ГлавнаяКарта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше НаследиеИсследователи природыПолевые рецепты Архитектура Космос Экспедиционный центр


Исследователи природы


Моя Малая Родина и её историческое наследие: кто за всё в ответе?

Выполнил: Грушевский Олег

воспитанник МБУДО ЦДТ города Абакана,

детское творческое объединение "География туризма"

Руководитель:

Тюркина В.В., педагог дополнительного образования

Абакан, 2019


Содержание

1. Введение

2. В.Ф. Капелько и его вклад в сохранение петроглифов

3. Результаты исследования среди сверстников с целью выявления известности В.Ф. Капелько

4. Письмо Д.С. Лихачева "О культуре"

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложение


…. Я сделаю, всё, что смогу

И людям отдам: «Берите!»

Я буду спать на снегу

Я вам принесу сквозь пургу

Кучу сердечных открытий

-Ну что же вы , люди,

Берите!


Введение:


Актуальность:

В мае 2017 года мы отправились в поход на гору Куня. Это был не простой поход, поход-посвящение в «геотурики». После одного года обучения в детском творческом объединении «География туризма» все ребята проходят такое посвящение. У подножия горы все новички получили конверты с рисунком, оригинал которого надо было найти на скале. Большая Подкунинская писаница состоит из 327 фрагментов разных рисунков. Первое испытание было – добраться до стены с петроглифами.[1] Это было не очень легко, но я справился. Выполняя задание, я удивился красоте каменной стены с рисунками и быстро нашел свой. Радость от находки была омрачена тем, что не меньше следов на стене сделали современники. Были надписи типа: «Здесь был Вася» и другие. Я был уверен, что древние рисунки надо сохранять. Но, оказывается, есть люди, которые это портят! И я решил узнать, кто должен сохранять эти древние наскальные рисунки, которых в нашей Хакасии, как оказалось, очень много? Задавшись этим вопросом, я приступил к поиску ответа. Оказалось: за это отвечает государство. В Хакасии есть инспекция по охране объектов культурного наследия. Но к каждому памятнику не поставишь инспектора. Да и людей невоспитанных и некультурных еще много. Кто же еще за это в ответе?



Проблема:

Памятники культурного наследия, которые создавали наши предки много лет назад, портят современники.



Гипотеза:

От каждого из нас, простых людей, зависит сохранение памятников прошлого.



Цель:

Исследовать готовность каждого из нас брать на себя ответственность за сохранение культурно-исторического наследия Малой Родины.


Задачи:

1. Узнать, какие официальные государственные организации отвечают за сохранение культурно-исторического наследия Хакасии;

2. Познакомиться с жизнью и творчеством В. Ф. Капелько, с точки зрения его вклада в сохранения наскальных рисунков

3. Провести анкетирование и исследовать его результаты с целью выявления уровня знаний и сознательности людей по данному вопросу

4. разработать собственный план помощи в сохранении памятников прошлого


Методика исследования:

1) работа с архивами и экспозициями музея;

2) изучение творческого наследия В. Ф. Капелько;

3) анкетирование;

4) чтение литературы по тематике работы;



Д. Лихачев в своих письмах «О добром и прекрасном» отвечает на мой вопрос: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении».


И примеры таких людей есть. Это наш земляк и почти современник В.Ф. Капелько. Узнав о нем, я был поражен его любви к природе, людям, всему прекрасному, что нас окружает. Его умению замечать это прекрасное и брать на себя ответственность за сохранение исторических ценностей. Мне захотелось лучше узнать об этом человеке. И я приступил к работе.


Владимир Феофанович Капелько всю жизнь свою отдал творчеству. Он всегда жил, удивляясь миру, его красотам. Удивлялся тому, что сумело сделать человечество «до нас»: их культуре, обычаям, образу жизни. Удивлялся и всегда ценил землю на которой он жил. В 1972 году его пригласили на работу в качестве художника на археологические раскопки в Хакасию. Именно тогда Капелько сделал первое свое научное открытие. Им было обнаружено множество каменных плиток с выбитыми на них рисунками, которые он попытался копировать на микалент, взятый у археологов. Микалент - особая бумага, которая не рвется, когда ее намачиваешь, прикрепив к плоскости камня, на который выбиты или вырезаны рисунки. Так им был открыт уникальный контактный метод копирования петроглифов. Таким методом автором скопированы петроглифы рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея. Выполнены эстампажные копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц. С того времени Капелько ежегодно в летнее время принимает участие в археологических раскопках. Им были сделаны несколько тысяч копий древних изображений относящихся к самым различным культурам и эпохам. Он не только копировал наскальные рисунки но и зарисовывал каменные ограды, надмогильные выкладки и захоронения. Многие эстампажные копии были представлены в экспозиции «Древнее искусство Хакасии» в Хакасском музее краеведения и хранятся в его фондах. «Большая часть писаниц на скалистых берегах Красноярского моря затоплена и разбита водой, но я попытался их сохранить хотя бы в точных копиях древних наскальных рисунков и с надеждой, что их будут изучать не только ученые археологи, но и искусствоведы, что на выставках их увидят много самых разных внимательных людей».


Однако сегодня эта уникальная коллекция древнего изобразительного искусства особенно беззащитна, в силу того, что она находится под открытым небом на скалистых берегах рек и озер, на валунах, стелах, одиноко стоящих в степи, на скалистых отрогах горных массивов. Она гибнет от хозяйственной, порой и просто хулиганской деятельности человека. Например, современные любители автографов порой уничтожают многие знаменитые древние писаницы (Сулекская, Боярская и др.) Тем же, кто однажды открыл для себя увлекательный мир древнего искусства, ничего не остается, как направить все усилия на спасение того, что еще не подвернулось разрушению. Неслучайно, сегодня многие из них воспринимаются как шедевры мирового искусства.




Результаты исследования и их обсуждение:


Мною для детального изучение этого вопроса было проведено анкетирование в 2 «Б» и 3 «А» классах МБОУ СОШ № 1 города Абакана. В анкете было предложено ответить на следующие вопросы:


1. Назовите 5 природоохранных зон (заповедники, заказники, археологические природные памятники) на территории Хакасии.


2. Видели ли вы, отдыхая на природе: загрязнения, мусор, хулиганские надписи, сделанные человеком?

а) да

б) нет

в) не знаю


3. По приезду и после отдыха семьей на природе, убираете ли вы территорию, вывозите за собой мусор?

а) всегда

б) иногда

в) никогда


4. Если бы был создан волонтерский отряд по уборке природоохранных территорий, то Вы бы хотели участвовать в его деятельности?

а) да

б) нет

в) иногда



Проанализировав результаты анкетирования, я пришел к следующим выводам:


1. Большинство учащихся не смогли в 100% назвать 5 природоохранных зон.


2. В диаграмме представлен процент учащихся, которые наблюдали на природе загрязнения, мусор, хулиганские надписи, сделанные человеком.



3. 94,4% анкетируемых по приезду и после отдыха семьей на природе, убирают территорию, вывозят за собой мусор.



4. На вопрос «если бы был создан волонтерский отряд по уборке природоохранных территорий, то вы бы хотели участвовать в его деятельности?» изъявили желание участвовать - 72,3%, иногда - 19,4%, ответили отрицательно 8,3%.




Выводы


Проведя исследования, я пришел к следующим выводам:

1. Учащиеся 2-х и 3-х классов не знакомы с природно-историческими памятниками, что вызывает необходимость проведения просветительских мероприятий (например: экскурсий, виртуальных путешествий, интеллектуальных игр и т.д.)

2. Нежелание заниматься волонтерской деятельностью довольно большого процента учащихся связано с незнанием ее глубокого культурного и исторического наследия, значимого не только для нашего региона, но и для мира в целом (например: наскальные рисунки, пещерные комплексы, растения занесенные в красную книгу и т.д.)


Заключение.


Я решил продолжить работать над данной темой, с целью просвещения учащихся младших классов нашей школы в области краеведения, природопользования и охраны окружающей среды. Для достижения моей цели я поставил перед собой такие задачи на следующий год:

1) Более детально изучить природное, историческое и культурное наследие нашей республики.

2) Посетить места, относящиеся к природоохранным зонам, исторические и культурные памятники.

3) На основании моих теоретических знаний и посещении вышеуказанных территорий республики, создать презентацию об этих местах.

4) представить данную презентацию учащимся начальных классов моей школы и их родителям.

5) привлечь своих одноклассников и родителей к участию в республиканских и всероссийских экологических добровольческих акциях (например: «Сделаем мир чище», «Блогер против мусора» ,субботник «Зеленая Россия»).


6.) Принять участие в муниципальных и республиканских конкурсах научно-исследовательских работ.



Список литературы:

1. www ru.wikipedia.org.

2. Лихачев Д. С. «Письма о добром и прекрасном» - М.: Альпина Паблишер, 2017-288 с.: ил.

3. В.Ф. Капелько. Альбом. - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышение квалификации и переподготовки работников образования, 2007 – 60 с.

4. Городской журнал «Абакан литературный» № 4, 2001г.

5. http://kacc.ru/albom-vladimira-kapelko/










Яндекс.Метрика    Редактор сайта:  Комаров Виталий