ГлавнаяКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше НаследиеИсследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Исследователи природы


Из истории экспедиции в изыскании трассы Абакан-Тайшет (руководитель А.М. Кошурников)

Выполнил: Истомин Михаил

воспитанник МБУДО ЦДТ города Абакана,

детское творческое объединение "География туризма"

Руководитель:

Тюркина В.В., педагог дополнительного образования

Абакан, 2019



СВЕТИЛЬНИК ДУХА

Друзья, зажжём светильник Духа,

Чтоб светом сердце озарить

Всех, кто в потёмках и разрухе

Умеет всё-таки любить.

И со светильником, как в бездну,

Во тьму шагнём, не устрашась,

Деянья зла оружьем Света

Взорвём, за это помолясь.

Мы знаем: каждый светоносец

Испытан будет сотни раз.

Судьба с него сурово спросит

И мужество, и зоркий глаз,

И стойкость выстоят в дозоре

На самом трудном рубеже,

Преградой стать творящим горе,

Участвующим в грабеже.


Марианна Озолиня


Цель и задачи данной работы:


1. исследовать дневник А.М. Кошурникова, бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа...


2. найти и выделить в дневнике А.М. Кошурникова факты, о том, что экспедиция могла завершиться успешно или трагически;


3. найти факты, что все участники экспедиции - это люди высокого духа и могут быть примерами для всех последующих поколений.


Место и сроки проведения исследования:


сентябрь, октябрь 2014 года, залы музея истории железнодорожного транспорта города Абакана.


Методика исследования:


1) работа с архивами и экспозициями музея;


2) изучение дневников;


3) опрос и беседа;


4) чтение литературы по тематике работы.


Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали и проходит по четырем крупным регионам России — Красноярскому краю, Республики Хакасии, Кемеровской и Иркутской областям. Днем рождения Красноярской железной дороги считается 1 января 1899 года, когда участок магистрали Красноярск-Иркутск был официально передан в ведение управления казенных дорог России с организацией регулярного пассажирского движения.


Линия Абакан — Тайшет проектировалась еще в тридцатые годы как трасса, призванная обеспечить пассажирские и транзитные грузовые перевозки из районов Средней Азии, Казахстана и Кузбасса в Восточную Сибирь, на Дальний Восток и обратно. Уже и название у будущей трассы было — Южсиб, по аналогии с Транссибом.


Новая линия имела важное оборонное значение как дорога, обеспечивающая выход грузов военного назначения из юго-восточных районов СССР к дальневосточным рубежам, где в канун войны с гитлеровской Германией была сосредоточена мощная Квантунская группировка войск агрессивно настроенной Японии.


Но начавшаяся война заставила пересмотреть многие планы и проекты. И все же в 1942 году было принято решение начать изыскания на будущей трассе по пяти вариантам, главным из которых были направление Абакан - Тайшет и Абакан - Нижнеудинск. Эту работу было поручено выполнить Новосибирскому проектному институту «Сибгипротранс».


На один из сложнейших участков будущей железной дороги 5 октября 1942 года вышла экспедиция во главе с инженером Александром Михайловичем Кошурниковым, имевшим опыт изысканий и проектировании дорог, в частности трассы Сталинск (ныне Новокузнецк) — Абакан. В составе группы были инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато.


2 и 3 ноября 1942 года все члены экспедиции трагически окончили свой земной путь. Об этом стало известно почти через год. И весь ход экспедиции удалось восстановить по дневнику А.М. Кошурникова, который он вел в течение всей экспедиции, вплоть до своего последнего дня — 3 ноября 1942 года.


Моя предыдущая работа была посвящена этим смелым людям, участникам важной экспедиции, которая была осуществлена во время Великой Отечественной войны. И я решил продолжить работу по данной теме. Но теперь изучить дневник руководителя экспедиции А. М. Кошурникова.


Дневник Кошурникова – это поистине потрясающий человеческий документ о верности долгу и непоколебимом упорстве. О том, что трое изыскателей боролись до последнего. В невообразимо тяжких обстоятельствах, застигнутые в Саянах суровой зимой, они до смертного часа продолжали думать о трассе, о том, как вернее и удобнее расположить пути и станции, откуда брать лес, песок, гравий.


Я очень внимательно изучил этот дневник, чтобы ответить на вопрос: «Почему такой талантливый и неутомимый изыскатель новых железнодорожных трасс, такой опытный, мощный, самобытный, яркий человек погиб вместе со своими товарищами? Могла ли данная экспедиция закончиться успешно?». У меня получилось следующее:




Результаты исследования и их обсуждение:


я попытался занести в таблицу положительные и отрицательные факты, которые нашел в дневнике у Кошурникова. Получилось, что факторов, отрицательно влияющих на исход экспедиции, больше всего на один. И они все не очень значительные, кроме одного, первого факта. Поздний выход экспедиции на маршрут я считаю основной причиной гибели экспедиции. К этому добавилась рано начавшаяся зима с обильными снегопадами, плохая экипировка группы и недостаточные навыки походной жизни у спутников Кошурникова.


Выводы:


данная экспедиция имела шансы на благополучное завершение. Все участники экспедиции были самые простые люди, которые сумели сделать невозможное. Никто за границей не верил, что Россия сможет построить железную дорогу в таких суровых климатических условиях и в труднопроходимом месте глухой сибирской тайги. Но дорога была построена, благодаря изысканиям экспедиции, которая прошла там, в годы Великой Отечественной войны.


Заключение:


Все участники экспедиции являются образцом силы воли в преодолении трудностей, мужества, чувства долга и ответственности за порученное дело. Это настоящие Светильники Духа, которые, не устрашась собственной смерти, продолжали до последней минуты, выполнять свой долг. Мы должны читать дневник Кошурникова, знать этих героев родного края и брать с них пример любви своей Родины и семьи.



Список используемой литературы:


1. Т. А. Лещев, Г. Н. Лещева «Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек»


2. Здравствуй «Абакан-Тайшет». Красноярское книжное издание 1975г.


3. Газета «Красноярский рабочий» от 14 ноября 2002года


4. Газета «Копейка» от 10 марта 2006г.


5. Журнал «Наводка туристу», №7,ноябрь 2009г.


6. Дневник начальника экспедиции A. M. Кошурникова // Сибирь. — Новосибирск, 1981


7. Железная дорога Абакан – Тайшет// материал из Википедии


8. www.nikava.ru // Домашняя страница семьи Никулиных


9. БИБЛИОТЕКА НА TOFALARIA.RU Дневник А.М. Кошурникова//«Сибирские огни», 1946, № 1.


10. http://gnkk.ru/articles/krestnyy-put-aleksandra-koshurnikova.html // НКК Краевая государственная газета// 2010–2014, КГАУ «Редакция газеты «Наш Красноярский край»


11. http://www.turizmvnn.ru/cont/show/29512/printer // В. Солонович, А. Новиков «Казыр, злая река…» // Газета "Знямя юности", 1980 год


12. www.lib.tpu.ru // О.И. Пятов «По пути Кошурникова»// Томский политехник №12








Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий