно.

6

2

Способ «на бухте веревки» 1 спасателем 2 спасателями

Мобильный способ переноски, свободны руки, можно подниматься по наклонной плоскости и спускаться. Можно идти по узкой дороге. Намного легче, чем в одиночку переносить пострадавшего.

Пострадавший должен быть легким, если идти на большие расстояния. Затекает спина и шея, большая нагрузка на ноги. Невозможность идти по пересеченной местности (сложно скоординировать движение), очень сложно нести по узкой дороге, необходимо подобрать рост спасателей.

7 6

3

Способ «на носилках из подручных средств»

Очень удобный способ. Применяется при всех видах травм. Нести легко и 2 и 4 и 6 спасателям. При применении лямок способ очень удобный, так как не устают руки.

Необходимость соорудить носилки, наличие лямок (это необходимо сделать)

9

4

Способ «на волокуше»

Достаточно удобно, можно и на лыжах транспортировать и пешком.

Необходим спасатель, который будет смотреть за пострадавшим, чтобы он не зацепился за пень, корягу или иное.

10

5

Способ «на закорках»

Мобильный, не требующий дополнительных приспособлений способ. Можно переносить пострадавшего и по пересеченной местности и по узкой тропе.

Устают спина и ноги, на длинные расстояния нести очень сложно – тяжело.

8


Заключение

Итак, обработав данные таблицы, я сделала следующие выводы:

самый удобный способ переноски пострадавшего и, по мнению спасателей и, по мнению пострадавшего – это переноска пострадавшего на носилках.

следующий по удобству способ переноски – это на волокуше.

на третьем месте – способ «на закорках».

следующий по удобству способ – «на бухте веревки».

и самый неудобный способ для спасателей – «стульчик».


Я думаю продолжать работу по изучению способов переноски пострадавшего, для того чтобы найти самый удобный способ и для спасателя и для пострадавшего с различными видами травм.


Список литературы

1. Ильин А.А.  «Школа выживания в природных условиях»: Эксмо; Москва; 2003

2. Учебник спасателя С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю. Л. Во­робьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: «Сов. Кубань», 2002

3. «Энциклопедия выживания» электронная  книга: «Хорошая погода»; Воронеж.

4. http://survinat.ru

5. http://festival.1september.ru

6. http://pripu.ru/voda-obezzarazhivanie-vody


Приложение



Рис. 1 Иммобилизация.



Рис. 1а Отработка иммобилизации на практике.




Рис. 2 Перенос пострадавшего способом «стульчик» или на сидении из четырёх рук.



Рис. 2а Перенос пострадавшего способом «стульчик» или на сидении из четырёх рук.



Рис. 3 Перенос пострадавшего на бухте веревки.



Рис. 3а Перенос пострадавшего на бухте веревки.



Рис. 4 Перенос пострадавшего на бухте веревки одним спасателем



Рис. 5 Перенос пострадавшего на носилках.



Рис. 5а Перенос пострадавшего на носилках.



Рис. 6 Перенос пострадавшего на волокуше.



Рис. 6а Перенос пострадавшего на волокуше.






Рис. 7 Перенос пострадавшего «на закорках» или одним спасателем.





Рис. 7а Перенос пострадавшего «на закорках» или одним спасателем.



Материал подготовил Комаров Виталий






ГлавнаяКарта сайтаПочта
Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий