ГлавнаяКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше НаследиеИсследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Исследователи природы


В поисках Сибирской Атлантиды, или второе рождение Бердского острога

Выполнили: Сотникова Вероника, Игонина Алиса

ученицы 10 класса МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением ХЭЦ,

Руководители:

Шарапова Ася Сергеевна, педагог дополнительного образования

Голодяев Константин Артёмович, сотрудник Музея Новосибирска

Новосибирск, 2019



Оглавление

Введение

1. Теоретическая часть

1.1. Сибирская Атлантида

1.2. Второе рождение Бердского острога

1.3. Критика СМИ

1.4. Мнение специалистов

1.5. Значение этнопарка

1.6. Смысл и назначение составляющих элементов этнопарка

1.7. Оппоненты есть всегда

2. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Приложение



В прошлом году моя тема звучала: «Сибирская Атлантида, или Тайны Обского моря». В этом году я решила продолжить начатую работу.


Но, к сожалению, мне не удалось побывать на островах Обского водохранилища в поисках артефактов.


Тогда я решила подойти к проблеме с другой стороны. Что меня интересует? Бердский острог, который и был затоплен. Попытаться воссоздать облик города, быт людей. Однако я поняла, что эти цели могут преследовать археологи, историки-краеведы, но для меня, школьницы, они слишком монументальны.


А я узнала, что на берегу Обского залива уже практически построен парк «Бердский острог». По словам Александра Илющенко, бизнесмена, занимающегося строительством, «документов по «Бердскому острогу» ни в музеях, ни в архивах не сохранилось, поэтому сегодня это некий собирательный образ, при строительстве которого мы консультировались с ведущими учеными в этой области (Статья Анны Наговициной в «Бердск.Свидетель» Этнопарк «Бердский острог» откроется ко Дню города).


Оказывается, «Бердский острог» задуман как этнопарк и здесь можно будет ощутить дух далёкой эпохи. Реальная история переплетётся с художественным вымыслом, самые яркие факты найдут отражение на стендах, а легенды украсят рассказы экскурсоводов.


Бердский острог изображен на гербе города, и примечательно, что теперь деревянную «крепость» видно с моста через реку Бердь.


Актуальность – сооружение «Бердского острога» является средством воспитания гражданского самосознания на базе традиционных национальных ценностей.


Цель  рассмотрение этнопарка «Бердский острог» как символа времени, истории и эпохи, ушедшей в прошлое.


Задачи:

• изучить литературу по теме исследования;

• изучить редкие артефакты (посещение Краеведческого музея) из археологических памятников, попавших в зону затопления Новосибирского водохранилища в 50-е годы;

• встретиться с известными историками, краеведами области – Константином Голодяевым, Сергеем Росляковым;

• взять интервью у жителей Новосибирска и Бердска;

• проанализировать, систематизировать и сравнить собранный материал;

• изложить ход и результаты исследования;

• создать видеоролик и буклет «В поисках Сибирской Атлантиды, или Второе рождение Бердского острога».


Гипотеза: «Бердский острог»  воспроизведение этнической культуры для будущих поколений с опорой на историческое прошлое.


Предмет: этнопарк «Бердский острог».


Объект – «Бердский острог» прошлый и настоящий.


Методы исследования

• теоретические (при изучении научной литературы),

• практические (опрос старожилов, музейных работников; анализ газетных статей; систематизация, сравнение и обобщение полученных данных; презентация полученных результатов).


Ожидаемый результат – видеоролик и материалы можно будет использовать на уроках краеведения, причем не только литературного, но и географического, исторического. Буклет и фильм поможет вызвать интерес к «Бердскому острогу», желание учеников посетить его после открытия.


Практическая значимость: видеоролик, буклет и приложения к работе могут быть использованы обучающимися школы на уроках истории родного края.


1. Теоретическая часть


1.1 Сибирская Атлантида


По мнению ученых, в Новосибирской области сохранилось огромное количество древних артефактов, которые помогают понять, кем были первые жители Сибири. Однако, несмотря на очевидную историческую ценность этой территории, крупных археологических раскопок до какого-то времени тут не проводилось. В 1950-е годы представляющая интерес для археологии территория укрылась водами Обского моря. Так своими руками человек соорудил Нью-Атлантиду.


Атлантида  мифический остров-государство. Показания древних о местоположении Атлантиды неопределённы (Статья из Большой советской энциклопедии (3-е изд.)). По словам Платона, остров находился на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атланта. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощён морем в один день вместе со своими жителями  атлантами. Платон указывает время катастрофы как «9000 лет назад», то есть около 9500 г. До н.э.


В современной науке вопросы о существовании Атлантиды являются спорными. В целом рассказ считается легендарным, но предпринимаются попытки найти реальные исторические факты и события, которые могли бы послужить основой легенды.


В народе Обское море иногда называют «кладбищем тайги». Дело в том, что на месте водохранилища когда-то стоял лес. При создании акватории его собирались вырубить, но времени было мало, а объём работ был слишком большой, поэтому бор решили просто затопить. Под воду попали леса не только Новосибирской области, но и Алтайского края. И сегодня на берег выносит волнами брёвна.


Большая часть стоянок, поселений, городищ, грунтовых и курганных могильников с эпохи нового каменного века и до первых русских поселений ушли под воду. Впрочем, кое-что узнать ученые все же успели. Это пролило немало света на историю появления сибиряков (Статья «Новая Атлантида в Сибирской тайге»).


Действительно, история Обского моря полна мифов и загадок. «В начале пятидесятых при строительстве Новосибирской ГЭС был затоплен огромный лесостепной район, старинный трёхсотлетний город Бердск (позже он был выстроен в стороне) и множество деревень (называются цифры от 70 до 300). Перед затоплением каждой семье предписывалось разобрать жилище, сровнять с землёй все хозяйственные постройки и засыпать погреба», — утверждает писатель Игорь Маранин, автор бестселлера «Мифосибирск».


Каменные городские здания разрушались специальными бригадами. Сносились жилые дома, церкви, сравнивались с землёй кладбища. Долго не могли разрушить старинную Сретенскую церковь 1816 года. Подогнали автокраны, прикрепили к ним тяжёлые чугунные болванки и долбили, долбили, долбили. Несколько дней подряд (Игорь Маранин «Мифосибирск»).


Много тайн хранится на дне Обского моря. Реальные события, как всегда, обрастают мифами и легендами, и теперь уже не разобрать, где правда, а где вымысел. Гуляет в народе легенда, что на берегу Оби стояла когда-то тюрьма и её затопили вместе с заключёнными. На самом деле — это не более чем «страшилка». Водохранилище заполнялось не один год, и уровень воды в нём рос медленно, позволяя при необходимости эвакуировать кого угодно и куда угодно.


В 2003 году состоялась церковно-историческая экспедиция под руководством священника отца Андрея Ромашко на остров близ села Красный Яр в Ордынском районе. Остров этот совсем маленький — сорок метров в длину и меньше десятка в ширину. Сохранился он благодаря каменному фундаменту стоявшего здесь храма Александра Невского. Волны моря накатываются на остатки алтарной стены, а весь берег усыпан обломками рыжих «царских» кирпичей. На острове отыскались две могилы священнослужителей и нетронутый церковный подвал, куда впопыхах свалили церковную утварь. Память народная сохранила имя молодого петербургского священника Акципетрова, расстрелянного когда-то у стен храма.


Совсем недавно ввиду малого паводка с алтайских гор и ошибки при сбросе воды на ГЭС море обмелело настолько, что приоткрыло часть своих тайн жителям Новосибирска и Бердска. Начался самый настоящий бум кладоискательства, десятки людей бродили с металлоискателями по обнажённому дну, ища клады.


Улочки затопленного старинного Бердска вновь показались на поверхности. Старое городское кладбище с сохранившимися могильными плитами, остатки бывшей больницы, захоронения героев Гражданской войны, развалины горкома партии, а возле разрушенной Сретенской церкви — оголённый фундамент склепа с цинковым гробом — усыпальница одного из самых знаменитых жителей Бердска купца Горохова.


Но сколько еще неразгаданных загадок!


Один из самых известных островов на Обском море называется в народе Тайвань. Интересно, что первоначально он именовался островом Тань и Вань. Потом стал просто Тань Вань, а затем уж и вовсе приобрел китайское звучание. По одним сведениям, в восьмистах метрах на запад от острова лежит затонувший корабль, а по другим — иногда виден купол ещё одной затопленной церкви. Глубина здесь небольшая — около девяти метров, так что всё возможно. Правда, вариант с церковью обычно оспаривается. Большинство полагает, что она была разрушена в тридцатые годы и находилась в районе острова Хреновый.


Также есть версия, что остров соединен подземным проходом с подземельями Академгородка. Говорят, в советское время там было что-то ракетно-стратегическое и секретное, а потом подземный проход затопили.


На острове и поныне существуют заброшенные катакомбы, но никто не знает, откуда они взялись. Попадаются полузатопленные «оконца», куда без специального снаряжения не попасть, — опасно. Кто-то считает, что это старые бердские погреба, кто-то – бывшие склады купца Горохова, кто-то выдвигает и вообще фантастические версии, что на остров ведут секретные подземные ходы из институтов Академгородка.


1.2 Второе рождение Бердского острога


В 2018 году в Бердске прошёл слёт Атлантид России, на котором стало ещё более понятно, как похожи в чем-то Атлантиды из разных уголков России, как интересны они современникам, и как много еще в их истории белых пятен. Что многих обсуждаемая тема волнует, заставляет говорить, действовать. Бердчан это мероприятие, длившееся два дня, подвигло на новые экскурсы в историю родного края, сделало его притягательнее и роднее. И многие задумались вдруг: а что я могу сделать для сохранения истории города?


Мнение Константин Голодяева, методиста I категории МКУК «Музей города Новосибирска»: «Во время экскурсий по Берди наблюдаю, как люди проявляют интерес в бердской Атлантиде, задают массу вопросов, озвучивают легенды, им это важно и необходимо. Так что Атлантиды России – это безошибочное попадание в тему, слетам подобным – быть! Все интересные сведения надо публиковать, потому что людям это важно узнать. Вокруг истории Бердска много споров, начиная с названия. На мой взгляд, несостоятельна версия, что Берди-Мурату, своему сыну подарил хан Кучум реку и назвали местность подарком, не было хана Кучума на этой территории, не владел он Правобережьем Оби. Историки склонны к версии, что Бердь выводится из топонима «огромная», и впрямь для тюрков эта река по правобережью была самым большим препятствием»,  констатирует он. Нет точной даты основания острога – он возник позднее других, когда началась колонизация Сибири. Причиной того, что земля не была освоена раньше, стала затянувшаяся столетняя русско-телеутская война. По мнению К. Голодяева, «цивилизованный» Бердск создал купец Горохов. Второй дыхание село получило в связи с постройкой Алтайской железной дороги, связавшей сельскохозяйственные районы Алтая и северного Казахстана с Транссибирской магистралью.


Затопленный город лежит на мелях, на глубине в 1-3 метра, но совсем рядом  в нескольких десятках метров от них открывается двадцатиметровая бездна основного русла Оби. Здесь, вблизи острова Умовский (Хреновый, Кленовый – у острова официального названия нет) находится самое глубокое место водохранилища. А острог был на остром мысу Бердской протоки. Старожилы помнят  а наша задача сохранить их воспоминания и предметы старого Бердска, ремесла, для потомков. Создать на кусочке старого Бердска островок истории – музей под открытым небом, с указателями, фишками разными. Чтобы предполагаемое место Бердского острога запечатлелось в памяти современников, не кануло в бездну забвения (Галина Бахарева «Бердск. Две половинки истории»).


Примером реконструкции, восстановления утраченных безвозвратно объектов бердской старины, того, как реализуется бренд «Бердского острога», является острог, что возводится на окраине города предпринимателем Александром Илющенко. «В великой истории российского государства были приняты такие управленческие решения, которые привели к великим трагедиям как затопление городов и сел,  отмечает он.  Бердский острог – кусочек истории, который становится досягаемым. Все делаем своими руками. Он востребован в том виде, какой есть, велик интерес к нему».


Острог – деревянное сооружение оборонительного значения, обнесённое стеной из поставленных вертикально и заостренных сверху брёвен, скреплённых с внутренней стороны перекладинами. Вдоль стен острога сторожевые башни с различными окнами и оконцами. Именно так строились все остроги. На ровном высоком месте закладывалась сначала одна из башен (либо зимовьё), а затем вкруг неё строился острог.


Процитируем статью в «Курьер.Среда.Бердск»: «Редакции удалось заполучить изображения проекта «Бердского острога». Судя по картинкам, архитектор (им, кстати, по сведениям редакции стал Роман Урюмцев) опирался на традиционные представления и исторические сведения о Бердском остроге.


Примечательно, что никто не знает, как вообще выглядел этот Бердский острог, считающийся символом и началом Бердска. По данным исследований архитектора Кузьмы Зайцева, острог имел типовой архитектурный проект. Он был огорожен частоколом из мощных бревен, врытых в грунт, снабжен бойницами и смотровыми окнами. Вся территория острога имела форму пятиугольника. В стенах, обращенных к жилому околотку и тракту, были поставлены две дозорные башни с проезжими воротами. На вышке башни висел набатный колокол. В ограде острога стояла церковь, амбары для хранения оружия и припасов: хлеба, соли, плавсредств, а также судная изба и контора управителя.


Проект современного «Бердского острога» очень подходит под это описание. Внутри ограды  четыре избы и один терем, похожий на часовню. По периметру  частокол с башнями. Выглядит так, как будто эти сооружения действительно строили несколько веков назад. И все же автор добавил несколько своих деталей. Судя по рисункам, рядом с острогом будет пирс с небольшим маяком  своеобразный памятник затопленному Бердску» («Курьер.Среда.Бердск»).


Это макет Бердского отрога, построенного около 1716 года. Само место острога сейчас под водой, его планов, описаний не осталось. Поэтому данный макет скомпилирован из многих элементов других подобных сооружений. Это будет не просто острог, а парковая зона отдыха, несущая в себе все функции места отдыха и досуга. Место проведения различных фестивалей, конференций и т.п. (Константин Голодяев).


1.3 Критика СМИ


Читая статьи в интернете, я столкнулась с резкой критикой в адрес инициатора проекта «Бердский острог» Александра Илющенко.


Приведу несколько цитат из СМИ:


• «Старейшины выразили сомнение, что проект может не совсем соответствовать своему статусу исторического центра, так как раньше не строили из бруса. Инициаторы пояснили, что используются современные технологии, которые позволяют полноценно и экономично работать «Бердскому острогу» и в зимнее время.

Старейшины также предположили, что «Бердский острог», заявленный как культурно-туристический объект, будет скорее иметь статус увеселительно-развлекательного центра, каких немало. Илющенко, в свою очередь, заверил, что всё будет по-настоящему – и кузница, и конюшня, и трапезная – всё будет соответствовать тому времени.

Бердские ветераны посыл одобрили и выразили надежду, что всё будет, как обещано».


• «Илющенко признался, что ему хотелось бы развеять миф, прозвучавший в СМИ о том, что после завершения строительства «Бердский острог» разберут на бани.


•  Не знаю, у кого такая экономика в глазах, но бани строить проще — из другого материала и сразу. Мы делаем проект. Проект, который должен быть визитной карточкой Бердска. Мы на это очень надеемся. Думаю, что мы воплотим все наши мысли, и это будет парк семейного отдыха, в который будут приходить семьями, и проводить там время. В качестве наполнения парка мы предусматриваем мастер-классы»,  отметил Илющенко.


• «Вице-мэр Бердска по строительству Петр Ким адресовал самим жителям Изумрудного вопрос: как объекты на их территории оказались в «чужих руках». На что тогдашний председатель ТСЖ Игорь Мотин возразил:  Это вам, администрации, мы должны задать вопрос, как вы регистрировали. Это был, наверное, 2013 год. Наш мэр сидит сейчас в тюрьме, видимо, через него каким-то образом все это происходило. Не знаю, как оформили. Илющенко сам его посадил…»


• «На мой взгляд, строительство «Бердского острога»  отнюдь не оживающая на глазах трёхвековая история нашего города, а пример безвластия и коррупции» (Бердск. Свидетель Журналистское расследование Виталия Шапрана). Признаюсь, по-началу подобная критика меня смутила. А, может, действительно, ради личной выгоды всё задумано? Но, прежде чем делать выводы, нужно во всём разобраться.


И я стала читать статьи, где изложено мнение специалистов – краеведов, историков на строительство этнопарка.


1.4 Мнение специалистов


Примером реконструкции, восстановления утраченных безвозвратно объектов бердской старины, того, как реализуется бренд «Бердского острога», является острог, что возводится на окраине города («Бердск: две половинки истории»). «Реконструкция сооружений Бердского острога в парке «Ремикс» представляется очень полезной для города. И пусть это не копия, а собирательный портрет  макет острога, важно оживить его, сформировать парковую зону отдыха и досуга,  делится мнением Константин Голодяев, специалист Новосибирского музея. С ним солидарен директор ГКУ НСО «Центр регионального развития» Алексей Низковский. Рассказывая о развитии внешнего и внутреннего туризма, который проводит Новосибирский туристско-информационный центр при Министерстве экономического развития Правительстве НСО, с которым БИХМ подписал договор о сотрудничестве в плане разработки туристического маршрута народного артиста Владелена Бирюкова. Отметил, что когда «Бердский острог» Илющенко будет достроен, туда обязательно организуют водный тур.


Владимир Сорокин, доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ, называющий себя бердским общественником, подчеркивает: из самой безумной идеи может получиться высококлассный проект. Он сказал важную вещь: развитие туризма в Бердске – сложная задача, это особенно не было ранее нужно. Ее в 2008 году пытался решить иностранный специалист-австриец по аудиту, он провел работу и написал подробный отчет, который был потерян. Его мнение: Бердску нужна новая программа развития туризма, и над этим надо, не откладывая, эффективно работать.


На слете Ирина Келина выступила с докладом «Архитектурный облик современного Бердска». Отметила:


Бердск – это две половинки истории, и надо сделать так, чтобы они стали единым целым.


По мнению Андрея Бородовского, доктора исторических наук, остроги, даже если они не похожи на «прототип», достойны внимания. 


Остроги в России возводились как часть государственной структуры, которая перемещалась из-за Урала в сторону Тихого океана на протяжении более 80 лет после походов Ермака, — говорит историк. — Я считаю их частью нашего национального кода. Если другие нации воспроизводят какие-то свои избушки-городушки, то почему бы нам не воспроизводить свои исконные объекты, благодаря которым в состав нашей страны вошла Сибирь? – уверен он.


Сейчас, по словам Бородовского, существуют различные варианты острогов. Среди них есть подлинные объекты, восстановленные по реальным раскопкам, новодельные сооружения, которые выполняют функции демонстрационных объектов, а также развлекательные парки. Все они пропагандируют наши национальные ценности, и каждый решает свою задачу. 


Я видел проект «Бердского острога». Не надо забывать, что в его названии содержатся кавычки, и они говорят о многом. От реального Бердского острога ничего не осталось. Восстановить его в том виде, в котором он существовал, очень сложно. Однако этого и не нужно в ближайшее время. Думаю, что разумно возродить бренд в формате развлекательного объекта, — полагает Андрей Павлович.


К слову «Бердский острог» можно сравнить с подобным комплексом в селе Семилужки Томской области. По данным сайта volos-t.livejournal.com, этот острог также не является исторической реконструкцией. Настоящий острог стоял в другом месте, его облик не дошёл до современников ни в виде зарисовок, ни в документах. Но есть основания предполагать, что его внешний вид не сильно отличается от казачьих застав, существовавших в XVII веке в Сибири. Сейчас в комплексе устраивают фестивали, организуют празднование свадеб по русским традициям, проводят экскурсии.


«Идея возродить Бердский острог, сделать его «визитной карточкой» Бердска, центром детского и семейного туризма появилась давно, – говорит заместитель главы администрации города по социальным вопросам Раиса Устинова. – Но только сейчас, когда у нас, наконец-то, появилась долгосрочная программа (до 2025 года) развития туризма в городе Бердске, когда на горизонте уже замаячило празднование 300-летия нашего города, эта мечта стала реальностью. Тем более, что губернатором В.А. Толоконским еще в прошлом году было подписано распоряжение о приоритетном развитии туристско-культурного центра «Бердский острог» и дана рекомендация о включении его в федеральную программу «Развитие внутреннего туризма в РФ на 2011-2016 годы».


Заместитель главы города обрисовала свое видение будущего острога. Это не будет музей под открытым небом, это будет современный туристический объект в стиле сибирских острожных укреплений: с башнями, защитными стенами, шатровой церковью, приказной избой, мастеровым подворьем, сувенирными лавками и другими хозяйственными помещениями. Весь этот комплекс разместится на сравнительно небольшом участке в 1,2 га, на месте базирования турбазы ДОЦ «Юность». С высокого берега башни острога будут видны еще на подъезде к городу. Чтобы не загородить для жителей близлежащего микрорайона вид на залив и максимально сохранить природный ландшафт, все реконструируемые постройки здесь возведут не выше двух этажей.


Предполагается, что здесь смогут отдохнуть около 150-200 взрослых и детей одновременно. Их них примерно половина посетителей будет вовлечена в экскурсионные мероприятия, остальные займутся дополнительным образованием в универсальном многофункциональном спортивно-культурном центре, учебных кабинетах и творческих мастерских, расположенных непосредственно на территории острога. Часть туристов пойдут в имеющиеся здесь же кафе и столовую, где будет организовано горячее питание для детей (Петр Иванов «Второе рождение Бердского острога»).


Как видим, специалисты в области истории и краеведения полностью согласны с необходимостью построения «Бердского острога».


1.5 Значение этнопарков, музеев под открытым небом


Создание подобных сооружений – этнопарков, музеев под открытым небом, макетов острогов, несомненно, способствует привлечению внимания общественности к «забытым» сторонам этнической культуры, в частности к судьбе уходящих произведений народного зодчества, исчезающих видов народных промыслов и ремесел и в то же время стать хорошо узнаваемым туристическим брендом региона (В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев «Проблемы и перстпективы создания этнопарка в городе Чебоксары», 2013).


Этнопарк может стать уникальным местом для проведения как международных фестивалей фольклорных коллективов, так и реконструкций этнического бытия, реальных событий из истории сибирского народа, которые повысили бы узнаваемость Сибири в этнокультурном и туристическом пространстве России.


Этническая культура  это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.


Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.


Этнографический туризм выделен как особое направление в федеральной правительственной программе развития туризма до 2018 года. Почему этнопарки стали популярны и какую роль они играют в экономике Сибири, рассказала старший научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН Марина Жигунова: 


Этнопарк, так же, как и музей под открытым небом, отличается тем, что несёт и познавательную, и развлекательную функции. Он даёт возможность познакомиться с традициями культуры и быта народов, населяющих нашу страну. Это очень важно для Сибири как для многонационального края. Поскольку зачастую в возникающих межэтнических конфликтах основную роль играет элементарное невежество, отсутствие знаний о культуре проживающих по соседству народов.


Есть у этнопарков и ещё одна функция  проведение праздничных мероприятий, начиная с традиционных народных и современных праздников и заканчивая свадьбами и днями рождения (Статья Александры Евтушенко «Не чумом единым»).


Этнопарки способны: 

создавать условия для ценностной ориентации подрастающего поколения в жизненном пространстве; 

стимулировать интерес к национальной истории и культуре и активно использовать культурный потенциал своей Родины; 

формировать восприятие молодежью наследия своего народа и страны в целом как части общероссийского культурного наследия; 

помогать детям и подросткам адекватно представлять культурное многообразие своей страны.


Таким образом, попав в этнопарк, человек убивает сразу нескольких зайцев — и отдыхает на свежем воздухе, и развлекается, и получает полезные знания.


1.6 Смысл и назначение составляющих элементов этнопарка


Каждый из нас должен знать историю своей семьи, своих предков, чем они занимались, какими были людьми. Иначе мы не сможем понять свой народ и сохранить традиции.


А в Сибири было много мастеров-умельцев, а своё самое первое обучение они получали, как правило, в семье, где почитались традиции сибирского творчества. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику. Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов.


Например, дочь учится у матери вязанию, вышиванию. Они тщательно подбирают цвета, как когда-то делали мастерицы этого творчества. Мальчики занимаются резьбой по дереву, выжиганием.


Очень важно, чтобы ремёсла не были забыты и существовали условия для их возрождения.


Получается, что наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции.


А так как в соответствии с планом, комплекс «Бердский острог» будет не просто архитектурным украшением, а полноценным туристическим центром, там представят ремесла, процветавшие три столетия назад, выставят музейные экспонаты, покатают на лошадях.


Галерея ремесел – основная идея создать живой наглядный музей действующих ремесел и технологий, с высокой степенью информативности, несущий глубокую познавательную, обучающую и развивающую функции, демонстрирующий творческие способности и искусность мастеров в развитии, во времени, от древности до современности, позволяющий выполнять единичные и мелкосерийные (в т.ч. сувенирные) изделия, опытные образцы для постановки на промышленную серию.


Виды демонстрируемых ремесел классифицировать удобнее по видам основных используемых материалов в виде самостоятельных, но взаимосвязанных единым творческим процессом, зон, состоящих из «производственных» помещений и двориков:

ДЕРЕВО – мастерские по дереву: резьба по дереву от доски-барельефа или орнамента до объемной скульптуры, резьба по бересте, живопись по доскам, плетение корзинок и т.д., столярная мастерская – изделия от домашней утвари до мебели;

КАМЕНЬ – мастерские по обработке камня, изделия от ювелирных украшений объемной скульптуры, памятников и архитектурно-строительных изделий;

КЕРАМИКА – гончарные мастерские, мастерские по изготовлению художественных изделий, сувениров, посуды и нестандартной тары для уникальных напитков и т.д.;

МЕТАЛЛ – кузнечные мастерские по ковке, гибке и малогабаритному литью (чугун, латунь, бронза);

ТКАНИ – ткачество, плетение (коклюшки), кружева, вышивка, батик, живопись по ткани и т.д.


Галерею ремесел нужно постоянно совершенствовать и расширять, размещать в разных зонах (По материалам Г.С. Аникиной «Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира»).


По словам Илющенко, в самой кузнице разместится мастерская, а мастер будет работать под навесом. Что касается конюшни, то там, помимо лошадей, разместятся и другие домашние животные. 


Это будет не контактный зоопарк, а имитация того времени. Кстати, на территории острога уже второй год живет козел. Всех собак на территории гоняет,  пояснил Александр Петрович.


1.7 Оппоненты есть всегда!


Обсуждение проекта Центра и острога в Бердске идет полным ходом. Высказываются разные мнения, и даже собираются подписи «за» и «против». Кто-то выступает против придания будущим объектам острога статуса действующих, отдавая предпочтение их музейно-историческим функциям. Кто-то опасается, что задуманный туристский комплекс превратится не культурное, а в коммерческое предприятие.


Некоторые переживают: не слишком ли это дорогое удовольствие для дотационного города Бердска? А самые предубежденно настроенные оппоненты уверяют общественность в том, что создание историко-культурного комплекса вызвано не социальной необходимостью, а интересом коммерческих структур, желающих построить в элитной зеленой зоне коттеджи, таунхаусы или базы отдыха.


Процитируем Петра Иванова: «в Бердске есть на что посмотреть и где отдохнуть. Пойдут к вам туристы косяком, особенно если вы хорошо об этом позаботитесь.


Жителям же соседних с туркомплексом домов можно смело сказать: вы с обретением острога не только не потеряете, но и приобретете. Первое: вместо пустыря у вас по соседству появится ухоженная территория. Второе: осыпающиеся берега, находящиеся в непосредственной близости от ваших домов, будут укреплены и благоустроены. Появится оборудованный спуск к воде. И последнее: ваши дети в шаговой доступности смогут посещать туристические объединения и творческие мастерские, то есть получать необходимое для жизни дополнительное образование.


Возрождение Бердского острога даст городу Бердску необходимый толчок в развитии туристического бизнеса. А у бердских ребятишек в результате появится хороший стимул наглядно познавать историю родного края, пробовать свои силы в народном прикладном искусстве: ковке металла, глиняной лепке, деревянном зодчестве (Петр Иванов).


Практическая часть


Чтобы сделать практическую часть исследования, мы в ноябре отправились в город Бердск.


На экскурсию поехало 4 человека (вместе с руководителем). Сначала мы остановились в центре, возле городского Дома культуры, где взяли интервью у местных жителей. Затем поехали к «Бердскому острогу».


Практическая часть работы состоит из анкетирования, опроса, поездки в «Бердский острог» и, как итог, создание буклетов и видеоролика по материалам исследования.






Заключение


Проведя исследование, мы поняли, что полностью погрузились в эту тему. И нам не хочется останавливаться. Неожиданно «Бердский острог» стал постоянно занимать наши мысли. Нас осенило: мы хотим участвовать в развитии этнопарка. Как же это возможно? Конечно же, стать волонтёром! Конкретную роль для себя еще не определили, но можем быть помощником экскурсовода, мастера, приглядывать за животными, облагораживать территорию.


Познакомив со своей исследовательской работой одноклассников, обнаружили подобный энтузиазм и у них. Поэтому у «Бердского острога» уже есть первые желающие на должность волонтёров!


А побывав в «остроге» совсем недавно, нам даже удалось частично осуществить задуманное: мы попросили у сторожа лопату и метлу и убирали снег, сметали его с крыши и крыльца. Остались очень довольны и счастливы!


Сегодня Сибирь – это современный край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое.


В результате исследовательской работы удалось убедиться в том, что у нас появилась возможность оказаться в прошлом, возродить традиции и ремёсла бывших поколений. Благодаря острогу мы сумеем заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, познакомимся с умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они поделятся с нами. Гипотеза подтвердилась. «Бердский острог» - воспроизведение этнической культуры для будущих поколений с опорой на историческое прошлое.


Список литературы

1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для уч-ся 9класса. СПб: СМИО Пресс, 2005.

2. Андрей Фролов «Падение Хрустального Бастиона»

3. Гвоздецкий В.Л. План ГОЭЛРО – стратегическая программа социально- экономического и научно-технического развития Советского государства.

4. Гвоздецкий В.Л. ПЛАН ГОЭЛРО. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ//Наука и жизнь.  2005.  № 5.

5. Голодяев К.А. «Старый Новосибирск», «Кривощеково – история и литература», «Новосибирск «на ощупь», статьи

6. Иванов В.П., Матвеев Г.Б. «Проблемы и перстпективы создания этнопарка в городе Чебоксары», 2013

7. Маранин И.Ю. «Мифосибирск», 2011 г., «Город Красного солнца», 2017 г.

8. Молога // Русская Атлантида. Путеводитель по затопленным городам Верхней Волги. — Рыбинск: Формат-принт, 2005.  С. 23-28.

9. Росляков С.Г. «Культура населения Новосибирского Приобья в начале II тыс. н.э.»: 07.00.06, (по материалам курганного могильника Санаторный-1): диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.06 Новосибирск, 2007г, 204 с. РГБ ОД, 61:07-7/593

10. Щукин М.Н. «Встречь солнцу»

11. Эрлихман В. Эпоха освещения//Энергия промышленного роста.  М.: 2005.  № 2.


Сайты, интернет-ресурсы, использованные в работе над проектом:

ru.wikipedai.ru

korcheva.ru

liveinternet.ru

komi-sk.ru

2rybinsk.ru

vazuzagidrosystem.ru

strana.ru




























Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий